Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Композиционно-речевое оформление публичного выступления




В теории риторики под композицией понимается построение выступления, т.е.:

а) соотношение его отдельных частей;

б) отношение каждой части ко всему выступлению в целом.

Основой композиции является план – взаимное расположение частей, краткая программа какого-либо изложения. Наличие плана позволяет не упустить «течение мысли» (А. Кони), не отклоняться от темы, уложиться в отведенное для речи время.

Наиболее часто студентам приходится иметь дело с информационными типами речей (семинары, отчеты, защита курсовых и дипломных работ). Обратимся к отдельным частям информационной речи. Наиболее распространенной её структурой классическая риторика считает структуру трехчастную – вступление, основная часть, заключение. Каждому из компонентов присущи свои особенности, обусловленные прежде всего спецификой восприятия устного выступления, а именно – действующим здесь законом первого и последнего места («закон края»). Действие его приводит к лучшему усвоению материала, который излагается в начале и в конце выступления.

Следовательно, вступление и заключение должны быть в центре внимания оратора. Главное достоинство первой и последней частей речи - краткость.

Во вступлении информационной речи автор решает следующие задачи:

а) заинтересовать публику;

б) сформулировать цель выступления, подчеркивая его актуальность для слушателя.

В заключении информационной речи автор подводит итог, используя следующие методы: повторение, иллюстрация, обязывающее или впечатляющее утверждение.

Повторение может быть организовано:

а) воспроизведением формулировки поставленной оратором цели;

б) воспроизведение главных разделов речи.

Хорошо продуманное вступление и необычное заключение ещё не обеспечивают успеха выступления. В процессе произнесения основной части речи оратор может «потерять» слушателя.

Чтобы этого не случилось, следует соблюдать два правила:

а) быть логически последовательным в изложении материала;

б) следить за его подчиненностью основной мысли.

Методы изложения материала в информационной речи: дедукция, индукция, проблемный, концентрический, ступенчатый и метод аналогии.

Наиболее распространенные недостатки устных выступлений:

а) нарушение логической последовательности изложения материала;

б) перегрузка текста теоретическими рассуждениями;

в) отсутствие доказательности (аргументов) основных положений;

г) обилие затронутых вопросов;

д) шаблон в композиции и в использовании языковых элементов.

 

Оратор и аудитория.

Аудитория (лат.) – некоторое количество людей, собравшихся выслушать публичную речь и сосредоточивших своё внимание на ораторе. Мотивы присутствия каждого из слушателей могут быть очень разнообразны:

а) интеллектуально – познавательные (пришёл, т.к. интересуюсь данной проблемой);

б) морально – дисциплинарные (подчиняюсь долгу, приказу, порядку);

в) эмоционально – эстетические (интересен сам выступающий или ситуация общения – хочется «побыть на людях»).

Оратору предстоит увлечь всех присутствующих, то есть преобразовать морально-дисциплинарные и эмоционально-эстетические мотивы в интеллектуально - познавательные. Осуществить это можно, если учесть основные, групповые и конкретные интересы аудитории.

Основные интересы людей составляют проблемы жизни и смерти, здоровья, материального благополучия, профессионального и социального престижа, взаимоотношений с окружающими.

Групповые интересы – это интересы членов конкретных социальных групп, сформировавшихся по профессиональному, возрастному, эмоциональному, учебному и прочим признакам.

Конкретные интересы – интересы ко всему, что человек видит, слышит, осязает, вкушает, обоняет, чувствует. Они тесно связаны с половыми, возрастными, культурными особенностями людей.

Первое впечатление об ораторе – зрительное. Психологи установили, что 80% информации о мире мы получаем через зрение, поэтому и наши слушатели оценивают нас прежде всего зрительно – каков наш внешний облик, поза, выражение лица, одежда, манеры. Первое впечатление обманчиво, тем не менее оно сильно. Если мы вызываем в слушателях антипатию, то разрушить её бывает очень сложно, и выступление окажется неэффективным: оратор не сможет установить столь необходимый для успеха речи контакт с аудиторией и не достигнет цели.

Контакт с аудиторией легче бывает установить, если вы учтёте следующие рекомендации:

а) заранее ознакомьтесь с комнатой, в которой вам предстоит выступать, - акустика, место, где вы будете стоять, расстояние от слушателей;

б) выбрав место, стойте так, чтобы не было затруднено дыхание, в то же время будьте устойчивы – рекомендуется стоять больше «вольно», чем «смирно», не следует переминаться с ноги на ногу;

в) будьте умерены в жестикуляции и мимике (они выдадут ваше волнение);

г) не читайте речь по написанному тексту – если вы не знаете её наизусть, не стоит и выходить к слушателям. Вполне допустимо (если объем выступления большой) иметь перед собой тезисный план, карточки с цифровым материалом, цитаты;

д) в процессе произнесения текста речи смотрите на своих собеседников, а не в окно, на потолок или себе под ноги, тогда вы вовремя заметите малейшие признаки усталости, невнимания или разочарованности вашей речью и сумеете улыбкой, шуткой, интересным замечанием вновь возбудить интерес ваших слушателей.

Помогает восстановить утерянный контакт и обращение к слушателям с вопросом, предложением выполнить какое – либо действие, позволяющее убедиться немедленно в правоте ваших утверждений.

Контакт с аудиторией в очень большой степени зависит от дикции оратора.

Дикция (лат. Dictio – произнесение) - это произношение, артикуляция звуков и их сочетаний. Дикция является основой разборчивости речи и может быть отчетливой, членораздельной, косноязычной, нечленораздельной.

Хорошая дикция обеспечивается точной и автоматизированной координацией психофизиологических речевых центров с органами речи - дыхательными органами, вибраторами (связками), артикуляторами (язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо) и резонаторами (полость рта и носа). Дикцию можно и нужно тренировать: систематически читать вслух скороговорки, крупные предложения (20-30 слов), периоды (читаются с ускорением или замедлением темпа, приданием различных интонаций), скандировать стихи.

В устном общении, особенно в долгих выступлениях, большую роль играют паузы. Они помогают как говорящему, так и слушающему:

а) облегчают дыхание;

б) дают возможность обдумать предстоящее высказывание;

в) улучшают восприятие речи.

В зависимости от этих функций различают паузы:

- дыхательные;

- ритмические;

- смысловые или логические;

- психологические.

Публичное выступление может стать особо выразительным и запоминающимся, если оратор умеет пользоваться невербальными средствами общения.

Речевой этикет.

Этика – это учение о морали, система норм нравственного поведения.

Этикет – установленный, принятый обществом порядок поведения, отраженный в речевых формах.

Этикет этичен только тогда, когда отражает душевное богатство личности.

Этикет в поведении и речи подчинен историческому процессу, он сравнительно быстро меняется, и те нормы вежливости, которые были привычны не только двести, но даже двадцать лет тому назад, сегодня уже устарели.

В общении, в социальных контактах употребляются слова, словосочетания, целые фразы, принятые в определенных ситуациях, в разных социальных группах.

По этикетным речениям нетрудно распознать:

а) возраст говорящего;

б) уровень образованности;

в) общественную принадлежность;

г) профессию.

Так, можно говорить об этикетных формах общения в условиях школы между учащимися и учителями, в среде военнослужащих, среди людей общей, одной профессии.

Этикетные слова и словосочетания, привычные в общении молодежи, не употребляются среди немолодых людей. Общение, уместное в дружеской переписке, совершенно не подходят к стилю официально - деловых писем. Для свободного и корректного общения человек должен обладать тонким знанием этикета, даже его чутьём.

Ситуации, требующие речевого этикета, отличаются одна от другой и имеют свой этикетный словарь, обладающий большим разнообразием вариантов: обращение, знакомство, благодарность, выражение признательности за оказанное добро, внимание, поздравление, пожелание, извинение, просьба, приглашение, совет, предложение, приказ, утешение, сочувствие, соболезнование, одобрение, похвала, комплимент.

Ситуации, в которых требуется соблюдение этикета, бесконечно разнообразны.

Какими же качествами должен обладать хороший оратор?

Вот эти качества:

- компетентность, эрудиция;

- высокая общая культура;

- убежденность:

Чтоб собеседник нашу мысль постиг,

Нужней нам сердце, нежели язык.

Как сможешь в чем – то убедить другого,

Когда ты сам в своё не веришь слово?

(О. Хайям)

- ум (гибкость, критичность, самокритичность);

- настойчивость решительность, самообладание (волевые качества);

- устойчивость, импульсивность, жизнерадостность (эмоциональные качества);

- доброжелательность, общительность, скромность, такт (коммуникативные качества);

- организованность, целеустремленность, деловитость, энергичность, работоспособность (деловые качества).

Все эти стороны личности оратора направлены на то, чтобы он умел понять аудиторию, предвидеть ход взаимодействия с нею и результаты, организовать познавательную деятельность слушателей, управлять их вниманием и поведением в процессе речевого общения.

Эти качества выражены у разных ораторов в разной степени, их сочетание с природным темпераментом, особенностями характера, опытом дает нам многообразие индивидуальных стилей, определяет успех любого публичного выступления.

«Один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения: другой – вкладчивою грациею изложения; третий - преимущественно ирониею, насмешкой, остроумием; четвертый – последовательностью и ясностью изложения… Каждый из них говорит, соображаясь с предметом своей речи, с характером слушающей его толпы, с обстоятельствами настоящей минуты…».

IV. Тема: Понятие нормы и виды норм современного русского литературного языка.

Цель: Дать понятие нормы и видов норм современного русского литературного языка, научить определять и исправлять нарушения норм (орфоэпических, морфологических, синтаксических), воспитание уважительного, трепетного, бережного отношения к русскому языку.

Основные вопросы:

1. Правильность как качество грамотной речи.

2. Понятие нормы. Нужна ли норма?

3. Виды норм современного русского литературного языка.

4. Нарушения норм современного русского литературного языка и пути их преодоления:

4.1. Нарушения орфоэпических норм и пути их преодоления.

4.2 Нарушения морфологических норм и пути их преодоления.

4.3 Нарушения синтаксических норм и пути их преодоления.

Терминологический словарь:

Арго – (фр. argot- жаргон). Язык отдельных социальных групп, искусственно создаваемый с целью языкового обособления.

Варваризм - (греч. barbarismos). Иноязычное слово или выражение, неравномерно использующееся в языке при наличии исконного аналога.

Вербальные (средства) – (лат.verbum-глагол). Словесные, языковые средства общения в противовес несловесным, неязыковым, невербальным.

Вульгаризмы - (лат.vulgaris – простонародный, грубый). Грубые слова и выражения, находящиеся за пределами литературного языка.

Диспозитивная (норма) – (лат.dispositivus – допускающий выбор). Норма, допускающая отклонения.

Императивная (норма) – (лат.imperativus – повелительный). Норма, нарушение которой рассматривается как недопустимое.

Интонация – (лат.intonare – громко произносить). Ритмико-мелодическая сторона речи.

Лингвистика - (лат.lingva-язык). Наука о языке.

Литературный язык – нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа.

Морфология – грамматическое учение о слове, включающее в себя учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и присущих им способах словообразования.

Норма – (лат.norma). Единое, образцовое, общеупотребительное использование элементов языка в данную эпоху данными носителями языка.

Орфограмма – (греч.orthos- правильный, прямой + gramma – запись). Написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил.

Орфография – система правил правописания слов и значимых их частей, слитных, дефисных и раздельных написаний, употребления прописных и строчных букв, переноса слов с одной строки на другую.

Орфоэпия – (греч.epos – речь). Раздел языкознания, изучающий нормы литературного произношения.

Пунктуация – (лат.punctum – точка). Собрание правил постановки знаков препинания.

Синтаксис – (греч. Suntaxis – составление). Раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

Слова – паразиты – слова и словосочетания, вносимые в нашу речь, но не имеющие никакой смысловой нагрузки, заполняют физиологическую паузу при затруднении в выборе слова, характерны для речи малообразованных людей.

Язык – система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, воле изъявлений и служащая важнейшим средством общения людей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 500 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.