Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


П.П. Гайденко. Наука и христианство: противостояние или союз?




МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

ФИЛОСОФИЯ

 

ПРАКТИКУМ.

Тексты и задания контрольной работы для студентов

Заочной формы обучения.

 

 

Вариант 5.

 

 

Киров 2009

 

Тема 1. Философия и мировоззрение.

 

П.П. Гайденко. Наука и христианство: противостояние или союз?

Вряд ли у кого-нибудь есть сомнение в том, что наука и религия представляют собой разные способы осмысле­ния и постижения мира и человека. Но можно ли на осно­вании их различия делать вывод о том, что эти сферы че­ловеческого духа извечно противостоят друг другу и друг друга начисто исключают, как это обычно делает атеисти­ческая пропаганда? Правда ли, что наука как рациональ­ное познание противостоит религии как иррациональной вере? В какой степени правомерно говорить об "абсолют­ной рациональности" науки и "абсолютной иррациональ­ности" религии, особенно имея в виду христианство?

Сначала несколько слов о науке.

Если взять естественнонаучное знание в самой об­щей форме, то в нем можно выделить, во-первых, эм­пирический базис, или предметную область теории (на­блюдаемые факты); во-вторых, саму теорию, представ­ляющую собой ряд взаимосвязанных положений (зако­нов), между которыми не должно быть противоречия; в-третьих, математический аппарат теории и, наконец, экпериментально - измерительную деятельность. Все эти моменты тесно между собой связаны. Так, необходимо, чтобы следствия, с помощью специальных методов и пра­вил полученные из законов теории, объясняли и пред­сказывали те факты, которые составляют ее предметную область. Теория же определяет, что и как надо наблюдать, какие величины измерять и как осуществлять экспери­мент. Таким образом, именно теории в науке принадлежит ключевая роль. А поскольку теория есть строгое образо­вание, имеющее свою внутреннюю логику развития, то легко прийти к выводу о чисто имманентном характере развития науки. К такому выводу и пришла позитивистски ориентированная философия науки XIX — первой трети XX вв. Однако в XX в., особенно начиная с 50-х годов, философы и историки науки обнаружили, что во всякой научной теории есть не до конца рационализируемое со­держание, а именно такие допущения, которые в рамках теории не доказываются, а принимаются в качестве само собой разумеющихся предпосылок. К их числу относятся идеалы объяснения, доказательности и организации зна­ния, которые из самой теории не выводятся, а определяют ее собою. Конкретный пример принимаемой как самооче­видная предпосылки — известное утверждение Галилея: "Книга природы написана на языке математики". Оно вос­ходит к пифагорейской формуле "все есть число", родив­шейся в лоне философии, причем философии, возникшей в религиозном ордене, и только в XVII в., в механике это утверждение стало фундаментальным принципом изуче­ния природы. Наука, таким образом, оказывается не за­мкнутым в себе имманентным процессом развития знания, а органически связана с культурой своей эпохи, с другими формами духовного опыта, прежде всего с философией, но — опосредованно — также и с религией, как я это постараюсь показать ниже.

Теперь немного о религии. Начнем с известного пред­рассудка об иррациональности религиозного сознания. Конечно, в истории существовало и ныне существует мно­жество религиозных общин и сект, в которых находят выражение несхожие типы религиозного опыта, среди них и такие, которые резко противопоставляют веру разуму. Однако в христианстве религиозный опыт и рациональ­ное мышление не противостоят друг другу как противни­ки. Христианское богословие, опирающееся не только на Откровение, но и на разум, тоже, кстати, рассматривает себя как науку. Всякое религиозное учение, чтобы говорить о Боге, пользуется словом, т.е. логосом (разумом). С первых веков христианства, в эпоху патристики разум рассматривался как высшая из человеческих способно­стей. Вот что пишет тот самый Тертуллиан (П-Ш в.), чье имя обычно ассоциируется с известным афоризмом: "Верую, ибо абсурдно": "...Разум есть дело Божье, так как Бог — Творец всего сущего — все предвидел, рас­положил и устроил согласно разуму и не желал, чтобы что-нибудь рассматривали и понимали без помощи разу­ма" (Тертуллиан, Избранные сочинения, М. 1994, с. 307). Более того — именно в разуме христианские писатели ви­дели образ Божий в человеке. У византийского богослова Иоанна Дамаскина (VIII в.) читаем: "Бог... творит чело­века и из видимой, и невидимой природы как по Своему образу, так и по подобию..., ибо выражение: по образу означает разумное и одаренное свободною волею; выра­жение же: по подобию обозначает подобие чрез доброде­тель, насколько это возможно [для человека]" (Творение св. Иоанна Дамаскина. Точное изложение православной веры. М. — Ростов-на-Дону, 1992, стр. 151). Что образ Божий заключается в разумности человека, учат Климент Александрийский, Василий Великий, Григорий Нисский и другие представители патристики. Не могу не привести в этой связи и слова Августина Блаженного: "Нет ничего могущественнее разума, ибо нет ничего неизменнее" (Бл. Августин, Творения, т.1. СПб., 1998, с. 381). И еще: "Об­раз Божий, по которому сотворен человек, заключается в том, чем человек превосходит неразумных животных. А это называется умом, или разумом, или сознанием... Образ Божий не в телесных чертах, а в...форме просве­щенного разума" (Там же, т.2, с. 380).

Именно рационализация христианской апологетики, происходившая в ходе отстаивания истинного содержания веры от намеренных и ненамеренных ее искажений, со­действовала углублению общего исторического процесса рационализации сознания. В частности, в патристический период христианская теология формировалась в полемике с гностиками, арианами и другими духовными течения­ми; в этой полемике, а затем в тринитарных спорах отцы церкви опирались, помимо Священного Писания, на наи­более близкие христианству философские учения, такие как неоплатонизм, иногда — стоицизм, черпая свою ар­гументацию там, где философская мысль достигла высо­кой интеллектуальной культуры. Философское богатство эллинской мысли, перенесенное на христианскую поч­ву, дает высочайшую и, подчеркну, именно интеллекту­альную культуру. Поэтому относить религию, и притом безоговорочно, к сфере иррационального — недопустимое упрощение.

Специально хочется отметить, что в религиях с этиче­ски рациональными требованиями к образу жизни — та­ковы, в частности, иудаизм, христианство, ислам — чело­веческое поведение опосредуется знанием, объясняющим сущность разумно-нравственного божественного миропо­рядка и соответственно человеческих отношений. Религи­озная этика побуждает к установлению смысловых свя­зей между явлениями, и это в известной мере сближает ее с философией, поскольку последняя стремится понять именно смысловую структуру сущего, создавая — особен­но в античности и в средние века — картину иерархически устроенного космоса. К слову сказать, эту цель ставила перед собой и античная наука — аристотелианская физика и даже греческая математика, как это показали исследо­вания XX в.

И, тем не менее, из сказанного отнюдь не вытекает, что мы можем забыть о существенных различиях между христианством и наукой. Наука изучает то, что пости­жимо с помощью разума и опыта. Религия апеллирует к тому, что превосходит разум и не может быть проверено внешним опытом, хотя может открываться во внутреннем опыте веры, которая есть "обличение вещей невидимых". Но различие между этими областями духовной жизни не означает их полярной противоположности и взаимного враждебного противостояния. Правда, хорошо известно, что в определенные переломные эпохи истории, когда тра­диционные ценности и верования ставятся под сомнение, возникают такого рода противостояния (сошлемся на из­вестный пример отношения Галилея с католической церковью). Однако гораздо менее известны исторические ситуа­ции, когда религиозное сознание влияет на формирование тех самых предпосылок научной теории, которые в рамках теории не доказываются, а принимаются в качестве са­моочевидных. История науки свидетельствует о том, что подлинное влияние христианства на развитие естество­знания шло на гораздо более глубоком уровне, чем тот, к которому обычно апеллирует "научный атеизм".

Приведу пример, касающийся генезиса новоевропей­ской науки. Дело в том, что в период формирова­ния экспериментально-математического естествознания (XVI-XV11 вв.) произошел пересмотр важнейших основа­ний античной и средневековой физики и даже математи­ки, было переосмыслено само понятие природы, как оно сложилось в античности и — в главном — сохранялось в средние века. Укажу наиболее важные из принципов, изменение которых привело в ходе научной революции к пересмотру оснований науки о природе.

1. Античная и средневековая физика исходила из раз­деления всего сущего на естественное (природное) и ис­кусственное (созданное человеком). В античной филосо­фии и науке природа мыслилась через противопоставле­ние ее не-природному, искусственному, тому, что носило название "техне" и было продуктом человеческих рук. Поэтому греки строго различали науку, с одной сторо­ны, и механические искусства — с другой. Наука физи­ка, согласно древним, рассматривает сущность вещей, их свойства и движения, как они существуют сами по себе. Механика же — это искусство, создающее инструменты для таких действий, которые не могут быть произведе­ны природой. Механика — не часть физики, а искусство построения машин: она представляет собой не познание того, что есть в природе, а изготовление того, чего в природе нет.

2. Водораздел лежал также между небесным и зем­ным, надлунным и подлунным мирами: надлунный был воплощением вечного порядка и неизменных движений, в подлунном царили непостоянство и изменчивость.

3. Не менее жестко различались между собой две об­ласти знания — математика и физика. Предметом матема­тики были идеальные конструкции (идеальные объекты) и она находила себе применение прежде всего в астрономии, имевшей дело с наиболее приближенным к идеальному небесным миром.

Начиная со второй половины XVI в. происходит пе­ресмотр этих принципов. Снимаются жесткие разделения между естественным и искусственным, с одной стороны, небесным и земным мирами — с другой; снимается и непереходимый водораздел между математикой и физи­кой. Чем же были вызваны такие радикальные перемены в научном мышлении? Какие факторы — внутринаучные, философские, религиозные обусловили столь глубокую перестройку базисных предпосылок науки? Если мы при­мем во внимание тот мировоззренческий, а точнее — ре­лигиозный контекст, в котором происходит формирование новоевропейского естествознания, то приходится скорее удивляться тому, что переосмысление понятий "естествен­ное" и "искусственное" не произошло значительно раньше. В самом деле, для христианского сознания "естествен­ного" в аристотелевском смысле (т.е. того, "что имеет в самом себе начало движения и покоя"), строго говоря, не существует: поскольку природа есть творение Бога, то "начало ее движения и покоя" — не в ней самой, а в Творце. Поэтому хотя средневековье принимало античное разделение естественного и. искусственного, но различие между ними видели не там, где его усматривал античный мир: для схоластики естественное — это то, что создано бесконечным Творцом, а техническое — то, что создано человеком, творцом конечным. И не удивительно, что при таком воззрении природа предстает как machina mundi — машина мира, построенная бесконечным Творцом.

Не у кого иного, как у одного из творцов классической механики Декарта читаем: "Между машинами, сделанны­ми руками мастеров, и различными телами, созданными одной природой, я нашел только ту разницу, что действия механизмов зависят исключительно от устройства различ­ных трубок, пружин и иного рода инструментов, которые, находясь... в соответствии с изготовившими их руками, всегда настолько велики, что их фигура и движения легко могут быть видимы, тогда как, напротив, трубки и пру­жины, вызывающие действия природных вещей, обычно бывают столь малы, что ускользают от наших чувств. И ведь несомненно, что в механике нет правил, которые не принадлежали бы физике (частью или видом которой ме­ханика является); поэтому все искусственные предметы вместе с тем предметы естественные. Так, например, часам не менее естественно показывать время с помощью тех или иных колесиков..., чем дереву... приносить из­вестные плоды" (Р. Декарт, Избранные произведения, М., 1950, с. 539-540. - Курсив мой. - П.Г.).

Не случайно сравнение природы с часами мы так ча­сто встречаем у ученых и философов XVII в. Различные часы могут показывать одинаковое время, даже если в конструкции их колес не будет никакого сходства. Важен эффект. Поэтому, говорит Декарт, нет нужды и при по­знании природы доискиваться, как устроены "колеса" ее "часов". Прежде наука стремилась понять природу в ее, так сказать, внутреннем устройстве, но, согласно Декар­ту, это невозможно, да и не нужно. Достаточно, чтобы вещи сконструированного нами мира вели себя так, как ведут себя вещи в мире реальном. В этом — принцип эксперимента. Декарт здесь сформулировал положение, которое легло в основу новоевропейского естествознания как его ставшая впоследствии само собой разумеющей­ся предпосылка: отождествление естественного и искус­ственно сконструированного, природы и машины. А под­линным источником этой предпосылки оказался христи­анский догмат о творении мира Богом. И, как видим, не случайно новая наука и научно-техническая цивилизация родились в христианской Европе, а не в Индии, Китае или других странах с весьма высоким уровнем культуры.

Именно такое воздействие религиозного сознания на научное творчество имеет несоизмеримо большее значе­ние для развития науки, чем влияние личной религиозно­сти того или иного ученого.

Остановимся и на другом моменте: на снятии проти­вопоставления небесного и земного миров, определявшего специфику античного естествознания и не допускавшего применения в нем математики. Тут тоже не обошлось без существенного влияния христианства. Как ни покажет­ся это неожиданным, но христианский догмат о Боговоплощении сыграл здесь важную роль, разрушив самые основы античного представления о полной несовместимо­сти божественного и человеческого, небесного и земного. Ведь согласно этому догмату, Иисус Христос, Сын Божий, есть в то же время сын человеческий. Тем самым Небо как бы спущено на землю, или, что то же самое, земля поднята на Небо. Не случайно именно догмат о богочеловеческой природе Христа встретил наибольшее сопротив­ление греческих языческих ученых, сразу усмотревших в нем опасность разрушения самих оснований античной науки. И в самом деле, перенесение Земли на аристотеле­во Небо, законы движения которого могут быть познаны с помощью математики, в отличие от движений земных, уже содержало в себе возможность как коперниканской революции XVI в., так и снятие принципиальной грани­цы между астрономией и физикой, что составляло пред­посылку экспериментально-математического естествозна­ния. Коперник начал то, что затем продолжили Кеплер, Галилей, Декарт, Ньютон и другие, устраняя остатки ан­тичного конечного космоса с его системой абсолютных мест, разделением надлунного и подлунного миров, есте­ственного и насильственного движений, снимая онтоло­гический барьер между естественным и искусственным и соответственно между физикой и механикой, а также между математикой как наукой об идеализованном (скон­струированном) объекте и физикой как наукой о реальной природе.

У читателя может возникнуть вопрос: если христиан­ство так сильно повлияло на изменение старой — антич­ной — картины мира, то почему же экспериментально-ма­тематическое естествознание не возникло раньше — ни в V, ни в XII, ни даже в XIV веках? — Дело в том, что и для христианских теологов бесконечный Творец и творец конечный — человек — несоизмеримы по своим возможно­стям. Правда, в Библии человек поставлен очень высоко; как образ Божий он призван владычествовать над всем сущим на земле. Сегодня среди критиков индустриаль­но-технической цивилизации распространена точка зре­ния, согласно которой, именно иудео-христианское отно­шение к природе как объекту господства со стороны че­ловека лежит в основе этой хищнической цивилизации и породившей ее новой науки.

Однако не забудем, что, согласно библейскому повест­вованию, человек после грехопадения утратил ту первона­чальную чистоту, которая была источником как его силы, так и сочувственной близости ко всей живой твари на земле, благодаря чему он мог "возделывать и хранить" природу, а не господствовать над ней как своекорыстный насильник. И в эпоху эллинизма, и в средние века со­знание собственной греховности было у христиан очень острым, а потому на первом плане была задача спасения души, а не покорения природы. Нужны были серьезные сдвиги в мировоззрении, чтобы ослабить, а то и вовсе угасить чувство греховности человека, а тем самым снять пропасть между ним и божественным Творцом. Эти сдви­ги и произошли в XV-XVI вв. под влиянием возрожденче­ского неоплатонизма и связанного с ним герметизма. Герметизм — эзотерическое магико-оккультное учение, вос­ходящее к полумифической фигуре египетского жреца и мага Гермеса Трисмегиста. Герметизм располагал обшир­ной астрологической, алхимической и магической лите­ратурой, получившей широкое распространение в эпоху Возрождения. Оккультные учения отличает от христиан­ства убежденность в божественной, нетварной сущности человека и вера в то, что существуют магические средства очищения, возвращающие человека к состоянию невинно­сти, каким обладал Адам до грехопадения. Очистившийся человек становится Вторым Богом и может самостоятель­но управлять силами природы. Парацельс, Г.К.Агриппа, Джон Ди, Джордано Бруно, Флудд и др. создали образ Человека-Бога, способного не только до конца познать природу, но и магической силой воздействовать на нее, преобразовывать в своих практических целях.

В XVII в. наступила реакция против эзотерики и герметизма. Тут сказался дух Реформации и Контрреформа­ции, возродивших христианское неприятие оккультизма и магии, астрологии и алхимии. Так, английский химик Ро­берт Бойль противопоставляет последователям Парацельса принципы научной химии; друг Декарта, известный ученый и католический монах Марен Мерсенн противо­полагает оккультизму картезианскую механику, критикуя воззрения Бруно, Флудда и Кампанеллы как антихри­стианские и антинаучные. Даже Фрэнсис Бэкон, именно магико-герметическим учениям обязанный своим убеж­дением в том, что человек — властитель природы и ее преобразователь, — даже он стремится отмежеваться от этих учений и отделить "научную магию" от "ненаучной".

Тем не менее, приходится признать, что у истоков новоевропейского естествознания стоит не только хри­стианство, но и герметизм. Печать своего двойственного происхождения оно несет на себе и по сей день. Новая наука в такой же мере унаследовала от античной науки и христианства любовь к истине и стремление с помо­щью разума постигнуть законы и структуру мироздания как прекрасного творения Божия, в какой и выросшую из магико-оккультных корней жажду овладеть природой, силой вырвав у нее ее тайны, преобразовать, пересоздать ее, даже если это грозит уничтожением всего живого на планете. В том числе и самого человека. Противополож­ность этих тенденций в современной науке настоятельно требует сегодня своего осмысления, особенно перед лицом тех опасностей, которые несут с собой некоторые откры­тия не только физики и химии, но и генетики. В идее клонирования человека сквозит характерное именно для магии упоение своей властью над природой. Человек хочет встать на место Бога и творить самого себя.

Нельзя не упомянуть здесь и еще одной опасности — опасности фантастических построений от имени науки, а то и прямого шарлатанства, которые рождаются от убеж­дения в ее всесилии и всезнании, от утраты трезвости и добросовестности и в равной мере вредят как науке, так и нравственному сознанию человека.

Думается, что противоядием от всех этих разруши­тельных тенденций может послужить союз науки и хри­стианства. Этот союз вполне естественен: он предполагает трезвость в оценке возможностей нашего разума, харак­терную как для христианского богословия, которое нико­гда не отождествляет человеческий разум с божествен­ным, так и для выдающихся ученых. Вспомним Ньютона, который с подлинно христианским смирением оценил свои научные достижения, сказав, что он чувствует себя ребен­ком, играющим на берегу моря и радующимся, если ему удается находить то гладкую гальку, то красивую ракуш­ку, тогда как перед ним лежит неизведанным великий оке­ан истины. Вот это и есть трезвое сознание возможностей человеческого познания, которое нашло свое выражение в апофатической теологии и которого порой так недостает некоторым ученым.

 

П.П. Гайденко. Наука и христианство: противостояние или союз?// Христианство и наука. Х Международные Рождественские образовательные чтения. Сборник докладов конференции. Москва.2003.С.400. (с.20-30).

Вопросы задания.

1.Возможны ли в научной теории допущения, которые в её рамках не доказываются, а принимаются как постулаты? Приведите примеры.

2. В чем может выражаться связь науки с культурой эпохи?

3.Приведите примеры того, как христианство помогало преодолению мифов античного мировоззрения.

4.Что может быть общего в научной этике и рациональном христианском мировоззрении?

5.В чем проявляются принципиальные различия науки и христианства?

6.Какие принципы мировоззрения пересматривались в ходе научной революции 16-17 в.в.?

7.Чем было вызвано сравнение природы с образом «мировых часов»?

8. Что может быть общего в интерпретации достижений современной науки и принципов христианской этики?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 720 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.