Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Донравственные формы соц. регуляции




Табу были первыми соц. регуляторами первобыт. общ-ва, они представляли собой запреты на опред. действия, основанные на непререкаемом авторитете традиции (а не на логич. объяснении) и опирающ. на жесткую физич. санкцию (убийство или изгнание из рода). Табу отличаются от морали тем, что: носят коллективн. хар-р и не соблюдаются индивидуально; не требуют осознания и обоснования.

К числу основных относятся табу:

• на пищу (мясо свящ. животного, пищу вождя);

• на браки между близкими родственниками;

• на слова (священные имена).

Обычаи - следующий уровень соц. регуляции. По содержанию они часто похожи на мораль, но отличаются от нее по способу регуляции поведения:

1) обычай распространяется в локальном сообщ-ве, а нормы морали на всеобщ. значение;

2) обычай представляет собой конкретн. рекомендацию, правила же морали формулируются обобщенно;

3) обычай обосновывается аргументом «так принято», моральн. поступок обосновывается аргументом «это добро»;

Традиционная нравственность

Традиц. нравств-сть - исторически первая и фундаментальн. ф-ма человеч. нравственности, присущая всем доиндустриальн. обществам. Ее содержание можно рассмотреть, обобщив на основании следующих принципов.

Принцип патриархальности

Патриарх. культура основывалась на господстве мужского начала - именно к мужчине в ней предъявлялись основн. нравств. требования. Первое из них - верность традиции, восходящей к культу предков. По отношению к умершим можно было судить о нравств-сти человека, в то же время сам хар-р захоронения человека определялся его нравств. заслугами. Закономерным следствием почитания предков стало уважение к старшим. Младшим соплеменникам и членам семьи патриарх. мораль предписывает почитание отца как начальника, почитание старшего брата и в целом всякого старшего. Критерием нравств-сти женщины в патриарх. культуре выступало соблюдение правил половой морали: сохранение девственности до брака и верность мужу в браке.

Принцип общинности (коллективизм)

Для традиц. морали община, а не личность является безусловн. ценностью. Индивид здесь отождествляет свои интересы с благополучием соц. группы. В то же время заслуги индивида приписываются группе - достижения одного вызывают гордость и чувство причастности к его деяниям. Единство и взаимность в сообществе поддерживались по «золотому правилу нравственности»:

• чего себе не хочешь, того другим не делай;

• относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Принцип трудолюбия

Оценка труда в традиц. нравственности противоречива. С одной стороны, земной труд противопоставлялся свящ. ритуальным занятиям, он выступал как наказание, низкое занятие. Благородные сословия традиц. общ-ва (воины, дворяне, священнослужители нехристианских конфессий) презирали физич. труд как заботу о личном благополучии, противопоставляя ему бескорыстное служение «высшему». С другой стороны, поскольку земля в традиц. культуре обладает свящ. ценностью, то и работа на ней считается высоконравств. занятием. Кроме того, без полезного занятия человек теряет ориентацию в жизни, «сбивается с пути истинного», ведет беспорядочный образ жизни.

Принцип патриотизма

Принцип патриотизма имеет сложн. содержание, одни его аспекты могут не согласовываться с другими:

1. Изнач. смысл слова «патриотизм» предполаг. верность традиции отцов, приверженность ценностям предков. Патриотизм - это ф-ма связи времен, способ самоопределения индивида в череде поколений. Понимание, к какому роду ты принадлежишь, - в этом и состоит патриотизм.

2. Принадлежность к «своим» существует в рамках противопоставления «чужим». Потому патриотизм очень часто понимается как борьба с врагами, а патриотич. воспитание осуществл. как военно-

патриотич. В данном аспекте патриотизм имеет черты агрессивности.

3. Поскольку традиц. общины были привязаны к своей земле как в экономич., так и в духовном плане, патриотизм предполагает любовь к своей земле, что выражается в труде на ней (перекличка с принципом трудолюбия) и в защите ее.

Воинский этос

Вопреки расхожему представлению о морали как сфере мирной гуманности, многие понятия традиц. нравств-сти сформировались в воинских сообщ-вах. Кодексы поведения, сложившиеся в этой среде, и называются воинским этосом. Этос воинов основан на представлении об избранности этой соц. группы среди других, о войне как занятии благородных, о нравств-сти как о правой силе (военная победа понимается как свидет-во нравств. правоты). Воинская община строится по модели семьи, где вождь выступает в функции отца, по отношению к кот-ому воин хранит верность, аналогичн. патриарх. Между соратниками устанавливаются взаимосвяз. отношения побратимства и соперничества. Побратимство как установление псевдородств. связей — это способ достойно выйти из боя, побратавшись с соперником, или способ укрепить отношения внутри воинской дружины. Побратимство стало прообразом такого высоко ценимого в этике отношения, как дружба. Сопернич-во в воинской среде происходит среди «своих», равно благородных, за приобретение личных заслуг. Личная слава и честь достигаются благодаря ратным подвигам, поэтому мужество, храбрость,

смелость – необходим. добродетели воинского этоса, а трусость - самый презрен. порок. Чтобы нравственно упорядочить сопернич-во

среди «своих», разрабатываются правила вежливости, изысканный этикет для избежания ситуаций, кот-ые могли быть расценены как

покушение на честь.

Нравы средневековья формируются на основе:

традиц. нравств-сти; религиозн. морали; влияния соц. структуры феод. общества.

Соц. структура феод. общ-ва предст. собой пирамиду сословий со своими наборами прав и обязанностей, грехов и добродетелей. Согласно моральн. иерархии этого общ-ва, сущ. люди благородн. и люди подлого рождения. Задача личности - знать свое место в иерархии и выполнять обязанности, подобающие своему соц. статусу. Идеалом нравств. образца явл. нравств. образец рыцаря, в кот-ом сочетались традиц., христианск. и сословные черты. Рыцарь должен быть:

верным своему господину, верным данному слову (обету), храбрым, благородным в бою, щедрым.

Буржуазная мораль

Капиталистич. способ произ-ва разрушил соц. базу традиц. нравств-сти (общину), изменилась как система ценностей, так и сам способ нравств. регуляции поведения. С переходом от аграрного общества к индустриальному происходит изменение соц. структуры: общины и сословия распадаются на отдельные индивиды. В рез-те происходят:

• новая индивидуализац. нравств. жизни на базе обладания частной собственностью;

• провозглаш. людей равноправными от природы;

• утверждение идеи общечеловеч. ценностей (кот-ой не знала ни одна из предшествовавш. нравств.сис-м).

Таким образом, способ нравств. регуляции достигает развитой ф-мы, присущей соврем. морали.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 531 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.