Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Организационно-методический раздел




О.Т. Коростелева

Социальная антропология

(Программа и методические рекомендации)

 

 

барнаул 2006
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ

 

 

О.Т. Коростелева

Социальная антропология

 

 
 

 


Барнаул 2006

 


Автор: О.Т. Коростелева, доцент

 

Редактор: С.И. Григорьев, д.с.н., проф.

 

 

Данное пособие предназначено для студентов дневного отделения социологического факультета по специальности «социология». Оно разработано на основе курса «Социальная антропология» и содержит в себе программу курса, учебный план, план семинарских занятий, список рекомендуемой литературы и вопросы к экзамену.

Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом цикла ОПД.Ф.18 ГОС ВПО второго поколения по специальности 020300 «Социология». Материалы печатаются по целевой программе «Основы качества национального социального образования для России XXI века» Совета по «Социологии и социальной антропологии» УМО по классическому университетскому образованию при МО РФ

 

 

ã Факультет социологии Алтайского

Государственного Университета 2006 г.

 


Содержание

1. Введение...................................................................................................................................... 5

2. Организационно-методический раздел................................................................................ 6

2. Тематический учебный план курса «социальная антропология»................................. 7

3. Содержание курса...................................................................................................................... 8

4. Учебный план курса................................................................................................................. 11

5. Примерный перечень вопросов для самостоятельной подготовки........................... 19

6. Примерные темы курсовых работ....................................................................................... 20

7. Вопросы к экзамену по социальной антропологии......................................................... 21

8. Учебно-методическое обеспечение курса......................................................................... 22

 


Введение

 

Курс «Социальная антропология» во многом является авторским курсом, адаптированным для чтения студентам-социологам в I семестре дневного обучения. Будучи одним из первых по срокам преподавания в вузе гуманитарным предметом, социальная антропология призвана сыграть важную роль в формировании у студентов базовых знаний о человеке и человеческом обществе, а также устойчивого интереса к центральным проблемам гуманитарной теории и методологии: к проблемам целостности и гармонизации человеческого бытия, диалога, понимания, значения и смысла. Обращение к данным проблемам вносит существенный вклад в реализацию принципа культуроцентричности образования, так как ориентирует студентов на рассмотрение любого аспекта человеческого бытия и любого элемента социальной жизни в герменевтическом, смысловом пространстве культуры, в мире культурных ценностей, значений и смыслов. С другой стороны, в контексте получения студентами профессионального социологического образования важно обратить внимание на архаичные формы социальной организации, на основе которых возникают более поздние (в том числе современные) системы родства, социальные оппозиции и социальные институты.

Структура курса складывается из пяти тематических блоков:

1. Предметно-методологическая специфика социальной антропологии;

2. Проблема социоантропогенеза;

3. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия.

4. Основные «миры» смыслового пространства бытия и диалоговые структуры их освоения;

5. Миф как способ бытия человека в мире.

При чтении курса и проведении семинарских занятий реализуется принцип сочетания серьезного изучения оригинальных работ, принадлежащих классикам социальной антропологии (А.Р. Рэдклифф-Брауну, К. Леви-Стросу, Л. Леви-Брюлю, Дж. Фрэзеру, В. Тэрнеру, Е.М. Мелетинскому, Э. Фромму, Й. Хейзинге и др.), с максимально свободным и заинтересованным обсуждением актуальных проблем самореализации и бытия человека в мире. Привлечение достаточно широкого этнографического материала не является самоцелью, а ориентировано в первую очередь на понимание родовой общности людей, принадлежащих к различным типам культур, а следовательно – на преодоление позиции этноцентризма и различных форм национальной нетерпимости. При этом, на наш взгляд, преподавание курса позволяет оптимальным образом учесть диалектику глобального, национального и регионального при изучении человека и общества. Ведь делая объектом своего изучения человека в контексте родной для него культуры (и неизбежно акцентируя момент ее уникальности, неповторимости, исключительности), социальная антропология демонстрирует наличие инвариантных, константных, архетипических форм бытия в мире, которые могут реализоваться и реализуются лишь при условии этнической и региональной уникальности.


Организационно-методический раздел

 

Курс предназначен для чтения студентам ФС (специальность – «социология») в I семестре (для ДО).

Цель курса – ознакомление студентов-социологов с научной традицией, основными категориями и проблемами социальной антропологии, что является важнейшей составляющей профессиональной социологической и общегуманитарной подготовки.

Задачи курса:

1. Сформировать у студентов целостное представление о человеке и гранях его экзистенции.

2. Рассмотреть архетипические проявления человеческого бытия в контексте родной для человека культуры.

3. Проанализировать основные «миры» смыслового пространства человеческого бытия и диалоговые структуры их освоения.

4. Показать формы и механизмы социального опосредования бытия человека в мире.

 

Формой проверки усвоения знаний студентами является экзамен.

 

Критерии оценки

Основанием для получения отличной оценки является: глубокие знания при ответе на поставленный вопрос, последовательное изложение материала с использованием знаний лекционного курса, монографической литературы, ответы на все дополнительные вопросы, иллюстрация теоретических положений собственными примерами, сформулированные и обоснованные выводы.

Для получения хорошей оценки студент должен показать прочные знания программного курса, обязательного минимума учебной и монографической литературы, умение связывать теоретические положения с анализом реальной ситуации. (Основанием для снижения оценки могут быть неточности и непоследовательность в изложении материала, недостаточно обоснованные выводы).

Удовлетворительная оценка выставляется за изложение минимума лекционного материала и учебника при недостаточном умении студента раскрыть тему самостоятельно и неумении связать данную тему со смежными темами курса, за неаргументированные выводы.

 

На завершающем этапе изучения курса планируется также проведение конференций по темам:

1. Проблема смысла человеческой жизни: варианты постановки и решения.

2. Человек в современном мире: пути гармонизации бытия.


2. Тематический учебный план курса «Социальная антропология»

№ п/п Тема занятия Количество часов
лекции семинары
1. Предмет социальной антропологии, ее место и роль в системе социогуманитарного знания.    
2. Проблема социоантропогенеза в социальной антропологии    
3. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия  
4. Homo faber: самореализация и отчуждение в труде.    
5. Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов.    
6. Любовь и агрессия как модусы бытия человека в мире    
7. Человек играющий в смысловом пространстве бытия.    
8. Человек перед лицом смерти.    
9. Человек и мир природы: культурно-исторические архетипы взаимодействия.    
10. Человек в социальном мире: бинарная оппозиция «мы» и «они»    
11. Миф как способ бытия человека в мире.    
  Всего    

 

 


Содержание курса

Тема 1. Предмет социальной антропологии, ее место и роль в системе социогуманитарного знания.

Антропология как комплексное учение о человеке. Антропология философская, религиозная и научная. История формирования взглядов на предмет социальной антропологии, различные варианты его трактовки. Проблема соотношения и взаимодействия с социологией, культурологией, историей и психологией. Социальная антропология и виталистская социология: сферы пересечения интересов. Методологическая специфика социальной антропологии: герменевтический подход к изучению человека и его культуры; учет неразрывной связи общечеловеческого и национально-особенного, инвариантного и вариативного в феноменах человеческого бытия. Общие представления о герменевтическом пространстве бытия. Понятия культуроценоза и антропоценоза.

 

Тема 2. Проблема социоантропогенеза в социальной антропологии.

Основные модели антропогенеза в науке и философии. Эволюционная модель антропогенеза: этапы, механизмы и перспективы эволюции вида Homo Sapiens. Дискуссионные проблемы эволюции человека: проблема исторических сроков появления первых людей; проблема «недостающих звеньев» в эволюционной цепи; проблема очагов антропогенеза и др. Креационистская и космологическая гипотезы происхождения человека: их соотношение и концептуальное единство. Варианты сочетания различных моделей антропогенеза. Христианский эволюционизм П. Тейяра де Шардена. Проблема социогенеза в современной науке: биологические предпосылки и факторы.

 

Тема 3. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия.

Человек как целостное существо и грани его экзистенции. Основные «миры» герменевтического пространства человеческой жизни и диалоговые структуры их освоения. Мир повседневности как первичный, фундаментальный мир порождения культурных значений и смыслов. Большой и малый герменевтические круги жизненного мира человека. Формирование архетипических бинарных оппозиций в контексте человеческой жизни и смыслотворчества. Проблема соотношения сакрального и профанного бытия. Оппозиции «часть-целое», «центр-периферия», «мужское и женское начало» в архаичной культуре.

Тема 4. Homo faber: самореализация и отчуждение в труде.

Труд как материальная основа производства и воспроизводства жизни на уровне повседневности. Человек в вещном мире материальной культуры. Проблема свободы творчества в сфере материального производства; причины и механизмы отчуждения человека в труде. Проблема противостояния человека и вещного мира (феномены порабощения человека вещами, «бунта» вещей и т.д.); социальное отчуждение в сфере производства и пути его преодоления. Культурно-исторические типы хозяйственной деятельности человека. Эволюция Homo faber в современном обществе.

 

Тема 5. Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов.

Сознание как атрибут человеческой жизни. Многогранность и критерии оценки человеческого интеллекта и «духовности». Сознательное и бессознательное в человеческой психике; рациональное и иррациональное в духовном мире человека. Соотношение понятий «рассудок» и «разум», «дух» и «душа». Культурно-исторические варианты и формы идеального конструирования реальности в жизни человека и человечества. Единство индивидуального и общественного сознания. Интерсубъективный характер смыслотворчества.

 

Тема 6. Любовь и агрессия как модусы бытия человека в мире.

Любовь как способ реализации человеческой экзистенции. Сущность и смысл любви. Формы проявления и типы любви в жизни человека и человечества. Проблемы распада и патологии любви. Культурно-исторические типы семейно-брачных отношений.

Агрессивность как одна из граней человеческой экзистенции. Проблема соотношения биологического и социального, сознательного и бессознательного в агрессивном поведении человека: различные варианты трактовки. Агрессивность «доброкачественная» и «злокачественная» (по Э. Фромму), конструктивная и деструктивная. Проблема контроля и «снятия» агрессии в истории развития человечества. Бинарные оппозиции поведения как архетипическая основа человеческой агрессии.

Тема 7. Человек играющий в смысловом пространстве бытия.

Различные трактовки игры в современном гуманитарном знании: психологическая концепция Э. Берна, социально-ролевая Ч. Кули и Дж. Мида, философско-культурологические концепции М. Бахтина и Й. Хейзинги. Игра как форма реализации человеческой свободы и смыслотворчества, как переход с одной смыслообразовательной платформы на другую. Специфика игрового поведения, его место и роль в жизни человека и общества. Функции игры: социализирующая, компенсаторная, моделирующая, гармонизирующая и др. Проблема противопоставления игры и искренности. Эволюция игрового начала в современной культуре.

 

Тема 8. Человек перед лицом смерти.

Проблема отношения человека к смерти: основные варианты ее постановки и решения. Формирование мифологических и религиозных представлений человека о смерти и бессмертии. Архетипические бинарные оппозиции «мир живых» и «мир мертвых»; «время и вечность»; «конечное и бесконечное». Герменевтика погребального обряда в культуре различных народов. Витальная значимость диалога с «миром мертвых» и гармонизация общества на традиционной основе. Современные философские, научные и паранаучные концепции смерти. Обращенность к небытию как предпосылка решения проблемы смысла жизни.

 

Тема 9. Человек и мир природы: культурно-исторические архетипы взаимодействия.

Представления о природе в мифологических и ранне-религиозных воззрениях человека. Стратегия управления и стратегия сотрудничества как модусы отношения человека к природе. Возможности и культурно-исторические формы реализации «диалога» человека с природой. Ритуальная практика витального энергетического обмена между силами природы и человека. Проблема взаимодействия человека с природой и современность. Варианты постановки и решения данной проблемы в науке, религии и философии русского космизма (концепции Н. Федорова, Н. Бердяева, В.И. Вернадского, К. Циолковского и др.). Тенденция ресакрализации природы в современном общественном сознании.


Тема 10. Человек в социальном мире: бинарная оппозиция «мы и они».

Проблема отношения человека к «другим людям» в социальной антропологии. Формы и механизмы социального конструирования реальности. Проблема этнической самоидентификации, ее важнейшие механизмы и социально-историческая определенность. Специфика этнической самоидентификации русских. Русский космизм и проблема всемирно-исторической миссии России. Евразийство как один из способов культурной самоидентификации россиян. Основные варианты бинарной оппозиции «мы и они». Диалогизм внутреннего типа данной оппозиции на примере отношений между фратриями в рамках дуально-родовой организации социума. Этноцентризм как принцип оппозиции «мы и они» внешнего типа. Ситуация противостояния культур и возможности диалога «Восток-Запад» в современном мире. Основные системы родства, их роль в формировании социальных связей и отношений.

 

Тема 11. Миф как способ бытия человека в мире.

Миф как специфическое явление человеческой культуры. Логика и диалектика мифа. Структура мифа как проблема социальной антропологии. Представления о жизненных силах в контексте мифологического сознания. Миф как модель судьбы и жизненного пути человека. Сущность, функции и типы ритуалов перехода. Фазы и типы ритуалов перехода. Фазы мифологического путешествия героя. Роль мифа в регуляции человеческого поведения: мифологическое программирование повседневной и политической сферы жизни людей. Архетипы и метафоры научного мышления. Современная наука и мистицизм.


Учебный план курса

 

Тема 1. Предмет социальной антропологии, ее место и роль в системе социогуманитарного знания. (Лекция – 2 часа, семинары – 2 часа)

Лекция:

1. Антропология как комплексное учение о человеке. Разделы антропологии.

2. Предмет социальной антропологии: различные подходы к определению.

3. Место и роль социальной антропологии в системе социогуманитарного знания.

4. Методологическая специфика социальной антропологии.

 

Семинарское занятие

1. Антропология как область знания. Особенности изучения человека.

2. Предмет социальной антропологии: различные подходы к определению.

3. Место и роль социальной антропологии в системе социогуманитарного знания.

4. Методы исследования в социальной антропологии.

 

Литература:

1. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – с. 7-24.

2. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. – СПб., 1997.

3. Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лекций). – М., 1997.

4. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – с. 8-32; 305-339.

5. Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. – М., 2001.

6. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.

7. Наука о культуре и социальная практика: антропологическая перспектива. – М., 1998.

8. Бороноев А.О., Емельянов Ю.Н., Скворцов Н.Г. Особенности развития и взаимоотношений социологии и антропологии //Проблемы теоретической социологии. – СПб., 1994.

9. Резник Ю.М. Социальная антропология как научная дисциплина // Социс - №5 – 1997.

10. Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии. – М., 2003.

11. Кравченко А.И. Социальная антропология. – М., 2005. – с. 3-72.

 

 

Тема 2. Проблема социоантропогенеза в социальной антропологии. (Лекции – 4 часа, семинары – 4 часа)

Лекция 1:

1. Основные модели антропогенеза, их связь друг с другом.

2. Современные представления об основных этапах и механизмах эволюции вида Homo sapiens.

3. Дискуссионные проблемы эволюционизма в антропологии.

 

Лекция 2:

1. Особенности и проблемы креационизма в антропологии.

2. Космологическая гипотеза происхождения человека, ее основные варианты.

3. Проблема социогенеза: биологические предпосылки и факторы.

Семинарское занятие №1





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 685 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2340 - | 2066 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.