Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Критические очерки. Лев Толстой




С каким священным трепетом и с ка­кой радостью приходится браться за перо. Еще бы! Ведь хочется поговорить о Льве Толстом, поистине великом писателе земли русской, покрывшем немеркнущей и бессмертной славой русскую литературу, о человеке, наконец, пред обаятельным духовным обликом которого преклонился весь просвещенный, культурный мир. Но, испытывая трепет, робость, – испытываешь вместе с тем и чувство безмерной радости, что пишешь еще о живом Толстом, что великий, но юный старец еще среди нас, что он, может быть, одарит еще нас не одним замечательным произведением, полным мощи, красоты и глубины содержания, идеи. Этой радостью были переполнены сердца всех, кому дорога литература, двадцать восьмого августа, день, в который исполнилось семидесятилетие со дня рождения гения Льва Толстого. Этот день золотыми буквами занесется на скрижали не только литературной, но и общественной жизни страны.

Этот день, в который неслись Толстому поздравления со всех концов мира, еще раз доказал, что Толстой более чем талант, что он – гений, ибо только гению не заказаны никакие пути, ибо только гений может быть понятен и дорог всем, буквально всем людям, без различия религии, народности, политических и иных идеалов. Есть одно царство, в котором „нет ни эллина, ни иудея», в котором все равны, в которое всякий желающий может войти с гордо поднятой головой, в котором все говорят на одном языке. Это царство человеческого духа, собрание духовных сокровищ, святая святых человеческой души. < …>

При имени Шекспира и Байрона вы не думаете об Англии, как не думаете о Германии при имени Гете, о Франции – при имени Руссо, Гюго, Вольтера, о России, наконец, при имени Льва Толстого. Все узко-национальное отходит на второй план <...>

II

Что сделал для русской литературы Лев Толстой? Нечто огромное, колоссальное, беспримерное для одного человека, для одного писателя, нечто такое, что по плечу, именно, только гению. Вглядитесь пристально в течение нашей литературы. Вы увидите, что она разделяется на целый ряд «годов», «периодов», эпох, вы увидите, что каждый ее этап воссоздавался не одним писателем, а известной плеядой жрецов слова. Любая эпоха русской общественной жизни делалась в литературе, отражаясь в ней, как в зеркале, общими усилиями группы писателей... Не то Толстой. Силою своего гения он один умудрился воссоздать в своих великих творениях всю русскую жизнь, и не за какой-нибудь краткий период, а за целое столетие. Вы понимаете всю мощь его гения за целое почти столетие! Огромность этого писательского подвига <…>.

Одним этим произведением, равного которому я не знаю в мировой литературе, Толстой доказал свою гениальность. Но «Война и мир» только одно из многого, что создал этот великий человек. Эпоха 12 года окончилась… Началась усиленная умственная работа общества, выдвинувшая новые вопросы, новые идеалы. Толстой создал в это время свое второе крупное бессмертное произведение – «Анну Каренину» <…>, снова дивно описал огромную полосу русской общественной жизни. <...>

III

Наступил затем перелом в творчестве великого писателя. От области чистого художественного романа Толстой переходит к области философской, публицистической. Романист сменяется философом, моралистом… Это – примечательнейший этап в жизни и деятельности великого Толстого. Тут с особой силой просыпается в нем мыслитель, тут он жадно углубляется в свое сокровенное «я» и старается его разгадать, чтобы этим самым приобрести право судить и разгадывать «святая святых», всех вообще людей. Тут прозвенело его знаменитое «непротивление злу», этот краеугольный камень его философской системы. Без сомнения, многие и многие могут оспаривать те или иные его выводы, положения, но никто не может, не имеет права бросить Толстому обвинение в низменности его мышления.

IY

И было время, когда великого Льва Николаевича пробовали хоронить заживо. Он, дескать, погиб для литературы, ничего больше он уже не создаст. Умер великий творец «Войны и мира» и «Анны Карениной»! Слепцы, свою грубую мерку они применяли к таланту, к гению! Они наивно полгали, что гений может когда-нибудь исписаться, что для гения существует предельный возраст! <…>

Никогда, пожалуй, еще так низко не котировались на житейской бирже понятия о чести, долге, правде, воздержании. Все это свилось в какой-то гигантский клубок. Прекрасное учение Ницше о «сверхчеловеке» у нас обратилось в колоссальную пошлость и мерзость. Сверхчеловечность у нас стали понимать, как право не быть человеком, как приглашение откинуть от себя все, что свойственно человеку, а не как учение о самосовершенствовании. Мысль «наплевать на все человеческое» понравилась многим и многим. И вот появилось у нас целое сонмище милейших «сверхчеловеков», для доказательства своей гениальности ворующих, убивающих, развращающих и пьянствующих во всю. Сын убивает отца, отец сына и т.д. <…>

И в это больное кошмарное время Толстой дал свое «Воскресение». Высокая мысль, положенная в основу этого произведения, призыв к духовному возрождению – должны явиться драгоценным бальзамом для измученной души.

За все, что сделал великий Лев Толстой, мы должны низко ему поклониться.

Р. Антропов

72. «Одесские новости», 1903, № 6088 (21 сентября)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 485 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2557 - | 2403 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.