Лекции.Орг


Поиск:




Творчество А.А. Дельвинга, Н.М. Языкова и П.А. Вяземского

Скачать реферат

 

Реферат.

Творчество А.А. Дельвинга,

Н.М. Языкова и П.А. Вяземского.

Ученика 10а класса
Школы №47
Панарина Антона.

Выдающимся поэтом России считается А.С. Пушкин. Но в русской литературе существует понятие “поэты пушкинской поры”. Они тоже внесли свой вклад в русскую литературу. К ним относятся поэты Антон Антонович Дельвиг, Н.М. Языков, Баратынский Петр Андреевич Вяземский и другие. Можно считать их цветом русского общества первой четверти XIX века. Их творчество объединяет искренность, любовь к родине, благородство, нравственная высота, гуманизм и передовые взгляды.

В истории русской литературы Дельвиг известен прежде всего как лицейский товарищ, задушевный друг и литературный спутник Пушкин, якобы всецело находившийся под его влиянием. Между тем такое представление о Дельвиге приходится признать недостаточным: он был хотя и не очень крупным, но талантливым и самобытным поэтом и старался идти самостоятельным творческим путем.
Родился Антон Антонович Дельвиг 6 августа 1798 года в Москве
Учился Дельвиг сперва в частном пансионе, а с 1811 года ‑ в Царскосельском лицее, где ближайшими его товарищами были Пушкин и Кюхельбекер. Учился он очень плохо. Дельвиг был очень начитан в русской литературе, рано проявил свои поэтические способности, уже в 1814 году (одновременно с Пушкиным) выступил в печати и сразу же твердо выбрал для себя путь литературной деятельности.
Дельвиг целиком и безраздельно предался творчеству. В 1829 году вышел сборник его стихотворений, в котором уже полностью определилась его поэтическая манера. Наибольшего творческого успеха он достиг в элегиях, в идиллиях, написанных в духе античной классики и воссоздающих формы древнегреческого стиха, а также в романсах и "русских песнях", многие из которых, положенные на музыку, завоевали большую популярность и удержались в народном песенном обиходе. До сих пор широко известны песни Дельвига "Не осенний мелкий дождичек..." и "Соловей мой, соловей..." (положенная на музыку композитором Алябьевым).
Пушкин с одобрением отмечал свойственную Дельвигу, в лучших его стихах, "вечную новизну и нечаянность простоты". Дельвиг и в самом деле внес нечто новое в русскую поэзию. О его идиллиях, в которых тонко воссоздана атмосфера жизни и искусства древнего мира, Пушкин писал: "Какую должно иметь силу воображения, дабы из России так переселиться в Грецию, из XIX столетия в золотой век, и необыкновенное чувство изящного, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания и немецкие переводы". Новаторские устремления Дельвига сказались и в том, что он смело вводил в поэзию народно-песенные размеры и настойчиво внедрял в нее такую строгую стихотворную форму, как сонет.
Человек приветливый и остроумный, внимательный и тонкий критик, он пользовался искренним уважением в писательской среде и был зачинателем многих важных литературных предприятий.
С 1824 года Дельвиг ежегодно издавал альманахи "Северные цветы", к участию в которых он привлек всех лучших поэтов. Альманахи имели шумный успех у читателей. В 1830 году Дельвиг стал редактором "Литературной газеты", служившей боевым органом писателей пушкинской группы
"Литературную газету" запретили (вскоре выпуск ее возобновился, но уже под другой редакцией). Эти события сильно подействовали на Дельвига и даже, как полагали некоторые современники, сыграли роковую роль в его безвременной и скоропостижной смерти, наступившей 14 января 1831 года.
Смерть Дельвига была воспринята его многочисленными друзьями как очень тяжелая утрата. Особенно глубоко переживал ее Пушкин. "Никто на свете не был мне ближе Дельвига,- писал он под свежим впечатлением понесенной потери. Изо всех связей детства он один оставался на виду - около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели".

Н.М. Языков ‑ один из выдающихся, самобытных поэтов пушкинской плеяды.
Языков родился в Симбирске 4 марта 1803 года. Его отец, Михаил Петрович Языков, был весьма состоятельным помещиком. Мать, Екатерина Александровна
В октябре 1814 года Николай Михайлович был определен в петербургский Горный кадетный корпус, где готовили горных инженеров, но прошел там лишь "нижние" и "средние" классы. С 28 августа 1819 года он учился в Институте корпуса путей сообщения, но весной следующего года оттуда был исключен "за нехождение в классы". Достаточно рано проявились литературные наклонности Николая. Учась в кадетском корпусе, он брал уроки словесности у А.Д. Маркова, сочинять стихи начал в 10-11 лет. В 1819 году в одном из номеров "Соревнователя просвещения и благотворения" было опубликовано стихотворное послание Языкова к Кулибину.
В 1822 году Языков поступил в Дерптский университет, где дополнительно занимался с учителями латинским и греческим языками. Его захватила идея самообразования, воспитания в себе поэта-творца. В петербургских журналах все чаще появляются его стихи: "Песня короля Региера", "Моя родина", "Языкову А.М., при посвящении ему тетради стихов моих", "Чужбина ", "Мое уединение", "Прошу стихи мои простить!..", "Песнь Баяна", "Услад", "Евпатий" и другие стихотворения и элегии. Он пишет студенческие песни, которые имеют огромную популярность, хотя сам поэт не принимает их всерьез.
За семь лет пребывания в Дерпте Языков приобрел солидное образование, хотя и не окончил курса. В мае 1829 года он вместе с Александром Петерсоном выезжает в Москву, чтобы сдать экзамены за Дерптский университет - в Московском. Летом 1829 года этого же года был написан известный "Пловец" Языкова, опубликованный в альманахе Максимовича.
В 1832 году вышли из печати два номера "Европейца", в которых были помещены пять стихотворений Языкова и среди них "Ау!" - один из его шедевров.
В конце сентября переехал в Ганау, где вместе с братом, П.М. Языковым, занимался переводами с русского на немецкий. Они перевели очерк Дениса Давыдова "Тильзит", письмо Жуковского о "Мадонне" Рафаэля, "К морю", "Узник" и другие стихотворения А.С. Пушкина, несколько стихотворений Языкова. Летом Николай Михайлович начал писать и свои стихи.
Между тем в Москве вышла книга "56 стихотворений Н.М. Языкова", составленная Валуевым, а позже сам поэт подготовил к изданию сборник "Новые стихотворения", написанные в 1834-1844 годах. Здоровье Языкова ухудшается. Он проходит еще один курс водолечения в Москве, но силы его уходят, 26 декабря 1846 года поэт скончался.

Петр Андреевич Вяземский родился в Москве, в доме своего отца, бывшего Сенатора Екатерининского времени. Детство будущего поэта и критика прошло в Подмосковном имении Остафьево, а первоначальное образование он получил в Петербурге в Иезуитском пансионе.
Любовь к литературе проявилась у Вяземского очень рано. Этому способствовали встречи знаменитых литераторов в доме его отца, причем там собирались люди, относящиеся к разным школам и направлениям. Здесь были и последователи Шишкова, и молодые писатели во главе с Карамзиным. Под влияниемсреды рос и развивался талант будущего поэта. Воспитанный на литературе французского классицизма, Вяземский выступил со своими первыми стихотворениями в 1808 году в "Вестнике Европы". Основой его поэзии навсегда остался сатирико-дидактический тон. Вяземский писал басни, притчи, апологии, эпиграммы, сатиры.
В 1822 году вышла его сатира "Да, как бы не так", которая принесла ему славу. В ней проводится мысль о том, что каждое явление жизни при ближайшем рассмотрении оказывается не таким, каким казалось с первого взгляда. Темы его стихотворений были разнообразными. Поэта волновали общественные понятия и взгляды ("Семь пятниц на неделе" (1826), отсутствие преемственности между старым поколением и молодым ("Старое поколение" (1841), радость жизни и мироощущения ("Памяти живописца Орловского" (1838) и многое другое.
В 20-е годы Вяземский выступил одаренным критиком и журналистом, он был ревностным сотрудником "Московского телеграфа". Самым значительным критическим трудом стала его книга о Фонвизине, вышедшая в 1848 году. Вяземский считал, что критиком родиться нельзя, критика ‑ это наука, которой можно учиться. Кроме знаний, критик должен также обладать вкусом: "Кроме науки и многоязычного чтения для критика нужен еще вкус. Это свойство и врожденное, родовое, и благоприобретенное; вкус изощряется, совершенствуется учением, сравнением, опытностью".
Воспитанник Карамзина, Жуковского, Пушкина, Дмитриева, Батюшкова и других русских поэтов, Вяземский всей душой принадлежал русской национальной школе, он глубоко сочувствовал родной литературе, высоко ценил значение русского писателя. Будучи человеком простодушным и добрым, он никому не мог отказать в помощи. Благодаря ему, в России впоследствии появилось много интересных имен, и не только среди писателей.
В 1865 году издал на французском языке большую книгу публицистических этюдов, под заглавием: "Lettres d'un veteran russe de l'annee 1812 sur la question d'Orient, publiees par P. d'Ostafievo", в которой он выступил в роли защитника России перед Западом. Вяземский всю жизнь выступал против всякого чуждого влияния на русскую литературу. В конце пятидесятых годов не одобрил с эстетической точки зрения натурализм, оставшись верным любимому романтизму.
Вяземский не был знаменитым или гениальным писателем, но его произведения важны в том отношении, что они отразили целый период русской литературы и общественного движения.
В истории русской литературы Дельвиг известен прежде всего как лицейский товарищ, задушевный друг и литературный спутник Пушкин, якобы всецело находившийся под его влиянием. Между тем такое представление о Дельвиге приходится признать недостаточным: он был хотя и не очень крупным, но талантливым и самобытным поэтом и старался идти самостоятельным творческим путем.

Главное художественное завоевание Пушкина в «Повестях Белкина» – принципиальный отказ от морализаторства, благодаря чему изображаемая в «Повестях» человеческая жизнь обрела художественную самостоятельность, а мир вещей засверкал «собственным светом» (20). Тем самым был произведён решительный разрыв с художественной системой Карамзина и его эпигонов, для которых «учительная» роль словесности, её моральный уроки – «и высшая ценность, и организующее начало произведения» (21).

По наблюдениям Г.П.Макогоненко, структура повествования в «Повестях Белкина» трёхслойна: на верхнем, наиболее наглядном уровне находится «анекдот» – сюжетная история, сообщённая тем или иным рассказчиком Белкину; на среднем ярусе расположена белкинская версия и его трактовка услышанных историй; наконец на третьем, самом глубоком и поэтому далеко не очевидном уровне изложена пушкинская концепция жизни, внутренне связанная с событиями анекдотов и их оформлением в повестях (22).

Между поверхностным слоем повествования, в котором эксплуатируются романтические стереотипы, и авторской концепцией жизни (и добавим – искусства) возникает поле иронического напряжения. Под его воздействием романтическая схема утрачивает былую эстетическую внушительность и предстаёт в пародийном освещении (23). «... В повестях этих всё кончается не так, как можно было бы ожидать поначалу. Они все точно пародируют традиционный сюжетные схемы», – отмечал Б.М.Эйхенбаум (24).

Утверждение о свойственной «Повестям Белкина» пародийности вызвало возражение со стороны Г.П.Макогоненко. По его мнению, эти повести, решая современные Пушкину проблемы и нацеливаясь на будущее, не имеют пародийной окраски, поскольку пародирование переориентирует творческие усилия автора вспять, к прошлому (25).

Согласиться с этим трудно. Пародийная дискредитация изжи­в­ших себя сюжетных схем, образов и литературных приёмов, сосредоточивая свою энергию в ретроспективном направлении, служит всё же настоящему и будущему литературы, так как очищает художественно-эстетическое пространство искусства от захламля­ю­щих его окаменелостей.

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 года в Полтавской губернии, в Больших Сорочинцах Миргородского уезда, давшего впоследствии название циклу рассказов и повестей писателя. Его отец был комедиографом и будущий автор "Ревизора" развивал в себе эстетическое чувство, наблюдая домашние спектакли в имении одного из родственников Гоголей, имевшего к тому же великолепную библиотеку. Полтавское уездное училище, а главное "Гимназия высших наук" в Нежине очень быстро раскрыли художественные склонности юного театрала и книгочея. Эта гимназия, где Гоголь пробыл 7 лет(1821 - 1828), способствовала и идейному созреванию будущего писателя. Первую поэму "Ганц Кюхельгартен" Гоголь написал в 1827 году. Поэма успеха не имела. Напечатанная в 1829 году, через год после окончания Гоголем гимназии и его переезда в Петербург, она встретила насмешливые отзывы в печати, что побудило самолюбивого автора скупить и уничтожить почти все экземпляры. В 1830 году печатается повесть "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала...". Вскоре состоялось близкое знакомство с Дельвигом, Жуковским, а главное, - с Пушкиным. Позже следуют другие публикации "Вечеров...", составляющих первый и второй тома собрания сочинений Гоголя. В 1842 году русский читатель знакомился с третьим томом собрания сочинений Гоголя, куда был включен цикл так называемых петербургских повестей. 19 апреля 1836 года на сцене Александринского театра было дано первое представление комедии "Ревизор", отмеченное самим царем Николаем I. Заграничный период жизни Гоголя - это прежде всего великий творческий подвиг: создание "Мертвых душ". Но не забыты и другие замыслы и драматические опыты. Известно, что еще в 1833 году Гоголь писал комедию "Владимир третьей степени", но не завершил её, так как увидел, "что перо так и толкается об такие места, которые цензура ни за что не пропустит...". С 1833 года он начал создавать комедию "Женитьба", а в 1838 году, в Риме, он вернулся к ней и завершил к 1842 году. В октябре 1841 года Гоголь приезжает в Россию с первым томом великой "поэмы". В 1842 году Гоголь начал писать второй том "поэмы", но уже через три года сжег рукопись. Ещё через три года он возобновил работу, а за несколько дней до смерти снова сжег написанное - законченную книгу. Гоголь умер в Москве 4 марта 1852 года, измученный болезнями, в полной нищете.

Вопрос уперся в фигуру "официально объявленного" рассказчика — Ивана Петровича Белкина. Один из наиболее выдающихся пушкинистов послевоенного периода С.Г. Бочаров сделал совершенно справедливый вывод: фигура Белкина не "вытягивает" на роль того средства, которое должно объединить пять "побасенок" в единый цикл с какой-то четкой авторской идеей. Им же признано, что науке недостает методики для решения задач подобного рода. Такой вывод известного теоретика литературы заинтриговал, и я решил испытать свою теорию и методику на "Повестях Белкина", тем более что сам Пушкин, проезжая после Болдина через Москву, читал их Е.А. Баратынскому, и тот "ржал и бился". Значит, один из лучших поэтов России усмотрел в них тот самый эстетический объект, который мы все никак не можем уловить.

Оказалось, что написанная от имени того же Белкина "История села Горюхина" все расставляет по своим местам: становится очевидным, что исследователи, рассматривая этого "титульного" "сочинителя" в качестве рассказчика пушкинского цикла повестей, идут по ложному пути. Ведь этот полуграмотный солдафон со своим примитивным интеллектом просто не мог создать эти "побасенки": он слишком туп даже для этого. Не менее интересно и то, что в образе Белкина просматриваются черты самого Пушкина (об этом пытаются писать некоторые исследователи, но официальная пушкинистика такие изыски не поощряет). Получается, что в цикле заключена сатира на Пушкина, которая вышла из-под пера самого Пушкина? Только вот от кого она исходит? Кто, по замыслу Пушкина, создал от имени мнимого "автора" Белкина такой анонимный пасквиль? То есть, задача исследования обрела четкую формулировку.

Ищем авторскую фабулу мениппеи — вот она, у всех на виду. Только никто ее не читает — так, внетекстовая структура, служебный элемент, даже не одна из повестей. И действительно, кому интересно читать, как "Издатель" (Пушкин), получив каким-то непонятным образом повести никому не известного (и уже умершего) Белкина, связывался по поводу их публикации с ненарадовским помещиком — соседом этого Белкина? Тем более что в это "издательское" вступление включен тест письма этого помещика, характеризующего личность покойного автора — а письмо это написано тяжелым, архаичным даже для первой половины девятнадцатого века стилем...

Однако, если вчитаться в текст этого "издательского" вступления, то обнаруживается целый ряд противоречий, в том числе в отношении фигуры помещика и его роли в таинственном появлении рукописи Белкина у "Издателя". Сравнение стиля текста его письма с текстом "Истории села Горюхина" свидетельствует, что "ненарадовский помещик" является тем самым анонимным рассказчиком, который, прикрываясь именем Белкина и наделяя этого персонажа чертами Пушкина, создает острую сатиру против писателя. Таким образом, "Повести" как цикл в целом являются двойной мениппеей: Пушкин сатирически изображает рассказчика-пасквилянта, который анонимно создает свою, антипушкинскую мениппею; оказывается, что Белкин является рассказчиком (объектом сатиры) в рамках этой внутренней, "помещиковой" мениппеи, а не пушкинского цикла. Сатирическая суть пушкинского цикла заключается в том, что "помещик", пытаясь таким образом воевать с молодым русским романтизмом с позиций архаизма, допускает в своей анонимной сатире такое количество нелепостей (в том числе и в прорисовке "созданного" им сатирического образа рассказчика-Белкина), что для осведомленных читателей (в число которых входил и Баратынский) его полная бездарность как литератора не оставляла никаких сомнений. То есть, следует признать, что Белинский был совершенно прав — с оговоркой, что его характеристику следует отнести не к циклу Пушкина, а к циклу "ненарадовского помещика". Ведь на одном и том же текстовом материале сосуществуют две самостоятельные мениппеи: первая — "ненарадовский" цикл из пяти повестей, рассказчиком которых "помещик" неудачно вывел Белкина-Пушкина (в рамках этого цикла Пушкин отвел себе роль простодушного "Издателя" чужого произведения); вторая — уже непосредственно пушкинский цикл, в котором объектом изображения является создание "помещиком" не удавшейся ему сатиры в отношении Пушкина. В корпусе пушкинского цикла архитектонических единиц больше: кроме самих повестей, в него входит авторская фабула, оформленная в виде "внетекстовой структуры" — "издательского" предисловия; это предисловие представляет собой самостоятельную мениппею, рассказчиком которой является фигура "Издателя", не совсем идентичная титульному автору — Пушкину.

Лермонтов Михаил Юрьевич родился в ночь на 3(15).10.1814 в Москве, умер 15(27).7.1841 у подножия горы Машук, в 4 верстах от Пятигорска; в апреле 1842 его прах был перевезен в фамильный склеп в Тарханы Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы значительного состояния пензенской помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (1773-1845), принадлежавшей к богатому и влиятельному роду Столыпиных. По линии Столыпиных Лермонтов был в родстве или свойстве с Шах-Гиреями, Хастатовыми, Мещериновыми, Евреиновыми, Философовыми и одним из своих ближайших друзей Алексеем Аркадьевичем Столыпиным, по прозвищу Монго. Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери поэта бабушка, женщина умная, властная и твердая, перенесшая всю свою любовь на внука, сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца Детские впечатления от семейной драмы отразились в творчестве Лермонтова [драмы "Menschen und Leidenschaften" ("Люди и страсти", 1830) и "Странный человек" (1831), а также посвященные памяти отца стихотворения "Ужасная судьба отца и сына" (1831) и "Эпитафия" (1832)], прямо или косвенно отразились в нем и родовые предания. Род Лермонтовых - основатель шотландский офицер Георг (Юрий) Лермонт, 17 в., - согласно этим преданиям, восходит к полулегендарному шотландскому поэту и прорицателю Томасу Рифмачу (13 в.), прозванному "Learmonth" ("шотландские мотивы в "Желании" - "Зачем я не птица, не ворон степной", 1831). Детство поэта проходило в имении Арсеньевой Тарханы Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование (гувернер - француз, бонна - немка, позднее преподаватель - англичанин), с детства свободно владел французским и немецким языками. Уже ребенком Лермонтов хорошо знал быт (в том числе и социальный) помещичьей усадьбы, запечатленный в его автобиографических драмах. Летом 1825 бабушка повезла мальчика на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..", 1832). В 1827 семья переезжает в Москву, и 1 сент. 1828 Л. зачисляется полупансионером в 4-ый класс Московского университетского благородного пансиона, где получает систематическое гуманитарное образование, которое пополняет систематическим чтением. Уже в Тарханах определился острый интерес мальчика к литературе и поэтическому творчеству; в Москве его наставниками становятся А.З.Зиновьев, А.Ф.Мерзляков (у которого он берет домашние уроки) и С.Е.Раич, руководивший пансионским литературным кружком. В стихах Л. 1828-30 есть следы воздействия "итальянской школы" Раича и воспринятой через нее поэзии К.Н.Батюшкого, однако уже в пансионе определяется преимущественная ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую поэму (первоначально - в интерпретации Пушкина), а также на литературно-философскую программу любомудров в "Московском вестнике". В ближайшие годы байроническая поэма становится доминантой раннего творчества поэта. В 1828-29 он пишет поэмы "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата". В марте 1830 вольные порядки Московского пансиона вызвали недовольство Николая I (посетившего пансион весной), и по указу Сената он был преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов уклоняется "по прошению" и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково (апрель - начало мая - июль 1830); в том же году после сдачи экзаменов зачислен на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение поэта - Екатериной Александровной Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей приятельницы А.М.Верещагиной. С Сушковой связан лирический "цикл" 1830 ["К Сушковой", "Нищий", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Ночь", "Подражание Байрону" ("У ног твоих не забывал..."), "Я не люблю тебя: страстей..." и др.]. По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к Наталье Федоровне Ивановой (1813-1875), дочери драматурга Ф.Ф.Иванова; стихи т.н. ивановского цикла ["Н.Ф.И...вой", "Н.Ф.И.", "Романс к И...", "К*" ("Я не унижусь пред тобою...") и др.] отличаются повышенной драматичностью, включая мотивы любовной измены, гибели и т.п.; общие контуры романа с Ивановой отразились в драме "Странный человек". Третьим по времени адресатом лирических стихов Лермонтова начала 1830-х гг. была Варвара Александровна Лопухина (1815-1851), в замужестве Бахметева, сестра его товарища по университету. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным; по мнению близкого к поэту А.П.Шан-Гирея, Лермонтов "едва ли не сохранил... его до самой смерти своей". Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних стихах ["К.Л." ("У ног других не забывал...", 1831), "Она негордой красотою...", 1832, и др.], так и поздних произведений: "Валерик", посвящение к VI редакции "Демона"; образе проходит в стихотворениях "Нет, не тебя так пылко я люблю", в "Княгине Лиговской" (Вера) и др. В 1832, разочарованный казенной рутиной преподавания, Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург (июль-начало августа), надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, поэт не без колебаний принимает совет родных избрать военное поприще; в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два "страшных года" в закрытом военном учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности (быт школы в грубо натуралистическом виде отразился в обсценных т.е. юнкерских поэмах - "Петергофский праздник", "Уланша", "Гошпиталь" - все 1834). Она оживляется в 1835, когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардейский Гусарский полк (сентябрь 1834); в этом же году выходит поэма "Хаджи Абрек" [не считая раннего стихотворения "Весна"], поэт отдает в цензуру первую редакцию драмы "Маскарад", работает над поэмами "Сашка", "Боярин Орша", начинает роман "Княгиня Лиговская". Он получает возможность общения с литературными кругами Петербурга. Сведения об этих контактах скудны; известно о знакомстве Лермонтова с А.Н.Муравьевым, И.И.Козловым и близким к формирующихся славянофильским кружкам С.А.Раевским, что способствовало укреплению уже определившегося интереса поэта к проблемам национальной истории и культуры. Раевский, один из близких друзей Лермонтова (в 1837 пострадавший за распространение "Смерти Поэта"), был полностью посвящен в процесс работы над романом "Княгиня Лиговская" (1836; не окончен; опубликован в 1882), одна из сюжетных линий которого опирается на историю возобновившегося романа поэта с Сушковой. В 1835-1836 Лермонтов еще не входит в ближайший пушкинский круг; с Пушкиным он также не знаком. Тем более принципиальный характер получает его стихотворение "Смерть Поэта" (1837; опубликовано в 1858), написанное сразу же после гибели Пушкина. Лермонтов говорил от лица целого поколения, одушевляемого скорбью о гибели национального гения и негодованием против его врагов. Стихотворение мгновенно распространилось в списках и принесло Лермонтову широкую известность. Основную тяжесть вины Лермонтов перенес на общество и его верхушку - "новую аристократию" ("надменные потомки/ Известной подлостью прославленных отцов"), не имеющую за собой опоры в национальной исторической и культурной традиции и составлявшую в столице ядро антипушкинской партии, сохранившей к поэту и посмертную ненависть. Заключительные 16 строк стихотворения (написанные позднее, 7 февраля) были истолкованы при дворе как "воззвание к революции". 18 февраля 1837 Лермонтов был арестован; началось политическое дело о "непозволительных стихах". Под арестом поэт пишет несколько стихотворений: "Сосед" ("Кто б ни был ты, печальный мой сосед"), "Узник", положивших начало блестящему "циклу" его "тюремной лирики": "Соседка", "Пленный рыцарь" (оба - 1840) и др. В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске, апрель-начало мая - 1-ая половина сентября 1837); по пути следования в полк он "изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, В Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов..." (письмо Раевскому, 2-я половина ноября - начало декабря 1837), в ноябре был в Тифлисе, где, по-видимому, возникли связи с культурной средой, группировавшейся вокруг А.Чавчавадзе (тестя Грибоедова), одного из наиболее значительных представителей грузинского романтизма. Лермонтов близко соприкасается с народной жизнью, видит быт казачьих станиц, русских солдат, многочисленных народностей Кавказа. Все это проецируется в его творчество, в частности, утвердив в нем фольклористические интересы; в 1837 он записывает сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"), стремится передать колорит восточной речи и психологию "турецкого" (тюркского, по-видимому, азербайджанского) сказителя; в "Дарах Терека", "Казачьей колыбельной песне", "Беглеце" из фольклорной стихии вырастает народный характер, с чертами этнической определенности. В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н.М.Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н.В.Майером (прототип доктора Вернера в "Княжне Мери"); знакомится с ссыльными декабристами (В.М.Голицыным, В.Н.Лихаревым, М.А.Назимовым) и близко сходится с А.И.Одоевским, памяти которого посвятил прочувственное стихотворение ("Памяти А.И.Одоевского"). Люди "поколения 1820-х", в частности декабристы (Назимов, позднее Лорер), ощущали в Лермонтове представителя иного поколения, зараженного скептицизмом и социальным пессимизмом и скрывающего от окружающих свой внутренний мир под маской иронии и общественного индифферизма. Внешне это нередко выражалось у Лермонтова в стремлении уклониться от разговора на серьезные темы, в ироническом отношении к восторженности и исповедальности; такая манера держать себя оттолкнула в 1837 Белинского, привыкшего к философским спорам в дружеских кружках. Между тем для самого Лермонтова эти встречи и разговоры стали творческим материалом: он получал возможность, по контрасту, осмыслить социально-психологические признаки своего поколения. Результаты этих наблюдений будут обобщены в образе Печорина и в "Думе". Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры; лучшие из них связаны с кавказской темой. Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А.Х.Бенкендорфа. В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардейский Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Во второй половине января 1838 Лермонтов возвращается, а с середины мая 1838 обосновывается в Петербурге. 1838-1841 - годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетневым, В.А.Сологубом, ближе с В.Ф.Одоевским, принят в семействе Карамзиных, которое становится наиболее близкой ему культурной средой: он принимает участие в домашних спектаклях и развлечениях, устанавливает дружеские отношения с постоянными посетителями салона: Смирновой-Россет, И.П.Мятлевым (с которым обменивается шуточными макаронич. посланиями) Ростопчиной; у Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал "Тучи". В 1840 в Петербурге отдельными изданиями выходят единственный прижизненный сборник "Стихотворения" и "Герой нашего времени" Популярность Лермонтова открыла ему двери в великосветское общество, в которое он стремился войти в целях психологического и социального самоутверждения. В 1838-1840 Лермонтов входит в "Кружок шестнадцати" - аристократическое общество молодежи, частью из военной Среды [К.В.Браницкий-Корчак, И.С.Гагарин, А.Н.Долгорукий, Столыпин (Монго) и др.], объединенного законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников, и, по некоторым данным, играет в нем первенствующую роль. В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с сыном французского посланника Э.Барантом; непосредственным поводом было светское соперничество - предпочтение, отданное Лермонтову кн. М.А.Щербатовой [адресатом стихотворений "На светские цепи...", 1840; ей же посвящена "Молитва" ("В минуту жизни трудную", и, возможно, стихотворение "Отчего"], которой был увлечен Барант и в 1839-1940 увлечен Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов тем не менее был предан военному суду; под арестом (Ордонанс-гауз, Арсенальная гауптвахта) его навещают друзья и литературные знакомые, в т.ч. Белинский, вынесший сильное впечатление от разговора и самой личности Лермонтова (<Глубокий и могучий дух!... Я с ним спорил, и мне отрадно было видеть в его рассудочном, охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого. Я это сказал ему - он улыбнулся и сказал: "Дай Бог!">" - письмо Боткину 16-21 апреля 1840). Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтова с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. 3-5 мая Лермонтов выехал из Петербурга; в Москве был на именинном обеде Н.В.Гоголя (с А.И.Тургеневым, Вяземским, Е.А.Баратынским, Хомяковым, Самариным; с последним сошелся ближе других); посещал дом Н.Ф. и К.К.Павловых. В июне он прибывает в Ставрополь, в главную квартиру командующего войсками Кавказской линии генерала П.Х.Граббе, а в июле уже участвует в постоянных стычках с горцами и в кровопролитном сражении при реке Валерик. Очевидцы сообщали об отчаянной храбрости Лермонтова, удивлявшей кавказских ветеранов. В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. Поэт проводит столице 3 месяца, окруженный вниманием; он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться литературной деятельности. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем "восточного миросозерцания" ("Тамара", "Спор"). 14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Он испытывает прилив творческой активности; в его записной книжке, подаренной накануне отъезда В.Ф.Одоевским, один за другим следуют автографы "Сна", "Утеса", стихотворения "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк" (к этим и многим другим лермонтовским текстам обращались известные русские композиторы: А.Л.Гурилев, Ц.А.Кюи, А.С.Даргомыжский, А.Е.Варламов, Н.А.Римский-Корсаков и многие другие). Однако предписания из Петербурга категорически требуют, чтобы он находился в полку. В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорским семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели Мартынова, человека неумного и болезненно самолюбивого. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значение размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища. 15 июля, около пяти часов вечера, разразилась ужасная буря с молнией и громом. И в это самое мгновение, отказавшийся стрелять в Мартынова, Лермонтов был убит им в пяти шагах - в грудь, навылет - между горами Машуком и Бештау...Неясность некоторых обстоятельств дуэли позднее порождала в лермонтовской историографии версии об организованном убийстве или заговоре, не имеющие достаточных оснований. Гибель Лермонтова имела широкий общественный резонанс и была воспринята в литературных кругах как непоправимая потеря для русской литературы. Творчество Лермонтова, продолжавшееся неполных 13 лет (1828-1841) с необыкновенной интенсивностью, явилось высшей точкой развития русской поэзии в послепушкинский период и открыло новые пути русской прозе. С ним связывается понятие "1830-е годы" (не в хронологическом, а в историко-литературном смысле: середины 1820 - начало 1840-х годов), характеризующееся нарастанием интереса к новейшим течением идеалистической и религиозной философии (Ф.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель) и одновременно углублением общественного самоанализа, диалектичности литературного мышления, внимания к глубинным процессам исторического процесса.

В 1830-х годах, когда Пушкин писал «маленькие трагедии», значительность происшедших в России исторических перемен ощущалась все отчетливее. Еще не вполне осознана была суть их, но очевидны были новые черты, противоречия в сфере общественных отношений, все усложняющийся характер социальных связей.

Война 1812 года сделала историю повседневностью. Человек почувствовал себя непосредственным участником государственной жизни. Теперь он все яснее чувствовал свою беззащитность, хрупкость перед лицом истории и непреложностью общественных процессов.

Искусство в ту пору осваивало новую социальную действительность. Время наложило отпечаток на замысел пушкинской тетралогии, на «маленькие трагедии». Показывая в драме конкретность исторического момента, поэт открывает здесь общие закономерности, возвышая художественный анализ до философии истории, создавая целостную художественную концепцию действительности.

В каждой из пьес поэт ставит героя на стыке эпох, когда ломка старых догм и создание новых форм жизни рождают неведомые ранее драматические коллизии и дисгармония становится почти нормой в существовании личности.

Пушкин вводит в драму новый для литературы круг вопросов. История, эпоха встают в ряд главных персонажей трагедии. Конфликт приобретает эпохальную масштабность, а вместе с тем — психологическую и интеллектуальную напряженность.

Социальные законы века приходят в непримиримое противоречие с правдой, счастьем отдельной личности. В неравном противоборстве с эпохой, с обществом трансформируется и сама личность. Она мельчает. Если же в ней подчас выковываются героические черты, бесстрашие и воля и она побеждает обстоятельства, то слишком часто победитель становится одновременно побежденным. Гуан и Вальсингам оказываются в разладе с нормами высокой человечности; для Барона и Сальери — цена победы — полное искажение нравственной духовной основы.

Пушкин тут изменил облик трагического героя. Дело заключалось не только в реалистической обрисовке характеров, в том, что обстоятельства обусловливали мысли и действия персонажа, который обретал объемность и сложность подлинной жизни. Менялась драматическая функция героя, его место в конфликте и композиции драмы.

Люди сталкиваются, борются, добиваются своих целей в пушкинских пьесах. Борис и Дмитрий, Моцарт и Сальери, Барон и Альбер, Вальсингам и Священник — все это антагонисты, столкновения которых не могут разрешиться иначе, как в трагическом конфликте. Самая их борьба есть результат трагической коллизии, таящейся в общественном распорядке эпохи. Личность у Пушкина обладает полнотой и свободой нравственного выбора, но неизбежно вступает при этом в конфликт с государством или народом, с тенденциями века, с социальными и этическими нормами среды.

Столкновение гуманистической идеологии и меркантильности буржуазного мира, несовместимость истинно человеческого начала с притязаниями маленьких наполеонов, почитающих «всех нулями, а единицами себя», проблема истинной и мнимой силы и ценности человеческой личности, гордое сопротивление человека обстоятельствам — эти вопросы, поставленные Пушкиным в «маленьких трагедиях», отнюдь не утратили смысла в наши дни. Напротив, они приобретают особую значимость и остроту.

«Маленькие трагедии» продолжают начатую Пушкиным в «Борисе Годунове» реформу драмы и театра. Поэт сознательно экспериментирует, хотя конечный результат его «опытов драматических изучений» (как названы в рукописи «маленькие трагедии») еще не вполне ясен ему самому. У Пушкина складывается новый метод художественного отражения мира, новый тип исторического мышления. И он вырабатывает особую форму философской драмы. Действие в «маленьких трагедиях» предельно конденсировано. «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» начинаются с наивысшей критической точки. Но и в финале нет спада напряженности. Гибель героя не знаменует разрешения конфликта, она лишь подчеркивает его остроту.

В «маленьких трагедиях» Пушкин исследует нравственную и социальную жизнь эпохи и духовный мир человека. Эпическое начало, еще дававшее себя знать в «Борисе Годунове», уступает место органическому сплаву поэтической взволнованности, интимной лирики и острого драматизма.

 

Выдающимся поэтом России считается А.С. Пушкин. Но в русской литературе существует понятие “поэты пушкинской поры”. Они тоже внесли свой вклад в русскую литературу. К ним относятся поэты Антон Антонович Дельвиг, Н.М. Языков, Баратынский Петр Андреевич Вяземский и другие. Можно считать их цветом русского общества первой четверти XIX века. Их творчество объединяет искренность, любовь к родине, благородство, нравственная высота, гуманизм и передовые взгляды.

В истории русской литературы Дельвиг известен прежде всего как лицейский товарищ, задушевный друг и литературный спутник Пушкин, якобы всецело находившийся под его влиянием. Между тем такое представление о Дельвиге приходится признать недостаточным: он был хотя и не очень крупным, но талантливым и самобытным поэтом и старался идти самостоятельным творческим путем.
Родился Антон Антонович Дельвиг 6 августа 1798 года в Москве
Учился Дельвиг сперва в частном пансионе, а с 1811 года ‑ в Царскосельском лицее, где ближайшими его товарищами были Пушкин и Кюхельбекер. Учился он очень плохо. Дельвиг был очень начитан в русской литературе, рано проявил свои поэтические способности, уже в 1814 году (одновременно с Пушкиным) выступил в печати и сразу же твердо выбрал для себя путь литературной деятельности.
Дельвиг целиком и безраздельно предался творчеству. В 1829 году вышел сборник его стихотворений, в котором уже полностью определилась его поэтическая манера. Наибольшего творческого успеха он достиг в элегиях, в идиллиях, написанных в духе античной классики и воссоздающих формы древнегреческого стиха, а также в романсах и "русских песнях", многие из которых, положенные на музыку, завоевали большую популярность и удержались в народном песенном обиходе. До сих пор широко известны песни Дельвига "Не осенний мелкий дождичек..." и "Соловей мой, соловей..." (положенная на музыку композитором Алябьевым).
Пушкин с одобрением отмечал свойственную Дельвигу, в лучших его стихах, "вечную новизну и нечаянность простоты". Дельвиг и в самом деле внес нечто новое в русскую поэзию. О его идиллиях, в которых тонко воссоздана атмосфера жизни и искусства древнего мира, Пушкин писал: "Какую должно иметь силу воображения, дабы из России так переселиться в Грецию, из XIX столетия в золотой век, и необыкновенное чувство изящного, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания и немецкие переводы". Новаторские устремления Дельвига сказались и в том, что он смело вводил в поэзию народно-песенные размеры и настойчиво внедрял в нее такую строгую стихотворную форму, как сонет.
Человек приветливый и остроумный, внимательный и тонкий критик, он пользовался искренним уважением в писательской среде и был зачинателем многих важных литературных предприятий.
С 1824 года Дельвиг ежегодно издавал альманахи "Северные цветы", к участию в которых он привлек всех лучших поэтов. Альманахи имели шумный успех у читателей. В 1830 году Дельвиг стал редактором "Литературной газеты", служившей боевым органом писателей пушкинской группы
"Литературную газету" запретили (вскоре выпуск ее возобновился, но уже под другой редакцией). Эти события сильно подействовали на Дельвига и даже, как полагали некоторые современники, сыграли роковую роль в его безвременной и скоропостижной смерти, наступившей 14 января 1831 года.
Смерть Дельвига была воспринята его многочисленными друзьями как очень тяжелая утрата. Особенно глубоко переживал ее Пушкин. "Никто на свете не был мне ближе Дельвига,- писал он под свежим впечатлением понесенной потери. Изо всех связей детства он один оставался на виду - около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели".

Н.М. Языков ‑ один из выдающихся, самобытных поэтов пушкинской плеяды.
Языков родился в Симбирске 4 марта 1803 года. Его отец, Михаил Петрович Языков, был весьма состоятельным помещиком. Мать, Екатерина Александровна
В октябре 1814 года Николай Михайлович был определен в петербургский Горный кадетный корпус, где готовили горных инженеров, но прошел там лишь "нижние" и "средние" классы. С 28 августа 1819 года он учился в Институте корпуса путей сообщения, но весной следующего года оттуда был исключен "за нехождение в классы". Достаточно рано проявились литературные наклонности Николая. Учась в кадетском корпусе, он брал уроки словесности у А.Д. Маркова, сочинять стихи начал в 10-11 лет. В 1819 году в одном из номеров "Соревнователя просвещения и благотворения" было опубликовано стихотворное послание Языкова к Кулибину.
В 1822 году Языков поступил в Дерптский университет, где дополнительно занимался с учителями латинским и греческим языками. Его захватила идея самообразования, воспитания в себе поэта-творца. В петербургских журналах все чаще появляются его стихи: "Песня короля Региера", "Моя родина", "Языкову А.М., при посвящении ему тетради стихов моих", "Чужбина ", "Мое уединение", "Прошу стихи мои простить!..", "Песнь Баяна", "Услад", "Евпатий" и другие стихотворения и элегии. Он пишет студенческие песни, которые имеют огромную популярность, хотя сам поэт не принимает их всерьез.
За семь лет пребывания в Дерпте Языков приобрел солидное образование, хотя и не окончил курса. В мае 1829 года он вместе с Александром Петерсоном выезжает в Москву, чтобы сдать экзамены за Дерптский университет - в Московском. Летом 1829 года этого же года был написан известный "Пловец" Языкова, опубликованный в альманахе Максимовича.
В 1832 году вышли из печати два номера "Европейца", в которых были помещены пять стихотворений Языкова и среди них "Ау!" - один из его шедевров.
В конце сентября переехал в Ганау, где вместе с братом, П.М. Языковым, занимался переводами с русского на немецкий. Они перевели очерк Дениса Давыдова "Тильзит", письмо Жуковского о "Мадонне" Рафаэля, "К морю", "Узник" и другие стихотворения А.С. Пушкина, несколько стихотворений Языкова. Летом Николай Михайлович начал писать и свои стихи.
Между тем в Москве вышла книга "56 стихотворений Н.М. Языкова", составленная Валуевым, а позже сам поэт подготовил к изданию сборник "Новые стихотворения", написанные в 1834-1844 годах. Здоровье Языкова ухудшается. Он проходит еще один курс водолечения в Москве, но силы его уходят, 26 декабря 1846 года поэт скончался.

Петр Андреевич Вяземский родился в Москве, в доме своего отца, бывшего Сенатора Екатерининского времени. Детство будущего поэта и критика прошло в Подмосковном имении Остафьево, а первоначальное образование он получил в Петербурге в Иезуитском пансионе.
Любовь к литературе проявилась у Вяземского очень рано. Этому способствовали встречи знаменитых литераторов в доме его отца, причем там собирались люди, относящиеся к разным школам и направлениям. Здесь были и последователи Шишкова, и молодые писатели во главе с Карамзиным. Под влияниемсреды рос и развивался талант будущего поэта. Воспитанный на литературе французского классицизма, Вяземский выступил со своими первыми стихотворениями в 1808 году в "Вестнике Европы". Основой его поэзии навсегда остался сатирико-дидактический тон. Вяземский писал басни, притчи, апологии, эпиграммы, сатиры.
В 1822 году вышла его сатира "Да, как бы не так", которая принесла ему славу. В ней проводится мысль о том, что каждое явление жизни при ближайшем рассмотрении оказывается не таким, каким казалось с первого взгляда. Темы его стихотворений были разнообразными. Поэта волновали общественные понятия и взгляды ("Семь пятниц на неделе" (1826), отсутствие преемственности между старым поколением и молодым ("Старое поколение" (1841), радость жизни и мироощущения ("Памяти живописца Орловского" (1838) и многое другое.
В 20-е годы Вяземский выступил одаренным критиком и журналистом, он был ревностным сотрудником "Московского телеграфа". Самым значительным критическим трудом стала его книга о Фонвизине, вышедшая в 1848 году. Вяземский считал, что критиком родиться нельзя, критика ‑ это наука, которой можно учиться. Кроме знаний, критик должен также обладать вкусом: "Кроме науки и многоязычного чтения для критика нужен еще вкус. Это свойство и врожденное, родовое, и благоприобретенное; вкус изощряется, совершенствуется учением, сравнением, опытностью".
Воспитанник Карамзина, Жуковского, Пушкина, Дмитриева, Батюшкова и других русских поэтов, Вяземский всей душой принадлежал русской национальной школе, он глубоко сочувствовал родной литературе, высоко ценил значение русского писателя. Будучи человеком простодушным и добрым, он никому не мог отказать в помощи. Благодаря ему, в России впоследствии появилось много интересных имен, и не только среди писателей.
В 1865 году издал на французском языке большую книгу публицистических этюдов, под заглавием: "Lettres d'un veteran russe de l'annee 1812 sur la question d'Orient, publiees par P. d'Ostafievo", в которой он выступил в роли защитника России перед Западом. Вяземский всю жизнь выступал против всякого чуждого влияния на русскую литературу. В конце пятидесятых годов не одобрил с эстетической точки зрения натурализм, оставшись верным любимому романтизму.
Вяземский не был знаменитым или гениальным писателем, но его произведения важны в том отношении, что они отразили целый период русской литературы и общественного движения. В истории русской литературы Дельвиг известен прежде всего как лицейский товарищ, задушевный друг и литературный спутник Пушкин, якобы всецело находившийся под его влиянием. Между тем такое представление о Дельвиге приходится признать недостаточным: он был хотя и не очень крупным, но талантливым и самобытным поэтом и старался идти самостоятельным творческим путем.

 

7) "Горе от ума" - одно из самых злободневных произведений в русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни. На первом плане в "Горе от ума" - барская Москва. Но в разговорах, репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и саратовская глушь, где живет тетка Софьи, и широкие просторы России, которые представляются воображению Чацкого. Содержание "Горя от ума" раскрывает прежде всего столкновение двух больших эпох русской жизни - "века нынешнего" и "века минувшего". В сознании передовых людей историческим рубежом была Отечественная война 1812 года. В комедии показано, что столкновение "века нынешнего" и "Века минувшего" - было выражение борьбы двух политических лагерей, сложившихся в русском обществе после Отечественной войны - лагеря феодальной реакции, защитников крепостного строя в лице Фамусовыа, Скалозуба, и лагеря передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен Грибоедовым в Чацком.

"Век минувший" является идеалом барского фамусовского общества. Фамусовское общество имеет свою идеологию, устоявшийся быт, свои крепостнические взгляды. Оно искренне не понимает, как вместо того, что бы получить очередной чин или награду, человек отправляется в деревню читать книги или увлекаться химией. Идеи Чацкого облегчают распространение сплетни о его сумасшествии. Историческое содержание комедии существенно дополняется образом Молчалина. Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал влияние крепостническо-чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от фамусовского общества. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. Совершая подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Характерен для баркой Москвы и Репитилов. Образ Репетилова в сопоставлении с образом Чацкого свидетельствует о глубоком понимании писателя того различия, которое существовало между действительно передовыми, свободомыслящими людьми русского общества его времени и той накипью московского клубного либерализма и политического приспособленчества, ярким воплощением которой является Репетилов и другие участники "секретнейшего союза". Новые исторические веяния почувствовал Грибоедов в личности русской девушки. Его Софья так же переживает свое горе от ума. В ее поведении ощущается противоречие между трезвым умом и сентиментальными переживаниями. Она всегда искренна. Образом Софьи Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощена фамусовшиной, губящей все живое. Появление "Горя от ума" предвещало победу реализма в русской литературе. Жизнь раскрывается не в статических образах классической комедии 18 века, а в движении, в борьбе нового со старым, в развитии. Комедия 18 века допускала низкий стиль, нередко снижавший язык до грубости. Грибоедов отвергает этот принцип. Полностью сохраняя разговорное противоречие, он делает это в нормах литературного языка. Комизм в "Горе от ума" создается правдивым изображением пошлых сторон жизни, осмеянием всего низкого и подлого. Грибоедов соблюдает три единства: времени, места и героя.

24) "Демон" - произведение все творческой жизни Лермонтова. Одним из отличий Демона является многообразность этого образа. Демон мятежен и непримирим. Он мудр. Он прекрасен и вместе с тем коварен. В нем живет жажда идеала. Демон воплощает в себе и мощь свободного разума и страсть. Противоречивое единство этих начал сообщает этому образу не только трагизм, но и динамичность. Сложен и образ героини. Прежде всего образ Тамары воплощает в себе черты национального характера., отражая во многом драматизм положения и судьбы женщины в феодальной Грузии. В то же время он выступает как воплощение земной человеческой красоты, её хрупкости и неповторимости. Это и символ всепоглощающей любви, преступающей все запреты, отражение духовного роста личности. Образ Тамары имеет свое нравственно-психологическое и социально-философское содержание, которое раскрывается в поэме. Фабула поэмы - развитие отношений Тамары и Демона. Однако в развитие это вмешивается третья сила - БОГ. Как персонаж Бог не появляется в поэме ни разу. Но его присутствие сказывается в раздумьях героев, в действиях выполняющего его волю ангелов. Борьба со своим соперником властителем Синодала. После гибели соперника, в Демоне идет борьба между чувством любви и привычкой к злу. Постепенно чувство любви достигает своего апогея. Именно в этот момент между Демоном и Тамарой становится Бог в лице ангела. Устами ангела Бог напоминает Демону о его проклятии. Это один из существенных моментов сюжета, объясняющий вспыхнувшее желание Демона удержать Тамару и не отдать её Богу. Поэт создает сложнейшую психологическую ситуацию, имеющую смысловой подтекст. Тамара обращается к злому духу - дать клятву - отречься от злого. И Демон действительно готов последовать просьбе Тамары. Но едва вступив в царство любви и гармонии, Демон разрушает его умертвив Тамару первым смертельным поцелуем. Смысл поцелуя многозначен. Смертельный яд поцелуя настоян на неновисти и зле, убивающей даже такое сильной и светлое чувство как любовь. Демон остается один и будет живым уроком дисгармоничности и неустроенности мира.

"Маскарад" - пьеса многоплановая. В её структуре взаимодействуют различные пласты: социально-бытовой, нравственно-психологический м философский. Переплетение этих пластов происходит на протяжении всей пьесы. Показателен в драме образ маскарада. Это не только отображение типичного для высшего света бала-маскарада, он перерастает в символическое обобщение света, современного поэту общества, где вместо человеческих лиц - маски. Образ маски в драме обретает символико-философский смысл. Своеобразными масками в этом обществе являются и социальные роли, престижные жизненные амплуа, связанные со знатным происхождением, богатством, положением. Самое страшное в том, сто эти роли-маски, становятся привычными, изменяя не только лицо, но и личность, остатки человеческой сущности. Если в этом мире кто-то посмеет появится с обычным лицом, то это воспринимается как ненастоящее. Такова участь Арбенина, дерзнувшего вступить в борьбу со светом. Показательна одна из финальных сцен драмы, когда Казарин в трагические для героя минуты у гроба отравленной им Нины доверительно дружески обращается к Арбенину: Да полно, брат...

Арбенин, исповедующий в юности высокие идеалы, на своем опыте убедился в неизбежности гибели добра и красоты в этом обществе. В "Маскараде" получает воплощение философская проблема: Что такое величайшее добро и зло??? Деньги для Арбенина - лишь средства для независимости от общества. Арбенин чувствует, что душа его мертвеет, её необходимы добро и красота. В этом состоянии Арбенин и встретил Нину - существо юное, чистое. У нее светлый ум, способность глубоко чувствовать и переживать. Встреча Арбенина с Ниной оказало на его душу целительное воздействие. Счастье Арбенина и Нины не могло быть продолжительным. Гармония нины хрупка и недолговечна. Она еще не затронута злом, царившем в обществе...

 

25) "Герой нашего времени" - итоговое произведение Лермонтова. Это первый русский социально-психологический и философский роман в прозе. Он впитал в себя традиции русской и мировой литературы в изображении героя века. Герой нашего времени - новое слово в литературе. Лермонтов показывает огромное значение среды и обстоятельств на формирование характера. Глубокий психологизм романа - одна из новаторских его черт. Одна из заслуг Л. - в углублении представлений о сложности и многомерности человеческой личности. Система образов романа, как и вся его художественная структура, подсинена раскрытию главного персонажа. Язык и стиль романа впитал в себя достижение зрелого романтизма и реализма. Стиль "ГнВ" отличается интеллектуальностью общего тона, изобилием философских раздумий и умозаключений, парадоксов и афоризмов. Стиль романа стремителен и лаконичен. Сочетание простоты и сложности, прозы и поэзии, разговорной живописи и литературной правильности, дали в совокупности неповторимый стиль.

 

26) Образ Печорина - одно из главных открытий Лермонтова. Изображению и раскрытию образа Печорина как героя особой исторической эпохи и подчинена структура романа. В читательском восприятии роман разграничивается на две части - одна представляет собою повествование о Печорине "извне" - в записках странствующего офицера ("Бела", "Максим Максимыч", "Предисловие" к "Журналу Печорина) - другая исповедальное самораскрытие героя изнутри в его "Журнале" ("Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист").

Лермонтов показывает огромное значение среды и обстоятельств на формирование характера. Печорин неоднократно говорит о своей двойственности. Обычно она рассматривается в противопоставлении в Печорине "естественного человека" человеку цивилизованному. Печорин воплощает в себе таки качества, как развитое сознание и самосознание, глубина и полнота чувств, духовно-нравственная свобода, деятельное самоутверждение.

 

27) В "Вечерах" выразился идеальный мир автора. Романтизм "Вечеров" жизнен. Гоголь поэтизирует ценности, действительно существующие. Основой эстетического идеала Г. является утверждение полноты и движения жизни, красоты человеческой духовности. Гоголя привлекает все сильное, яркое, заключающее избыток жизненных сил. Этот критерий определяет характер описания природы. Природа воспринимается Г. как огромный, дышащий организм. Описания природы пронизывает мотив гармонического союза. В единении с красотой природы находится духовный мир автора. Благодаря разным рассказчикам (дьяк Фома Григорьевич, панич в гороховом кафтане, Степан Иванович Курочка), из которых каждый имеет свой тон и манеру, повествование получает то лирический, то комедийно-бытовой, то легендарный характер. Вместе с тем, "Вечера" отличаются единством и цельностью, которые создаются образом автора. Народ здесь предстает в своем естественном состоянии. Фольклорное начало ощутимо в фантастике вечеров. Г. изображает жизнь, преображенную народной фантазией. Фантастическое ценно для Г. свободным, творческим преображением мира, верой в его чудесность. Создавая мир мечты, Г. нередко обращается в мир комической фантастики, часто встречающейся в народных сказках. Фантастические персонажи могут помогать герою, но могут ему и навредить, но при этом оказываются побежденными верой и умом, смекалкой. Кузнец Вакула смог подчинить себе "нечистую силу", оседлал черта и отправился на нем в Петербург добывать черевики у самой царицы для гордой Оксаны. Выходит победителем из поединка с "пеклом" и дед, герой "пропавшей грамоты". В двух повестях "Вечер на кануне Ивана Купала" и "Страшная месть" фантастическое приобретает зловещий характер. Фантастические образы выражают существующие в жизни злые, враждебные человеку силы, прежде всего - власть золота. Развертывается история наказания зла и утверждается конечная победа добра и справедливости.

 

28) "Миргород" - важная веха как в эволюции романтизма Гоголя, так и в формировании его реализма. Г. назвал сборник продолжением "Вечеров". Мир здесь поистине необъятно раздвинулся во времени и пространстве, включив в себя историю, недавнее прошлое, современность. "Миргород" организован единой поэтической мыслью, но теперь это не идея цельности и гармонии, а идея разъединения. Резкое противопоставление яркого, поэтического мира, возможного лишь в прошлом и жалкого настоящего. Все это свидетельствует об углублении трагичности мировосприятия Гоголя. "Вий". Движение повести основано на резких переходах от дневного, ясного и обычного мира к ночному, таинственному, исполненного одновременно ужаса и очарования. Постепенно нарастает атмосфера тоски и ужаса. В образе панночки-ведьмы в "Вие" Г. соединили как будто несоединимое: поразительную красоту и мстительную жестокость. В прекрасных чертах мертвой панночке Хома видит что-то страшно-пронзительное. Красота становится страшной. Тема злой красоты возникает как ощущение разрушения гармонии жизни.

"Тарас Бульба". Цельная демократическая Сечь противопоставлена сословному и суетному миру королевской Польши. Конфликт Сечи и Польши предстает в повести как конфликт двух различных общественных систем, культур, цивилизаций. Польские рыцари - дворяне, аристократы, зависимые и зазнающиеся от рода и богатства. Гоголь подробно описывает их пышные нарядыЮ подчеркивая таким образом тщеславие, надменность, стремление к роскоши. Описывая поляков и запорожцев при осаде Дубно, Г. создает многозначительный контраст: сверкающие драгоценными камнями ряды польских шляхтичей и запорожцы, которые были в простых кольчугах и которые не любили выражать свое богатство. Национально-освободительная борьба в изображении Г. объединяет все сословия. Гоголь не стремится к хронологической точности - время, изображенное в повести, содержит событие в действительности происходившие в 15,16,17 вв. Писатель высказывает мысль, что борьба казаков спасли Европу от кочевников, стремившихся её опрокинуть. Характерные черты казачества выражены в Тарасе Бульбо. Действиями Тараса будто руководит сила исторического возмездия. Бульба показан в тоске по сыну, не посрамивше



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ОБЛОМОВ» И.А. ГОНЧАРОВА КАК РОМАН-МОНОГРФИЯ | Стихи о неизвестном солдате
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 329 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

808 - | 690 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.