Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Классический, эпический или брахмано-буддийский период (500 до н. э. — 1000 н. э.)




Предмет философии, ее важнейшие проблемы и функции.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

• онтология (учение о бытии);

• гносеология (учение о познании);

• человек;

• общество.

первые 3 — это фундаментальные вопросы философии по версии Имануила Канта:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я могу надеяться?

А четвертая проблема философии - «что есть человек?» — это сума трех предыдущих, как считают многие исследователи и авторы сайтов. Именно этот вопрос, по моему, есть главным и наиболее широким, поэтому свой список философских проблем я оформил на основе проблемы человека в философии, о которой я упоминал в начале списка особенностей философии.

Итак, вот он, долгожданный список проблем на основе проблемы человека в философии и главного вопроса: «что есть человек?»:

1. Проблема самосознания — одна из фундаментальных философских проблем, решение которой предполагает формирование колективно-приемлимого идеала внутреннего мира человека и его места во внешнем мире.

2. Проблема «Человек-Общество» — это вопрос о состоянии человека в обществе и отношению последнего к нему. Решение этой проблемы философии, опять же, в построении идеала, но на сей раз общественного, чем активно занимались философы от Платона и Конфуция до ныне.

3. Проблема смысла жизни — наверное, самая популярная философская проблема в истории человечества неимеющая объективного решения, да и нужно ли оно? Думаю, об этом мы поговорим в следующих постах.

4. Проблема экспликации (выявления) универсалий — страшные слова =), но на самом деле, как по мне, это наименее важная проблема, хоть многие и не согласятся. Собствено, это проблема выявления общих категорий, которые составляют основу всякой логики.

 

Функции:
1) мировоззренческая - с помощью философии у человека формируется мировоззрение.
2) Теоретико-познавательная - философия познает мир, вырабатывает новые знания.
3) Ценностно-ориентационная - философия анализирует ценности и ориентирует человека на них.
4) Интегративная - философия соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в единую картину мира.
5) Критическая - критически анализирует происходящие явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности и тд)
6) Прогностическая - философия анализирует соц. происш. и предсказывает всякую
7) аксиологическая – соц., нравственные, эстетические ценности.
8) методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить определенные знания.

Философия Древней Индии

Индийская философия, в основном, сконцентрирована на высшей реальности.

Основные характеристики - страдание, спасение и высшая реальность, политеизм и пантеизм (много богов).

Основа – ВЕДЫ («знание»). Развитие (3 периода):

 

1. Ведический период (1500—500 гг. до н. э.):

· составлены Веды – гимны и тексты, в которые заложено множество богов, легенд, мифов, составлялись в течение столетий

· написаны Упанишады (“сидящий около”, предполагает связь учителя с учеником как способ передачи знаний), или Веданта (окончание Вед). В “Упанишадах” – учение об атмане и брахмане

· в основе космоса лежит вечно сущее- Брахман - понятие, обозначающее безличный, индифферентный абсолют, из которого развилась вселенная

· Атман – центральное понятие, вечное внутреннее ядро индивида

· Карма - теория о переселении душ, о сказывающемся впоследствии действии хороших и дурных поступков. Обуславливает новое существование живого существа

· Сансара - кругооборот повторяющихся рождений. Спасение – аскетизм (самоограничение, самоотвержение, исполнение трудных обетов)

· 4 варны (сословия): брахманы – жрецы; кшатрии – цари, воины; вайшья – купцы, крестьяне, ремесленники; шудры – низшее сословие. Переход невозможен

 

Классический, эпический или брахмано-буддийский период (500 до н. э. — 1000 н. э.)

Интерес к этическим проблемам. Развиваются школы философии под названием даршаны.

Неортодоксальные даршаны (отрицание вед) :

Будди́зм («Учение Пробуждённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни. Жизнь – чреда страданий. Цель – избавить человека от страданий. Для этого – минимизировать потребности и страсти => уход в себя (спокойное отношение к жизни). Равенство – через духовное совершенствование.

Джайнизм («победитель») — религиозно-философское учение, которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников. Основе - абсолютное уважение к жизни, а также отрицание насилия (Ахинса). Все души равны => должны быть в равной мере защищены. Цель - освободится от колеса жизни (сансары) через правила жизни, определенные Джайной (3 алмаза): правильная вера, правильное учение, правильное поведение. 5 заповедей: Не убивать, не лгать, не воровать, воздержание, отрицание любых земных наслаждений и вещей.

Ортодоксальные даршаны (основаны на ведах):

Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях). Центральная цель — разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Природа дхармы не доступна для рассуждения или наблюдения, и должна быть основана только на авторитете Вед, считающихся вечными и непогрешимыми.

Веданта (завершение «Вед») Учит о возникновении мира из Брахмана; отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — автоматически достигают спасения - единения с Богом, не сливая с ним. Дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме.

Санкхья («разумное взвешивание», «перечисление») В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи. Проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение.

Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; теоретическая основа - санкхья, однако ею признается и личный Бог (добавление божественного). «Йога — это обуздание изменчивости ума».

Ньяя (правило, логика) — реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики. Её базовый текст — «Ньяя-сутры». Учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1119 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2221 - | 2169 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.