Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мораль в про-се духовного восприятия общ-ва




Пестра и многообразна духовная жизнь человеческой личности и общества в целом. Это находит свое выражение в существовании самых различных явлений духовной культуры: искусство, философия, религия, наука, политическое сознание, право и т.д. Все устремления человека можно условно разделить на вертикальные и горизонтальные. Последние выражаются в том, что индивид пытается осмыслить, выразить свои отношения с другими, удовлетворить свои ближайшие потребности (физиологические, потребность в общении, в познании окружающего пространства, потребность в красоте и т. д.). Сущность же вертикальных заключается в том, что человек пытается соотнести свое существование с Вечностью (Богом, Природой, Космосом). Различные отрасли духовной культуры удовлетворяют преимущественно различные устремления людей. Так, на примере права, политики, то видим, что их направленность чаще всего конкретна, ограничена во времени и пространстве. Законы права преимущественно конкретны, регулируют специфические виды деятельности человека. Иное дело — религия, философия, мораль. Именно они отвечают на смысложизненные вопросы. Хотя в религии и морали немало конкретики, частных предписаний, все они базируются на исходных постулатах, определяющих назначение человека. В конце концов, именно эти отрасли духовной культуры определяют направление житейского корабля (образно говоря). Однако характер взаимодействия различных — вертикальных и горизонтальных пластов культуры не столь прост. Вертикальные устремления (требования морали, религии) не должны совершенно противостоять насущным потребностям человека. В этом случае они будут просто отброшены или исповедоваться лишь небольшой группой фанатиков (как это имеет место с требованиями крайнего аскетизма, жесточайшей, несмотря ни на что, дисциплины и т.д.). Образно говоря, духовность, т.е. устремленность к высшим принципам, должна иметь человеческое лицо.
Если же учесть, что в центре религиозного сознания (об этом ниже, подробнее) стоят нравственные вопросы, что современная религия не может существовать без морали, то окажется, что в центре всей духовной культуры находятся вопросы нравственные: вопросы о смысле жизни и назначении человека, о его счастье, о добре и зле, справедливости и т.д. Иначе говоря, именно нравственность является центральным нервом духовности, всего того, что выражает сущность

26. Мораль в сфере проф. деят-сти. Специфика профессиональной нравственности и профессиональной этики Нравственная жизнь личности и общества отличается значительным многообразием, имеет множество оттенков и проявлений. Из повседневной жизни не так легко воплотить даже простые нормы нравственности, не говоря уже о высших нравственных ценностях. Но существуют еще такие виды деятельности, в которых реализация нравственных принципов отличается повышенной напряженностью, сложностью. Обычно в этих видах деятельности непосредственным объектом воздействия является сам человек. Поэтому можно сказать, что профессиональная нравственность (мораль) есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии. Можно говорить о специфической нравственности врача, священнослужителя, юриста, учителя, руководителя и т.д. Конкретные проявления профессиональной нравственности изучает, анализирует профессиональная этика.
Причем, число профессий, в деятельности представителей которых возникает потребность в особой форме воплощения общечеловеческих нравственных ценностей, по мере обществ., научного прогресса постепенно расширяется.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что профессиональная нравственность и профессиональная этика помогают конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных, деятельности определенного рода профессий. Профессиональная этика не формирует новые принципы или новые понятия морального сознания, она как бы "приспосабливает" уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека. Нельзя не отметить, что профессиональная нравственность и профессиональная этика (ее изучающая) являются важным компонентом нравственной культуры. Основные понятия профессиональной нравственности Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия. Некоторые из них мы сейчас кратко рассмотрим. Пожалуй, исходным понятием профессиональной этики является понятие профессионального долга, в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности учителя и врача, адвоката и военнослужащего и т. д. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывать многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива.
Следует выделить и такие понятия, как профессиональная честь и профессиональное достоинство. В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для представителей очень многих профессий и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство взаимно дополняя друг друга помогают поддерживать определенный, достаточно высокий уровень нравственности. Причем, в конкретных условиях той или иной профессии. Так, профессиональная честь и профессиональное достоинство милиционера и врача будут выражаться в различных поступках. Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках "своих" и "чужих", удобных и неудобных разрушают и моральное сознание самого специалиста" и морально психологич. климат коллектива.

Потребность в общении — одна из важнейших для человека. Однако хорошо известно, что контакты с одними людьми доставляют нам удовольствие, а с другими — оставляют удручающее впечатление. Отчего это зависит? От многих причин, в том числе и от тактичности человека, т.е. от его умения общие принципы морали реализовать в конкретных условиях. Тактичность очень важна для профессий, объектом деятельности которых является человек. Тактичный милиционер не заставит "дрожать" случайного прохожего. Тактичный учитель не поставит подростка (как, впрочем, и родителей, коллегу) в неловкое положение, не будет, например, сам и не позволит другим напоминать ребенку о его горе, физическом недостатке и т.д. Словом, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности как профессиональный такт.
Стоит, на наш взгляд, выделить и некоторые принципы профессиональной морали.
Прежде всего для любой профессиональной этики исходным является принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания ее неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению ее, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных, целей. Осознание этого принципа весьма важно и для руководителя, и для работника правовых органов, и для учителя, в деятельности которого данный принцип реализуется, прежде всего, в любви к детям.
С принципом гуманизма пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, учителю очень сложно воспитывать будущего гражданина без светлой веры в его возможность стать полнокровным членом общества. Без оптимизма, видимо, еще более тяжелым покажется труд для сотрудников различных исправительных учреждений. Без веры в человека вряд ли и руководитель может реализовывать свои планы. Эта вера возвышает и представителей различных профессий (врача, учителя и т.д.) и их подопечных, помогает развить усилие доброе начало в человеке.
Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к своей Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношением к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.
Основные понятия и принципы профессиональной нравственности образуют ее каркас, который наполняется "плотью и кровью" в различных житейских ситуациях.

 

 


 

 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 338 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.