В ВКЛ в XIV–XVI вв.
Приступая к изучению обозначенной темы, необходимо уяснить особенность аграрного развития ВКЛ в этот период. Эта особенность заключалась в переходе от преимущественно натурального хозяйства к рождению товарно-денежных отношений. Какие же причины способствовали этому. Следует выделить две наиболее важные:
1 Углубление общественного разделения труда – отделение ремесла от сельского хозяйства и рост городов.
2 Рост спроса на сельскохозяйственную продукцию и, прежде всего, на зерно в Западной Европе и втягивание ВКЛ в международные торговые связи.
Важным результатом этих процессов стало ускорение процессов феодализации. Это проявлялось, в первую очередь, в росте феодального землевладения, повинностей крестьян и начале крепостничества. В рассматриваемый период происходит процесс оформления феодального землевладения в следующих формах:
1 Государственное, или великокняжеское, землевладение. Это значит, что крупным собственником земли было государство в лице великого князя. В конце XIV в. великокняжеский домен занимал около 70 % территории ВКЛ. В границах этой формы он имел собственный домен (свою частную собственность). Однако примерно до середины XVI в. разделения государственных земель на государственные и личный домен великого князя не существовало. Домен великого князя литовского Сигизмунда Августа был создан в 1548–1572 гг. Затем в 1588 г. для удовлетворения нужд великого князя из состава государственных владений были выделены так называемые столовые поместья, которые в дальнейшем стали называться экономиями. В Беларуси существовали Брестская, Гродненская, Кобринская, Могилевская, Лидская, Пинская и Слонимская экономии.
2 Церковное землевладение. Церковь, особенно католическая, становится крупным землевладельцем. Земли принадлежали епископству, монастырям и церквям. Однако церковные земельные владения в сравнении с земельными владениями светских феодалов не были такими значительными в рассматриваемый период.
3 Частно-феодальное, которое состояло из двух категорий: а) крупного магнатского; б) шляхетско-боярского. Что представляли собой эти две категории?
Наряду с великокняжеским доменом существовало большое количество независимых поместий, владельцы которых распоряжались ими «с полным правом и панством». Это были, в основном, поместья бывших удельных князей – Рюриковичей и Гедиминовичей. Это магнатское, или вотчинное, землевладение находилось в полной собственности феодалов. В 1567 г. насчитывалось 16 магнатов, которым принадлежали поместья в Беларуси, из них 9 – белорусского происхождения.
Шляхетско-боярское – это временное землевладение вассалов великого князя или магнатов за военную службу. Сроки его определялись жалованными грамотами: «До воли и ласки господской», «до живота», т. е. пожизненно; «до двух животов», т. е. с правом передачи детям; «до трех животов» – с правом передачи детям и внукам и т. д. При прекращении службы или при плохом ее выполнении земля изымалась. Такое положение не удовлетворяло феодалов. Они вели борьбу за передачу им земли в безусловное владение. Первыми такого права добились от Ягайло католики. Православные феодалы получили такую привилегию только в 1432 г. В середине XVI в. численность шляхты, которая владела землей в ВКЛ, составляла около 162 тыс. человек (9 % всего населения).
В процессе дальнейшего изучения темы необходимо остановиться на формах феодальной зависимости крестьян. В этой связи следует отметить, что феодалы, владея землей (вотчиной или поместьем), не могли обойтись без крестьян, которые ее обрабатывали. Лишенные права собственности на землю, крестьяне получали ее из рук феодала, но не в собственность, а в пользование. За пользование землей крестьянин всегда, при любых условиях должен был выполнять в пользу владельца разные повинности. Следовательно, получив землю от феодала, крестьянин попадал к нему в зависимость. Существовали две формы феодальной зависимости крестьянства: экономическая и личная. В XV–XVI вв. по характеру личной зависимости от феодала упоминаются четыре категории населения:
1) «люди похожие», или свободные;
2) «люди непохожие», или «отчизные»;
3) «челядь невольная» (рабы);
4) закупы.
«Люди похожие» – крестьяне, которые имели право перехода от одного феодала к другому. Они платили дань землевладельцу натурой и деньгами за наделы земли, которыми пользовались. Великие князья раздавали панам земли, на которых сидели «похожие» крестьяне. Таким образом, они попадали под опеку частных землевладельцев и зависели от панов экономично, однако сохраняли за собой право перехода на землю другого феодала. Их нельзя было передавать по наследству, дарить.
«Люди непохожие» – крестьяне, которые потеряли свободу и принадлежали владельцу на основе вотчинного права, не имели права оставить его и в зависимости от повинностей делились на тяглых, осадных и др.
«Челядь невольная» или «челядь дворная» (рабы) – крестьяне, которые сами продались в неволю, а также пленные. «Челядь невольная» слилась с крепостным крестьянством.
Закупы – люди, которые до выплаты полученного заема находились в зависимости от феодала.
Экономическая зависимость осуществлялась в форме выполнения крестьянами феодальных повинностей: дани, оброка продуктами, денежного оброка, барщины.
Здесь уместно рассмотреть вышеназванные повинности крестьян:
1 Барщина – даровая обязательная работа с личными орудиями труда на земле феодала. В рассматриваемый период не доминировала. Отсутствие источников не дает возможности выявить, сколько рабочих дней в год крестьяне должны были работать на феодалов. Исходя из того, что барщина на протяжении одного дня в неделю с дыма (единица налогообложения и повинностей) начала упоминаться только в пер. пол. XVI в., когда повинности увеличились, то можно предположить, что в XIV–XV вв. она была меньше.
2 Крестьяне также должны были выплачивать оброки натурой, обычно рожью, пшеницей, овсом, сеном. Чаще всего оброки назывались «дяклом», значительно реже – «поземом». Кроме того, крестьяне обязаны были давать и другие поборы. Важнейшим из них было «мезлево», которое выплачивалось мясом, молоком, яйцами, медом, грибами, ягодами. К концу XV в. оброк продуктами являлся одним из основных видов повинностей.
3 Начиная с XV в., феодалы Беларуси начали вводить для крестьян денежный оброк – чинш. Появление этой формы ренты свидетельствовало о втягивании крестьянства в товарно-денежные отношения. Денежный оброк не вытеснял других форм феодальной ренты. Чаще всего крестьяне находились на смешанной форме ренты и выполняли отработочные, денежные и натуральные повинности одновременно. Наряду с основными повинностями крестьяне выполняли и дополнительные: толоки – общие сезонные хозяйственные работы, гвалты или сгоны – общие срочные работы, вызванные стихийными бедствиями, паводками, пожарами и т. д., шарварки – ремонт и строительство дорог, мостов, зданий в имении, подводную повинность – подвоз крестьянами помещичьих грузов в торговые центры (города и местечки) на своих животных и др.
Государственные (великокняжеские) крестьяне выполняли в основном те же повинности, что и крестьяне, которые жили на частновладельческих и церковных землях. С них собирали подать великому князю рожью, сеном, скотом, медом, воском и мехом. Кроме того, они обязаны были выполнять подводную повинность и другие работы: строительство, обновление и ремонт государственных замков, укрепление ближайших городов, заготовка сена и выпас скота великого князя.
Кроме выполнения повинностей в пользу феодалов, крестьяне платили еще общегосударственные налоги: серебщину – денежный налог на военные цели, полюдье – дань, которую в XV–XVI вв. население отдавало наместникам или княжеским старостам при объезде ими волостей, чоп – денежный налог за разрешение на производство и продажу алкогольных напитков, стацию – повинность крестьян и мещан на содержание великого князя, его послов и гонцов во время их проезда по данной местности, на содержание временно размещенного здесь войска, укол – повинность крестьян по ремонту государственных замков и др. Кроме того, крестьяне платили также «десятину» на содержание костелов и церквей. Всего существовало 120–140 крестьянских повинностей.
Размеры повинностей, которые выполняли крестьяне, зависели от размера земельного надела, которым пользовалась крестьянская семья. В большинстве своем наделы находились в пользовании не отдельных крестьянских семей, а товариществ, которые состояли из разросшихся семей. Если крестьянское хозяйство не справлялось с возложенными на него повинностями, то феодал подсаживал к нему посторонних людей – «сябров». Крестьяне и сами часто брали себе в «подмогу» посторонних людей – «потужников», которые помогали им обрабатывать землю и нести повинности («на четвертине», «половине» и других условиях).
Примерно до конца XV в. основной формой феодальной ренты был оброк продуктами, а преобладающей категорией крестьянства по характеру основной повинности являлись данники (люди данные). Единицей обложения данников служил дым. Дым представлял собой хозяйство, как правило, одной крестьянской семьи. Однако члены сельских и волостных общин несли коллективную ответственность за исправное выполнение установленных повинностей.
Отдельную группу данников составляли крестьяне – «дольники», главной повинностью которых была дань четвертой части (доли) урожая. Дольники в середине XVI в. были одной из основных категорий крестьянства Подвинья.
В XIV–XVI вв. в Беларуси постепенно развивалась отработочная рента – барщина, которая состояла из различных работ на феодалов. Барщина в источниках называется по-разному, но чаще всего – «службой тяглой». Поэтому крестьяне, главной повинностью которых была такая служба, обычно назывались «людьми тяглыми».
До аграрной реформы середины XVI в. основной единицей обложения тяглых крестьян повинностями являлась «служба». В XV в. службы состояли в среднем из двух-трех дымов.
Заметное укрепление с середины XV в. связей сельского хозяйства с внутренним и особенно внешним рынками обусловило процесс постепенного перехода феодалов от эксплуатации крестьянства путем истребования дани натурой в основном к отработочной и в значительной мере денежной форме ренты. Этот процесс сопровождался тем, что основная масса данников Побужья, Понеманья и частично Подвинья становилась «людьми тяглыми», главной повинностью которых стала барщина, или «людьми осадными», «чиншевиками», основной повинностью которых была денежная рента. В то же время в Поднепровье, где фольварок не получил значительного развития, дань натурой постепенно заменялась деньгами. Чиншевых крестьян иногда называли куничниками, потому что денежную ренту в некоторых местностях называли куной, куницей.
В условиях господства натурального хозяйства для довольно значительной части крестьянства главной повинностью были различные специальные службы. К крестьянам-слугам относились те, кто занимался коневодством (конюхи и др.), промыслами (осочники, бобровники, бортники, рыболовы, стрельцы и др.), ремесленничеством (бондари, гончары, ковали, посудники, столяры и др.). Часть крестьян-слуг выполняла низкие административно-хозяйственные функции (гуменники, сотники, старцы и др.), прислуживала панам (кухари, отдверные и др.) или несла военную или курьерскую службу (панцирные, путные и другие слуги-бояре).
Социальный статус крестьян-слуг был более высокий, чем других категорий крестьян. Эта была самая богатая и привилегированная часть крестьянства.
Категории крестьян в зависимости от их повинностей до сер. XVI в. можно отразить следующей схемой:
Таким образом, под воздействием дальнейшего развития товарно-денежных отношений к сер. XVI в. в основном завершилась реорганизация архаической системы феодальной эксплуатации крестьянства Беларуси. В результате ее наряду с традиционно преобладающим в Подвинье даннитско-дольнитским вариантом укрепились и два новых варианта системы эксплуатации: фольварочно-помещичьий и чиншевый.