Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура Византии IV—XV вв




 

Византийская культура имела огромное значение в становле­нии европейской цивилизации. Ее роль выходила далеко за пре­делы тысячелетних хронологических рамок существования самой империи. Почти половина христиан всего мира в духовном отно­шении являются и поныне прямыми наследниками восточно-христианской, византийской культуры.

Общие особенности византийской культуры. Византийской куль­туре в целом присущ ряд ярко выраженных особенностей сравни­тельно с культурой других европейских стран в средние века. 1) В IV-ХП вв. ее отличал значительно более высокий уровень. 2) Античное наследие в византийской культуре, хотя и в адапти­рованной и переработанной форме, находило проявление во всех областях, начиная с философии и кончая прикладным искусст­вом и бытовым распорядком. 3) В органическом сплаве собствен­но греко-латинской культуры с традициями местных культур (еги­петской, сирийской, армянской, грузинской и др.) преобладал творческий гений греческого народа, особенно в ее языке — с VII в. она окончательно стала грекоязычной. 4) Ее специфика состояла и в ее открытости влиянию культур народов, живших не только в пределах империи, но и вне их — отсюда ее отчетливый восточ­ный колорит. 5) Яркая черта культуры Византии — ее традицион­ность, приверженность канону, скрывающая под издревле при­нятыми формами борьбу идей, критериев, стилей. 6) Отличалась, наконец, византийская культура и большей типологической одно­родностью по сравнению с западноевропейской.

В культуре Византии, как в никакой иной в средневековой Ев­ропе, слились развитые культурные традиции весьма разных древ­них народов. Это объяснялось многовековым воздействием таких факторов, как: сильная централизованная власть, единство систе­мы управления, принципов налогообложения и комплектования армии, права и судопроизводства, религии и организации церкви, государственного (греческого) языка; континуитет городской жиз­ни с прямой культурной преемственностью между поколениями; сравнительная интенсивность общения и обмена информацией между центром и провинциями, благодаря государственной поч­те и обширной сети морских коммуникаций; наконец, чрезвы­чайная роль гигантского очага культуры — Константинополя, глав­ного для всей империи источника новых идей, критериев и прин­ципов, законодателя мод и вкусов.

Ранневизантийская культура. С IV до середины VII в. (т.е. в ранневизантийский период) совершалось формирование основ ви­зантийской культуры как целостной системы проявлений духов­ной жизни общества. Рождалась принципиально новая культура, пронизанная христианским миросозерцанием. В острой идейной борьбе христианский монотеизм приходил на смену языческому политеизму. Приверженность христианству стала идеологическим императивом — необходимым условием самого существования индивида как полноправного члена общества и подданного империи.

До конца существования империи византийское общество со­храняло древние традиции уважения к знанию. Восточнохристи-анскому богослову VIII в. Иоанну Дамаскину принадлежит рас­пространенное и поныне изречение: «Ученье — свет, а неученье — тьма». В городах империи знание грамоты (чтения и счета) было обычным не только в высших, но и в средних и низших по до­статку слоях населения. Резкое падение уровня образования и со­кращение числа грамотных людей имели место лишь в «темные века», т.е. в VII—VIII столетиях, в условиях всеобщего кризиса и нашествия варваров. Тягу к учебе стимулировал стойкий спрос государства на образованных людей, необходимых для пополнения штата многочисленного чиновничества. Уже в IX в., в условиях упрочения аппарата власти, начался новый подъем образования.

К ак и в других странах средневековья, Византия не знала еди­ной всеобщей системы образования, хотя сеть школьных учреж­дений была здесь гораздо более широкой. Организация школы, состав дисциплин и порядок обучения были унаследованы от анти­чности. Школы делились на две ступени: начальную и среднюю. В начальной дети с 6-9 лет изучали цикл наук, обозначаемый по традиции как «тривиум» (некогда он включал грамматику, рито­рику и диалектику). На деле круг дисциплин в разных школах был различным и изучались в них лишь начатки знаний. Общим было обучение в течение двух-трех лет чтению, письму, счету, основам христианского вероучения и элементам светской и биб­лейской истории. Вместо Гомера читали теперь «Псалтирь» - главный учебник школяров. Школы были как платными — част­ными, так и бесплатными — монастырскими, церковными, го­родскими, доступными даже для бедняков. В круг дисциплин школы средней ступени — «квадривиум» — входили арифметика, геометрия, музыка (гармония) и астрономия. Но и здесь царило разнообразие в выборе наук. На более высоком уровне изучали грамматику, риторику и логику (диалектику). Всю совокупность наук определяли как философию — чисто теоретическое знание. К практическим относили этику, политику, юриспруденцию. Зна­ния же физических или химических свойств веществ, приобре­таемые опытным путем, считались не наукой, а ремеслом. С по­бедой христианства науку делили также на священную и свет­скую («внешнюю»), причем первая объявлялась госпожой, а вторая ее служанкой. Сколь ни избирательным был подход к наследию античной литературы, ее изучению отдавалось много сил. По ста­рой традиции совершенным литературным (письменным) языком считался только аттический диалект, уже мало понятный боль­шинству населения. Именно его, однако, изучали, на нем образо­ванные люди говорили друг с другом и создавали свои сочине­ния. Между языком культуры и живой речью народа увеличивал­ся разрыв. Попытки его преодоления начались в конце XII в., но полностью он был ликвидирован только в новое время.

Средняя, платная школа, создаваемая обычно частным образом самими преподавателями (грамматиками), была редкостью даже в крупных городах. Продолжали образование главным образом в столице. Самого по себе понятия «высшее образование» визан­тийцы не знали, хотя среди них было немало высоко образован­ных людей. Высших ступеней знания они достигали порой само­стоятельно, но чаще через обучение по частному соглашению у известных эрудитов (риторов, философов, правоведов). В IV—VI вв. своими учеными славились Афины, Антиохия, Бейрут, Газа, Алек­сандрия — крупнейшие очаги высшей образованности, центры античного знания. Однако во второй половине VI—VII в. они при­шли в упадок. В V в. сгорела дотла богатейшая библиотека в Алек­сандрии и была убита фанатичными монахами известная ученая — математик Ипатия. Особым эдиктом Юстиниан I закрыл прослав­ленную в империи школу философов-неоплатоников в Афинах, еще одним своим актом подводя черту под позднеантичной эпо­хой. Единственным крупным рассадником учености надолго стал Константинополь, а с XII в. также Фессалоника и Трапезунд, и лишь в XIII—XV вв. многие другие города.

Философия в ту эпоху была неотделима от богословия: оба по­нятия были почти синонимами. Разрабатывая христианскую бо­гословскую доктрину, способную выстоять в идейной борьбе с язычеством, иными культами и ересями, византийские бого­словы были вынуждены опираться на логику и идеалистические учения античности. Как и западные схоласты, византийские мыс­лители уделяли особое внимание логике Аристотеля, однако они изучали и комментировали труды не только Аристотеля, а широ­кого круга философов древности. В создание христианского ве­роучения как системы основополагающий вклад внесли в IV в. «три великих каппадокийца», канонисты-эрудиты Василий Вели­кий (Кесарийский), Григорий Богослов (Назианзин) и Григорий Нисский, а также патриарх Константинополя в 398—404 гг. Иоанн Златоуст. Помимо чисто теологических концепций, они рассмот­рели немало важных и поныне проблем христианской антропо­логии, психологии, этики, возлагавшей главную ответственность за социальный мир на государственную власть и состоятельные круги общества.

Разработка богословских тонкостей сочеталась с примитивиза­цией позитивного античного знания о мироздании и окружаю­щем материальном мире: ничто не должно было противоречить Священному писанию. Гигантский культурный переворот, сопут­ствовавший торжеству христианства, захватил практически все сферы духовной жизни общества, основу которой составляла от­ныне религиозная идея. Примером замещения античной космо­гонии библейским мифом о сотворении и устройстве вселенной является «Христианская топография» Косьмы Индикоплова (греч. «плававшего в Индию»). Сообщая правдивые данные о путях со­общений, о народах, которых они связывали (а в этих данных всегда нуждались дипломаты и купцы империи), о флоре и фауне Восточной Африки, Аравии и Индии, Косьма пишет о Земле как о плоском четырехугольнике, окруженном водой и накрытом твер­дым небесным сводом.

Вопреки принципиальному недоверию к познаниям древних о материи, нужды сельского хозяйства, ремесла, ирригации, судо­строения, зодчества, фортификации, медицины и т.д. диктовали необходимость хранить и развивать знания, добытые путем опы­та. Византийцы не только изучали труды Галена и Гиппократа -они совершенствовали диагностику, хирургию, антисептику, рас­ширяли набор лекарств растительного происхождения. Подобным было положение дел в производстве стекла, мозаичной смальты, красок, керамики, эмалей, в металлургии, ювелирном деле — во всем этом мастерство византийцев нашло международное при­знание. Но подобные знания не считались научными, ибо отно­сились к сфере приземленных забот человека не о духовном, а о материальном.

Богословские труды были преобладающим жанром литературы во все века истории империи. Сопоставимой с ним, однако, по общественному значению была историография, продолжавшая как никакой иной жанр византийского литературного творчества бо­гатые традиции античного историописания. Историки империи почти до ее конца сознательно подражали своим великим пред­шественникам (особенно Геродоту, Плутарху, Ксенофонту и Фукидиду). Вершиной историографии ранневизантийской эпохи были труды Прокопия из Кесарии, Менандра Протиктора, Агафия Миринейского. Все они владели аттической речью и все писали свои труды в VI в., в канун крушения высокой культуры импе­рии. По сути дела их творчество не столько «открывает» средне­вековую византийскую историографию, сколько «закрывает» позднеантичную. Наиболее выдающимся среди них был Прокопий Кесарийский, близкий ко двору обладатель высоких постов и ти­тулов, очевидец важнейших событий. Он создал широкую исто­рическую панораму — «Историю войн Юстиниана с персами, ван­далами и готами». Позиция автора, стоявшего на грани двух эпох, отразилась и на его творчестве: прославляя деяния Юстиниана I в своей «Истории» и в трактате «О постройках» как христианней­шего и мудрого правителя, Прокопий в своей «Тайной истории» (для близких и друзей из сенаторской оппозиции) создал образ жестокого и безнравственного самодура, ответственного за все беды империи.

Собственно средневековый жанр исторического повествования — хронография — возник в конце III — начале IV в. и постепенно стал выдвигаться на первый план. Основоположником жанра был церковный писатель Евсевий Кесарийский. Характерными при­знаками созданной им хроники, как и большинства позднейших, были: начало изложения «от сотворения мира» (от Адама) с крат­ким обозрением истории древних (упоминаемых Библией) наро­дов, начиная с халдеев и кончая римлянами, и лишь затем — от­носительно подробный, погодный, рассказ о хронологически близ­ких автору событиях, из которых чисто субъективно отбирались и регистрировались важнейшие. «Мировая хроника» не имела ло­гической концовки: она обрывалась годом, до которого ее до­водил данный автор или его преемник. Предполагалось, что у каж­дой такой хроники в последующем может появиться продолжа­тель. Авторская индивидуальность, аналитичность были чужды хронисту: без какой бы то ни было критики самые разные источ­ники, включая легенды и исторические анекдоты, использовались с равной степенью доверия. Всякого рода чудеса, явления приро­ды, казусы частной жизни героев и крупные сражения, государ­ственные перевороты и народные бедствия излагались как фак­ты, равнозначные по их важности. Авторами хронографов были обычно представители духовенства, в частности — монахи. По своему происхождению, миропониманию и кругу общения они были близки к низшим и средним социальным слоям, их язык и стиль были понятны народу, и хроники стали со временем попу­лярны. Их переводили на свой язык ближние и дальние соседи, как, например, хронику Иоанна Малалы (VI в.).

Христианское мировоззрение постепенно овладевало и другими жанрами византийской культуры, которые можно определить как собственно художественные, но до конца VI в. и в этой сфере преобладали античные традиции. Они пронизывали и любовную лирику, и эпиграммы, и речи по поводу тех или иных событий общественной и частной жизни, и эротические повествования, и всегда распространенную в империи эпистолографию как особый вид литературного творчества, выходившего далеко за рамки об­мена письменной информацией. Новым, религиозным жанром, сложившимся в то же время, была церковная поэзия, или гимно-графия. Огромную роль в становлении высокого искусства вос-точнохристианского церковного сладкогласия (хорового песнопе­ния) сыграл в первой половине VI в. Роман Сладкопевец — поэт, певец, музыкант. Его гимны (он создал их около 1000) отличали совершенная форма, высокий накал чувств, покоряющая мелоди­ка, близкая по ритму к народной песне.

Яркий колорит поздней античности характерен в IV—VI вв. и для важнейших областей византийского искусства (живописи, архитектуры, мелкой пластики). Новое, христианское идейное содержание облекалось на первых порах еще в старые формы. Наиболее наглядно это проявлялось в мозаичных, как правило - масштабных, изображениях. Мозаики Большого императорского дворца представляют с большим мастерством и реализмом сцены из сельской жизни, выполненные в многоцветной гамме мозаики храма-ротонды в Фессалонике — галерею ликов святых с ясно вы­раженными индивидуальными характеристиками, как и мозаики церкви Сан-Витале в Равенне со знаменитыми изображениями Юстиниана и Феодоры. Однако в других мозаиках того же храма и того же времени уже четко отражена христианская эстетика: изо­бражение воспроизводило не облик конкретного человека, а за­ключенную в нем религиозную идею. Такая же эволюция свойст­венна и другим жанрам византийской живописи: настенной рос­писи (фреске) и книжной миниатюре. Однако особенно полно и выразительно духовная символика воплощена в специально создан­ном в ранней Византии для этой цели жанре живописи — иконе. Она стала наиболее характерным и оригинальным видом восточ-нохристианского изобразительного искусства. Иконописцы владели и отточенной техникой мастеров древности, и искусством переда­чи глубокого психологизма, присущего позднеантичному портре­ту, но они переосмыслили его с позиций новой функциональной роли изображения и новых эстетических принципов, утверждав­ших примат духа над материей: икона запечатлевала не столько облик того или иного святого, сколько присущие ему добродетели.

Византийские архитекторы также в совершенстве усвоили опыт своих древних предшественников. В крупных городах сохрани­лись от античности и водопроводы, и термы, и стадионы, хотя в планировке постепенно восторжествовал средневековый принцип: на центральной площади располагались главный храм и здания администрации, а жилые кварталы разбегались от центра к пери­ферии, возведенные обычно без всякого плана, с использованием особенностей ландшафта. Сохранившиеся доныне шедевры стро­ительной техники, созданные в ранней Византии, свидетельству­ют о глубоких познаниях зодчих в математике и геометрии, в физических и химических свойствах материалов, в законах гар­монии и акустики. Самым выдающимся архитектурным памят­ником ранней эпохи является храм Божественной Премудрости (Св. Софии) в Константинополе. Он был построен в 532—537 гг. Исидором из Милета и Анфимием из Тралл. Грандиозные разме­ры храма, залитого светом из сорока окон у основания гигантско­го купола, как небосвод венчавшего здание, мрамор многочис­ленных колонн, золото мозаик, краски фресок — все было при­звано символизировать могущество и единство богоизбранной христианской империи.

Культура ранней Византии находилась на перепутье: она изжи­вала старый, позднеантичный облик, утрачивая немало былых вы­соких ценностей. Она проникалась новыми духовными идеала­ми, используя старые и обретая новые формы. Но процесс был далек от завершения — синтез местных разноэтнических и разно­ликих традиций еще не привел к рождению единой, гомогенной системы.

Культура центрального периода истории империи. В «темные» века глубокий кризис с особой силой отразился именно на куль­турной жизни общества. Именно от VII—VIII вв. сохранилось не­измеримо меньше источников, чем от предыдущих. Круг даже эле­ментарно грамотных людей резко сузился, общий уровень куль­туры упал и в среде высшей знати. Однако образованность высоко ценилась в византийском обществе во все эпохи. Уже в середине VIII в. грамотность снова была достоянием широких слоев горо­жан, включая женщин.

Настоящим гимном науке, в том числе античной, явился со­зданный тогда христианским богословом, проживавшим в Багдаде, Иоанном Дамаскином труд «Источник знания», первый гранди­озный опыт его систематизации. Иконоборческие споры и борь­ба с ересями стимулировали жажду образования и побуждали им­ператорскую власть содействовать развитию школы. Высшая школа при дворе существовала уже в первой половине IX в., а в середи­не этого столетия высоким уровнем обучения славилась Магнаврская школа, названная по имени одного из самых больших залов императорского дворца. Преподавал в ней и просветитель славян Кирилл-Константин, по прозвищу Философ. Особую роль в ор­ганизации образования, повышении его уровня и возрождении интереса к античному знанию сыграл патриарх Фотий, один из самых просвещенных людей того времени. Он утверждал идею о ценности положительного (светского) знания, независимо от его источника, включая знания древних о природе и материи, счи­тал вредными даже принятые ранее церковью суеверия (включая космогонию Косьмы Индикоплова). Патриаршеством Фотия (858—867, 877—886), совпавшего с правлением Василия I Маке­донянина, основателя новой династии, датируют начало «Маке­донского возрождения» наук и искусств в империи.

Во второй половине IX в. были заложены предпосылки нового расцвета византийской культуры, длившегося вплоть до захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. Контроль церкви над духовной жизнью общества сохранялся и в этот период, времена­ми он даже ужесточался (например, при Алексее I и Мануиле I Комнинах), однако в целом не был уже столь всеобъемлющим и жестким. Сохранялась и почти безраздельная преданность вос-точнохристианскому исповеданию, но она сочеталась теперь, даже в среде иерархов, с уважением к античному наследию и с глубо­ким его изучением. Под влиянием идеалов античности и культа власти василевса, нуждавшейся в прославлении не только цер­ковными, но и мирскими средствами, относительную независи­мость приобрели светские направления в литературе и искусстве. Среди византийских интеллектуалов уже имелись сторонники идеи о сферичности земли и теорий о геоцентрическом или гелиоцен­трическом строении вселенной. В 1045 г. в Константинополе открылось новое высшее училище, условно называемое универси­тетом, с двумя факультетами (философским и юридическим), где преподавали авторитетнейшие эрудиты того времени, а в конце XI в. — и «Патриаршая Академия» для подготовки высших ие­рархов церкви. В X—XII вв. почти все императоры, независимо от уровня собственной образованности, считали своим долгом содействовать расширению сети школ и помогать им материаль­но. На более высокую ступень культура империи — по широте распространения ее высших форм, по сюжетному, жанровому и стилевому разнообразию — поднялась в XII в., в эпоху так назы­ваемого «Комниновского возрождения». Интенсивность духовной жизни Византии обусловила превращение ее культуры в течение X—XII вв. в единую, типологически однородную систему.

В первое столетие центрального периода главное внимание об­щества было вновь приковано к проблемам богословия. Встала необходимость во всеобъемлющей систематизации христианско­го вероучения. Эту задачу выполнил Иоанн Дамаскин в труде «Точ­ное изложение православной веры», всегда пользовавшемся авто­ритетом у богословов. Следуя принципу «не люблю ничего свое­го», автор привел в стройную систему учение церкви, устранив имевшиеся там противоречия и решительно встав на сторону иконопочитателей.

В философских исканиях X—XI вв. противоборствовали две тен­денции. Первая была связана с увлечением части византийских эрудитов идеями Платона, позволявшими усомниться в преиму­ществах слепой веры перед возможностями просвещенного разу­ма. Поэт Иоанн Мавропод, учитель Михаила Пселла, ученого, писателя, историка второй половины XI в., молил в стихах Бога допустить в рай язычника Платона, который просто не мог знать веры Христовой. Пселла современники-богословы порицали за элементы рационализма в его «Логике», недопустимые, на их взгляд, для «ипата (т.е. главы) философов», каким его назначил император при столичном университете. Ученик же Пселла Иоанн Итал, преемник учителя на посту ипата, за упорство в «платониз­ме» был лишен должности и осужден церковью. Вторая — гос­подствующая — среди мыслителей-богословов тенденция выража­лась в утверждении идеи совершенствования в добродетелях в духе христианской этики. Наиболее оригинальным среди мистиков был Симеон Новый Богослов (949-1022), согласно учению которого человек способен благодаря молитве и духовному очищению до­стигнуть при жизни реального единения с Богом. Для духовной жизни XI—XII вв. характерно периодическое появление богослов­ских полемических трактатов, направленных против «заблужде­ний» и неправоверия, как правило, «латинян», армян-монофизи-тов и иудеев. Сложился обычай, побуждавший каждого из вид­ных церковных деятелей создать хотя бы один трактат на эту тему.

Крупными успехами культура Византии в центральный период отмечена и в сфере естественных наук (в математике, механике, химии, биологии и т.п.). К середине VII в. относится изобретение «греческого огня». Современник Фотия, один из основополож­ников алгебры, Лев Математик изобрел световой телеграф, позволявший узнавать в столице о вторжении арабов на восточ­ных рубежах всего через несколько часов, а также механизмы-автоматы, заставлявшие во время приемов трон императора вдруг вздыматься ввысь, статуи львов — бить хвостами и рычать, металлических птиц — порхать и щебетать. Расцвели в это время и такие жанры «искусств» чисто практического назначения, как картография, составление «путеводителей» для путешественников по суше. При Константине VII Багрянородном (913—959) был предпринят грандиозный труд по систематизации знаний, накоп­ленных со времен древности. Было составлено более 50 своего рода «энциклопедий» и трактатов по агрономии, медицине, во­инскому искусству, дипломатии и т.п. Самому императору при­писывают (частичное или полное) авторство таких трудов, как «О фемах», «Об управлении империей», «О церемониях царско­го двора».

В течение трех с половиной столетий (вторая половина VII—X в.) византийская историография находилась в стадии постепенного возрождения. Видное место на рубеже VIII—IX вв. принадлежит историописаниям патриарха Никифора и Феофана Исповедника, а в X в. — Льва Диакона, подробно осветившего войны князя Святослава на Балканах. Подлинный расцвет историографии Ви­зантии приходится на XI—XII вв., когда было создано более полу­тора десятков выдающихся исторических сочинений. Одним из самых ярких среди них, талантливым повествованием, написан­ным в конце XI столетия, является «Хронография» Михаила Пселла, представляющая жанр исторической биографии. С блестящим мастерством и беспощадным цинизмом Пселл вскрывает всю под­ноготную личной жизни и государственной деятельности 12-ти венценосцев, воздавая каждому должное за достойные деяния и с лихвой — за все недостойные (восьмерых из них он знал лично, будучи их фаворитом). «Алексиада» Анны Комнины, дочери Алек­сея I, — также историческая биография, но лишь одной личности — ее отца, деятельность которого она посмертно прославляет, демонстрируя высокую образованность, верность аттицизму и литературное мастерство (Анна подражает Фукидиду). На рубеже XII—XIII вв. как непосредственное продолжение «Алексиады» со­здал свой труд видный сановник Никита Хониат. Его «История» — обширное повествование о судьбах империи с 1118 до 1206 г. (осо­бенно подробное — о падении столицы в 1204 г.). Труд проник­нут гуманистическими мотивами, автору присуща четкая граж­данская позиция, он глубоко переживает события, свидетелем которых был сам. Размышляя над прошлым и лично пережитом, Никита честно ищет причины крушения великой империи.

Византийская литература центрального периода тоже пережила время медленного возрождения в конце VII—VIII в. и последо­вавшего затем расцвета при императорах Македонской и Комни-новской династий. Для конца VII—VIII в. характерно безраздель­ное господство в литературе жанра житий святых (агиографии). Наряду с рассказами о чудесах и мученичествах святых, в житиях отразились яркие картины повседневного быта, условия труда и жизни народа, а порой и исторические события. Положение в литературе стало меняться с начала IX в. К первой его трети от­носится творчество поэтессы Касии, бичевавшей невежд и само­дуров среди власть имущих. С середины IX в. в кругах знати ста­ли распространяться романы в прозе и стихах на темы античной мифологии и истории. Отвечая широкому интересу к трудам древ­них, патриарх Фотий составил сборник отзывов о 280 сочинениях христианских и античных авторов с подробными выписками из них. Сборник получил название «Мириовивлион» («Описание мно­жества книг»). Немало утраченных позднее трудов известны только по выпискам Фотия. Большой популярностью у византийцев и у их соседей пользовался созданный в IX—X вв. на основе народ­ных песен о борьбе с арабами эпос о Дигенисе Акрите, прослав­ляющий подвиги юного воина и его любовь к прекрасной девуш­ке. «Поэма» проникнута идеей патриотизма, сознанием челове­ческого достоинства, независимости, ценности простых радостей жизни. «Поэма» была переведена на древнерусский язык. Расцве­тает в XII в. и басенный жанр с остро выраженной и социально ориентированной критикой властей и существующих порядков. Важная особенность созданной на базе эпоса литературы состоя­ла в доступности ее языка широким кругам населения империи.

Восхождением к высокой степени совершенства отмечено и изо­бразительное искусство IX—XII вв. Образцов икон VII — первой половины IX в. сохранилось немного: они были уничтожены ико­ноборцами. Мастерство иконописцев X—XII вв. по-прежнему под­чинялось требованиям религиозной эстетики: именно в этой сфере искусства контроль церкви был особенно строгим. Канон, трафа­рет, образец, глубокий спиритуализм и стилизация стали нормой, включая набор сюжетов, галереи образов, расположение фигур, сочетание цветов и светотеней. Все это соединялось, однако, с предельной выразительностью воплощаемой в иконе религиоз­ной идеи. На те же принципы были ориентированы и книжная миниатюра, и фресковая роспись, широко представленная в цер­квах, которые в это время обрели новую форму: на смену базилике пришел крестово-купольный храм с богатым внешним и внутрен­ним декором. Живописный канон господствовал и в комниновскую эпоху, но существенно возросло число сюжетов, улучшилась тех­ника, возросло внимание к индивидуальности характеристик. Одной из особенностей творчества византийских живописцев яв­лялась повышенная эмоциональность при восприятии ими обра­за и при воплощении замысла: иконописец выступал в роли не­коего ходатая за слабого человека перед Богом, умоляя его о смяг­чении кары за людские грехи.

В конце XI—XII в., несмотря на углубляющиеся расхождения между константинопольской и римской церквами и все более час­тые столкновения с военными силами Запада, его культурный обмен с империей стал более интенсивным. Стало более актив­ным санкционированное и несанкционированное властями и цер­ковью заимствование неидеологизированных форм западной куль­туры и искусства, особенно в сфере прикладного искусства, в му­зыке, одежде, повседневном жизненном распорядке. Эти влияния ничуть не меняли, однако, сущности культуры империи. Наряду со свойственными ей высокими ценностями общечеловеческого значения, ей по-прежнему были присущи такие черты, как не­приятие нового, традиционализм, внешняя помпезность, приверженность к строгой обрядности, надменность и дидактика, по­рождаемые сознанием своего превосходства над культурой наро­дов всего остального мира.

Поздневизантийская культура. После развала империи в 1204 г. развитие культуры в каждом из ее «осколков» совершалось, по крайней мере до 1261 г., изолированно, без живых постоянных связей. Несмотря на это важное обстоятельство, она осталась, как и была до этого, византийской в своей основе, вековые ценности и традиции остались во всем главном непоколебленными. Непо­средственная преемственность с культурой Константинополя была особенно характерна для культурного развития Никейской импе­рии. В никейский период и было в основном подготовлено то «Палеологовское возрождение», которое началось через 20 лет после отвоевания столицы (1261 г.). Именно в никейский период в духовном облике византийца появилась новая черта — осозна­ние принадлежности к греческому этносу, имевшему, помимо «об-щеромейских», свои особые свойства и свое особое место среди других народов.

На территориях, захваченных крестоносцами, темпы развития местной культуры замедлились (ее элита эмигрировала, а у остав­шихся не доставало средств на поддержание прежнего уровня образованности и искусства). Тем не менее и под иноземным владычеством общий культурный облик и внутренний мир насе­ления остались также византийскими, восточнохристианскими. Проявления синтеза местной и западной культур здесь были бо­лее отчетливыми, но и тут он происходил на почве преимущест­венно византийской культуры, даже в кругах высшей знати завое­вателей: «латиняне» огречивались. Латинская Романия сыграла роль посредника в передаче на Запад сочинений античных и ви­зантийских авторов. В свою очередь, под влиянием латинского Запада в Византии возник рыцарский роман, проникали в поэ­зию мотивы куртуазной лирики.

Культурный подъем XIV—XV вв. происходил на фоне быстрого заката империи как могущественного государства, изнемогшего от внутренних бед и ударов внешних врагов. В VII в. сходная си­туация привела к временному культурному упадку, теперь же, напротив, — к активизации культурной жизни. Причина этого отличия состояла прежде всего в более высоком уровне, в боль­шей устойчивости культуры Византии к началу XIII в. На этот раз драматизм общей ситуации вызвал более широкий резонанс в обществе. Вопреки неистребимым представлениям византийцев о «богоизбранности» империи, претендовавшей на первенство в цивилизованном мире, она недавно, на свежей памяти, была раз­громлена и унижена крестоносцами и ныне снова, после непро­должительного укрепления, теряла силы, а в последнее столетие опустилась вообще до положения вассала иноверцев-турок. Все это накаляло эмоциональную сферу, побуждало культурные кру­ги лихорадочно искать выход, жить в постоянном интеллектуаль­ном напряжении. Активные связи с представителями западной культуры, в особенности с итальянскими гуманистами, давали новую пищу для размышлений. В VII в. империя была одинокой перед полчищами варваров, теперь она составляла часть христи­анского мира. Вопреки небеспочвенным опасениям перед Запа­дом, в сознании многих видных византийцев теплилась надежда, представлялась реальной альтернатива: либо купить помощь за­падных держав ценой конфессиональных уступок папству, либо найти компромисс с османами, не поступаясь верой.

Культура эпохи Палеологов свидетельствует о развитии в ее лоне качественно новых процессов и об убыстрении темпов прогресса в самых разных сферах духовной жизни общества. Новое состоя­ло: в большей свободе суждений по вопросам веры и в критике ортодоксального христианства, в большей терпимости к иновер­цам, в более рационалистическом понимании явлений природы, в нарастании внимания к внутреннему миру человека, в уваже­нии к его личности, в признании добродетелью не только благо­честия и смирения, но и порядочности — как нормы поведения и служения отечеству, как нравственного долга. Такова в целом была позиция той части византийских интеллектуалов, которые были носителями гуманистических тенденций. К ним принадлежали выдающиеся ученые Феодор Метохит, Мануил Хрисолор, Геор­гий Гемист Плифон, Виссарион Никейский. Тесно связанные с деятелями итальянского Ренессанса, они однако не стали в под­линном смысле идеологами гуманизма. Почва для этого социо­культурного течения оказалась еще не подготовленной процесса­ми исторического развития империи. Наиболее радикальные идеи высказывал Плифон, а именно: отказ от частной собственности на землю, государственное руководство производственной деятель­ностью, возврат к реформированному античному язычеству как религии подлинных греков, ликвидация монастырей. Позиция «гуманистов», в особенности их тезис, что церковные уступки папству — вполне приемлемая плата за спасение империи, вызва­ли острую критику, получившую общественно-политическое зна­чение. Их непримиримыми оппонентами оказались гораздо бо­лее многочисленные круги и среди образованной светской знати и особенно среди духовенства.

Это были исихасты — последователи популярного в империи в течение последнего столетия ее существования мистического уче­ния. Основы этого учения были заложены много веков назад в монашеской среде, в особенности Симеоном Новым Богословом. Оно долго оставалось теоретической базой истового подвижниче­ства для немногочисленных кругов аскетического монашества. В середине XIV в., в условиях нестабильности и острой тревоги за судьбы империи и веры, оно было обстоятельно развито Григорием Паламой, архиепископом Фессалоники (ок. 1297—1359). Палама учил, что спасение возможно через прижизненное слияние с Бо­гом путем индивидуального религиозного подвижничества и экс­таза, путем углубленной мысленной молитвы в состоянии абсо­лютного физического покоя («исихии») и полного отрешения от материальных помыслов. Против теории Паламы выступили про­исходивший из Калабрии монах Варлаам, отстаивавший примат разума над верой, писатели и теологи Никифор Григора и Гри­горий Акиндин. В споры вокруг исихазма были вовлечены при­дворные круги и сам император. В 1351 г. церковный собор в столице, при активном вмешательстве императора-узурпатора Иоанна VI Кантакузина (1347-1354), не только подверг осужде­нию оппонентов Паламы, но и признал его учение канонически безупречным. Исихазм быстро стал господствующей идеологичес­кой доктриной в империи и скоро широко распространился в других православных странах, пережив на несколько веков своего теоретика.

Общественную роль исихазма нельзя оценить однозначно. Вряд ли исихазм в политической обстановке последнего столетия им­перии оказался своевременной, вызванной жизнью доктриной, способной дать идеологический импульс для мобилизации сил общества в период смертельной опасности. Исихасты, укрепляя верующих в беззаветной преданности православию, проповедова­ли как путь к спасению сознательное отстранение от насущных проблем жизни, в то время когда были необходимы энергичные и решительные действия и трезвая оценка реального положения дел. (Известно, что множество византийцев возлагали все надежды на Бога, до последнего часа борьбы ожидая сверхъестественного чуда). Иначе оценивается культурно-идеологическая роль исихазма. Он утверждал высоко гуманный нравственный кодекс, разработал систему духовного самосовершенствования верующих, создал стройную эстетическую концепцию, сконцентрированную на от­ражении духовного мира человека, оказал влияние на развитие изобразительных искусств, укрепляя их традиционную верность «классицизму». Исихазм не обрел безраздельного господства в жи­вописи: ему противостояло новое течение, тяготевшее к реали­зму. Для этого течения характерны динамизм, экспрессия, эмо­циональность рисунка, как и новые приемы письма — свежая игра светотени, красочная палитра, многомерность пространства и ком­позиций. Ярким образцом поднимающегося к новым высотам византийского изобразительного искусства являются мозаики мо­настыря Хора близ Константинополя (ныне мечеть Кахрие-Джами), который дает представление и о мастерстве зодчих поздней Византии.

Трактуя идеи «гуманистов» как еретичество, а склонность к унии как предательство православия, исихасты при поддержке высшей власти одержали победу, лишив «гуманистов» всякого влияния на общественную жизнь и подтолкнув многих из них к эмиграции на Запад (в основном — в Италию), к чему, впрочем, часть их была и без того готова.

Богатая историография ХШ-ХУ вв. развивала традиции жанра историописания комниновского времени. Среди историков позд­ней эпохи выделяется Иоанн Кантакузин, писавший свой труд после отречения от престола как изворотливую, умную апологию деяний своей персоны, повинной в гражданской войне (он был узурпатором) и в появлении первых орд османов на земле им­перии (они были его союзниками в борьбе с законными импера­торами). Историк XV в. Дука описал трагические дни осады, штурма и падения Константинополя в мае 1453 г. Своеобразен историко-этнографический труд Лаоника Халкокондила. Его сочинение представляет собой серию новелл; в поле зрения ав­тора не только турки, но почти все страны и народы Европы. По характеру изложения материала труд Халкокондила, хотя и отли­чается архаизацией стиля, приближается порой к художествен­ной прозе, которая в эту эпоху отличалась большим разнообра­зием жанров.

Османское завоевание поразило византийскую культуру на не­бывалом взлете. Но закат империи не означал исчезновения ее культуры. Во-первых, она осталась фундаментом дальнейшего развития культуры греков, питая сознание их собственной иден­тичности и этнокультурного своеобразия. Во-вторых, ее тради­ции сохранялись во всех православных странах (Руси, Болгарии, Сербии, Грузии), при всех превратностях их судеб. В-третьих, наследие этой культуры продолжало развиваться в единственной православной стране, остававшейся вне власти мусульман, — в Московской Руси. В-четвертых, наконец, духовные ценности куль­туры Византии составили неотъемлемую часть мировой культуры, обогатив как культуру Ренессанса, так и культуру Европы в це­лом в последующие периоды ее истории.

 

 

Глава 23





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 542 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2510 - | 2261 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.