Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 5. Гетерономные и автономные этические концепции




Темы семинарских занятий по Этике ГМУ

Тема 1. Этические теории Древнего Востока

1. Древнекитайские этические учения:

- даосизм - этическая составляющая понятий «незнания», «недеяния», «отсутствия»;

- конфуцианство - критерии «благородного мужа», методы нравственного воспитания;

- моизм: религиозно-популистский утилитаризм – этика объединяющей любви и пользы;

- легизм - методы государственного управления и этические требования к управляемым и управляющим, методы этического воздействия.

2. Этика буддизма.

 

Тема 2. Этические учения Античности

Этические учения Древней Греции

1. «Героическая» этика (Гомер, Пиндар).

2. Моральное сознание: софисты и Сократ. Рационализм этики Сократа: «Добродетель есть знание». Опровержение Сократом морального релятивизма софистов.

3. Этика Демокрита. Связь этической и антропологической проблематики: изучение человеческой природы. Обоснование моральной суверенности личности.

4. Этика Платона. Отрицание приобретаемости и изменяемости моральных качеств. Связь этики с учением о государстве, праве

5. Этика Аристотеля - систематизатора античной этики. Предмет и отличительные признаки этики как науки.

 

Этические учения Древнего Рима

1. Эпикуреизм. Проблема обоснования гедонистического принципа в этике. Типы удовольствий Понятие атараксии.

2. Стоицизм. Идея самоценности и всеобщности добродетелей. Концепция естественного закона требование: «жить в согласии со своей собственной природой».

3. Скептицизм. Критика «познавательного оптимизма» античной этики.

4. Неоплатонизм. Учение о божественной эманации и идея нравственного совершенствования личности. Влияние учения неоплатоников на христианскую этику.

 

Тема 3. Христианская этика

1. Этические представления раннего и античного христианства. Вера, Надежда, Любовь - высшие христианские добродетели.

2. Свобода и нравственная ответственность: спор Августина с пелагианами. Августин Блаженный: Бог - источник морали. Проблема греховности человека и злой воли. Учение о предопределении и божественной благодати

3. Систематизация католического этического учения: Бонавентура, Фома Аквинский, Дунс Скот. Фома Аквинский: Учение о «свободе воли». Попытки примирить веру и разум. Теологические и светские добродетели.

4. П.Абеляр - протест против этики католицизма. М.Экхарт - утверждение морального величия человека.

6. Этика протестантизма (Лютер, Кальвин). Роль поступков человека в определении его судьбы. Проблема «природной греховности» человека (Лютер). Идея «самоуничтожения человеческой гордыни» (Кальвин).

7. Православная этика.

 

Тема 4. Секулярная этика

1. Формирование личного этического сознания в христианстве.

2. Гуманистическая этика Возрождения. Разграничение принципов морали и политики в учении Н.Макиавелли. Этические взгляды Дж. Бруно. Понятие «героической любви». Характеристики «героического энтузиаста». Этика утопического коммунизма (Т. Мор, Т. Кампанелла, Т.Мюнцер). Вопрос об общем благе, источнике зла и несправедливости в обществе.

3. Естественно-правовые концепции XVII в. и этика (Гоббс, Пуффендорф, Локк). Гоббс: государство как источник и высший критерий морали. Этический сенсуализм, рационализм и утилитаризм. Этический сенсуализм: Дж. Локк - учение о нравственных чувствах. Д.Юм - скептицизм, критика религиозной морали. Этический рационализм (Р.Декарт, Б. Спиноза) разум и добродетели против аффектов. Утилитаризм А.Смита: польза, выгода, корысть.

4. Социальная и индивидуальная этика эпохи Просвещения.Исторический оптимизм этики энциклопедистов: К.А. Гельвеций, П.Гольбах, Д. Дидро.

5. Этика внемецкой классической философии: Гегель - свобода воли и исторические ступени ее развития. Абстрактное право. Мораль. Нравственность. Диалектика добра и зла, блага и долга, счастья и добродетели. Нравственность - «объективный родовой человеческий дух», «всеобщая сущность индивидов». Фейербах: антропологический принцип в этике. Стремление к счастью. Любовь как подлинно человеческое отношение.

6. Трансформация этического в XIX-XX в.

 

Тема 5. Гетерономные и автономные этические концепции

Гетерономные (экстерналистские) этические теории

1. Биологические этические концепции (Ф. Ницше). Проблема «генеалогии морали» Ницше. «Мораль рабов» и «мораль господ».

2. Социологические этические концепции (Э. Дюркгейм).

3. Авторитарные этические концепции (теономная этика).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 421 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2502 - | 2194 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.