Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эпоха средних веков в западной Европе




КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

к учебному курсу «Философия»

Для подготовки к зачетам и экзаменам

Студентов всех специальностей

Курган 2006

 

 

Кафедра философии

 

Справочные материалы к учебному курсу «Философия» для подготовки к зачетам и экзаменам студентов всех специальностей

 

Составители: к.филос.н., доц. Царев Р.Ю. (I, 1-4), к.филос.н., проф.Степанова И.Н. (I.5), к.филос.н., доц. Логиновских Т.А. (I), к.филос.н., доц. Романюк Т.Н. (I, 7), к.филос.н., доц. Юровских Н.Г. (I, 8), к.филос.н., доц. Шихардина Т.Н. (II).

 

 

Отв. редактор: Степанова И.Н., к.филос.н., проф.,зав. кафедрой философии

 

 

Утверждены на заседании кафедры 03.05.06 г.

 

I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: ЭПОХИ, ШКОЛЫ, НАПРАВЛЕНИЯ

ЭПОХА ДРЕВНЕГО МИРА

Древняя Индия

Веды – канонический текст древнеиндийской культуры.

Даршаны – религиозно-философские учения древней Индии.

По отношению к признанию авторитета Вед древнеиндийские даршаны подразделяются на астику и настику. Астика – совокупность религиозно-философских систем, признающих авторитет Вед (ортодоксальные даршаны), настика – не признающих (неортодоксальные даршаны).

К астике относятся: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика; к настике: локаята (чарвака), адживика, джайнизм, буддизм. Монистические учения: локаята (чарвака) – материалистическое; веданта, миманса, йога, ньяя, вайшешика, адживика – объективно-идеалисти-ческие. Санкхья – дуалистическое.

Важнейшие понятия:

- атман – субъективное духовное начало, «Я» (сознание), душа. Противопоставляется брахману и в то же время совпадает с ним (идея тождества атмана и брахмана);

- брахман – высшая объективная реальность, безличное, абсолютное духовное начало, из которого возникает мир и все сущее;

- карма – закон воздаяния за все совершенные человеком поступки в земной жизни, как положительные, так и отрицательные;

- сансара – идея перерождения личности или души в различные ипостаси (животное, растение, бог, человек и т.д.) в зависимости от характера поступков человека в земной жизни;

- мокша –освобождение человека от вовлеченности в круг перерождений (сансары), достигается при условии познания тождества атмана и брахмана;

- нирвана –состояние отсутствия желаний, слияние интеллекта, чувств и воли, ощущение покоя и блаженства, абсолютной свободы духа от материального мира;

- дхарма –абсолютный, моральный долг, закон мироздания и жизни человека, добродетель;

- майя – иллюзия того, что видимая нами реальность – подлинная.

Древний Китай

Важнейшие философские школы - даосизм (основоположник – Лао-Цзы), конфуцианство (основоположник – Кун-цзы или Конфуций).

Важнейшие понятия:

- дао –в даосизме:вечный, естественный, всеобщий закон возникновения, развития и исчезновения Вселенной, генетическое и субстанциальное начало и основа всего сущего; в конфуцианстве: дао лишено космологической окраски, имеет смысл морального закона, этического принципа, долга, пути поведения человека и зависит от его образованности;

- дэ – проявление дао в конкретных вещах, раскрывающее их сущность;

- ян и инь –понятия, характеризующие противоположные и сменяющие друг друга явления: свет и тьма, солнце и луна, огонь и вода, активность и пассивность, мужское и женское, небо и земля и т.д. Эти противоположности находятся в постоянном взаимодействии и противоборстве, благодаря чему создается и изменяется материальный мир, общество, культура и мораль;

- тайцзи – «великий предел», «великое начало», «великое единство», изначальный хаос, небытие, из которого рождается бытие, порождает инь и ян;

- ци (чи) – энергия, жизненная сила мироздания и человека;

- да тун – в даосизме: принцип «всеобщей гармонии» природы, а человек – ее часть;

- у вэй – в даосизме: принцип «осознанного недеяния» человека по отношению к естественному ходу процессов в природе;

- жэнь – у Конфуция: понятие, означающее гуманность, добродетель человека; жэнь образуют: 1) любовь к людям; 2) правильное отношение к обществу (следование традиции, почитание старших); 3) любовь к природе; дао человека совершенствуется через обучение и жэнь;

- ли – понятие философии Конфуция, означающее «закон, этикет, руководящий принцип», призванный устанавливать гармоничное отношение между людьми, тесно связан с жэнь;

- золотое правило морали – этический принцип Конфуция: «не навязывай другим того, чего не желаешь себе, упрочивай других в том, в чем желаешь упрочиться сам».

Античность

Этапы античной философии: натурфилософский (7-6 в. до н.э.), классический (5-4 в. до н.э.), эллинистическо-римский (3 в. до н.э.- 6 в. н.э.).

Особенности античной философии:

- космоцентризм – мир, космос в большинстве учений находился в центре внимания;

- панпсихизм – учение о всеобщей одушевленности природы (от псюхе – душа);

- гилозоизм – учение о том, что вся природа - живая;

- пантеизм – учение о божественной сущности мироздания.

Натурфилософский этап образуют: ионийская философия – Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклита; италийская философия – пифагорейцы, Элейская школа (Парменид, Зенон). Эти мыслители – «старшие» «физики», «натурфилософы», «физиологи». «Младшие» - атомисты (Левкипп, Демокрит). Главная проблема, интересовавшая этих мыслителей – архэ какпервоначало мира (космоса), поэтому в центре их внимания находилась природа.

Варианты первоначала: вода (Фалес), апейрон (Анаксимандр), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит), числа (Пифагор), атомы и пустота (атомисты). Учениям этих философов был присущ стихийный материализм – интуитивная догадка о материальности первоначала (исключая Пифагора, который был сторонником объективного идеализма, и Парменида). Милетские философы, Гераклит, Парменид были сторонниками монизма, Левкипп и Демокрит – плюрализма. Гераклит был великим диалектиком древнегреческой философии в понимании природы, его оппонентом был Парменид с метафизическим взглядом на мир. У Зенона диалектика предстала как учение о мышлении в противоположных категориях. Существовала и идея закономерности, необходимости, причинности в мире: у Гераклита – логос, у Демокрита – ананке. Демокрит: идея человека как микрокосмоса – «малого мира»,подобного макрокосмосу – «большому миру».У Анаксимандра и Демокрита: идея множественности миров, Анаксимандра и Гераклита – эволюции жизни.

Классический этап подразделяется на раннюю и зрелую классику. Представители ранней классики – софисты и Сократ, зрелой – сократические школы (киники, мегарики, киренаики), Платон и Аристотель. Благодаря софистам и, прежде всего, Сократу была поставлена проблема человека, его ценностей и нравственности (антропологический поворот в философии). Правда, в учениях Платона и Аристотеля разрабатывался фактически весь круг философских проблем.

Получила дальнейшее развитие и диалектика. У софистов она понималась как искусство ведения спора и была отрицательной, т.е. основывалась на абсолютном сомнении, относительности всех знаний, ценностей, моральных норм (этический релятивизм) и вела к скептицизму - сомнению в возможности получения достоверного знания. У Сократа диалектика понималась как путь к истине через противоречия, и в отличие от софистов у него она была не только отрицательная, но и положительная, состоящая в возможности постижения абсолютных истин и ценностей.

Великим учеником Сократа был Платон – создатель целостной системы объективного идеализма, представитель рационализма, диалектики, психизма в понимании сущности человека. Развивая учение Сократа об абсолютных, общезначимых ценностях, Платон придал им объективное существование в форме «мира идей» как подлинного бытия,и высшей «идеей» он считал идею «блага». Диалектику Платон понималкак разделение понятий на обособленные роды, искание знания об истинно сущем – «мире идей», сведение противоречивых частностей в единое целое.

Аристотель был противником учения Платона об «идеях» и отрицал платоновское противопоставление «идей» и «вещей» как сущности и явления, общего и единичного. Аристотель являлся сторонником дуализма в онтологии, материализма в гносеологии, создателем логики как науки о законах и формах мышления. Аристотель окончательно разграничил философию и мифологию, разработал категориальный аппарат философии; ему принадлежит развитая в последующие исторические эпохи идея социальной и разумной сущности человека.

Эллинистическо-римский этап – совокупность древнегреческих и римских философских учений – скептицизм (Пиррон), эпикуреизм (Эпикур), стоицизм (Сенека, Марк Аврелий), неоплатонизм (Плотин, Прокл). В онтологии мыслители опирались на ранее созданные учения – Гераклита (стоицизм), Демокрита (эпикуреизм), Платона (неоплатонизм). На этом этапе философов интересовал вопрос о сущности счастья и путях его достижения, выдвигается идеал мудреца:

- атараксия – у скептиков и эпикурейцев: идеальное душевное состояние полного спокойствия и невозмутимости; по мнению скептиков, достигается отказом от познания в силу его недостоверности, по Эпикуру, - избавлением страха перед богами и смертью, ограничением потребностей, умеренностью в наслаждениях, устранением от государственных дел;

- апатия – у стоиков и эпикурейцев: способность мудреца к бесстрастию в восприятии жизни, автаркия – к независимости от внешних обстоятельств;

- эвдемонизм – принцип, согласно которому счастье – высшая цель жизни человека (в стоицизме: счастье – в покорности судьбе); гедонизм – принцип, согласно которому получение наслаждений – высшее благо и основа поведения человека; в школе киренаиков: наслаждение - в получении чувственных удовольствий; в эпикуреизме – в отсутствии страданий.

Материалисты античной философии: философы Милетской школы, Гераклит, представители атомистики, стоики; идеалисты: Пифагор и пифагорейцы, Платон (объективный идеалист). По вопросу познания мира: докса – «мнение» о мире, возникающее у человека в результате чувственного познания; эпистеме –«знание истины», возникающее у человека в результате рационального познания. В целом рационализм в античной философии доминировал над сенсуализмом (в учениях Гераклита, Парменида, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля).

 

ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 226 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2754 - | 2314 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.