Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эволюционная модель антропогенеза




1. Основные модели антропогенеза, их связь друг с другом.

2. Современные представления об основных этапах и механизмах эволюции вида Homo sapiens.

3. Дискуссионные проблемы эволюционизма в антропологии.

 

Литература:

1. Борисковский П.И., Древнейшее прошлое человечества. – Л., 1979.

2. Мейтленд Иди. Возникновение человека. Недостающее звено. – М., 1977.

3. П. Пейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1987.

4. Зубов А.А. Дискуссионные вопросы антропогенеза //Человек – № 1. – 1997.

5. Эволюция Homo sapiens: традиционные механизмы и новые факторы. //Человек – № 6 – 1997; № 1 – 1998.

6. Козлова М.С. Экологический смысл эволюции человека. //Человек – № 4 1998.

7. Диалектика живой природы. – М., 1984. – с. 199-233.

8. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека //Соч. т. 20.

9. Белов А.И. Антропологический детектив. – М., 2002.

 

Семинарское занятие №2 проводится в жанре конференции с элементами дискуссии по различным версиям теологической и космологической моделей антропогенеза. Студентам предлагается провести самостоятельный поиск литературы как среди научных изданий, так и в средствах массовой информации.

Тема 3. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия. (Лекции - 2 часа.)

Лекция:

1. Человек как целостное существо, основные грани его экзистенции.

2. Основные миры смыслового пространства человеческой жизни.

3. Архетипические бинарные оппозиции, формирующиеся в процессе освоения человеком мира.

Литература:

1. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М., 1996.

2. Марков Б.Ф. Философская антропология. – СПб., 1997.

3. Элиаде М. Священное и мирское. – М., 1994.

4. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995.

5. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1999.

6. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – с. 118-146.

7. Корнев В.В. Система вещей в антропологической перспективе. – Барнаул, 2005.

 

Тема 4. Homo faber: самореализация и отчуждение в труде. (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа).

Лекция:

1. Труд как материальная основа производства и воспроизводства человеческой жизни.

2. Homo faber: механизмы самореализации и отчуждения человека в труде.

3. Культурно-хозяйственные типы человеческой деятельности.

Семинарское занятие

1. Мир повседневности и формирование архетипических бинарных оппозиций.

2. Homo faber: механизмы самореализации и отчуждения человека в труде.

3. Культурно-хозяйственные типы человеческой деятельности.

 

Литература:

1. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – с. 32-56.

2. Марков Б.В. Философская антропология. – СПб., 1997. – с. 116-179; 232-253.

3. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – с. 118-146.

4. Бродель Ф. Структура повседневности: возможное и невозможное. – М., 1986.

5. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л., 1983.

6. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995.

7. Элиаде М. Священное и мирское. – М., 1994.

8. Корнев В.В. Система вещей в антропологической перспективе. – Барнаул, 2005.

9. Четырова Л.Б. Социальное конструирование труда. – Самара, 2003.


Тема 5. Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов. (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

Лекция:

1. Разумность как специфически человеческая черта.

2. Проблема соотношения понятий «рассудок» и «разум», «дух и «душа».

3. Критерии оценки человеческого интеллекта и духовности.

Семинарское занятие

1. Разумность как специфически человеческая черта.

2. Проблема соотношения понятий «рассудок» и «разум», «дух и «душа».

3. Критерии оценки человеческого интеллекта и духовности.

 

Литература:

1. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1990.

2. Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М., 1994.

3. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – СПб., 1994. – гл. IX.

4. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М., 1996.

5. Рабинович В.Л. Ученый человек в средневековой культуре //Наука и культура. – М., 1984.

6. Базаров А.А. «Человек аргументирующий» в культуре средневекового буддийского спора //Социология и социальная антропология. – СПб., 1987.

7. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Понимаю, ибо абсурдно //Человек – № 6 – 1998.

 

Тема 6. Любовь и агрессия как модусы бытия человека в мире. (Лекции – 2 часа, семинары – 4 часа)

Лекция:

1. Любовь как модус бытия человека в мире.

2. Формы проявления и типы любви.

3. Агрессия, ее предпосылки и разновидности.

Семинарское занятие № 1

Человек любящий.

1. Сущность и смысл любви.

2. Формы проявления и типы любви.

3. Проблема распада любви. Патология любви.

 

Литература:

1. Фромм Э. Искусство любви. М., 1990.

2. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви //Социс – 1991 – № 8-9.

3. Стендаль. О любви /Стендаль. Собрание сочинений. М., 1978. Том 7.

4. Эрос. Страсти человеческие. М., 1991.

5. Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание. М., 1999.

6. Бердяев Н.А. Эрос и личность. Философия пола и любви. М., 1989.

7. Кочетков Г. «Прощать ли врага?», Гусейнов А. «Любите врагов ваших» //Наука и религия. – 1992. – № 2.

8. Войтыла К. Любовь и ответственность. М., 1993.

9. Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. – М., 2001.

10. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998.


Семинарское занятие №2

Человек агрессивный

1. Агрессия как модус бытия человека в мире: предпосылки и архетипические проявления агрессивности.

2. Символы зла в контексте человеческой культуры.

3. Проблема преодоления человеческой агрессии.

 

Литература:

1. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – с. 318-328.

2. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989. – гл. XIII – XV.

3. Бауэр В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. – М., 1995. – с. 196-200

4. Абрамян Л.А. Оскорбление и наказание: слово и дело //Этнические стереотипы поведения. – Л., 1985.

5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности //Социс – № 7 и № 10 – 1992.

6. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. //Вопросы философии – № 5 – 1989.

7. Бекер Дирк. Понятие системного насилия //Проблемы теоретической социологии – С-Пб., 1994.

8. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. – М., 1998. – с. 564-588.

9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

10. Рассел Дж.Б. Мефистофель. Дьявол в современном мире. – СПб., 2002.

 

Тема 7. Человек играющий в смысловом пространстве бытия. (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

Лекция:

1. Различные трактовки игры в современном социогуманитарном знании.

2. Место и роль игры в реализации человеческой свободы и смыслотворчества.

3. Игровой элемент в контексте современной культуры.

Семинарское занятие

1. Различные трактовки игры в современном социогуманитарном знании.

2. Место и роль игры в реализации человеческой свободы и смыслотворчества.

3. Игровой элемент в контексте современной культуры.

 

Литература:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л., 1992.

2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1990. – с. 217-304.

3. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт исследования игрового элемента в культуре //Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

4. Павлинская Л.Р. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири //Традиционное воспитание детей у народов Сибири. – Л., 1988.

5. Шарипов Э.И., Кронин С.И. Режиссура социальных игр. – М., 2002.

 

Тема 8. Человек перед лицом смерти. (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

Лекция:

1. Проблема смерти как одна из центральных проблем человеческой экзистенции: архетипические варианты ее постановки и решения.

2. Мифологические и религиозные представления о смерти и бессмертии.

3. Архетипическая бинарная оппозиция «мир живых и мир мертвых».


Семинарское занятие

1. Проблема смерти как одна из центральных проблем человеческой экзистенции: архетипические варианты ее постановки и решения.

2. Мифологические и религиозные представления о смерти и бессмертии.

3. Герменевтика погребального обряда в культуре различных народов.

 

Литература:

1. Леви-Брюль Л. Сверхчувственное в первобытном мышлении. – М., 1999. – ч. II, гл. IV.

2. Попов А.А. Душа и смерть по воззрениям нганасанов //Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л., 1976.

3. Грачева Г.Н. Человек, смерть и земля мертвых у нганасан //Там же.

4. Антропова В.В. Представления коряков о рождении, болезни и смерти //Там же.

5. Египетская книга мертвых (любое издание).

6. Тибетская книга мертвых (любое издание)

7. Моаканин Р. Психология Юнга и тибетский буддизм. – Томск, 1993. – с. 63-73.

8. Жизнь. Смерть. Воскресение. //Человек – №1 – 1997.

9. Коростелева О.Т., Плахин В.Т. О квазидиалоге в интеллектуальных системах первобытности // Логика и организация диалоговых процессов в интеллектуальных системах. – Новосибирск, 1988.

Тема 9. Человек и мир природы: культурно-исторические архетипы взаимодействия. (Лекии – 2 часа, семинары – 2 часа)

Лекция:

1. Представления о природе в мифологических и ранне-религиозных воззрениях человека.

2. Стратегия управления и стратегия сотрудничества как модусы отношения человека к природе.

3. Проблема взаимодействия человека с природой и современность.

Семинарское занятие

1. Представления о природе в мифологических и ранне-религиозных воззрениях человека.

2. Стратегия управления и стратегия сотрудничества как модусы отношения человека к природе.

3. Проблема взаимодействия человека с природой и современность.

 

Литература:

1. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – с. 28-32

2. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л., 1976.

3. Тайлор Э.Б. Первобытная культура – М., 1989 – с. 121-148.

4. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1988. – с. 23-47.

5. Бердяев Н.А. Природа и свобода. Космическое прельщение и рабство человека у природы. //Русский космизм. – М., 1993. – с. 179-184.

6. Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке // Там же. – с. 332-344.

7. Спенсер Г. Происхождение культа животных // Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. – Минск, 1999. – с. 307-329.


Тема 10. Человек в социальном мире: бинарная оппозиция «мы и они». (Лекции – 4 часа, семинары – 4 часа)

Лекция 1:

1. Проблема отношения человека к «другим людям» в социальной антропологии.

2. Процесс этнической самоидентификации и основные варианты бинарной оппозиции «мы и они».

3. Механизмы и закономерности формирования этнического образа. Особенности формирования этнического образа русского человека.

 

Лекция 2:

1. Эволюция внутреннего и внешнего типов бинарной оппозиции «мы и они» в культурно-историческом контексте.

2. Основные системы родства и их роль в формировании социальных связей и отношений.

3. Формирование социальных институтов в контексте оппозиции «мы и они».

4. «Обряды перехода» как пути «перемещения» человека в смысловом и социальном пространстве бытия.

 

Семинарское занятие № 1

1. Проблема отношения человека к «другим людям» в социальной антропологии.

2. Процесс этнической самоидентификации и основные варианты бинарной оппозиции «мы и они».

3. Механизмы и закономерности формирования этнического образа. Особенности формирования этнического образа русского человека.

Литература:

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995.

2. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – гл. VI-VIII.

3. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – лекции 4-7.

4. Сказки народов Африки. – М., 1976.

5. Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 1998.

6. Плахин В.Т., Коростелева О.Т. Оппозиция «мы и они»: архетипы и практика этнического поведения //Теория и практика национальной политики Алтая и России. – Барнаул, 1990.

Семинарское занятие № 2

1. Эволюция внутреннего и внешнего типов бинарной оппозиции «мы и они» в культурно-историческом контексте.

2. Основные системы родства и их роль в формировании социальных связей и отношений.

3. «Обряды перехода», их роль в жизни архаичного и современного человека.

Литература:

1. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. – М., 2001. – гл. 1-6.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995.

3. Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. – М., 2001. – гл. 4.

4. Тэрнер В. Символ и ритуал. – М., 1983 – с. 104-135.

5. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – гл. VI-VIII.

6. Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения. – М., 2002.


Тема 11. Миф как способ бытия человека в мире. (Лекции – 4 часа, семинары – 4 часа)

Лекция 1:

1. Специфика мифа как явления культуры.

2. Структура мифа и бинарные оппозиции человеческого сознания. Логика мифа и диалектика.

3. Представления о жизненных силах в контексте мифологического сознания.

 

Лекция 2:

1. Мифологическое программирование повседневной жизни.

2. Механизмы мифологизации политической сферы жизни людей.

3. Архетипы и метаморфозы научного мышления. Современная наука и мистицизм.

Семинарское занятие № 1





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 766 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2513 - | 2359 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.