К англосаксонской правовой семье относят национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.
Совокупность конкретных решений, обязательных в качестве прецедента для последующих судебных решений по сходным делам, и составила общее право.
Общее право, таким образом, сложилось в виде совокупности судебных решений – прецедентов.
Нормы прецедентного права обладают такими достоинствами как конкретность и гибкость, но они казуистичны, лишены четкости и ясности абстрактно-общих норм романо-германского права. Это препятствует кодификации прецедентного права по образцу романо-германских кодексов.
Основные структурные части английского прецедентного права – это общее право и «право справедливости»(т.е. совокупность решений по конкретным делам на основе доктрины «справедливости», которая дополняла или корректировала правовые принципы и правила общего права). Это право не делится на частное и публичное право. Отсутствует здесь и четкое структурирование права по отраслевому признаку.
Прецедентное право – это по преимуществу судебно-процессуальное право. Основное внимание сосредоточено на обслуживании судебной практики, на вопросах судебной процедуры и доказательств.
Главная задача судьи состоит в том, чтобы применительно к тому или иному конкретному делу найти соответствующий прецедент, если таковой имеется. При отсутствии надлежащего прецедента и соответствующей нормы статутного права(законодательства) судья сам определяет правоприменительную норму(казусное правило) для решения рассматриваемого дела.
После судебной практики как первого и основного источника английского права в качестве второго источника права признается статутное право – законы и подзаконные акты.
Закон, согласно английской традиции и сложившейся юридической доктрине, считается второстепенным источником права, который вносит лишь ряд поправок и дополнений к праву, созданному судебной практикой. Формально закон может изменить или отменить норму прецедентного права, и при коллизии с прецедентом приоритет принадлежит закону. Но фактически само действие закона осуществляется в русле и в контексте его судебно-прецедентного толкования и применения. Нормы, содержащиеся в законе, окончательно определяются и включаются в право лишь после их судебного истолкования и применения, причем именно в той форме и в том смысле, как это установит судебная практика.
В современных условиях наблюдается тенденция отхода от традиционной концепции закона и усиления его самостоятельной роли при регулировании новых общественных отношений, которые находятся вне традиционной сферы действия прецедентного права. Такое законодательное право противопоставляется прецедентному праву, и к нему не применяются традиционные принципы прецедентного права.
Подзаконные акты издаются органами исполнительной власти лишь в порядке реализации правомочий, делегированных им парламентом. При этом суды обладают правом в подлежащих случаях отменять акты исполнительной власти.
Определенное значение в качестве источника имеет и обычай. Юридически обязательными считаются так называемые старинные местные обычаи и торговые обычаи. Однако государственно-правовая практика придерживается и множества других обычаев в сфере конституционного права, трудового права и т.д.
Право США, как и английское право, - это прежде всего право судебной практики, т.к. прецедентное право. Законы и подзаконные акты играют вспомогательную роль в качестве дополнения к прецедентному праву.
Отличие состоит в том, что Конституция США в качестве основного закона страны возвышается над общим правом и определяет основы американского общества и государства и всего действующего права. Это обусловлено федеративным устройством США, наличием и федеративного законодательства, и законодательства отдельных штатов. Кроме того, каждый штат имеет и свое прецедентное право. Все это порождает многочисленные коллизии между системами отдельных штатов, между ними и федеральной системой права.
В США действует правило прецедента иначе. Так, Верховный суд США и Верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям и могут изменять свою практику. Кроме того, правило прецедента относится к компетенции штатов и действует в пределах судебной системы соответствующего штата.
Кодексы представляют собой консолидацию прежних норм(уже созданных судебной практикой или имеющихся в законодательстве), а не установление новых норм.
Кодексами в США именуются также различные систематизированные собрания действующего федерального законодательства или законодательства отдельных штатов. Такие кодексы не включают в себя нормы прецедентного права.
Признаки данной семьи:
1. основным источником права выступает судебный прецедент
2. юридические прецеденты носят индивидуальный характер
3. ведущую роль в формировании права отводят судам, которые в этой связи занимают особое положение в системе государственных органов
4. на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом
5. главенствующее значение имеет процессуальное право, которое во многом определяет право материальное.
6. отсутствуют кодифицированные отрасли права
7. отсутствует классическое деление права на частное и публичное
8. статусное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников.
9. юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.