Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теоцентризм философии Средних веков




План

 

1. Работа с понятиями.

2. Теоцентризм философии Средних веков.

3. Связь философии Средних веков с античностью.

4. Проблема сущности и существования.

5. Полемика реализма и номинализма.

6. Человек как образ и подобие Бога.

7. Патристика (А. Августин).

8. Схоластика (Ф. Аквинский).

2 часа.

 

I. Вводная часть занятия.

1. Организация занятия.

2. Определение темы, мотивации, задач занятия.

5 минут.

 

II. Основная часть занятия.

3. Рассмотреть основные вопросы семинарского занятия.

28 минут.

 

 

Работа с понятиями.

 

Телеология - учение о цели целесообразности.

Теология - совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

Синоним', богословие.

Креационизм - религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Герменевтика - искусство и теория истолкования текстов.

Эсхатология - религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества.

Универсалии - общие понятие.

Реализм - философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность.

Номинализм - философское учение, утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а в мышлении.

Патристика - совокупность теологических, философских и политико-социологческих доктрин христианских мыслителей 2-8 вв.

Схоластика - тип философской категории, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике.

Монотеизм - учение о едином персонифицированном боге.

 

Теоцентризм философии Средних веков.

Философия средних веков – это философия V – XV вв. после того, как в 476 г. прекратила существование Западная Римская империя, единственными очагами культуры в Западной Европе остались христианские монастыри. Эти монастыри были элементами особого общественного института – Церкви, взявшей на себя миссию посредника между людьми и Богом.

Религиозное христианское мировоззрение стало господствующим. Это отразилось на состоянии философии. Её главной чертой стал теоцентризм.

Теперь для философии реальностью, определяющей всё сущее, является не природа (как в античности), а Бог. Философия подчиняется теологии. Под теологией (синоним «богословие») мы будем понимать совокупность религиозных доктрин о сущности и действиях Бога, построенную в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. Идея откровения выступала здесь как фундамент учения о познании, другой важнейший принцип христианского монотеизма – идея творения, выступала как основа средневековой онтологии.

Есть только одно абсолютное начало – Бог, всё остальное – его творение. Религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего называется креационизмом. Бог вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего другого не зависит (в терминологии Фомы Аквинского – causa sui –причина самого себя) и является источником всего сущего. Сотворённый мир существует благодаря Богу; этот мир непостоянен, в нём всё преходяще. Бог есть бытие и благо.

Христианский Бог недоступен обычному познанию, знание о нём можно получить только сверхъестественным путём. Ключом к такому познанию является вера, а способом – откровение. Сотворённый же мир можно постичь с помощью разума. Именно в средние века было положено начало разработке весьма специфического метода познания – герменевтике. Под герменевтикой (в узком смысле) понимают искусство и теорию истолкования текста. В широком смысле толкованию подлежал и окружающий человека мир. Все природные явления выступали в качестве символов, указывающих на другую, высшую реальность (Бога) и отсылающих к ней. Таким образом, как полагали, всё происходящее имеет смысл. Мир дан человеку в поучение.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 469 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.