В 1855 г. новым императором России стал Александр II. Его правление - это период “великих” реформ. Необходимость преобразований была очевидной, особенно после поражения России в Крымской войне. И новый царь, казалось, готов оправдать надежды. В 1856 г. в результате амнистии были освобождены оставшиеся в живых декабристы и петрашевцы. В стране повеяло свободой. Стали открываться многочисленные новые журналы, открыто обсуждаться ранее запретные темы. Лев Толстой писал, что кто не жил в пятьдесят шестом году в России, тот не знает, что такое жизнь. В этом же году Александр объявил о предстоящей отмене крепостного права. Эта реформа, одна из крупнейших в стране, являлась жизненно необходимой, но, вместе с тем, она, вернее, ее содержание, предопределила дальнейшую судьбу России, вызвала революции 1905 и 1917 годов.
Правовая основа крестьянской реформы содержалась в Манифесте 19 февраля 1861 г. и в Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от того же числа. Согласно данным документам, крепостное право отменялось навсегда, крестьяне становились лично свободными, но освобождались без земли, которую должны были выкупать. Для осуществления реформы создавались в каждой губернии особые органы: Губернское по крестьянским делам присутствие, Уездные мировые съезды, мировые посредники. По меткому выражения поэта Некрасова, данная реформа ударила “одним концом по барину, другим по мужику”. В современной литературе нередко высказывается мнение, что именно 1861 г. явился причиной революций 1905 и 1917 годов.
Вслед за крестьянской реформой последовал целый ряд других преобразований. Одним из наиболее значимых стало введение местного самоуправления. Надо отметить, что во всех европейских странах переход к капитализму сопровождался приобщением населения к местному самоуправлению. Но специфика России заключалась в том, что у нас эта система создавалась сверху. Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. вводило начала всесословного выборного представительства в масштабах уезда и губернии. Впервые место во всесословных учреждениях получило крестьянство. Земские учреждения были органом выборным. Избиратели делились на три курии: уездные землевладельцы; купцы и владельцы торговых заведений, предприятий, недвижимости в городах; крестьяне. Первые две категории имели имущественный ценз, у крестьян выборы были многостепенными.
Вводились земства только в центральных губерниях, где преобладало помещичье землевладение. Их не было в Сибири, на Кавказе, Средней Азии, Литве, Белоруссии и т.д. В 1865 г. земства были в 19 губерниях, а к 1917 г. они существовали в 43 губерниях из 78.
Главным органом земского самоуправления стали губернские и уездные земские собрания, проведением их решений в жизнь занимались земские управы. Компетенцию земских учреждений составляли вопросы начального образования, здравоохранения, местного хозяйства, снабжения, ветеринарии, статистики, отчасти благотворительности. Источником средств служили налоги на недвижимое имущество: леса, фабрики, заводы, дома. Основной доход поступал от налога на землю.
Земская реформа повлекла за собой городскую реформу. В соответствии с Городовым положением от 16 июня 1870 г. в 509 городах России вводились новые всесословные органы городского самоуправления - городские думы, избиравшиеся на 4 года, и городские управы как органы исполнительные. Избирательное право предоставлялось на основе имущественного ценза и при условии уплаты налогов, то есть его лишались рабочие, часть служащих и часть интеллигенции. В соответствии с Городовым положением, участвовать в избрании гласных городской думы имели право городские обыватели, состоявшие в русском подданстве, в возрасте не менее 25 лет, владевшие в городе недвижимым имуществом или торговым или промышленным заведением. Городские думы подчинялись непосредственно Сенату, а не местной администрации, но губернатор следил за законностью их постановлений. Компетенция городского самоуправления примерно соответствовала компетенции земств. В соответствии с Городовым положением, к предметам ведомства городского общественного управления принадлежали: дела по благоустройству города, попечение о народном продовольствии, о народном здравии, принятие мер против пожаров, развитие торговли и промышленности, устройство за счет города благотворительных заведений, устройство театров и библиотек, некоторые другие обязанности.
Самой радикальной и последовательной была судебная реформа. Потребность в данной реформе не вызывала сомнений. Большое число судебных органов с нечетко определенной компетенцией, существовавших в России в дореформенный период, приводило к запутанности судебного процесса и процессуальных требований, огромным, иногда десятилетним срокам рассмотрения дел, процветанию взяточничества. Формальная система доказательств и письменная форма процесса явно устарели и не отвечали потребностям времени.
Учреждение судебных установлений от 20 ноября 1864 г., разработанное передовыми русскими юристами, вводило в России новый суд - бессословный, гласный, с состязательным процессом, с независимыми судьями, адвокатурой и с присяжными заседателями. Устанавливалась следующая судебная система: мировые судьи, съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты, Сенат в качестве верховного кассационного органа. Мировые судьи избирались на уездных земских собраниях или городскими думами на три года из числа жителей данной местности с учетом возрастного, образовательного, имущественного и служебного ценза. Судьи окружных судов назначались императором по представлению министра юстиции. Они должны были иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет.
Города и уезды были разделены на участки мировых судей. Территория окружных судов охватывала несколько уездов, округа судебных палат состояли из нескольких губерний. Такое деление способствовало большей независимости судей от мнения администрации. Важное значение для независимости судов имел принцип несменяемости судей. Судьи окружных судов и судебных палат не могли быть уволены или переведены на другую должность без их согласия иначе как по приговору суда.
В составе окружных судов образовывались, в зависимости от количества судей, присутствия (в некоторых крупных судах таких присутствий было несколько). Им было подсудно большинство дел, отнесенных к компетенции общих судебных установлений. К основному их полномочию относилось рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой инстанции. Иногда окружным судам приходилось выступать в роли второй инстанции по отношению к съездам мировых судей и проверять законность выносившихся ими судебных решений.
В зависимости от особенностей конкретного дела, опасности и сложности преступления закон предусматривал возможность образования коллегий в разных составах. В одних установленных законом случаях дела рассматривались в окружных судах коллегиями в составе трех профессиональных судей, в других - профессиональными судьями с участием сословных представителей, а в третьих - профессиональными судьями с участием присяжных заседателей.
Сословные представители участвовали в вынесении приговоров, пользуясь теми же правами, что и профессиональные судьи: при постановлении приговоров они заседали все вместе и все вместе решали вопрос как о том, виновен ли данный подсудимый в совершении преступления, в котором его обвинили, так и о том, подлежит ли он наказанию, а если подлежит, то какому.
Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных допускалось только в окружных судах. В соответствии со ст. 201 Устава уголовного судопроизводства к числу таких дел относились дела “о преступлениях или проступках, за которые в законе положены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав состояния”. В заседании участвовали три профессиональных судьи и 12 присяжных заседателей. Присяжные заседатели избирались из “местных обывателей всех сословий”, состоявших в русском подданстве, в возрасте от 25 до 70 лет, живущие не менее 2 лет в том уезде, где они избирались. Не вносились в списки присяжных заседателей: священнослужители и монахи, учителя народных школ, военнослужащие, находящиеся в услужении у частных лиц.
Основной функцией присяжных того времени, как и в наши дни, было принятие решения по вопросу о том, виновен или невиновен подсудимый в совершении преступления, в котором его обвиняли. В случае признания подсудимого виновным они могли высказать свое суждение относительно того, заслуживает или не заслуживает он снисхождения при определении меры наказания. На основании решения (вердикта) присяжных судьи выносили приговор. Если он был обвинительным, то в нем назначалась конкретная мера наказания.
Правительствующий сенат являлся высшей судебной инстанцией. В его составе было два кассационных департамента - о гражданским и уголовным делам. Они выполняли следующие функции:
1)рассмотрение дел о наиболее опасных преступлениях по первой инстанции с участием или без участия сословных представителей;
2)проверку в апелляционном порядке обоснованности и законности приговоров, вынесенных без участия сословных представителей судебными палатами или судьями самого Сената (сенаторами);
3)проверку в кассационном порядке законности решений и приговоров всех указанных выше судебных инстанций, в том числе приговоров, вынесенных с участием присяжных заседателей или сословных представителей (в таком порядке не могли проверяться лишь приговоры сенаторов, постановленные без участия сословных представителей). Данная функция считалась основной.
Одновременно с учреждением судебных установлений был принят Устав уголовного судопроизводства. В нем законодатель зафиксировал принцип наказания только по приговору суда, отделение обвинительной власти от судебной, публичность судебных заседаний, отмену подсудности по сословиям, отмену теории формальных доказательств. Суд должен был вынести обвинительный или оправдательный приговор, оставление обвиняемого под подозрением запрещалось. Полиция лишалась функции предварительного расследования. Определялась подсудность каждого из судов. Так, мировые судьи получили право рассматривать дела, по которым назначалось следующее наказанием: выговоры, штрафы до 300 рублей, арест до 3 месяцев, заключение в тюрьму до одного года. Более серьезные преступления подлежали ведению окружного суда, за исключением дел о государственных преступлениях и преступлениях по службе. Устав уголовного судопроизводства подробно определял порядок проведения судебного заведения, вынесения приговора, права присяжных и т.д. Кроме Устава уголовного судопроизводства, император утвердил Устав гражданского судопроизводства и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Устав гражданского судопроизводства устанавливал принцип состязательности гражданского процесса, предполагал предоставление доказательств сторонами и открытость судебного заседания.
Большое значение имело создание адвокатуры и реорганизация прокуратуры. Адвокаты делились на две категории: присяжные поверенные, объединявшиеся в корпорации по округам судебных палат, и частные поверенные, состоявшие при судах и занимавшиеся менее значительными делами. Прокуратура была лишена функции общего надзора, ее деятельность ограничилась судебной сферой, в основном надзором за ходом следствия и поддержанием обвинения в суде. Подчинялась прокуратура министру юстиции.
Еще до судебной реформы, в 1863 г., были отменены телесные наказания для женщин, запрещено клеймение преступников, отменены шпицрутены в армии, ограничено применение розог (их не применяли к духовенству, учителям, крестьянской администрации).
19 октября 1865 года царь утвердил “Положение о введении в действие судебных уставов”, которое ориентировало на постепенное, планомерное распространение по всей территории огромной страны предписаний новых законов. Официально реформа шла в течение 35 лет, до того момента, когда царь Николай II издал специальный указ о ее окончании (1 июля 1899 года).
Некоторые принципы судебной реформы были распространены и на военные суды. Военно-судебный устав 1867 г. и Военный устав о наказаниях 1868 г. установили новую систему военных судов, ввели отделение суда от военной администрации.
Основным звеном военных судов считались полковые суды, которые рассматривали дела о преступлениях, совершенных нижними чинами и не представлявших большой опасности. Председатель и члены такого суда назначались из числа офицеров командиром полка или воинским начальником, приравненным к нему. Разбирательство дел осуществлялось в условиях ограниченной гласности, без состязательности сторон (не допускались ни адвокаты, ни представители прокуратуры). Приговоры не приводились в исполнение без согласия командира полка. Он же решал вопрос, следует или не следует передавать конкретное дело с поступившей жалобой на приговор в вышестоящую инстанцию.
Вышестоящими инстанциями по отношению к полковым судам были военно-окружные суды. Их состав утверждался главными начальниками (командующими) военных округов. В каждом военном округе было по одному такому суду. Состояли они из председателя, двух постоянных членов и назначавшихся на четыре месяца временных членов из числа офицеров, проходивших службу в данном военном округе. К их ведению были отнесены все уголовные дела, кроме тех, что рассматривались полковыми судами. Они также проверяли обоснованность апелляционных жалоб на приговоры последних.
Высшей инстанцией для военных судов был Главный военный суд. Он действовал в составе председателя и постоянных членов (из числа военных юристов), а также временных членов. Все они назначались императором по представлению военного министра. На Главный военный суд возлагались в основном те же функции, что и на Правительствующий сенат по отношению к общегражданским судам.
Кроме вышеупомянутых, правительство Александра II провело и ряд других реформ, в том числе реформу Государственного контроля, комплектования армии, создание Государственного банка и т.д. Есть данные, что к концу своего царствования император стал склоняться к принятию конституции, проект которой разработал М.Лорис-Меликов. Но этому помешала смерть царя от рук террористов в 1881 г.
В 1881 г. императором стал Александр III, и реформы сменились контрреформами. В условиях революционного террора Манифест об укреплении самодержавия (апрель 1881 г.) провозгласил укрепление христианско-монархической идеологии, пресечение терроризма и революционной пропаганды. 14 августа 1881 г. Положение о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия разрешило объявлять отдельные местности находящимися в “состоянии усиленной охраны”. В пределах этих местностей губернаторы и градоначальники получили право издавать обязательные постановления по вопросам общественного порядка и государственной безопасности, устанавливать взыскания за нарушения этих постановлений, воспрещать всякие собрания, закрывать торговые и промышленные заведения, проводить закрытые судебные процессы, передавать отдельные судебные дела в военные суды для рассмотрения их по законам военного времени.
В дальнейшем правительство Александра III приняло ряд мер по отмене некоторых наиболее радикальных положений буржуазных реформ предшествовавшего царствования. Временные правила о печати в 1882 г. усилили цензуру. Университетский устав 1884 г. установил назначаемость министерством ректора, деканов, профессоров, до этого выборных. В 1889 г. выборные мировые судьи стали назначаемыми. Согласно Положению о земских участковых начальниках от 12 июня 1889 г., каждый уезд разделялся на земские участки, и в каждом таком участке учреждалась должность земского участкового начальника. Этот начальник назначался из числа потомственных дворян. Он выполнял функции мирового судьи, а также следил за крестьянским общественным управлением, мог приостанавливать приговоры сельских сходов, подвергать трехдневному аресту. Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 12 июня 1890 г. ужесточило избирательную систему и усилило правительственный контроль над земствами. Губернаторы получили право останавливать исполнение постановлений земских собраний. Городовое положение от 11 июля 1892 г. повысило избирательный ценз на выборах в городские думы, поручило губернаторам надзор за законностью действий городских общественных установлений.
Развивалось в указанный период и уголовное право. В 1885 г. вышла новая редакция Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. В нем были дополнены разделы, посвященные нарушению уставов промышленности. Устанавливалось наказание в виде тюремного заключения за стачки на производстве. Но предусмотрены и меры воздействия на фабрикантов за притеснения рабочих.