Духовное состояние общества.Начало XX в.— переломное время не только в политической и социально-экономической жизни России, но и в духовном состоянии российского общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности и представления людей. Агрессивный натиск материального производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к нивелировке человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации и унификации всех сторон человеческого бытия. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельными и требовали срочного и кардинального пересмотра.
Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества затронули, в той или иной степени, и философию, и науку, и литературу, и искусство. И хотя подобное положение было характерно не только для нашей страны, в России духовные искания проходили более болезненно, более пронзительно, нежели в странах западной цивилизации. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл плеяду блестящих имен, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социокультурный феномен вошел в историю под названием «серебряного века» русской культуры.
Наука.Несмотря на отставание в области индустриального производства, Россия рубежа XIX—XX вв. внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван «революцией в естествознании», так как сделанные в этот период научные открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений на окружающий мир. Русским ученым принадлежат выдающиеся открытия в области физики, математики, биологии, химии и других отраслях науки.
Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.), сделал иные открытия в области физики волн. Он создал первую в России физическую школу.
Выдающийся русский ученый В. И. Вернадский получил мировую известность энциклопедическими трудами, послужившими основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство высказанных им идей в полной мере осознается только теперь, когда мир очутился на пороге экологической катастрофы.
Русский физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям. '*<
Ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н. Е. Жуковский. В 1904 г. он участвовал в основании под Москвой Аэродинамического института. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С.-А. Чаплыгин.
У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов и определявших пути достижения этой цели.
В начале XX в. Россия переживает научно-технический бум. Появляется множество научно-технических обществ: географических, ботанических, астрономических и др., объединяющих ученых, практиков, любителей-энтузиастов. Эти общества не только были центрами научно-исследовательской работы, но и широко пропагандировали научно-технические знания среди населения.
В поисках общественного идеала.Вступление России в новую эпоху сопровождалось поисками идеологии, способной не только объяснить происходившие в ней перемены, но и наметить перспективы развития страны. Наиболее популярной философской теорией в России начала XX в. был марксизм. Он подкупал своей логичностью, кажущейся простотой, а главное — универсальностью. К тому же марксизм имел в России благодатную почву в лице революционной традиции русской интеллигенции и своеобразия русского национального характера с его жаждой справедливости и равенства, склонностью к мессианству.
Однако часть русской интеллигенции очень скоро разочаровалась в марксизме, в его безоговорочном признании первенства материальной жизни над духовной. А после революции 1905 г. был подвергнут пересмотру и революционный принцип переустройства общества.
В 1909 г. вышел в свет сборник статей «Вехи», подготовленный известными философами Н. А. Бердяевым, С. Л. Франком, С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве и др. Все они когда-то увлекались марксизмом, а затем перешли на позиции идеализма и создания новой религиозной философии. Авторы сборника предъявили жестокий счет русской интеллигенции, обвинив ее в догматизме, в приверженности устаревшим философским учениям XIX в., в незнании современной философии, в нигилизме, низком правосознании, в отрыве от народа, в атеизме, в забвении и охаивании русской истории и пр. Все эти негативные качества, по их мнению, и привели к тому, что именно русская интеллигенция явилась главным подстрекателем русской революции, поставившей страну на грань национальной катастрофы. Веховцы делали вывод о бесперспективности в России идеи революционного преобразования, о том, что социальный прогресс в стране возможен лишь, путем постепенных, эволюционных изменений, начинать которые необходимо с выработки новых религиозно-нравственных идеалов, основанных на христианском учении. Русские религиозные философы считали, что официальная Православная церковь, слишком связавшая себя с самодержавным государством, не может взять на себя роль спасителя русских душ.
Большое место в трудах русских философов Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Ильина и др. занимала так называемая русская идея — проблема самобытности исторического пути России, своеобразие ее духовной жизни, ее особое предназначение в истории.
Литература.Неоднозначный характер русского общества начала XX в. наиболее выпукло отразился в русской художественной культуре «серебряного века». С одной стороны, в произведениях писателей сохраняются устойчивые традиции «критического реализма» XIX в. Ведущие позиции занимают корифеи — Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, Д. М. Мамин-Сибиряк. На смену им идут И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький.
Вместе с тем все громче начинают звучать голоса иного поколения, предъявляющего свой счет представителям реализма, протестующего против главного принципа реалистического искусства — принципа непосредственного изображения окружающего мира. По мнению его представителей, искусство, являясь синтезом двух противоположных начал — материи и духа, способно не только «отображать», но и «преображать» существующий мир, творить новую реальность.
Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты-символисты. Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, вызванного, по их мнению, увлечением общества материалистическими воззрениями русской литературной критики Белинского, Добролюбова, Чернышевского и др. Символисты объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия — краеугольный камень человеческого бытия и искусства. «Без веры в божественное начало,— утверждал патриарх русского символизма Дм. Мережковский,— нет на земле красоты, нет справедливости, нет поэзии, нет свободы». Они считали, что поэт наделен способностью приобщения к запредельному миру посредством художественных символов.
Оппонентами символистов выступали акмеисты (от греческого слова «акме» — высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной земной жизни, призывали возвратить словам их изначальный, традиционный смысл,»освободив от символических толкований. Основным критерием оценки художественного творчества для акмеистов (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут) был безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова.
Вместе с тем русская художественная культура начала XX в. испытала влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма. Это течение вобрало в себя различные художественные направления и стили, объявившие о своем разрыве с традиционными культурными ценностями прошлых эпох и провозгласившие идеи создания «нового искусства». Яркими представителями русского авангарда были футуристы (от латинского futurum — будущее). Поэзия футуристов отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме стихосложения, к поэтической конструкции. При этом они утверждали свое право на конструирование новых слов. Программные установки футуристов ориентировались также на вызывающую антиэстетичность. Поэтому они вводили в поэтическую ткань материал, по своей природе чуждый поэзии,— вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Футуристы обрушили на публику альманахи и сборники с эпатирующими названиями: «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая Луна», «Рыкающий Парнас» и пр.
Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа «Гилея» — В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Каменский, Е. Гуро. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. Северянина, возглавлявшего «Ассоциацию эгофутуристов».
Живопись.Сходные процессы протекали и в русской живописи. Прочные позиции удерживали представители русской академической школы и наследники передвижников — И. Е. Репин, В. И. Суриков, С. А. Коровин. Но не они определяли лицо русского искусства начала XX в. Законодателем моды стал стиль, получивший название «модерн». Последователи этого направления объединились в творческом обществе «Мир искусства». «Мирискусники» провозгласили своей задачей восстановить связь живописи с культурой в целом, которая была ослаблена у художников предшествующих поколений. Они заняли резко критическую позицию в отношении передвижников, считая, что последние, выполняя несвойственную искусству функцию, нанесли огромный.чред русской живописи. «Мирискусники» считали, что искусство —- это самостоятельная, самоценная сфера человеческой деятельности и оно не должно зависеть от политических и "социальных влияний.
За длительный период (объединение возникло в 1898 г. и просуществовало с перерывами до 1924 г.) в «Мир искусства» входили почта все крупнейшие русские художники; наиболее активными его членами были А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере, Н. Рерих, К. Сомов. «Мир искусства» оставил глубокий след в развитии не только живописи, но и онеры, балета, оформительского искусства, художественной критики, музейного и выставочного дела. Движение «мирискусников» имело положительное значе ние прежде всего как движение общекультурное, внесшее уни версализм в художественную деятельность, способствовавшее синтезу многих направлений художественного и прикладного творчества в едином культурном пространстве.
В 1907 г. в Москве была открыта выставка под названием «Голубая роза», а которой приняли участие А. Арапов, Н. Крымов, П. Кузнецов, FL Сапунов, М. Сарьян и др., всего 16 художников. Это была ищущая молодежь, недовольная состоянием искусства, знакомая с достижениями художников Запада и стремившаяся обрести свою индивидуальность в синтезе западного опыта и национальных традиций.
Представители «Гол убой розы» были тесно связаны с поэтами-символистами, выступление которых являлось непременным атрибутом вернисажей. Но символизм в русской живописи никогда не был единым стилевым направлением. Он включал в себя, например, таких разных но своим живописным системам художников, как М. Врубель, К. Петров-Водкин и др.
В эго же время в русской живописи появляются группировки, представлявшие авангардное направление в искусстве. В 1910 г. в Москве быда устроена выставка под названием «Бубновый валет», а в 1911 г. ее участники объединились в общество с тем же названием. Оно просуществовало вплоть до 1917 г. В числе активистов «-Бубнового валета» значились П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, Р. Фальк, В. Рождественский и др. В своем творчестве «бубновые валеты» стремились окончательно освободить живопись от воздействия социальной и политической жизни, литературной и иной подчиненности, вернуть ей способности в полную силу пользоваться присущими только ей средствами — цветом, линией, пластикой. Они видели красоту в самой поверхности холста, покрытой красочным слоем, в неповторимом смешении красок. Наиболее популярным жанром «бубновых валетов» был натюрморт.
В поисках непосредственности и целостности художественного восприятия они подражали упрощенным формам искусства так называемых примитивных эпох. Наиболее последовательные приверженцы этого направления — неопримитивисты покинули «Бубновый валет» и организовали в 1912 г. самостоятельную вы ставку и одноименную группу — «Ослиный хвост» (M. Ларионов, Н. Гончарова, С. Бобров, А. Шевченко и др.).
В целом же русская живопись начала века характеризовалась изобилием различных групп и художественных объединений, каждое из которых провозглашало свою концепцию и стремилось реализовать ее практически в художественном творчестве. Многие мастера нового поколения пробовали себя в различных жанрах и стилях, переходили из одной группы в другую — от импрессионизма к модерну, затем к примитивизму, кубизм) или экспрессионизму. Поэтому причисление крупных мастеров к той или иной стилевой школе является весьма условным
В то же время ряд крупнейших русских художников — В. Кандинский, М. Шагал, П. Филонов и др.— вошли в историк! мировой культуры как представители уникальных, «авторских» стилей, синтезировавших европейские авангардные тенденции с русскими национальными традициями духовной куль туры.
Музыка, балет, театр, кинематограф.Начало XX в.— это вре мя творческого взлета великих русских композиторов-новаторов А. Скрябина, И. Стравинского, С. Танеева, С. Рахманинова В своем творчестве они пытались вырваться из рамок традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Достигла значительного расцвета и музыкальная исполнительская культура. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов — Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Л. Собинова, И. Ершова.
К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом балетном искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М. Петипа. Но в то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. Горский и М. Фокин выдвинули в противовес эстетике балетного академизма принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина оформляли К. Коровин, А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих. Русская балетная школа начала XX в. дала миру плеяду блестящих артистов — А. Павлову, Т. Карсавину, В. Нижинскою и др.
Примечательной чертой культуры «серебряного века» стали поиски нового театра. Они были связаны с именами выдающихся режиссеров — К. Станиславского, В. Мейерхольда, Е. Вахтангова. К. Станиславский — основатель психологической актерской школы, считал, что будущее театра — в углубленном психологическом реализме, в решении сверхзадач актерского перевоплощения. В. Мейерхольд вел бесконечные поиски в области театральной условности, обобщенности, использовании элементов народного балагана и театра масок. Е. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли,
В этот период все отчетливее проявляется тенденция к синтезу различных видов творческой деятельности. Во главе этого процесса стоял «Мир искусства», объединявший в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. Венцом деятельности «мирискусников» стали организованные С. Дягилевым, одним из основателей «Мира искусства», знаменитые «Русские сезоны» в Париже, представленные балетными спектаклями, театральной живописью, музыкой и т д.
Начало XX в. — это время появления нового вида искусства — кинематографа. С 1903 г. в России стали появляться первые «электротеатры» и «иллюзионы», а к 1914 г. было построено около 4 тыс. кинотеатров.
В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г.— первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Кинематография быстро развивалась и становилась очень популярной. В 1914 г. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм. И хотя основную массу кинопродукции составляли фильмы с примитивными мелодраматическими сюжетами, в России появляются деятели кино с мировыми именами: режиссер Я. Протазанов, актеры И. Мозжухин, В. Холодная, В. Максимова, А. Коонен и др.
Несомненной заслугой кинематографа, в отличие от других видов художественной культуры, была его доступность для всех слоев населения. Русские кинокартины, создававшиеся в основном как экранизации классических произведений, стали первой ласточкой в формировании массовой культуры, непременного атрибут буржуазного общества.
ДОКУМЕНТЫ