Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Жан Франсуа Милле (1814—1875)




В 1849 г. художник поселился в Барбизоне и прожил там до конца своих дней. Тема крестьянской жиз­ни и природы стала главной для Милле. Тяжесть труда крестьян, их ни­щета и смирение отразились в кар­тине «Сборщицы колосьев». Фигуры женщин на фоне поля со­гнуты в низком поклоне — только так им удастся собрать оставшиеся после жатвы колосья. Вся картина наполнена солнцем и воздухом. Ра­бота вызвала разные оценки публи­ки и критики, что заставило масте­ра временно обратиться к более поэтичным сторонам крестьянского быта.

Картина «Анжелюс» по­казала, что Милле способен пере­дать в своих работах тонкие эмоци­ональные переживания. В поле застыли две одинокие фигуры — муж и жена, заслышав вечерний ко­локольный звон, тихо молятся об умерших. Неяркие коричневатые тона пейзажа, освещённого лучами заходящего солнца, создают ощущение покоя.

В 1859 г. Милле по заказу фран­цузского правительства написал полотно «Крестьянка, пасущая коро­ву». Морозное утро, иней серебрит­ся на земле, женщина медленно бре­дёт за коровой, её фигура почти растворилась в утреннем тумане. Критики назвали эту картину мани­фестом бедности.

В конце жизни художник под влиянием барбизонцев увлёкся пей­зажем. В «Зимнем пейзаже с воро­нами» (1866 г.) нет крестьян, они давно ушли, бросив пашню, по кото­рой бродят вороны. Земля прекрас­на, печальна и одинока. «Весна» (1868—1873 гг.) — последняя рабо­та Милле. Полная жизни и любви к природе, сияющей яркими красками после дождя, она закончена незадол­го до смерти художника.

Милле никогда не писал картин с натуры. Он любил ходить по лесу и делать маленькие зарисовки, а потом по памяти воспроизводил понравившийся мотив. Художник подбирал цвета для своих картин, стремясь не только достоверно вос­произвести пейзаж, но и достичь гармонии колорита.

Живописное мастерство, стрем­ление без прикрас показать дере­венскую жизнь поставили Жана Франсуа Милле в один ряд с барбизонцами и художниками реа­листического направления, ра­ботавшими во второй половине XIX столетия.

ОНОРЕ ДОМЬЕ (1808—1879)

В Германии в конце XVIII в. был изобре­тён новый вид графики — литография (от греч. «литос» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»). Оттиски вы­полнялись переносом краски под давле­нием с плоской поверхности камня на бумагу. Мастера могли с помощью этой техники передавать множество оттенков чёрного цвета, различные по характеру штрихи и пятна, а также прекрасно ими­тировать карандашный рисунок и набро­сок тушью. Литография давала много чётких отпечатков, и её быстро освоила полиграфическая промышленность.

Домье не получил систематического художест­венного образования, что не помешало ему стать выдающимся мастером литографии. В своих произведениях он об­личал ханжество, алчность и духовную пустоту правительства («Законодатель­ное чрево»). Постоянным геро­ем художника был король Луи Филипп, на всех рисунках напоминающий огром­ную неповоротливую грушу («Он нам больше не опасен», «Мы все честные люди, обнимемся»)

Домье чутко и эмоционально ото­звался на террор, наступивший после Июльской революции. Литография «Улица Транснонен».

Литография «Последнее заседание экс-министров» изображает паническое бегство каби­нета министров Луи Филиппа при ви­де юной девушки — аллегорической фигуры Революции.

На литографии «Бедная Франция! Ствол сломан, но корни ещё крепки» Франция предстаёт искалечен­ным деревом с одной веткой, согнутой по­рывом ветра. Его корни глубоко уходят в землю, пытаясь найти в ней опору.

Признание пришло к Оноре Домье уже после смерти. В 1901 г. в Париже устроили большую персональную выстав­ку мастера, где были показаны литогра­фии, сделанные им за сорок лет работы, и картины. Благодаря его достижениям техника литографии получила широкое распространение среди французских и европейских мастеров второй половины XIX столетия.

ЭДУАРД МАНЕ (1832—1883).

В 1859 г. Мане попытался выставиться в Салоне. Предложенное им полот­но «Любитель абсента» было отвергнуто жюри. Не рассчитывая больше на благо­склонность официальной критики, художник показал в 1863 г. серию своих работ в частной галерее. «Лола из Вален­сии, «Уличная певица, «Музыка в Тюильри». Этот калейдоскоп человече­ской жизни вызвал у критиков раз­дражённое определение — «пёстрая мешанина красок».

В 1863 и 1865 гг. Мане предста­вил в Салон две картины — «Завтрак на траве» и «Олимпия».

«Завтрак на траве» - на лесной поляне расположились мужчины в современных костюмах. Они о чём-то беседуют, не обращая внимания на женщин — обнажён­ную, сидящую рядом, и другую, купа­ющуюся в ручье. Картина вызвала бурное негодование публики, не оце­нившей новизны, с которой худож­ник решал чисто живописные зада­чи — изображение человеческих фигур (в том числе обнажённой) в пейзаже, передача ярких красок сол­нечного дня. «Олимпия» — вариация на тему многих композиций старых масте­ров, посвящённых красоте женско­го тела. Обнажённая девушка лежит, облокотившись на подушку, и смело, без тени смущения, смотрит на зрителя. Выставленная в Салоне 1865 г. картина вызвала скандал.

В 1867 г. Мане открыл собствен­ную выставку в павильоне на площа­ди Альма — своего рода отчёт о де­сятилетнем периоде творчества. Город стал постоянным мотивом произведений Мане. Парижская тол­па, улицы, мастерские художников, кафе и театры — везде и во всём он видел жизнь, достойную воплощения на полотне. «Портрет Эмиля Зо­ля», «Завтрак в мастерской», «Бал­кон».

В конце 60-х гг. творчество Мане привлекло молодых художников-им­прессионистов — Эдгара Дега, Клода Моне, Огюста Ренуара и др. Его мас­терская на время стала центром ху­дожественной жизни. Влияние импрессионистов заставило Мане рисовать на пленэре и сделать палитру светлее. Но он не примкнул к их движению и продолжил собственные творческие поиски. В год открытия первой выставки импрессионистов (1874 г.) художник работал с Клодом Моне в Аржанти на берегу Сены. Здесь были написаны его самые яр­кие, солнечные картины — «Аржанти», «В лодке». Мане писал крупными мазками, стремился к чёткой структуре компо­зиции, ясности изображения.

За год до смерти Мане выставил одно из своих самых совершенных произведений — «Бар в Фоли-Бержер» (1882 г.). За стойкой бара, над натюрмортом из бутылок и фруктов, возвышается немного грустная, оба­ятельная девушка, слушающая кли­ента, который отражается в зеркале. Удивительный эффект двойного изображения придаёт картине мис­тический характер — она словно притягивает взгляд зрителя.

В творчестве Мане объединены достижения старых мастеров и современников и обозначено одно из направлений развития но­вого искусства.


ИМПРЕССИОНИЗМ

Импрессионизм — художественное направление, возникшее во Фран­ции в последней трети XIX в. На вы­ставке «Анонимного общества ху­дожников, живописцев, скульпторов, гравёров и литографов», устроенной в парижском фотоателье в 1874 г., была представлена картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872 г.) — вид гавани, окутанной розовым туманом, сквозь пелену которого проступает утреннее солн­це. С лёгкой руки газетного критика слово «впечатление» {франц. impression) дало название творчеству участвовавших в выстав­ке художников.

Выставка импрессионистов была первым коллективным вызовом официальному академическому ис­кусству, Салону, критике и консер­вативно настроенной публике. Клод Оскар Моне (1840—1926), Камиль Писсарро (1830—1903), Пьер Огюст Ренуар (1841 — 1919), Альфред Сислей (1839—1899), Эдгар Дега (1834—1917) и некоторые другие художники были хорошо известны парижской публике: уже около пят­надцати лет они демонстрировали своё искусство. В 1863 г. в «Салоне Отверженных» вместе с Эдуардом Мане выставлялся Писсарро. Через десять лет на второй выставке «От­верженных» были представлены ра­боты Ренуара, а полотна Моне, Писсарро и Сислея показывал в том же году торговец картинами Поль Дюран-Рюэль. Современники назвали этих художников «бунтовщиками», а жюри Салона постоянно отвергало их произведения.

Одним из важнейших правил, ко­торым следовали импрессионисты, стала работа на пленэре. Выйдя на улицу навстречу свету и воздуху, ху­дожник попадает в ситуацию, полно­стью отличающуюся от условий ма­стерской. Здесь исчезают чёткие контуры, цвет постоянно меняется. Следовательно, можно изобразить лишь мгновенно возникшее впечат­ление о цвете и форме предмета.

Решая эту задачу, импрессио­нисты пришли к совершенно ново­му методу живописи. Они отказа­лись от смешанных цветов, начали писать чистыми яркими красками, густо нанося их отдельными мазка­ми. Нужный тон достигался оптиче­ским смешением красок во время созерцания картины.

Восемь выставок импрессиони­стов, прошедшие за двенадцать лет исчерпывающе продемонстрирова­ли всё многообразие возможностей нового направления в искусстве.

На первой выставке импрессио­нистов в 1874 г. Клод Моне показал не только знаменитый «Восход солнца», но и другие полотна. «Буль­вар Капуцинок» (1873 г.) — случай­ный взгляд, брошенный художни­ком сверху из окна на шумящую толпу, заполнившую бульвар. Густая синеватая тень, отброшенная до­мом, заставляет солнечную сторо­ну улицы сиять и излучать тепло. Огюст Ренуар среди прочих выста­вил картину «Ложа» (1874 г.), напо­минающую работы Эдуарда Мане. Прелестная дама грустно смотрит на зрителя, за её спиной мужчина во фраке рассматривает в театраль­ный бинокль публику. Легче и непо­средственнее выглядело полотно «Танцовщица» (1874 г.) того же ав­тора. Серебристо-розовая фигура девушки почти растворяется в воз­духе. Здесь также были представле­ны произведения остальных им­прессионистов и художников их круга, в том числе Поля Сезанна.

На второй выставке, устроенной в 1876 г. Дюран-Рюэлем, в одном зале находились работы Моне, Ренуара и Альфреда Сислея, среди которых особенно выделялось полотно «На­воднение в Пор-Марли» (1876 г.). Влажная атмосфера пасмурного дня, тяжёлые сырые облака, нависающие над водой, подёрнутые рябью отра­жения деревьев и домов под кистью мастера превращаются в многочис­ленные оттенки коричневого, сине­го и жёлтого. В другом зале распола­гались работы Эдгара Дега и Камиля Писсарро, отражавшие два художест­венных полюса импрессионизма. Картина «Балетный класс» (1875 г.) Дега — царство бесконечного движе­ния. Рама обрезает фигуры балерин. Это усиливает ощущение взгляда, на мгновение остановившегося на дей­ствии, происходящем в репетици­онном зале. «Пейзаж с большими деревьями» (1875 г.) Писсарро, на­против, наполнен солнечным светом и воздухом, в которых растворяются стволы деревьев и фигура женщины.

В 1877 г., готовясь к очередной выставке, члены группы приняли решение называться импрессио­нистами, не выставляться в Салоне и выпустить давно задуманный жур­нал «Импрессионизм». На этой вы­ставке Ренуар представил работы, свидетельствовавшие о зрелости его художественного стиля. На по­лотне «Качели» (1876 г.) показана будничная сценка в парке, преобра­жённая солнечным светом, падаю­щим на фигуры людей, деревья и землю. Картина «Мулен де ла Галетт» (1876 г.) запечатлела гулянье па­рижан (среди которых друзья и знакомые художника) в саду по­пулярного танцевального зала на Монмартре. Модистки и клерки, прелестные барышни и элегантные кавалеры танцуют, сидят за столика­ми, болтают, смеются и кокетнича­ют. Радостная атмосфера праздника передана бесконечным множеством пятен света и цвета, оживляющих ге­роев картины.

Здесь же была выставлена первая серия картин Клода Моне (восемь полотен), названных им «Вокзал Сен-Лазар» (1877 г.). Художник поставил перед собой сложнейшую задачу — запечатлеть на полотне мгновения изменчивого освещения в одном и том же месте. Облака пара, клубящие­ся в пространстве вокзала, окутыва­ющие паровозы и людей, стелющи­еся по земле, пронизанные светом и вбирающие в себя все оттенки окру­жающих предметов, стали для живо­писца главным мотивом полотен. Дега показал картину «Абсент» (око­ло 1875—1876 гг.) — сцену повсе­дневной жизни бедного парижского кафе, а Писсарро выставил пейзаж «Красные крыши. Деревенский уго­лок зимой» (1877 г.).

Ренуар и Сислей не участвовали в четвёртой выставке импрессионис­тов в 1879 г. Изменилось и название объединения: вместо импрессио­низма вернулся старый термин — «независимые». Моне показал здесь расцвеченную флагами картину «Улица Монторгей. Праздник 30 ию­ня 1878 года» (1878 г.), Писсарро — прозрачно-серебристое полотно «Дорога под деревьями» (1877 г.), Дега — работу «Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо» (1879 г.), на которой изо­бражена акробатка, взмывающая в ярких огнях под куполом цирка.

Ренуар впервые добился успеха в Салоне, выставив там «Портрет ма­дам Шарпантье с детьми» (1878 г.). Художнику всегда удавались изображения детей. Красиво выстроен­ная композиция, излучающая тепло и свет, лишённая излишней экстра­вагантности, вполне удовлетворяла вкусам парижской публики. Ренуар вошёл в светское общество и стал приобретать популярность.

Седьмая выставка, состоявшаяся в 1882 г., была последней, когда им­прессионисты выступили вместе (Дега выставляться отказался). Размещённые в одном месте, карти­ны разных художников оказались удивительно похожими — это был последний яркий всплеск направле­ния, отдельные участники которого впитали лучшие достижения друг друга. Критики восхищались мор­скими пейзажами Моне, полотном «Поле маков» (80-е гг.) и говорили о его «излечившемся зрении», которое «теперь поразительно улавливает все световые явления». Они не осоз­навали, что «излечился» не худож­ник, а они сами.

Картина Ренуара «Девушка с вее­ром» (1881 г.) покорила всех преле­стью и непосредственностью моде­ли. Писсарро представил несколько жанровых сцен в пейзаже. В его ра­ботах появилась новая техника, ко­торую назвали «трикотаж Писсарро»: художник накладывал серии плотных, прямых, параллельных мазков, иногда перекрещивая их, чтобы образовался сетчатый рису­нок. Сислей, напротив, писал тонки­ми наклонными чёрточками, похо­жими на запятые («Луэн близ Море», 1881 г.). Брат Эдуарда Мане выразил общее мнение: «...выставка этого года — лучшая из всех, которые устраивала ваша группа».

В следующем году в Париже про­шли персональные выставки Моне, Писсарро, Ренуара и Сислея. Они по­лучили положительные отзывы кри­тиков и привлекли внимание покупа­телей. К импрессионистам привыкли, в глазах публики художники переста­ли быть бунтовщиками.

Восьмую выставку импрессио­нистов в 1886 г. организовал Эдгар Дега. Моне, Ренуар и Сислей, обижен­ные тем, что их не допустили к её подготовке, отказались участвовать. Дега выставил пастели, названные «Серия обнажённых женщин, кото­рые купаются, умываются, вытирают­ся, растираются, причёсываются или дают себя причёсывать». Изображе­ния похожи на кадры кинохрони­ки — мгновения скрытого от глаз бы­тия, таинственного и будничного одновременно. Мастеру здесь уда­лось достичь единства выразитель­ной линии и цветовых пятен. Собы­тием выставки стали полотна так называемых неоимпрессионистов

*Пастель (франц. pastel) — цветные карандаши из кра­сочного порошка без опра­вы; рисунок или живопись, выполненные ими.

Жоржа Сёра и Поля Синьяка, похо­жие на мозаики. Были также пред­ставлены работы Поля Гогена.

Эта выставка стала последней. На ней появилось много новых масте­ров, чей стиль уже выходил за преде­лы импрессионизма. История движе­ния закончилась, началась его жизнь в истории. По стопам импрессионис­тов шло следующее поколение ху­дожников: неоимпрессионисты и постимпрессионисты, чьё дарование в полной мере проявилось в два по­следних десятилетия XIX в.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 614 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2408 - | 2330 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.