Формирование валашской и молдавской средневековых народностей. Древними обитателями территории современной Румынии являлись фракийские племена гетов и даков. Их племенные объединения и политические союзы, существовавшие в I в. н. э. распались в результате завоеваний римлян. На землях даков в 106 г. была образована римская провинция Дакия, включавшая территории современной Трансильвании, Баната и Олтении (западной Валахии). С переселением сюда римлян и распространением рабовладельческих отношений местное население постепенно романизировалось, воспринимая латинский язык и письменность, многие элементы римской культуры, религии и быта. Племена, населявшие Мунтению (восточную Валахию) и Молдавию, не подверглись римскому завоеванию и жили в условиях разложения первобытнообщинного строя.
После отхода римлян в конце III в. за Дунай, в Карпато-Дунайских землях в IV—VI вв. происходили передвижения и расселение различных племен — готов, гуннов, гепидов, лангобардов, болгар. Местное земледельческое население продолжало обитать в долинных областях Подунавья, а скотоводы — в предгорьях Карпат.
С начала VI в. на левобережье Дуная расселялись славяне. Археологические материалы свидетельствуют о проживании их в Карпато-Дунайских землях вместе с местным романизированным населением. В условиях постоянных контактов, тесных экономических и культурных связей между ними, к X в. сформировалась восточнороманская этническая общность, которая в латинских и греческих источниках называется «влахами», в славянских — «волохами».
Уже около двух столетий ученые ведут споры о происхождении влахов — предков румын, молдаван. Современное состояние источников и уровень исследования проблемы позволяет утверждать, что этнической основой их формирования было романизированное гето-дакийское население, длительное обитание которого вместе со славянами по обоим берегам Дуная привело к появлению в X в. влахов. Влахи стали этнически господствующими к северу от Дуная, к югу возобладали славяне. Но контакты между ними продолжались и в последующие периоды истории.
Славяне оставили значительный след в истории духовной и материальной культуры влахов, особенно во всем, что связано с земледелием и ремеслами. Славянское влияние сказалось и в области социальных отношений. Первые политические объединения влахов и славян X—XIII вв. возникали в форме славянских институтов «кнезатов» и «воеводатов». Вместе с христианством, воспринятым влахами у южных славян, с X в. во влашском обществе распространяется славянское письмо и книжнославянский язык, который стал официальным языком в возникших в XIV в. Валашском и Молдавском княжествах. Влияние славян проявилось и в процессе формирования языка восточнороманского населения, о чем говорит значительное число славянских заимствований в его лексике при сохранении основного словарного фонда и грамматической структуры народной латыни.
В результате особенностей контактов и взаимовлияния влахов к северу от Дуная с разными ветвями славянства — в юго-западных областях региона с южными славянами, в Восточном Прикарпатье — с восточными, к XIV в. в Карпато-Дунайских землях возникли две народности, формированию которых способствовало создание двух самостоятельных государств — Валашского и Молдавского княжеств. Влахи, обитавшие на территории Трансильвании, оказались под властью королевства Венгрии (см.гл.16).
Экономическое и социальное развитие Карпато-Дунайских земель в ХШ-ХГУ вв. Первые раннегосударственные объединения. В XIII—XIV вв. в результате притока влахов из южнодунайских областей и бежавших от феодальной эксплуатации с территорий, входивших в состав королевства Венгрии, в Карпато-Дунайских землях и Восточном Прикарпатье возрастает и становится преобладающим влашское население.
Главными отраслями хозяйства здесь были скотоводство и земледелие. Развивалось и ремесло: получили распространение гончарное дело, добыча и обработка металлов. Отделение ремесла от сельского хозяйства приводило к его концентрации в отдельных районах, где складывались центры производства и торговли, возникали города. В юго-западной части региона в конце XIII—XIV вв. появились города Кымпулунг, Куртя де Арджеш, в Восточном Прикарпатье — Байя, Сирет, Сучава. Расширялся внутренний обмен, чему способствовала и транзитная торговля. Через Карпато-Дуиайские земли проходили торговые пути, связывавшие Западную и Центральную Европу с Причерноморьем и Балканским полуостровом, Балтийское море с Черным.
Основой социальной организации сельского населения была территориальная община, объединявшая одно или несколько поселений в совместном владении земельной площадью (хотаром). Общинники получали во владение участки земли; леса, пастбища, луга и водоемы находились в общем пользовании. Дела в общине решались общим собранием ее членов, управлял общиной совет старейшин (жуде) из числа зажиточных крестьян. В совет входил вождь (кнез), осуществлявший власть в военное время. С разложением общин роль общих собраний падает, власть кнеза становится постоянной.
Из среды зажиточных общинников, сосредоточивавших в своих руках крупные земельные и материальные богатства, формировалась феодализирующаяся знать, захватывавшая административную и судебную власть в общине. Постепенно в XIII—XIV вв. общинная знать превращалась в верхушку раннефеодального общества. Вместе с общинной собственностью эта знать присваивала себе право взимания общинных повинностей, превращая часть членов общины в зависимых крестьян.
В XIII — начале XIV вв. в Карпато-Дунайских землях оформляются раннегосударственные объединения влахов — кнезаты и воеводаты. Возглавлял их кнез или воевода, власть которого опиралась на военную дружину. В случае военной опасности созывалось народное ополчение. Административные и судебные функции также были в руках кнеза или воеводы, их власть постепенно становилась наследственной.
В середине XIII в. на территории Олтении существовали кнезаты Иоанна и Фаркаша, на севере Олтении и северных склонах южных Карпат сформировался кнезат Литовоя. В северной части Мунтении располагались земли воеводы Сенеслава. Имеются данные, свидетельствующие о существовании политических объединений влахов и в Восточном Прикарпатье.
Эти раннефеодальные политические объединения влахов находились в трудных внешнеполитических условиях, будучи вынужденными сохранять самостоятельность в окружении половцев и татар. В XIII в. кнезаты и воеводаты юго-западного района Карпато-Дунайских земель оказались в зависимости от королевства Венгрии. Необходимость внешней защиты, внутреннее социальное развитие вызывали стремление кнезатов и воеводатов к объединению в более крупные государственные формирования.
Образование княжеств Валахии и Молдавии. В начале ХГУ в. источники фиксируют в Мунтении государство во главе с воеводой Басарабом. В господарских грамотах того времени оно называется «Румынской землей» или «Угровлахией», позднее появляется название Валахия. Образованию этого государства благоприятствовала внешнеполитическая обстановка на юго-востоке Европы. После гибели хана Ногая Золотая орда была отвлечена борьбой с Ираном. В королевстве Венгрии вспыхнула феодальная анархия, вызванная борьбой магнатских группировок. Византия, Болгария, Сербия соперничали между собой.
В этих условиях Басарабу удалось объединить существовавшие в юго-западных районах Карпато-Дунайских земель кнезаты и воеводаты в одно государство с центром в Куртя де Арджеш. Признав формально вассальную зависимость от венгерской короны, Басараб стремился проводить самостоятельную внешнюю политику, участвовал в нападениях татар, болгар и сербов на южные границы королевства Венгрии. В 1330 г. венгерский король Карл Роберт предпринял поход против валашского воеводы, но был вынужден отступить из-за трудных гористых условий. Около местечка Посада Басараб устроил ловушку отступающим королевским войскам и выиграл сражение с ними.
Победа при Посаде способствовала укреплению власти воеводы в княжестве в борьбе против крупной знати, противившейся централизации. Опорой воеводы являлись крестьяне-общинники, обязанные нести воинскую повинность и составлявшие войско в случае военной опасности. При преемниках Басараба расширяется территория, княжества, происходит прогресс в социально-экономическом развитии, растет его политический вес, о чем говорит учреждение в 1359 г. в Куртя де Арджеш «угровлашской» митрополии. Упрочение внутреннего положения княжества побуждало валашских воевод к проведению самостоятельной политики, что встречало противодействие венгерской короны, стремившейся к укреплению своего сюзеренитета в Карпато-Дунайских землях.
В восточном Прикарпатье в середине ХГУ в. возникло другое государство, называвшееся в источниках «Молдавская земля». Центром его формирования был бассейн реки Молдовы, откуда, как полагают ученые, и происходит это название. В начале ХГУ в. Восточное Прикарпатье оказалось под властью венгерских королей и управлялось их наместниками.
Недовольное правлением венгерского наместника местное население поддержало восстание влахов входившей в королевство области Марамуреша, выступивших против попытки короля упразднить их автономию. Во главе восставших встал воевода Богдан, который в 1359 г. с частью влахов переселился в район Молдовы и установил свою власть на большей части территории Восточного Прикарпатья. Воспользовавшись занятостью венгерского короля Лайоша войной с Венецией и балканскими проблемами, Богдан объединил существовавшие здесь политические образования влахов в единое государство и в 1365 г. добился признания его независимости. Большое значение для укрепления нового государства на юго-востоке Европы имела смута в Золотой Орде и победа русских над татарами на Куликовом поле, заставившие Орду оттянуть свои силы из Нижнего Подунавья.
Государственное устройство Валахии и Молдавии. Возникшие Валашское и Молдавское княжества сформировались как монархии во главе с воеводой, титуловавшимся также господарем. Господарь избирался собранием светских и духовных феодалов, которое решало и важные государственные вопросы — объявление войны и мира, отношения с иностранными державами. Господарская власть была наследственной. Поддержка отдельными группами феодалов разных претендентов на престол приводила к частым феодальным распрям и междоусобным войнам. Власть господаря ограничивалась боярским советом, в который входили наиболее влиятельные и родовитые феодалы, а также служилые бояре.
Административно княжества были разделены на округа во главе с назначаемыми господарем пыркалабами, которые представляли власть на местах, осуществляли судебные функции. Возглавлял судопроизводство господарь. Судебные дела велись на основе обычаев земли, называющихся в источниках «волошским правом». В судопроизводстве княжеств долгое время сохранялся обычай принесения присяги; главной мерой наказания были штрафы. Основу военных сил составляли господарские и боярские дружины из служилых людей, так называемое «малое войско». В периоды войн путем призыва крестьян собиралось «большое войско». Опорой господарской власти служила и православная церковь в княжествах, пользовавшаяся автономией при формальной зависимости от Константинопольского патриархата.
Развитие феодальных отношений. Складывание государственности стимулировало процесс феодализации в княжествах. Проявившиеся в ходе этого процесса особенности в каждом из княжеств были обусловлены различным уровнем развития феодальных отношений на территориях, где они сложились. В Валахии ко времени образования государства уже была сильная феодальная знать, сосредоточившая в своих руках значительную часть земель, что обусловило небольшие размеры домена валашского господаря. В этих условиях формирование частного землевладения за счет гос-подарских пожалований здесь было ограничено, источником для феодалов оказывались общинные земли. На территории Молдавского княжества, где феодальная знать еще не окрепла, в руках господаря оказались обширные земли. В данном случае складывание владений светских и церковных феодалов происходило преимущественно за счет господарских земельных пожалований.
К концу XV в. в обоих княжествах процесс оформления частнофеодального землевладения завершается. По сравнению со странами Центральной и Восточной Европы размеры частновладельческой ренты в княжествах были незначительными. Основным ее видом был оброк продуктами в размере десятины. Барщинные работы ограничивались 2—6 днями в году и состояли главным образом из сенокошения, извоза, ремонта мельниц, ухода за прудами и озерами. Сравнительно выше были государственные повинности частновладельческих крестьян (подворный налог-бир, десятина натурой с различных отраслей крестьянского хозяйства, выполнение отработок, связанных со строительством и ремонтом дорог, заготовкой дров и т.д.). Государственные крестьяне несли такие же повинности в пользу государства, но в больших размерах. Денежная рента большого распространения не имела.
Церковные феодалы в княжествах пользовались значительным податным и судебным иммунитетом. Светские вотчинники, хотя формально и обладали правами в сборе податей и суда над своими подданными, были ограничены государственной властью в осуществлении финансовых и судебных функций. Это обусловило то, что развитие феодальных отношений в княжествах не привело к политической раздробленности.
Процесс феодализации, сопровождавшийся установлением феодальной зависимости крестьян, встречал сопротивление с их стороны. Крестьяне отказывались от выполнения повинностей, захватывали земли бояр и монастырей. Широко распространилось бегство за границу. Молдавские крестьяне переселялись на украинские земли, входившие в состав Польши. Крестьяне из Валахии уходили в Карпатские горы и за Дунай. Крестьянские волнения перерастали иногда в открытые выступления. В 1490 г. вспыхнуло антифеодальное восстание молдавских и украинских крестьян в пограничных с Польшей районах, которое возглавил «волошин» Муха. Социальный протест крестьянства и городских низов находил выражение также в распространении религиозных ересей богомильства и гусизма, проникавших из соседних Болгарии и Чехии.
Развитие ремесла, городов и торговли. Образование Валашского и Молдавского государств ускорило процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Развитие ремесла шло по линии специализации, о чем говорит существование многочисленных профессий — скорняков, ткачей, портных, сапожников, кузнецов и т.д. В XIV—XV вв. ремесленное производство было мало связано с рынком, большинство ремесленников работало на заказ. Однако потребности внутреннего обмена стимулировали развитие торговли в городах. Главной ее формой становятся ярмарки, где крестьяне начинают сбывать свою продукцию и покупать необходимые изделия ремесла.
Возникали новые торгово-ремесленные поселения, перераставшие в города. Городское население состояло главным образом из ремесленников и торговцев. Проживали здесь феодалы и духовенство, а также крестьяне. Многие горожане занимались земледелием и несли государственные повинности. Города пользовались некоторым самоуправлением. Во главе их находился городской совет из 12 членов, деятельность которого контролировалась входившим в него представителем господаря.
Развитию внешней торговли княжеств способствовало соседство с Причерноморьем, где скрещивались международные торговые артерии, связывавшие европейские страны с Востоком. После завоевания османами Малой Азии важное значение в XV в. приобрел «молдавский торговый путь», по которому шли через Молдавское княжество восточные товары в Валахию, Трансильванию, на Львов и далее в Центральную и Западную Европу. Транзитная торговля стимулировала внешние связи княжеств. Особенно оживленными были торговые отношения молдавских и валашских городов со Львовом и трансильванскими городами Брашовом, Сибиу, Быстрицей. Ввозились в княжества преимущественно ремесленные изделия, а вывозились скот, продукты сельскохозяйственного производства. Большую роль во внешней торговле княжеств играли иностранные купцы — генуэзцы, немцы, греки, армяне и др., находившиеся иод покровительством властей и получавшие от господарей торговые привилегии. С XV в. в торговле начинают участвовать и местные купцы.
Внешнеполитическое положение Валахии и Молдавии в условиях экспансии Османской, империи. В конце XIV в. над Валахией нависла османская угроза. В этих условиях господарь Мирча Старый (1386—1418) принял меры по стабилизации экономики княжества и укреплению своей власти. Чтобы упрочить внешнеполитическое положение княжества, Мирча наладил отношения с молдавским господарем Петром Мушатом и польским королем Владиславом Ягеллоном, укрепил крепости на южных границах. Осенью 1394 г. Мирче удалось одержать победу над османами при Ровине. Но несмотря на определенные успехи в антиосманской борьбе, Мирча в 1415 г. был вынужден согласиться на уплату дани Порте.
После смерти Мирчи в Валахии начинается период длительной политической неустойчивости. Борьба различных группировок валашского боярства за власть, искавших поддержки извне, создавала условия для вмешательства соседей — королевства Венгрии и Османской империи, соперничавших за утверждение позиций в Юго-Восточной Европе.
Влад Цепеш (1456—1462), занявший престол при поддержке Яноша Хуньяди, сумел вновь стабилизировать положение в княжестве. Господарь жестоко расправлялся с боярством, часто приказывая сажать своих противников на кол, за что и получил прозвище Цепеш-Колосажатель. Во внешней политике Цепеш ориентировался на Венгрию. Чтобы расправиться с неугодным господарем, султан Мехмед II в 1462 г. вторгся с войсками в Валахию. Недовольное централизаторской политикой крупное боярство пошло на сговор с османами и поддержало ставленника Порты на престол Раду Красивого, брата Цепеша. Раду Красивый (1462—1476) стал послушным данником султана.
Предательская политика крупного валашского боярства привела к тому, что к концу XV в. Валахия оказалась в вассальной зависимости от Османской империи. Султан утверждал господаря и обязывал ежегодно лично доставлять ему дань, участвовать с войском в османских походах.
Для Молдавского княжества османская угроза возникла позднее. Сменивший Богдана на молдавском престоле господарь Лацку (1365—1374), а затем Петр I Мушат (1374—1392) проводили политику укрепления центральной власти, отвечавшую интересам политической консолидации феодалов и защиты княжества от внешней опасности. В 1387 г. Петр признал вассальную зависимость от польского короля, который обязывался защищать княжество, а господарь Должен был в случае войны оказывать помощь сюзерену. Значительных успехов в централизаторской политике достиг господарь Александр Добрый (1400—1432). Для укрепления внешнеполитического положения княжества большое значение имело завоевание им порта Килии в устье Дуная и Монкастро (Белгорода Днестровского).
Начавшаяся после смерти Александра Доброго борьба боярских группировок ослабила центральную власть (до 1457 г. сменилось 15 господарей), усилила могущество крупного боярства, ухудшила международное положение княжества. Венгерские короли не оставляли надежду на восстановление своей власти в Восточном Прикарпатье. На северо-восточных границах княжества не прекращались нападения татар из Крыма, хотя Золотая Орда испытывала уже упадок. Возрастала османская опасность. По мере усиления влияния Порты в Валахии, она стала реальной для Молдавского княжества после завоевания Мехмедом II Константинополя в 1453 г. В условиях тяжелого внутреннего положения в княжестве, раздираемом боярскими междоусобицами, господарь Петр III Арон осенью 1455 г. был вынужден согласиться на уплату султану дани.
Сместивший Арона Стефан III Великий (1457—1504) вначале тоже платил Порте дань. Опираясь на военно-служилое сословие, города и церковь, он укротил крупное оппозиционное боярство и добился упрочения своей власти. Для защиты от внешней опасности он создал сильную армию, построил сеть крепостей и пограничных укреплений. Имея в виду планы королевства Венгрии по восстановлению своих прежних вассальных территорий и то, что король Матяш Корвин поддерживал его соперника Петра Арона, Стефан принес присягу польскому королю. Обострению молдавско-венгерских отношений способствовал и захват господарем в 1465 г. крепости Килии, уступленной Петром II в 1448 г. венгерской короне за помощь в получении престола.
В 1467 г., воспользовавшись причастностью Стефана к восстанию трансильванских феодалов против короля, Матяш Корвин предпринял поход на Молдавское княжество. Решительными действиями молдавский господарь нанес поражение венгерским войскам в сражении при Байя. Раненый венгерский король с большими потерями вынужден был отступить.
В 1469 г. Стефан расправился с соперником Петром Ароном и в следующем году выступил против валашского господаря Раду Красивого, вассала Венгрии и данника Порты. Стремясь сделать Валахию союзницей, Стефан в течение нескольких лет вел борьбу за утверждение на валашском престоле своего ставленника. Эта борьба привела его к конфронтации с Османской империей. В 1473 г. он отказался от уплаты дани Порте. Султан решил силой подчинить молдавского господаря. В конце 1474 г. многочисленное османское войско во главе с румелийским бейлербеем Хаджи Сулейман-пашой вступило на территорию Молдавского княжества. Применив тактику «выжженной земли», Стефан нанес неприятелю поражение у Васлуя (10 января 1475 г.).
Молдавский господарь понимал, что остановить новый натиск османов можно только совместными усилиями европейских стран. Но, занятые своими проблемами, они были заинтересованы в мирных отношениях с Портой. Польский король также начал переговоры с султаном, которые закончились заключением мира в 1476 г. Это заставило Стефана признать в 1475 г. венгерский сюзеренитет.
После захвата в 1475 г. Каффы, Мангупа и подчинения Крыма султан Мехмед II сам двинулся в 1476 г. на Молдавское княжество, но решающего успеха не сумел добиться. Сказывалась вновь примененная Стефаном тактика «выжженной земли», в османской армии начались голод, чума. Весть о приближении венгерской помощи заставила султана отступить.
Общие интересы в противодействии планам польских Ягеллонов сблизили Стефана с Русским государством. Важное значение для укрепления молдавско-русских связей имело бракосочетание в 1483 г. его дочери Елены с сыном Ивана III Иваном.
В 1483 г. Венгрия договорилась о мире с Портой. Новый султан Баязид II возобновил экспансию и в 1484 г. захватил крепости Килию и Белгород. Внешнеполитическое положение Молдавского княжества осложнилось. Соседние европейские правители, установив мирные отношения с османами, были заняты соперничеством друг с другом. Валахия оказалась в вассальной зависимости от Османской империи. Внутри княжества оппозиционное боярство открыто выступало за мир с Портой. В этих условиях Стефан был вынужден согласиться на уплату дани султану.
В складывавшейся к концу XV в. трудной для Молдавского княжества международной обстановке, стремясь избежать подчинения османам, господарь использовал конфронтацию Венгрии и Польши с Османской империей. Учет этого фактора позволил Стефану отразить нападение польских войск во главе с королем Яном Ольбрахтом на Молдавское княжество в 1497 г. Когда же Венгрия и Польша вступили в 1498 г. в антиосманский союз, Стефан присоединился к нему, заключив при посредничестве венгерского короля мир с Яном Ольбрахтом и отказавшись от уплаты дани султану.
Изменившаяся в связи с военными успехами османов в начале XVI в. международная ситуация на юго-востоке Европы заставила молдавского господаря вернуться к мирным отношениям с Портой. При преемниках Стефана угроза подчинения княжества Османской империи возрастает. К середине XVI в. Молдавское княжество также оказывается в вассальной зависимости от султана.
Культурное развитие населения Карпато-Дунайских земель в X—XIII вв. Культура в Валахии и Молдавии XIV—XV вв. Население Карпато-Дунайских земель достигло в X в. достаточно высокого уровня культуры, характеризовавшейся сочетанием дако-романских традиций с культурным влиянием Византии и славян.
В Х-Х1П вв. церковная организация влахов испытывала влияние соседних славянских государств. Распространение в этот период юрисдикции болгарских епископий на территории Добруджи и Валахии, Галицкой епископий на территорию Молдавии привело к тому, что в письменной культуре, как церковной, так и светской, доминирующим стал старославянский язык. Этим объясняется хождение славянской религиозной литературы на территории Карпато-Дунайских земель в период, предшествовавший образованию государств.
Самыми древними свидетельствами славянской письменности в регионе являются эпиграфические надписи X в. в Добрудже и Валахии. К XIII—XIV вв. относятся составленные в Нямецком монастыре Молдавии «Восьмигласник» и «Четвероевангелие».
Археологические материалы, относящиеся к Карпато-Дунайскому региону X—XIV вв., позволяют судить об уровне строительной техники при возведении крепостей, монастырей, о формировании на византийской основе определенного стиля церковной архитектуры. Одним из образцов строений XIII в. является сохранившийся фундамент господарского дворца в Куртя де Арджеш. Остатки некоторых церковных сооружений XIV в. выявляют черты оформившегося впоследствии архитектурного стиля трехчастного храма. Обнаруженные археологами остатки керамики, украшений, различных изделий из благородных металлов свидетельствуют о значительном развитии искусства у населения Карпато-Дунайских земель в X—XIV вв.
С образованием в XIV в. государств развитие культуры населения региона происходило в рамках Валашского и Молдавского княжеств. Оформление государственности дало толчок развитию письменности.
В XIV—XV вв. большинство богослужебных книг, имевших хождение в Валахии, составляли славянские рукописи болгарского и сербского происхождения, переписывавшиеся церковными книжниками при монастырях. К началу XV в. относится появление и первого оригинального славяно-валашского произведения церковной литературы — сборника церковных песнопений валашского логофета Филоса. Среди византийских книг, циркулировавших в Валахии в славянских рукописных переводах, были «Номоканоны», или, как их называли в Валахии «Правила». Они представляли собой сборники византийских церковных и светских положений, основанных на законодательстве императора Юстиниана I и других юридических и канонических памятниках. Наиболее древней являлась славянская рукопись «Законника», переписанная в 1451 г. в Тырговиште дьяконом Драгомиром. «Правила» широко применялись в судопроизводстве, что было связано с политикой укрепления государственной власти в княжестве. Централизаторским целям служили и славяно-валашские летописи, которые не дошли до нас, но следы их, по мнению ученых, обнаруживаются в позднейших хрониках Валахии.
В Молдавском княжестве была широко распространена не только переводная, но и оригинальная славянская религиозная литература. Среди авторов дошедших до нас ранних оригинальных церковных произведений XV — начала XVI в. монах Путнянского монастыря Евстафий и игумен Нямецкого монастыря Феодосий. Немалая заслуга в создании оригинальной славяно-молдавской литературы принадлежит известному книжнику из Тырново, а впоследствии киевскому митрополиту Григорию Цамблаку, который в начале XV в. был игуменом Нямецкого монастыря и служил проповедником при дворе господаря Александра Доброго. Из-под пера Цамблака вышли несколько проповедей, произнесенных им при господарском дворе, а также жизнеописание почитавшегося в Молдавии святого Иоанна Нового.
Помимо религиозных рукописей, большое место в переводной литературе занимали юридические трактаты. Широкую известность в Молдавском княжестве получил славянский перевод трактата «Синтагмы» Матвея Властаря, в который были включены некоторые положения церковного и гражданского права и который известен в нескольких списках.
Успехи политики централизации при господаре Стефане III Великом обусловили в XV в. более развитое, в отличие от Валахии, официальное господарское летописание. При дворе Стефана была составлена летопись его правления, которая дошла до нас в нескольких списках в составе более поздних летописных сводов. Один из списков, условно называемый молдо-русской летописью, в переработанном и сокращенном виде включен в русскую Воскресенскую летопись.
Развитие культуры в Валахии и Молдавии происходило в условиях постоянных контактов между княжествами, способствовавших культурному обогащению каждого из них. В то же время сказывалось отрицательное воздействие военных столкновений, происходивших в юго-восточном регионе в ходе соперничества европейских стран и особенно участившихся с началом экспансии Османской империи на Балканах.
Глава 18
Византия в XIII—XV вв.
Четвертый крестовый поход и Латинская Романия. Наступивший с конца XII в. кризис усилил процесс децентрализации Византии, облегчил успехи завоевателей. Еще в 1185 г. сицилийский король Вильгельм II отторгнул у Византии Ионические острова. В 1191 г. английский король Ричард I овладел Кипром, уступив его через год бывшему иерусалимскому королю Ги де Лузиньяну. Возникло самостоятельное Кипрское королевство (1192—1489). Однако систематический захват византийских земель начался в ходе Четвертого крестового похода. 13 апреля 1204 г. его участники взяли штурмом Константинополь. Византия пала и на ее месте образовалась Латинская империя (1204—1261). Но крестоносцам не удалось осуществить план подчинения всех земель, некогда принадлежавших Византии: этому помешало сопротивление местного населения малоазийских и балканских провинций, а также Болгарского царства. В северо-западной части Малой Азии возникло самостоятельное греческое государство — Никейская империя, в Южном Причерноморье — Трапезундская империя, на западе Балкан — Эпирское государство. Все они в той или иной мере считали себя наследниками Византии и боролись за ее восстановление.
Тем не менее западноевропейскими рыцарями, венецианцами, а позднее и генуэзцами были основаны государства и колонии, протянувшиеся от Ионического до Черного моря. Их совокупность получила название Латинской Романии (так как в Западной Европе Византию нередко называли Романией). В состав Латинской Романии входили: Латинская империя со столицей в Константинополе и государства «франков» на Балканах; владения Венецианской республики, колонии и фактории генуэзцев, территории, принадлежавшие духовно-рыцарскому ордену госпитальеров (иоаннитов): Родос и острова Додеканеса (1306-1522).
Латинская империя. После того как Константинополь перешел в руки латинян, совместная комиссия, состоявшая из венецианцев и франков, избрала императором одного из вождей похода, графа Фландрии и Эно Балдуина I. По форме как бы восстанавливалась византийская государственность, сохранялся пышный церемониал и титулатура византийских монархов. Но по существу Латинская империя строилась на основе разветвленной феодальной иерархии французского образца. Централизация страны была поверхностной. Императору непосредственно принадлежала лишь часть Константинополя (другой частью владели венецианцы) и завоеванные впоследствии Фракия и северо-западная часть Малой Азии. Правители других государств Латинской Романии считались вассалами императора, но их зависимость от него была номинальной. На Балканах были основаны Фессалоникское королевство (1204-1224), Афинская сеньория, затем герцогство (1205-1456), Морейское, или Ахейское княжество (1205-1432).
Латинская империя, формально объединившая эти владения, оказалась непрочной. Балдуин Фландрский сразу же отказался от любого сотрудничества с греками и вступил в конфликт с болгарским царем Калояном, разгромившим войска империи в битве при Адрианополе (1205). От этого поражения Латинская империя не смогла оправиться. Несмотря на временную стабилизацию, достигнутую при преемнике Балдуина Генрихе I (1205-1216), силы ее таяли, ожидаемого притока рыцарей с Запада не было. Терявшее одно владение за другим, это государство пало в 1261 г. Подобную же судьбу разделило и Фессалоникское королевство. Иначе складывалась ситуация в Центральной и Южной Греции. Вся земля там была разделена на рыцарские лены. Бароны считались пэрами Морейского княжества и владели десятками ленов. Самый крупный домен принадлежал князю Морей. В феодальную иерархическую структуру были включены и греческие феодалы, слой которых был достаточно многочисленным и обеспечивал власти морейских князей большую устойчивость.
«Франки» принесли в Грецию феодальные отношения, основанные на широком распространении домениального хозяйства. Повсеместно усилилась частноправовая зависимость крестьян от сеньора, возросла барщина. Основной категорией зависимого крестьянства были парики, или вилланы, лишенные личной свободы. Вилланский статус был пожизненным.
Греческие феодалы — архонты. — сохранили в Морейском княжестве свои земли и привилегии, особый правовой статус. Совладение отдельными территориями, смешанные браки способствовали сближению двух этнически разных групп господствующего класса. Медленно, но неуклонно развивались процессы эллинизации «франков», усваивавших язык и традиции местного населения. Консолидации Морейского княжества способствовало и то, что православная церковь отчасти сохранила здесь свои позиции: весь низший клир оставался греческим и лишь верхушка епископата принадлежала к римско-католической церкви. Морей-ские князья сознавали, что унификация обрядов и полное подчинение церкви папству резко усилят сопротивление местного населения господству «франков».
В XV в. Морейское княжество было завоевано византийцами (1428-1432), а Афинское герцогство — османами (1456).
Венецианская Романия. В отличие от «франков» венецианцы не стремились к созданию большого государства на территории Византии. Они добивались обеспечения торговой монополии своей республики в Восточном Средиземноморье, контроля над коммуникациями и главными рынками Романии. После Четвертого крестового похода Венеция приобрела торговые кварталы Константинополя, остров Крит, порты Корон и Модон на Южном Пелопоннесе, острова в Ионическом море. Постепенно Венеция расширяла свои владения за счет важных крепостей Греции (На-вплий, Монемвасия и др.) и островов в Эгейском море (Эвбея, Спорады и Киклады и др.). Крупнейшим ее приобретением в XV в. стал Кипр (1489). Города венецианской Романии играли первостепенную роль в посреднической торговле Венеции с Востоком. Кроме того, они были поставщиками сельскохозяйственной продукции Романии, особенно зерна, на венецианские рынки.
На Крите и других островах земли были поделены между государством, венецианскими колонистами, церковью и греческими архонтами. Венецианские колонисты находились в более привилегированном положении, чем архонты. Они монополизировали управление и внешнюю торговлю. На Крите увеличились отработочные повинности крестьян, возросли налоги. Недовольство крестьян усилением эксплуатации, а архонтов — политическими и экономическими ограничениями привело к резкому обострению социальной борьбы. С 1212 по 1367 г. на Крите произошло 12 крупных выступлений против венецианского владычества. Это заставило республику пойти на уступки местной знати, многие представители которой вошли в состав привилегированного чиновничества, а также на некоторое смягчение эксплуатации крестьян. С середины XIV в. усиливалась консолидация феодального слоя, шел процесс эллинизации венецианских колонистов. Вместе с тем быстрое развитие товарно-денежных отношений способствовало освобождению крестьян за выкуп, росту торгово-ремесленных слоев. В XV—XVI вв. Крит был важным центром греко-венецианской культуры, испытывавшей влияние итальянского Ренессанса.
Генуэзская Романия. Генуя не приняла участия в Четвертом крестовом походе и для образования торговых колоний и факторий в Романии воспользовалась договором с никейским императором Михаилом VIII (1261). После восстановления Византии и падения Латинской империи генуэзцы основали в Галате, на противоположном от Константинополя берегу Золотого рога, свой город-крепость — Перу. Затем, с конца 60-х годов XIII в., они приступили к колонизации Крыма, где их важнейшим оплотом стал город Каффа (Феодосия). Постепенно сеть генуэзских факторий покрыла все берега Черного и Азовского морей. Наибольшее значение из них имели Солдайя (Судак), Чембало (Балаклава), Тана (Азов), Самастро (Амастрида), Севастополис (Сухуми). С середины XIV в. и до 1475 г., когда Каффа была завоевана османами, генуэзцы фактически контролировали торговлю в Азово-Черноморском бассейне. В Эгейском море им принадлежал остров Хиос и Фокея с богатыми месторождениями квасцов. Генуэзская династия Гаттилузи управляла островами Лесбосом и Фасосом, а в XV в. — и Лемносом.
В отличие от Венеции Генуя, с ее слабым центральным управлением, предоставляла дело организации факторий частным лицам или объединениям предпринимателей, банкам. Фактории обладали значительной самостоятельностью и управлялись избираемыми на год консулами и небольшим штатом финансовых и судебных чиновников. Генуэзское население было в подавляющем меньшинстве в городах Романии, и оно довольно быстро наладило прочные связи с феодальной и городской верхушкой тех областей, где устраивались фактории. Так как в генуэзской колонизации довольно широко участвовали не только купцы, но и городские низы, матросы и ремесленники, последние три группы нередко сближались по положению с эксплуатируемым местным населением городов Черноморья или Эгеиды и вместе с этим населением участвовали в борьбе против городского патрициата. Города и фактории генуэзцев в Северном (Каффа) и Северо-Восточном (Тана, Мапа-Анапа) Причерноморье были крупными центрами работорговли и экспорта рабов в Европу и мамлюкский Египет.
Греческие государства в первой половине XIII в. Первые попытки отдельных греческих архонтов организовать сопротивление латинянам, народные выступления против их владычества не имели успеха. Однако с 1205 г. в Вифинии, вокруг не занятых крестоносцами городов Брусса и Никея, складывается ядро новой государственности — Никейской империи. Города Малой Азии, вошедшие в ее состав, были развитыми центрами ремесла и торговли, а земли отличались плодородием. Основатель государства Феодор I Ласкарь (1205—1222) не располагал большими денежными средствами. Однако он унаследовал много бывших императорских поместий, владения константинопольских церквей и монастырей, захваченных латинянами. Эти земли он использовал для раздачи в прении, как правило, без права передачи их по наследству и с условием обязательного несения прониаром воинской службы. Опираясь на прониаров, а также на отряды пограничных военных поселенцев — акритов и зажиточных свободных крестьян — стратиотов, Феодор I создал эффективную армию, остановившую продвижение латинян в Малой Азии. Его преемник, талантливый полководец и администратор Иоанн III Ватац (1222-1254), перенес военные действия на Балканы, осуществил там значительные завоевания и подготовил падение Латинской империи. Ему, однако, пришлось вступить в борьбу с другим греческим государством — Эпирским царством (1204-1337).
В отличие от Никейской империи, Эпирское царство распадалось на множество полусамостоятельных феодальных владений и наместничеств. Архонты Эпира властвовали в городах. Неравномерность экономического развития отдельных областей и пестрый состав его населения (греческого, албанского, славянского и влашского) усиливали децентрализованность. В 1230 г. Эпирское царство было разгромлено болгарами, а в 40—50-е годы XIII в. — никейцами и вышло из борьбы за восстановление Византии.
Третье государство возникло в Южном Причерноморье, в области Понт. Отрезанная от остальной части Малой Азии высокими горными хребтами, эта область издавна тяготела к политической самостоятельности. В 1204 г. при поддержке войск грузинской царицы Тамары там образовалась Трапезундская империя (1204- 1461) во главе с Великими Комнинами, потомками известной византийской династии. В первые годы своего правления трапезундские Комнины приняли участие в борьбе за восстановление Византии, но после поражений, нанесенных им Феодором I Ласка-рем и сельджуками, вышли из борьбы. Трапезундская империя занимала выгодное географическое положение на магистральных путях торговли Западной Европы со странами Востока; она была одной из наиболее густонаселенных областей византийского мира.
Восстановление Византийской империи. Значительные экономические ресурсы, близость к Константинополю, победы над соперниками предопределили успех Никейской империи в борьбе за восстановление Византии. В 1259 г. в битве при Пелагонии никейские войска разгромили союзную армию эпирских правителей и морейского князя, наиболее сильного из государей Латинской Романии. В Г261 г. почти без сопротивления отряды никейского императора Михаила VIII Палеолога заняли Константинополь. Латинская империя прекратила свое существование.
Восстановленная Византия была лишь подобием некогда огромной державы. В нее вошли западная часть Малой Азии, часть Фракии и Македонии, острова в Эгейском море и ряд крепостей на Пелопоннесе. Внешнеполитическое окружение Византии было неблагоприятным: на западе возникла враждебная ей коалиция, куда входила и Венеция, во главе с сицилийским королем Карлом I Анжуйским, на востоке росла турецкая угроза, на севере империю теснили болгары и сербы. Михаил VIII Палеолог (1259-1282) был опытным политиком. Еще накануне захвата Константинополя он предоставил большие торговые льготы генуэзцам, рассчитывая на поддержку их флота против венецианцев и Карла Анжуйского. В 1274 г. он пошел на заключение унии с папством, чтобы расколоть враждебную коалицию, что ему и удалось сделать. Против болгар Михаил VIII стремился использовать орды монгольского хана Ногая. Казалось бы, внешнеполитическая угроза была устранена. Однако резко выросла внутренняя оппозиция Михаилу VIII из-за непопулярности его униатской политики у греческого населения и его пособничества крупным феодалам в ущерб городам, акритам (которых он стал облагать высокими налогами) и основной массе сельских жителей.
Поздневизантийский феодализм (XIII — середина XV в.). В конце XIII — середине XV в. господство крупного феодального землевладения, как светского, так и церковного, еще более упрочилось. Пронин вновь приобретает форму наследственного условного владения, приближаясь к западноевропейскому феоду. Существенно расширяются иммунитетные привилегии феодалов: помимо пожалованного налогового иммунитета они все чаще получают (или присваивают) административный и судебный иммунитеты, тем самым укрепляя свою власть над населением вотчин. Государство, правда, как и ранее, определяло размеры публично-правовой (т.е. выросшей из государственного налога) ренты с крестьян, которую оно передавало феодалам. Основу публичнопра-вовой ренты составлял телос — налог с дома, с земли и с упряжки скота. Помимо телоса существовали налоги, распространяемые на всю общину, например десятина скота и пастбищные сборы. Кроме публичноправовой ренты (которую платили и немногочисленные свободные крестьяне) зависимые крестьяне (парики) несли частноправовые повинности в пользу феодала, т.е. такие, которые регламентировались не государством, а обычаем. Барщина была сравнительно невелика, составляя в среднем 24 дня в году. Кроме того, в XIV -ХУ вв. она все чаще коммутировалась в денежные платежи. Более существенными были денежные и натуральные сборы в пользу феодала.
В XIV—XV вв. завершается наступление феодалов на крестьянскую общину: они подчиняют ее самоуправление, превращая его в элемент вотчинной организации. Однако в отличие от Латинской Романии в Византии вплоть до ее падения парики имели право при условии уплаты ими ренты переселяться на другие земли и в города, хотя на практике такие возможности могли ограничиваться и феодалами, и государством.
В XIII—XIV вв. росла товарность сельского хозяйства. Продукты, произведенные в вотчинах, особенно хлеб и вино, широко экспортировались. Но продавцами на внешних рынках выступали не крестьяне (сбывавшие часть своей продукции на местных рынках), а светские феодалы и монастыри, извлекавшие наибольшие выгоды из этой торговли. Имущественная дифференциация крестьян выражалась в основном в процессе оскудения их низших слоев, что вело к превращению безземельных и малоземельных париков в наемных работников и арендаторов чужой земли. Укрепление вотчинного хозяйства приводило к развитию в деревне ремесленного производства. Поздневизантийский город не обладал монополией на изготовление и сбыт ремесленной продукции.
В конце XIV — середине XV в. многие византийские феодалы утратили свои земельные владения, перешедшие в руки османон и других врагов империи. Проживая в Константинополе и других крупных городах, феодалы все шире включались в ростовщические и коммерческие операции, помещая деньги в иностранные, прежде всего итальянские, банки.
Византийский город в ХШ-ХУ вв. В ХШ-ХУ вв. большинство городов Византии испытывало упадок. Он был вызван засильем феодалов в экономике и управлении городов, слабостью самих торгово-ремесленных слоев, утратой городами их аграрной периферии, демографическим спадом, произошедшим вследствие опустошения многих городов завоевателями и оттока из них населения. Все глубже в систему товарообмена внедрялись генуэзские и венецианские купцы, сохранившие и преумножившие свои привилегии к ущербу местного купечества, а отчасти и ремесленников. Так, например, расширение ввоза более дешевых и качес I венных западноевропейских сукон и шелковых тканей подрывало ткацкое ремесло византийских городов. Вместе с тем итальяп ские предприниматели стимулировали развитие некоторых других отраслей византийского ремесла, прежде всего — обрабаты вавших сырье и обслуживавших международную торговлю.
Упадок городской жизни особенно рельефно проявился в Константинополе, где целые кварталы находились в запустении. Но и там экономическая жизнь полностью,не заглохла, а временами даже оживлялась. Более благоприятным было положение крупных портовых провинциальных городов, например Трапезунда. Здесь существовал союз местных феодалов и торгово-предпринимательской верхушки, возникший на основе участия в широкой международной и местной торговле. При этом феодалы извлекали основные выгоды из торговых налогов, а купцы — из посреднической торговли. Купцы Трапезундской империи сотрудничали с итальянскими коммерсантами, перенимали у них более передовую коммерческую технику, становились их младшими торговыми партнерами.
Большинство средних и мелких городов Византии аграризировалось, превращалось в центры местного обмена товарами с весьма ограниченным ремесленным производством. Некоторые из них оставались только церковно-административными центрами или резиденциями крупнейших феодалов.
Византия в конце XIII — первой половине XIV в. Широкая раздача земель в пронии, расширение налоговых иммунитетов, предоставляемых феодалам, и торговых привилегий — итальянским купцам, а также местным монастырям, оскудение крестьян и горожан резко сократили поступления в государственную казну. Обширные траты на армию и флот, на содержание двора и нужды дипломатии уже при Михаиле VIII быстро исчерпали наличные средства. В поисках выхода из создавшегося положения императоры увеличивали налоги, прибегали к систематическому снижению золотого содержания монеты, что приводило к росту цен. К тому же нарастала турецкая угроза.
К началу XIV в. бблыпая часть Малой Азии уже была в руках турок. Попытка отразить их с помощью наемного каталонского войска в 1303—1305 гг. закончилась провалом. Пытаясь создать собственное княжество на территории Византии, каталонцы восстали и в 1306-1307 гг. разграбили Фракию, Фессалию и Южную Македонию, а в 1311 г. захватили Афинское герцогство. Лишь в Эпире и на Пелопоннесе византийцам удалось расширить свои владения. В 1320—1328 гг. в Византии вспыхнула междоусобная война между императором Андроником II и его внуком Андроником III, стремившимся захватить престол. Победа Андроника III еще более усилила феодальную знать и силы децентрализации. В 20-30-е годы XIV в. Византия вела изнурительные и бесплодные войны с Болгарией и Сербией, ослабившие все стороны накануне решающего столкновения с османами.
Гражданская война и восстание зилотов (1341—1355). После смерти Андроника III в 1341 г. власть в империи оказалась в руках регента его малолетнего сына Иоанна V — знатнейшего и богатого землевладельца Фракии Иоанна Кантакузина. Оппозиционные ему силы — чиновно-служилая знать, торгово-ремесленные круги столицы, поддержанные городскими низами, — сплотились в борьбе против Кантакузина вокруг матери Иоанна V — Анны Савойской и незнатного по происхождению, но влиятельного сановника Алексея Апокавка. Пользуясь временным отсутствием Кантакузина в Константинополе, оппозиция взяла власть в столице в свои руки. Имущество Кантакузина и его сторонников было разграблено или конфисковано, сам он был лишен должностей. Феодалы провинции в ответ провозгласили Кантакузина императором. Однако ненависть народа к магнатам вылилась в широкое народное движение против кантакузинистов. Крестьяне громили поместья феодалов. Против феодалов и ростовщиков восстало население Адрианополя и окрестных деревень во главе с землекопом Враном. Дома феодалов разрушали, их самих убивали или отправляли под конвоем в Константинополь. Движение набирало силу. Стихийно складывался союз городов с императорской властью, поддержанный крестьянами и направленный против провинциальной знати, сил децентрализации.
В 1342 г., после того как Кантакузину не удалось захватить Фессалонику, кантакузинисты были изгнаны и оттуда. Власть во втором по значению городе империи перешла к зилотам («ревнителям»). Во главе зилотов стояла зажиточная городская торговая верхушка, чиновная администрация. Основную их военную силу составляли корпорация моряков и, возможно, ремесленники. С самого начала зилоты разделили власть с представителем константинопольского правительства,- братом Алексея Апокавка Иоанном. На первом этапе движение не отличалось радикализмом и имело в основном лишь антикантакузинистскую направленность. В 1345 г. городская верхушка и часть оставшихся в городе феодалов попытались достичь компромисса с Кантакузином и сдать ему город. Их заговор был раскрыт. Народ восстал и уничтожил более ста знатных заговорщиков во главе с Иоанном Апокавком. Три дня плебейские массы громили дома богачей.
Однако победа зилотов не привела ни к широким социальным реформам, ни к изменению формы правления. Частично было перераспределено имущество, конфискованы земли знати и монастырей, ограничивалось ростовщичество. Но и после победы в 1345 г. вожди зилотов не пошли далее полумер, не выдвинули собственной программы, ориентируясь на константинопольское правительство. К 1347 г. Перевес был уже на стороне Кантакузина, который использовал для борьбы с противниками иноземные, прежде всего турецкие, отряды, безжалостно опустошавшие византийские земли. В 1347 г. император Иоанн VI Кантакузин овладел Константинополем. В движении зилотов произошел раскол. Правительственный архонт Алексей Метохит, сменивший Апокавка, направил недовольство плебейских масс против корпорации моряков и фактически разгромил ее. Силы сопротивления были ослаблены. Выдержавший не одну осаду Кантакузина, город был наконец взят им в 1349 г. Восстание зилотов было подавлено.
По своей сути это крупнейшее городское движение поздней Византии было последней попыткой торгово-ремесленных кругов бороться с засильем феодалов. Слабость городов, отсутствие сплоченного городского патрициата, социальной организации ремесленных цехов, традиций самоуправления предопределили поражение. Реакция торжествовала. Городское население попало в еще большую, чем ранее, зависимость от феодалов. Страна была разорена.
Кантакузины и Палеологи делили ее на уделы, принадлежавшие тем или иным представителям императорской фамилии. В 1348 - 1352 гг. Византия проиграла войну с генуэзцами. Черноморская торговля и даже снабжение Константинополя хлебом были сосредоточены в руках итальянцев, зависимость от которых Византии все возрастала.
Идейно-богословская борьба в империи. Положение империи осложнялись и острой полемикой по богословским вопросам, в специфических условиях Византии затронувшей все ее слои и обострившей социальные противоречия. Сначала, с 30-х гг. до середины XIV в., дискуссии велись между паламитами и их оппонентами, позднее — между сторонниками и противниками заключения унии с папством.
Видный теоретик византийского мистического богословия, причисленный позднее церковью к лику святых, архиепископ Фессалоникский Григорий Палама обосновал учение о возможности спасения человека через его непосредственное и осязаемое единение с Богом, достигаемое путем «умной молитвы».
Эта «деификация», согласно учению Паламы — исихазму — основывалась на восприятии человеком благодати Божьей через божественную энергию, явленную на горе Фавор. Учение о Фаворском свете, об отказе от суетных забот мира сего ради достижения личного спасения, последовательный разрыв с рационализмом утверждали в византийском обществе идеалы созерцательности. Противники исихазма, опиравшиеся в основном на философские традиции аристотелизма и западного богословия, оказались в меньшинстве и были осуждены (см.гл.22). Признанное на соборе 1351 г. в качестве канонического, исихастское богословие не стало, однако, в Византии знаменем сплочения церкви и народа в борьбе против внешней опасности.
С другой стороны, необходимость защиты государства от нарастающей турецкой угрозы толкала императоров на настойчивые поиски союзников на Западе. Папы выдвигали условием союза и помощи католического Запада признание главенства (примата) римских первосвященников над греческой церковью и заключение унии на основе католического вероучения, прежде всего — принятия догмата о Троцие (исхождении Святого Духа и от Отца, и от Сына), отвергаемого православным богословием.
Первая попытка унии, как уже отмечалось, была предпринята в 1274 г. на Лионском соборе и окончилась провалом. В 1369 г. во время посещения Рима византийский император Иоанн V Палеолог принял католичество. Это расценивалось, однако, как его единоличный, хотя и значимый, акт. Переговоры об унии церквей то затухая, то активизируясь, шли всю вторую половину XIV - начало XV в., не давая ощутимых результатов в первую очередь из-за догматических расхождений и антилатинских настроений, которые разделяло большинство населения империи ромеев.
Турецкие завоевания на Балканах (1352-1402). Пользуясь ослаблением Византии, крупнейший из турецких эмиратов — османский — в 1352 г. захватил крепость Цимпе на полуострове Галлиполи, на европейском берегу Дарданелл. Путь на Балканы был открыт. В 1362 г. Мурад I, принявший титул султана, завоевал Адрианополь и перенес туда столицу Османской империи. Вся Фракия вместе с городом Филиппополем (Пловдивом) оказалась вскоре в руках турок. Чтобы спасти империю, византийский император Иоанн V Палеолог отправился на Запад и пытался найти поддержку папства, Венгрии и других государств в организации отпора османам, однако его миссия не привела к успеху. Турки разгромили по очереди болгар, сербов и византийцев.
Византия была вынуждена признать вассальную зависимость от османов, платить им дань и даже принимать участие в османских завоевательных походах. Но преемнику Мурада Баязиду I этого казалось мало. В 1394—1402 гг. (с перерывами) он блокировал и осаждал Константинополь, надеясь покончить с Византией. ан тиосманский крестовый поход, возглавленный королем Венгрии Жигмондом (Сигизмундом Люксембургом), окончился страшным поражением крестоносцев в битве при Никополе на Дунае в 1396 г В самом Константинополе против османов сражался тысячный от ряд французского полководца маршала Бусико. Но этих сил было слишком мало. Византийский император Мануил II, как и его отец Иоанн V, отправился за помощью на Запад. Его принимали и Венеции и Милане, Париже и Лондоне с большими почестями, но реальной помощи, кроме денежных субсидий, он не получил. Неожиданное избавление пришло с Востока: в 1402 г. в битве при Анкаре османы были наголову разгромлены войсками Тимура. Внутренние смуты, раскол Османской державы после этого события отсрочили гибель Византии.
Падение Византийской империи. Византия не сумела воспользоваться передышкой для укрепления собственного положения. В 1422 г. османы вновь осадили Константинополь, а в 1430 г. взяли Фессалонику. Чтобы обеспечить помощь Запада в условиях нового роста османской угрозы, византийское правительство пошло на заключение унии между римско-католической и православной церквами. Она была подписана во Флоренции в 1439, г. на папских условиях.
После заключения унии был предпринят новый крестовый поход против турок. Но несмотря на первоначальные успехи, он, как и предыдущий, закончился поражением: в 1444 г. в битве при Варне армия крестоносцев была уничтожена османами. Между тем уния вызвала раскол в византийском обществе. Большинство населения относилось к ней враждебно. Так называемые латинофилы, сторонники сближения с Западом и уступок папству, выражали интересы части столичной аристократии и торгово-преднринимательских кругов. Из политических соображений их поддерживало правительство. Второй «партией» были сторонники сближения с османами и в конечном счете капитуляции перед ними при условии сохранения богатства и привилегий знати и купечества. Православное, наиболее влиятельное течение, выступало с антилатинскими лозунгами, но не имело определенной политической программы. Ни одна из группировок не возглавила патриотическое движение, которое могло бы спасти Византию. Таких социальных сил уже не существовало.
После длительной осады и героического сопротивления защитников Константинополь был взят штурмом войсками султана Мехмеда II 29 мая 1453 г. Город подвергся грабежу и опустошению, население его безжалостно уничтожалось либо захватывалось в плен. Лишь через три дня султан предоставил уцелевшим жителям амнистию и разрешил беженцам вернуться в город. В 1460 г. турки покорили Морею, а в 1461 г. — Трапезундскую империю.
Причины и последствия падения Византийской империи. Падение Византии было.обусловлено комплексом как внешних, так и внутренних причин. Империя была надорвана латинским завоеванием начала XIII в. С конца XIII в. Византия вела почти непрерывные войны на западе и востоке империи. Они, а также кровавые междоусобицы XIV в. изматывали государство, уничтожали его ресурсы. Силы слабеющей Византии и набиравшей мощь Османской державы были уже в XIV в. несопоставимы. Но главнейшими причинами гибели Византии были все-таки упадок городов, ремесленного производства и торговли, оскудение крестьянства. Страна переживала политическую раздробленность, которая пришлась на самый критический период в ее истории. Помощь Византии со стороны других государств, нередко преследовавших своекорыстные цели, была недостаточна для отражения натиска османов. Рост самосознания греческого народа сдерживался господством устаревшей доктрины ойкуменизма, провозглашавшей универсальность и исключительность богохранимой «империи ромеев» в ее древних границах.
Османское завоевание тяжело отразилось на экономике и социальном развитии Юго-Восточной Европы, привело к длительному регрессу в развитии производительных сил. Хотя османское господство укрепило хозяйственное положение части феодалов, которые пошли на сотрудничество с завоевателями, расширило внутренний рынок, обеспечило большую централизованность, оно ухудшило положение народов Балкан, испытывавших жестокий национальный и религиозный гнет.
Утверждение османов на византийской территории сделало ее плацдармом турецкой агрессии против стран Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока.
Глава 19