Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методика редакторского анализа текста




Редакторский анализ - сложнейший мыслительный процесс, и структура его (составные части и связи между ними) очень сложна.

Редакторский анализ протекает как бы в трех плоскостях.

Во-первых, он делится на части, поскольку само произведение состоит из многих элементов и частей (единиц текста), каждая из которых требует самостоятельного анализа.

Во-вторых, он состоит из частей потому, что единицы текста подвергаются не одной, а многим мыслительным операциям, у каждой из которых своя цель:глубоко овладеть смыслом того, о чем пишет автор, т.е. понять текст, и уяснить. Какими формальными средствами пользовался автор для передачи смысла;убедиться в том, что глубокое понимание текста действительно достигнуто;выяснить, какому читателю адресован текст по сути его содержания и формы и что представляет собой этот читатель, каковы его наиболее существенные особенности именно как читателя;представить. Как поймет текст потенциальный читатель;определить, на что текст реально нацелен и на что нацелить его желательно;

установить, какими общими, особенными и индивидуальными чертами обладает произведение, каков замысел автора;

вообразить, как изменится читатель под влиянием прочитанного текста, каким будет результат чтения.

Редакторский анализ начинается с чтения рукописи, которое имеет существенные особенности.

Первая особенность состоит в том. Что редактор воспринимает текст не как информацию, а как реальность, все время подверганя его критике.

Вторая особенность заключается в том, что редакторское чтение заставляет мысленно делить текст на части, так как объем доступного глубокому пониманию и критическому рассмотрению материала ограничен психологией восприятия. Текст книги редактор как бы делит на главы, главы - на разделы, разделы - на абзацы, абзацы - на отдельные фразы.

Среди многих редакторских чтений рукописи выделяются три основных:

1) ознакомительное;

2) рецензентское, оценочное;

3) шлифовочное, отделочное чтение.

1. Ознакомительное чтение. Его основная функция - общая познавательная ориентировка в содержании и форме произведения. Она позволяет понять его в целом и при дальнейшем, углубленном чтении осознавать место и роль каждой единицы текста в содержании всего редактируемого произведения. Она помогает построить общую модель читателя, определить главное функциональное назначение издания, сформулировать важнейшие особенности произведения и автора.

2. Рецензенское, оценочное чтение. Его функции - углубленное осознание, проработка, анализ, оценка и критика текстовых единиц (от малых до самых крупных) и всего текста в целом по основным принципиальным вопросам содержания и формы редактируемого произведения.

3. Шлифовочное чтение. Его функции - анализ и оценка одобренного, признанного пригодным и к изданию произведения, поиск средств устранения причин частных несовершенств, использование этих средств и контроль за их влиянием на текст. На прогнозируемый результат чтения потенциального читателя Мильчин. А.Э. Методика редактирования текста. Изд. 3-е, перераб. и доп. -- м.: Логос, 2005. -- С. 122..

Для профессионального чтения редактора в целом характерно следующее:

связь с анализом произведения. Редакторское чтение должно сопровождаться постоянным осмыслением содержания всех понятий. Неточное понимание значения слова может привести к недостаткам любого рода - от стилистической погрешности до концептуальной ошибки;

критическое отношение к читаемому материалу;

критическое отношение к собственным суждениям, выводам и оценкам. Критическое отношение к своей работает исключает поспешные категорические выводы, нехарактерные для творческого процесса;

осмысление материала произведения в полном объеме по всем его элементам;

рациональный подход к восприятию литературного материала;

оценка собственного эмоционального состояния и реакции на текст. Выявление причин, вызвавших те или иные эмоции, позволяет прогнозировать воздействие литературного материала на читателя;

подчинение процесса чтения определенной целевой установке. От этого зависит характер чтения: его скорость, равномерность, фрагментарность и др. Когда нужно изучить произведение, чтение должно быть неторопливым вдумчивым, сопровождающимся глубоким анализом. Если же в какой-то момент потребовалось работы потребовалось уточнить рубрикацию одного раздела, то чтение будет фрагментарным, беглым, фиксирующим ключевые смысловые звенья содержания. Итак, профессиональное чтение редактора может быть сквозным и фрагментарным, быстрым и медленным, равномерным и неравномерным;

поддержание внимания необходимыми усилиями воли. Профессиональное чтение требует постоянного внимания, которое поддерживается усилиями воли, интересом к произведению, профессиональным интересом. Редактора лично может не интересовать тема, рассматриваемая в произведении, но его должно интересовать произведение с точки зрения решения профессиональных задач, возможности подготовки издания, поиска оптимального варианта произведения;

многократность процесса;

запись замечаний в разных формах (на полях авторского оригинала, на отдельных листах бумаги, в рабочей тетради). Пометы такого рода на первой стадии работы над рукописью позволяют фиксировать наблюдения. Сделанные во время редакторского анализа. Затем они служат материалом для обобщения при подготовке редакционного заключения. В дальнейшем пометы используют и во время исправления текста. Это весьма действенный способ оказания конкретной помощи автору в совершенствовании его произведения. В некоторых случаях (например, при подготовке к печати художественного произведения0 их можно считать основной формой редакторской работы. Иными словами, "редакторский анализ как профессиональный метод представляет собой комплекс специальный приемов, позволяющих выполнять редакционно-издательскую работу целесообразным путем в полном объеме и с должным по качеству результатом

1 6.современная периодическая печать США. сравнительная харктеристика

В последние несколько лет целый ряд специалистов и экспертов по вопросам прессы сделали громкие заявления об уменьшении аудитории новостных программ и газет. Эти заявления подкреплены многочисленными исследованиями, опросами, статистическими данными. Особенно болезненные явления происходят на рынке периодической печати США, так как уровень компьютеризации населения в этой стране максимально высок. Согласно исследованиям Гарвардского университета, за прошедшее время количество читателей газет в США сократилось на три процента, а новостные программы больше не интересуют около миллиона слушателей. В то же время был отмечен явный рост аудитории новостных интернет-порталов, особенно в таких системах как Google, AOL, Yahoo!, Digg.com и т.д. Даже крупные и самые авторитетные американские издания вроде The New York Times или Washington Post уже проигрывают в популярности интернет-порталам, хотя полностью лишиться своих читателей им в ближайшее время не грозит.
Однако мелкие местные представители периодической прессы уже практически потеряли не только своих читателей бумажных газет, но посетителей своих Интернет-страничек. Исследовательская группа «Проект в поддержку профессиональной журналистики» подтверждает данные Гарвардского университета в своем докладе о современном состоянии средств массовой информации Соединенных Штатов. Авторы данного доклада утверждают, что все виды традиционной периодической печати переживают в последние несколько лет своеобразный кризис читательского интереса. Однако в этом докладе содержится и определенное противоречие результатам анализа современного рынка прессы, проведенного в Гарварде. Представители «Проекта в поддержку профессиональной журналистики» заявляют, что рост пользователей интерактивных новостных ресурсов также прекратился. Эти данные позволяют утверждать, что кризис потребительского интереса к новостным ресурсам затронул и Интернет, а, следовательно, проблема возвращения аудитории читателей новостей становится более глобальной. Правда, в этом кризисе содержится и некое положительное зерно: согласно все тем же исследованиям, печатные СМИ больше не воспринимают электронные новостные ресурсы как своих врагов, и даже наметились перспективы консолидации усилий с ними по продвижению информационного продукта и подъема угасающего читательского интереса.

Американская пресса находится в частном владении. Издание газет и журналов монополизировано, и уровень концентрации и монополизации печатной индустрии достаточно высок: более половины периодических изданий страны принадлежит крупным газетно-журнальным концернам. В США насчитывается 149 компаний, владеющих двумя и более газетами и контролирующих почти 71% всех ежедневных газет и 77% их тиража. 20 крупнейших монополий прессы контролируют 52% тиража ежедневных газет.

 

Многие ученые увязывают начало новейшей истории казахстанской журналистики со второй половиной прошлого столетия. Первые годы независимости выделяется цепью экономических и политических кризисов и в этот отрезок времени журналисты, редакционные коллективы казахстанских СМИ жили под постоянной угрозой увольнений, банкротств, навязываемых слияний и поглощений. И, несмотря на все эти трудности, казахстанская печать выжила и пополнилась многими новыми изданиями, которые быстро укрепили позиции и заняли свою нишу в информационном поле страны. Главным достижением был уход от опеки государства и, главное, от партийного руководства печатью. В этом процессе, длящемся второй десяток лет, наметился целый ряд тенденций, характеризующих наиболее существенные стороны эволюции прессы, ее современный типологический облик. Политизация сегмента общественно-политической прессы характерна для казахстанской печати, начиная с конца 80-х годов. Курс на перестройку дал возможность казахстанским журналистам более смело высказываться по разным вопросам общественной жизни, критикуя, в том числе и руководство. Ориентация на новые целевые читательские группы является отличительной чертой печати независимого Казахстана. В постперестроечные годы появилось множество газет и журналов, предназначенных для детей, молодежи, пенсионеров, предпринимателей и других читательских групп. При этом новые газеты и журналы стали ориентироваться на более мелкие целевые читательские группы, что на фоне нестабильной экономической ситуации также привело к уменьшению тиражей и их закрытию. Это газеты «Азия дауысы», «Мадениет»(4), «Кооперативные новости» и другие. В этот период многие газеты прекратили выход, не выпустив даже двух-трех номеров, и забыты читателями, либо вовсе остались в виде нереализованных проектов. Эта группа изданий в журналистике известна под названием «Потенциальная журналистика». К ним можно причислить периодические издания «Туркестан» (А.Естекова), «Хак» и другие.С приходом новых рыночных отношений изменилась не только структура общественно-политических изданий, но и появились газеты, журналы, ориентированные на принципиально новые группы читателей. В первую очередь, активно стала развиваться деловая печать. Первые деловые издания еженедельники «Панорама», «Деловая неделя» и другие.Еще одна тенденция, которую можно назвать географической централизацией системы печати. Суть ее заключается в том, что подавляющее большинство новые периодические печатные СМИ издаются в основном в южной и северной столице, в Чимкенте и Караганде. Эти города предоставляют редакциям наибольшие полиграфические возможности, широкий выбор квалифицированных кадров, богатую экономическую, информационную инфраструктуру. На рынке казахстанской прессы также наметилась стремление к расширению географии распространения, издаваемых газет и журналов, местных, областных издании за пределами региона. Тому пример газеты «Ак орда» (Атырау), а также многих периодических издании из областных центров г.Караганда, г.Чимкент. Вместе с тем, отечественные издания стали распространять за пределами Казахстана, в соседних странах. Это журнал «Караван бизнес ньюс» и другие.Еще одно направление развития печати - обращение к дореволюционным традициям казахской журналистики как в отношении содержания, так и в отношении форм, возобновление ряда изданий, существовавших в Х!Х- начале ХХ веков. К примеру, среди молодежных общественно-политических и литературно-художественных журналов первым был "Жас казак", выходивший с октября 1923 по май 1925 года. В марте 1991 года вышел первый пилотный номер газеты «Жас казах», созданный по инициативе группы молодых поэтов и писателей при Молодежном Совете Союза писателей Казахстана. Не имея финансовых средств, материально-технической базы, бумаги, даже редакционного офиса, это издание, благодаря стараниям и усилиям нескольких фанатов, в мае 1991 года впервые вышло в свет.Вместе с тем, в это время происходит появление большого числа изданий, которые можно отнести к понятию «Псевдожурналистика». Под этим термином мы подразумеваем политические рекламно-агитационные материалы, обличенные в газетную форму и имитирующие собой традиционно-политическое издание. Концепция новой рекламной газеты, огромный тираж которой предполагалось распространять путем бесплатной рассылки, была едва ли не революционной, однако время показало, что ее создатели не прогадали – даже в условиях экономического кризиса начала и середины 90-х годов газеты постоянно привлекали рекламодателей и сохраняли стабильный тираж. «Из рук в руки», «Крыша», «Колесо» и др.За независимости система казахстанской печати пополнилась многими новыми изданиями, которые быстро укрепили позиции на рынке и заняли свою нишу. Главным достижением был уход от опеки государства и от партийного руководства печатью. За этот период наметился целый ряд тенденций, характеризующих наиболее существенные стороны эволюции прессы, ее современный типологический облик и направления ее дальнейшего развития.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2490 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2307 - | 2158 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.