Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 4. Философия истории. Герцен А.И. (1812-1870) – русский философ – материалист, писатель и публицист




Герцен А.И. (1812-1870) – русский философ – материалист, писатель и публицист. Основная тема философских исканий – доказательство единства бытия и мышления, практики и теории, общества и личности.

Как же это в природе все так целеобразно, а ци­вилизация, высшее усилие, венец эпохи, выходит бес­цельно из нее, выпадает из действительности и увядает наконец, оставляя по себе неполное воспоминание? Между тем человечество отступает назад, бросается в сторону и начинает сызнова тянуться, чтоб окончить та­ким же махровым цветом - пышным, но лишенным се­мян... В вашей философии истории есть что-то возмуща­ющее душу - для чего эти усилия? - жизнь народов становится праздной игрой, лепит, лепит по песчине, по камешку, а тут опять все рухнется наземь, и люди пол­зут из-под развалин, начинают снова расчищать место да строить хижины изо мха, досок и упадших капителей, достигая веками, долгим трудом - падения. Шекспир недаром сказал, что история — скучная сказка, рассказанная дураком.

Какая цель всего этого? Вы обходите этот вопрос, не решая его; стоит ли детям родиться для того, чтоб отец их съел, да вообще стоит ли игра свеч?

- Как не стоит! Тем более что не вы за них платите. Вас смущает, что не все игры доигрываются, но без этого они были бы нестерпимо скучны. Гёте давным-давно толковал, что красота проходит, потому что только пре­ходящее и может быть красиво, - это обижает людей. У человека есть инстинктивная любовь к сохранению всего, что ему нравится; родился - так хочет жить во всю вечность; влюбился — так хочет любить и быть лю­бимым во всю жизнь, как в первую минуту признания. Он сердится на жизнь, видя, что в пятьдесят лет нет той свежести чувств, той звонкости их, как в двадцать. Но такая неподвижная стоячесть противна духу жизни, - она ничего личного, индивидуального не готовит впрок,—она всякий раз вся изливается в настоящую ми­нуту и, наделяя людей способностью наслаждения на­сколько можно, не страхует ни жизни, ни наслаждения, не отвечает за их продолжение. В этом беспрерывном движении всего живого, в этих повсюдных переменах природа обновляется, живет, ими она вечно молода. От­того каждый исторический миг полон, замкнут по-свое­му, как всякий год с весной и летом, с зимой и осенью, с бурями и хорошей погодой. Оттого каждый период нов, свеж, исполнен своих надежд, сам в себе носит свое бла­го и свою скорбь, настоящее принадлежит ему, но людям этого мало, им хочется, чтоб и будущее было их.

- Человеку больно, что он и в будущем не видит пристани, к которой стремится. Он с тоскливым беспо­койством смотрит перед собою на бесконечный путь и видит, что так же далек от цели, после всех усилий, как за тысячу лет, как за две тысячи лет.

- А какая цель песни, которую поет певица? Зву­ки, звуки, вырывающиеся из ее груди, звуки, умираю­щие в ту минуту, как раздались. Если вы, кроме наслаж­дения ими, будете искать что-нибудь, выжидать иной це­ли, вы дождетесь, когда певица перестанет петь, и у вас останется воспоминание и раскаяние, что вместо то­го, чтоб слушать, вы ждали чего-то... Вас сбивают кате­гории, которые дурно уловляют жизнь. Вы подумайте по­рядком: что эта цель — программа, что ли, или приказ?

Кто его составил, кому он объявлен, обязателен он или нет? Если да,- то что мы, куклы или люди в самом де­ле, нравственно свободные существа или колеса в маши­не? Для меня легче жизнь, а следственно, и историю, считать за достигнутую цель, нежели за средство дости­жения.

- То есть, просто, цель природы и истории - мы с вами?..

- Отчасти, да плюс настоящее всего существующе­го; тут все входит: и наследие всех прошлых усилий, и зародыши всего, что будет; вдохновение артиста, и энер­гия гражданина, и наслаждение юноши, который в эту самую минуту пробирается где-нибудь к заветной бесед­ке, где его ждет подруга, робкая и отдающаяся вся на­стоящему, не думая ни о будущем, ни о цели... и веселье рыбы, которая плещется вот на месячном свете..., и гар­мония всей солнечной системы..., словом, как после фео­дальных титулов, я смело могу - поставить три «и про­чая... и прочая»...

- Вы совершенно правы относительно природы, но, мне кажется, вы забыли, что через все изменения и спу­танности истории прошла красная нитка, связующая ее в одно целое, эта нитка - прогресс, или, может быть, вы не принимаете и прогресс?

- Прогресс - неотъемлемое свойство сознательного развития, которое не прерывалось; это деятельная па­мять и физиологическое усовершение людей обществен­ной жизнию.

- Неужели вы тут не видите цели?

- Совсем напротив, я тут вижу последствие. Если прогресс — цель, то для кого мы работаем? кто этот Мо­лох, который, по мере приближения к нему тружеников, вместо награды пятится и, в утешение изнуренным и об­реченным на гибель толпам, которые ему кричат: «Моrituri te salutant» (Осужденные на смерть приветствуют тебя), только и умеет ответить горькой на­смешкой, что после их смерти будет прекрасно на земле? Неужели и вы обрекаете современных людей на жалкую участь кариатид, поддерживающих террасу, на которой когда-нибудь другие будут танцевать... или на то, чтоб быть несчастными работниками, которые, по колено в грязи, тащат барку с таинственным руном и со смиренной надписью «Прогресс в будущем» на флаге? Утом­ленные падают на дороге, другие со свежими силами при­нимаются за веревки, а дороги, как вы сами сказали, ос­тается столько же, как при начале, потому что прогресс бесконечен. Это одно должно было насторожить людей; цель, бесконечно далекая,- не цель, а, если хотите, улов­ка; цель должна быть ближе, по крайней мере - зара­ботная плата или наслаждение в труде. Каждая эпоха, каждое поколение, каждая жизнь имели, имеют свою полноту, по дороге развиваются новые требования, испы­тания, новые средства, одни способности усовершаются на счет других, наконец самое вещество мозга улучшает­ся... что вы улыбаетесь? Да, да, церебрин улучшается... Как все естественное становится вам ребром, удивляет вас, идеалистов, точно как некогда рыцари удивлялись, что вилланы хотят тоже человеческих прав! Когда Гёте был в Италии, он сравнивал череп древнего быка с чере­пом наших быков и нашел, что у нашего кость тоньше, а вместилище больших полушарий мозга пространнее; древний бык был, очевидно, сильнее нашего, а наш раз­вился в отношении к мозгу в своем мирном подчинении человеку. За что же вы считаете человека менее способ­ным к развитию, нежели быка? Этот родовой рост — не цель, как вы полагаете, а свойство преемственно про­должающегося существования поколений. Цель для каж­дого поколения — оно само. Природа не только никогда не делает поколений средствами для достижения буду­щего, «но она вовсе об будущем не заботится; она готова, как Клеопатра, распустить в вине жемчужину, лишь бы потешиться в настоящем, у нее сердце баядеры и вак­ханки.

И, бедная, не может осуществить своего призва­ния!.. Вакханка на диете, баядера в трауре!.. В наше вре­мя она, право, скорее похожа на кающуюся Магдалину. Или, может, мозг выделался в сторону.

- Вы вместо насмешки сказали вещь, которая гораз­до дельнее, нежели вы думаете. Одностороннее развитие всегда влечет за собою avortement (недоразвитость) других забытых сто­рон. Дети, слишком развитые в психическом отношении, дурно растут, слабы телом; веками неестественного бы­та мы воспитали себя в идеализм, в искусственную жизнь и разрушили равновесие. Мы были велики и сильны, даже счастливы в нашей отчужденности, в на­шем теоретическом блаженстве, а теперь перешли эту степень, и она стала для нас невыносима; между тем раз­рыв с практическими сферами сделался страшный; вино­ватых в этом нет ни с той, ни с другой стороны. Приро­да натянула все мышцы, чтоб перешагнуть в человеке ограниченность зверя; а он так перешагнул, что одной ногой совсем вышел из естественного быта,— сделал он это потому, что он свободен. Мы столько толкуем о воле, так гордимся ею и в то же время досадуем за то, что нас никто не ведет за руку, что оступаемся и несем последст­вия своих дел. Я готов повторить ваши слова, что мозг выделался в сторону от идеализма, люди начинают заме­чать это и идут теперь в другую сторону; они вылечатся от идеализма так, как вылечились от других историче­ских болезней — от рыцарства, от католицизма, от про­тестантизма...

- Согласитесь, впрочем, что путь развития болез­нями и отклонениями — престранный.

Да ведь путь и не назначен... природа слегка, са­мыми общими нормами, намекнула свои виды и предо­ставила все подробности на волю людей, обстоятельств, климата, тысячи столкновений. Борьба, взаимное дейст­вие естественных сил и сил воли, которой следствия нельзя знать вперед, придает поглощающий интерес каждой исторической эпохе. Если б человечество шло прямо к какому-нибудь результату, тогда истории не бы­ло бы, а была бы логика, человечество остановилось бы готовым в непосредственном status quo (существующее положение), как животные. Все это, по счастию, невозможно, не нужно и хуже суще­ствующего. Животный организм мало-помалу развива­ет в себе инстинкт, в человеке развитие идет далее... вырабатывается разум, и вырабатывается трудно, медлен­но,— его нет ни в природе, ни вне природы, его надобно достигать, с ним улаживать жизнь как придется, потому что libretto нет. А будь libretto, история потеряет весь интерес, сделается не нужна, скучна, смешна; горесть Та­цита и восторг Колумба превратятся в шалость, в гаерст­во; великие люди сойдут на одну доску с театральными героями, которые, худо ли, хорошо ли играют, непременно идут и дойдут к известной развязке. В истории все импровизация, все воля, все ex tempore (без приготовлений), вперед ни пре­делов, ни маршрутов нет, есть условия, святое беспокой­ство, огонь жизни и вечный вызов бойцам пробовать си­лы, идти вдаль куда хотят, куда только есть дорога,— а где ее нет, там ее сперва проложит гений.

- А если на беду не найдется Колумба?

- Кортес сделает за него. Гениальные натуры почти всегда находятся, когда их нужно; впрочем, в них нет не­обходимости, народы дойдут после, дойдут иной дорогой, более трудной; гений — роскошь истории, ее поэзия, ее coup d'Etat (государственный переворот), ее скачок, торжество ее творчества.

Все это хорошо, но, мне кажется, при такой не­определенности, распущенности история может продол­жаться во веки веков или завтра окончиться.

- Без сомнения. Со скуки люди не умрут, если род человеческий очень долго заживется; хотя, вероятно, лю­ди и натолкнутся на какие-нибудь пределы, лежащие в самой природе человека, на такие физиологические усло­вия, которых нельзя будет перейти, оставаясь человеком; но, собственно, недостатка в деле, в занятиях не будет, три четверти всего, что мы делаем,— повторение того, что делали другие. Из этого вы видите, что история мо­жет продолжаться миллионы лет. С другой стороны, я ничего не имею против окончания истории завтра. Мало ли что может быть! Энкиева комета зацепит земной шар, геологический катаклизм пройдет по поверхности, ста­вя все вверх дном, какое-нибудь газообразное испарение сделает на полчаса невозможным дыхание — вот вам и финал истории.

- Фу, какие ужасы! Вы меня стращаете, как малень­ких детей, но я уверяю вас, что этого не будет. Стоило бы очень развиваться три тысячи лет с приятной бу­дущностью задохнуться от какого-нибудь серноводородного испарения! Как же вы не видите, что это нелепость?

- Я удивляюсь, как это вы до сих пор не привыкне­те к путям жизни. В природе, так, как в душе человека, дремлет бесконечное множество сил, возможностей; как только соберутся условия, нужные для того, чтоб их воз­будить, они развиваются и будут развиваться донельзя, они готовы собой наполнить мир, но они могут запнуть­ся на полдороге, принять иное направление, остановить­ся, разрушиться. Смерть одного человека не меньше не­лепа, как гибель всего рода человеческого. Кто нам обес­печил вековечность планеты? Она так же мало устоит при какой-нибудь революции в солнечной системе, как гений Сократа устоял против цикуты,— но, может, ей не подадут этой цикуты... может... я с этого начал. В сущ­ности, для природы это все равно, ее не убудет, из нее ничего не вынешь, все в ней, как ни меняй,— и она с ве­личайшей любовью, похоронивши род человеческий, нач­нет опять с уродливых папоротников и с ящериц в пол­версты длиною — вероятно, еще с какими-нибудь усовершениями, взятыми из новой среды и из новых условий.

- Ну, для людей это далеко не все равно; я думаю, Александр Македонский нисколько не был бы рад, уз­навши, что он пошел на замазку,— как говорит Гамлет.

- Насчет Александра Македонского я вас успо­кою,— он этого никогда не узнает. Разумеется, что для человека совсем не все равно жить или не жить; из этого ясно одно, что надобно пользоваться жизнию, настоя­щим; недаром природа всеми языками своими беспре­рывно манит к жизни и шепчет на ухо всему свое vivere memento (помни о жизни).

- Напрасный труд. Мы помним, что мы живем, по глухой боли, по досаде, которая точит сердце, по одно­образному бою часов... Трудно наслаждаться, пьянить себя, зная, что весь мир около вас рушится и, стало быть, где-нибудь задавит же и вас. Да еще это куда бы ни шло, а то умереть на старости лет, видя, что ветхие покачнувшиеся стены и не думают падать. Я не знаю в истории такого удушливого времени; была борьба, были страдания и прежде, но была еще какая-нибудь замена, можно было погибнуть — по крайней мере, с верой, - нам не за что умирать и не для чего жить... самое время наслаждаться жизнию!

- А вы думаете, что в падающем Риме было легче жить?

- Конечно, его падение было столько же очевидно, как мир, шедший в замену его.

- Очевидно для кого? Неужели вы думаете, что римляне смотрели на свое время так, как мы смотрим на него? Гиббон не мог отделаться от обаяния, которое про­изводит древний Рим на каждую сильную душу. Вспом­ните, сколько веков продолжалась его агония; нам это время скрадывается по бедности событий, по бедности в лицах, по томному однообразию! Именно такие-то пери­оды, немые, серые, и страшны для современников; ведь годы в них имели те же триста шестьдесят пять дней, ведь и тогда были люди с душой горячей и блекли, теря­лись от разгрома падающих стен. Какие звуки скорби вырывались тогда из груди человеческой,— их стон те­перь наводит ужас на душу!

- Они могли креститься.

- Положение христиан было тогда тоже очень пе­чальное, они четыре столетия прятались по подземель­ям, успех казался невозможным, жертвы были перед глазами.

Но их поддерживала фанатическая вера — и она оправдалась.

- Только на другой день после торжества явилась ересь, языческий мир ворвался в святую тишину их брат­ства, и христианин со слезами обращался назад к време­нам гонений и благословлял воспоминания о них,— чи­тая мартиролог.

- Вы, кажется, начинаете меня утешать тем, что всегда было так же скверно, как теперь.

- Нет, я хотел только напомнить вам, что нашему веку не принадлежит монополь страданий и что вы деше­во цените прошедшие скорби. Мысль была и прежде не­терпелива, ей хочется сейчас, ей ненавистно ждать, - а жизнь не довольствуется отвлеченными идеями, не торо­пится, медлит с каждым шагом, потому что ее шаги труд­но поправляются. Отсюда трагическое положение мысля­щих... Но чтоб опять не отклониться, позвольте мне те­перь вас спросить, отчего вам кажется, что мир, нас ок­ружающий, так прочен и долголетен?..

Вопросы и задания

1. В чем состоит понимание целей и смысла истории у первого собеседника?

2. В чем состоит понимание целей и смысла истории у второго собеседника?

3. Что из себя представляет проблема цели и средств в процессе исторического развития?

4. Что такое прогресс?

5. Почему неверно считать прогресс целью, а не свойством истории?

6. Каково соотношение свободы и ошибок в историческом процессе?

7. Почему автор считает, что если бы у истории была цель, то история потеряла бы смысл? Как это связано с проблемой свободы?

8. Как автор решает проблему цели и смысла истории?

Герцен А.И. Сочинение в 8-ми томах. - Том 3. - М.,1975. – С. 247-253.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 435 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2474 - | 2394 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.