Пятикнижие (слав. Пятокнижие), сборник, состоящий из первых пяти книг ВЗ-го канона. Название сборника — перевод греч. слова....., «Пять свитков», и впервые встречается в Послании Аристея (ок. 200 г. до Р.Х.) В христианской Церкви оно вошло в употребление со времен Тертуллиана и Оригена. В евр. традиции П. именуется Торой, что в европейских языках принято передавать словом «закон». Однако «закон» не является точным эквивалентом понятия «Тора», которое значит скорее не «закон», а «наставление», «наказ», «поучение» (термину «закон» в евр. языке соответствует слово «дат»; ср. Есф 1:13). Не позднее периода Второго Храма Тору стали именовать «Моисеевой» (2 Пар 30:16; Неем 8:1), хотя в заглавиях ее книг (и сборника в целом) имени Моисея нет и из самого текста не следует, что Моисей был автором всего П. Напротив, описание смерти пророка и ряд особенностей Торы указывают на то, что в ее составлении участвовали боговдохновенные писатели. В ряде мест П., однако, говорится, что Моисей был автором определенной части его нарративных и законодательных разделов (напр., Исх 17:14; 24: 3-4; Числ 33:2; Втор 27: 1-3; 31:9 И др.). Древнейшим рукописным фрагментом евр. текста П. считается папирус Нэша (П-I вв. до Р.Х.), написанный квадратным шрифтом. Найденные в Кумране фрагменты П. написаны финикийским шрифтом, и некоторые палеографы относят их к самым ранним из сохранившихся рукописей П. (есть учение, датирующее их допленным периодом). Древнейшие фрагменты греч. перевода датируются II в. до Р.Х. Свиток самарянского П. относится к IX в. от Р.Х.
По самой Библии можно проследить, как постепенно возрастал авторитет П. на протяжении веков. Подсчитано, что у пророков оно упомянуто 5 раз, в Псалтири — 8, в Книге Царств — 12, в писаниях Хрониста — 31 раз. В НЗ содержится ок. 80 прямых ссылок на П.; более того, само слово «закон» там нередко употребляется как синоним всех книг ВЗ (напр., Рим 10:4). Значение закона определяется тем, что он содержит первое по времени изложение фундаментальных основ библейского откровения, веры и богословия. Моисеевы книги: 1) провозглашают веру в единого истинного Бога, Творца и Промыслителя; 2) повествуют о завете между Богом и человеком и о нарушении людьми этого завета; 3) говорят о начале Церкви, народа Божьего; 4) заключают в себе религиозно-нравственные принципы жизни общины верных; 5) исповедуют веру в проявление воли Господней через события истории; 6) учат о богочеловеческом характере самой истории; 7) возвещают о сотериологических деяниях Господних (обетование, мессианизм). Из П. генетически вытекают все основные традиции ВЗ-х школ и направления (пророки, священники, мудрецы, псалмопевцы). Символика П. пронизывает и НЗ (см. ниже).
Как и все ВЗ-е книги, П. включает и чисто исторические, и непреходящие элементы. Многое в нем принадлежит только минувшим эпохам истории (напр., правовые нормы Исх). Моисеево законодательство толковалось, раскрывалось и усугублялось в др. свящ. писаниях ВЗ и устном предании вплоть до того момента, когда история спасения взошла на новую ступень, ознаменованную тайной Богочеловека. «Закон, — провозглашает евангелист, — дан чрез Моисея; благодать же и истина произошла чрез Иисуса Христа» (Ин 1:17).
Непреходящим в П. является то, что связует оба завета. Так, говоря о Книге Исход, второй части П., прот. Князев отмечает: «Книга Исхода сохранила первостепенное значение и для Нового Израиля, Христовой Церкви. Она является одной из наиболее употребляемых в нашем богослужении книг. Из нее взяты термины Пасха, Агнец, Кровь Завета, которые теперь наполнились дорогим для нас новозаветным содержанием, те свершения, отражением которых является книга Исхода, не только отметили один из важнейших моментов хождения перед Богом человечества, но и несут в себе откровение, сохраняющее свое значение на все времена».Каждая книга П. представляет собой самостоятельное целое, однако все они органически связаны между собой единством повествовательной линии и важнейшими богословскими темами. Фактически структура повествования П. совпадает с его богословской диалектикой (творение — падение — обетование; завет — испытание — исполнение обетования; спасение народа — грех народа — исполнение обетования, или путь, ведущий от Адама к Ною, от Ноя к Аврааму, от Авраама к Моисею). Эта структура является не просто отражением некогда бывших событий, но и мифологией, в которой дан прототип всей богочеловеческой драмы. Структура П. такова:
1) Бытие, включающее Пролог (где говорится о начале мира и человека) и сказания о патриархах;
2) Исход, книга, посвященная освобождению народа Божья из рабства под предводительством Моисея;
3) Левит, книга, представляющая собой богослужебный устав ВЗ-ой Церкви;
4) Числа, книга, описывающая странствие израильтян в Синайской пустыне и начало их проникновения в Ханаан;
5) Второзаконие, содержащее предсмертные заветы Моисея, данные народу в восточной Палестине, и рассказ о кончине пророка. В определенном смысле Втор является девтерографом Четверокнижия. Характеристику отд. книг П. см. ниже.
Наряду с нарративной частью, 2-5 книги П. содержат четыре главных законодательных свода: Декалог, Книга Завета (Исх), обрядовые уставы (Лев, Числ) и заповеди Второзакония (куда входит второй вариант Декалога). Центральными фигурами Торы являются Авраам, «отец верующих», и Моисей, пророк и вождь, положивший начало религиозной и социальной структуре общины ВЗ.