Концепции Добра и Зла:
1. Этический интеллектуализм или просветительская концепция (Сократ; Просветители 18 в. - Гельвеций, Гольбах, Дидро);
2. Этический оптимизм (стоики, Плотин, Лейбниц);
3. Социальный детерминизм (К. Маркс Ф. Энгельс) зависимость морали от социально-экономического базиса, общественного «бытия». Обоснование классовости морали. Историко-материалистическая теория нравственного прогресса.
4. Теории психоанализа (А. Шопенгауэр, З. Фрейд, Ф. Ницше, Э. Фромм);
5. Антропологические теории (М. Бубер, М. Шелер, Э. Фромм);
6. Русская нравственная философия (Вл. Соловьев, Н.А. Бердяев,П. Флоренский, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Н.Ф. Федоров).
7. Насилие и ненасилие. Христианская этика Л.Н. Толстого: вера как основа нравственности. Принцип непротивления злу силой. Миссия ненасилия Махатмы Ганди. Объединение этики и политики, целей и средств - установка ненасилия.
8. Совесть. Проблема совести в истории этики. Совесть как самооценка. Сознание и чувство совести. Чувство удовлетворенности и самоосуждения - две формы проявления совести. Органическая связь совести с чувством долга, ответственности, достоинства и чести. Развитое чувство совести - условие и признак морально-нравственного роста человеческой личности. Воспитание совести. Классовое и общечеловеческое содержание совести.
9. Долг. Исторический источник и общественное содержание долга. Моральный долг как выражение моральной необходимости. Императивная сторона долга. Виды критерии общественного долга. Долг, обязанность, ответственность, совесть. Сознание и чувство долга. Обязанность и дисциплина реализация долга на практике. Проблемы воспитания долга. Непротиворечивость долга и склонности как результат усвоения личностью требований морали.
10. Честь и достоинство. Историческая эволюция содержания понятий «честь» и «достоинство». Роль практической деятельности субъекта в формировании чувства чести и достоинства. Значение меры в проявлении чести и достоинства. Проблема их критерия. Актуализация проблемы чести и достоинства в современном мире. Взаимосвязь с другими ценностными категориями. Возрождение кодекса чести.
11. Этические теории и подходы к определению смысла жизни и счастья: гедонизм, эвдемонизм, стоицизм, аскетизм, альтруизм, утилитаризм, прагматизм. Жизнь как объект философско-этического анализа: история и современность. Этический статус категории «смысл жизни». Смысл жизни как поиск связи с историей. Жизнь, смерть, бессмертие. Соотношение целей и смысла жизни. Смысл жизни, оптимизм и счастье. Счастье как цель, идеал, удовлетворенность жизнью. Общее и личное счастье. Счастье и несчастье, страдание и радость. Иллюзорные формы реализации смысла жизни и счастья. Счастье и совершенство человека.
12. Этика благоговения перед жизнью А. Швейцера - воплощение смысла жизни в деятельном служении людям.
Тема 10: Этический ренессанс в русской религиозной философии
Кон. XIX – нач. XX в.
1. Вл. Соловьев «Оправдание добра». Этика «соборного добра». Формы проявления добра: в человеческой природе; в Боге; в истории человечества. Три измерения бытия человека: Стыд, Жалость, Благоговение - нравственные основы духовности. «Смысл любви». Богочеловечество как идеал Всеединства.
2. Н.А. Бердяев Свобода и творчество. «Философия свободы». «Новая этика творчества». Система добродетелей «новой этики творчества». Происхождение зла и смысл истории. «Смысл творчества» как опыт оправдания человека. Творчество и любовь, творчество и мораль. Об историческом призвании Руси. «Судьба России».
3. П.А. Флоренский: «Столп и утверждение Истины». Истина как всеединое. Истинная вера. Истинная любовь. Единение Божеского и человеческого. Насущность духовного исцеления. Человек - микрокосм, «сумма мира».
4. Н.Ф. Федоров Этика «общего дела». Этика сыновства и братства, призыв «жить со всеми и для всех».
5. С.Н. Булгаков. «Религиозный материализм». Софиология. Диалектика софийности и ничтожности, идеального и чувственно- телесного. Творчество как элемент софийности человека. Апокатастасис - учение о всеобщем спасении, его нравственное значение.
6. И.А. Ильин. Пути духовного обновления России. Верность совести и чести как основной моральный принцип. Этика истины в осмыслении истории России. XX век - снижение морального уровня человечества. Необходимость следования моральным абсолютам. Задачи морального обновления человечества. Добро и зло как феномены внутреннего мира человека. О необходимости сопротивления злу.