Сколь многообразны социальные нормы, столь же разнообразны основания их классификации.
Так, например, по способам установления и обеспечения социальные нормы разделяются на нормы формальные и неформальные. Формальные нормы устанавливаются с помощью сложной официальной процедурой. Неформальные возникают спонтанно, существуют неофициально. К формальным относятся нормы права, корпоративные нормы (нормы общественных организаций и других юридических лиц) правила менеджмента; к неформальным – нормы (максимы) морали, этикет, обычаи и традиции.
Социологи расширяют этот список социальных норм, включая туда, как А.И.Кравченко, привычки, манеры, обряды, церемонии и ритуалы, нравы, моду, ценности, верования, кодексы чести. Такие регуляторы интересны особенно в плане истории права и сравнительного правоведения. Например, в Индии и Китае до сих пор в регулировании поведения важны ритуалы, что объясняется исторически. В рамках же теории права вряд ли стоит так расширять перечень социальных норм, поскольку здесь необходимо выделить наиболее близкие к современному праву и взаимодействующие с ним нормативные системы.
Все эти нормативные системы и социальные нормы обладают как общими чертами, так и особенностями. Прежде всего они по-разному складываются и утверждаются в обществе, охватывают разный пространственный ареал.
Есть и иные критерии классификации социальных норм:
· по способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно);
· по устойчивости и укорененности в социальной жизни (действующие в течение длительного времени или кратковременно);
· по способам закрепления или выражения (устная или письменная форма);
· по широте ареала распространения (локальные, региональные, общенациональные нормы).
Все эти нормы, как правило, взаимодействуют друг с другом, подкрепляют друг друга. Например, часть максим морали и религиозных предписаний перешли в разряд правовых норм. От этого взаимодействия зависит успех правового регулирования. Так очень тесно связаны право и мораль, мораль и корпоративные нормы, обычаи и традиции. Если мораль и право остро противоречат друг другу, то обязательно возникнут сбои во всем регулировании общественных отношений. Пример тому широкое распространение коррупции в России в 1990-е годы.
Широта действия у нормативных систем разная. Например, этикет отличатся у разных народов, профессиональных групп, т.е. обладает определенной локальность, также как и корпоративные нормы.
Право и мораль
Если рассмотреть нормативные системы, регулирующие и охраняющие общественные отношения, то можно прийти к выводу, что нет таких близких регуляторов как право и мораль. Симптоматично, что В.С.Соловьев говорил о праве как о «порядке, не допускающем известных проявлений зла». Но одновременно у них немало различий по происхождению, логическому строению и механизмам воздействия. Максимы морали имеют своим происхождением повседневную жизнь, что выражается в поговорках, пословицах, сказаниях и другом устном народном творчестве, а также в произведениях художественной, мемуарной, философской литературы (Максимы Ларошфуко). Если право возникает вместе с государством, то мораль рождается задолго до появления государственно-организованного общества.
Мораль – совокупность предписаний, образцов поведения, представлений и правил (максим), в определенных часто повторяющихся ситуациях. Они помогают ориентироваться в отношении понятий справедливого и несправедливого, хорошего и плохого, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого, чести, совести, долга, достоинства человека, включающихся в общую картину общества. Нормы права, как правило, возникали и возникают при посредничестве особой группы людей – жрецов, мудрецов, законоведов, администраторов, судей, монархов. Они обеспечиваются властно-институциональными механизмами. Мораль же опирается на общественное мнение. Нормы права строго нормативны и структурированы в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Нормы морали не имеют такой нормативности и строгой логической структуры.
Нормы морали и нормы права широко и постоянно взаимодействуют в процессе регулирования поведения субъектов социального общения. Характерной чертой права должна быть его моральная обоснованность. Моральная обоснованность правовых норм существенно повышает их регулятивный потенциал за счет прочного внутреннего усвоения (принятия, признания) гражданами предписаний нормы права. Любой закон эффективнее работает, если массовое сознание его принимает, таким образом он становится более легитимен, т.е. пользуется большей поддержкой со стороны источника власти. А.Малько и С.Комаров даже считают, что в целом моральный элемент становится составной частью механизма действия правовой нормы, без которой она не работает. В процессе совместного регулирования общественных связей возникает морально-правовое воздействие, при котором мораль и право, не растворяясь в нем, в совокупности образуют социальную ценность, регулятор, реально активно влияющий на практику. Не случайно такое значение приобретает профессиональная этика законодателей, адвокатов, судей.
В то же время закон может усиливать влияние норм морали в обществе, т.к. он нормативно конкретизирует принцип справедливости. Если же закон противоречит представлениям людей о справедливости, нравственности, то к нему будет и соответствующее негативное отношение людей. К тому же он будет подрывать основы морали, и общее социальное нормативное регулирование. Таково было воздействие закона об обороте продукции сексуального характера, несовершенство которого дало возможность дельцам развернуть производство порнографических видеофильмов, в которых снимались школьники, что растлевало сознание молодежи.