Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Психологические свойства толпы




Социальные психологи отмечают ряд психологических особеннос­тей тошпы. Они свойственны всей психологической структуре этого образования и проявляются в различных сферах:

—копнитивной;

—эмоционально-волевой;

—темпераментальной;

—моральной.

В когнитивной сферетоппъ высказывает разнообразные странности своей психологии.

Неспособность к осознанию. Важными психологическими характеристиками толпы являются ее бессознательность, инстинк­тивность и импульсивность.

Если даже один человек довольно слабо поддается посылам ра­зума, а потому большую часть поступков в жизни делает благодаря эмоциональным, порою совершенно слепым, импульсам, то людская толпа живет исключительно чувством, логика противна ей. Вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт, особенно когда ситуация экстремальная, когда нет лидера и никто не выкрикивает сдерживающие слова команд.

Разнородное в каждом из индивидов — частице толпы —утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества. Общие качества

характера, управляемые бессознательным, соединяются вместе в тол­пе.

Изолированный индивид обладает способностью подавлять бес­сознательные рефлексы, в то время как толпа этой способности не имеет.

Особенности воображения. У толпы сильно развита способность к воображению. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывпют простыми и ясными. Вызванные в уме толпы кем-либо образы, представление о каком-нибудь событии или случае по своей живости почти равны реальным образам. Be факты сами по себе поражают воображение толлы, а то, как они пргдъявляются ей.

Еще одкн очень важный эффекттолпы — коллективные галлюцина­ции. В воображении людей, собравшихся в толпе, события претерпе­вают искажения.

Особенности мышления. Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ, в свою очередь, вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективное от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в ее уме и зачастую имеющие лишь очень отдаленную связь с наблюдаемым ею фактом. Толпа, способная мыслить тошько образами, восприимчива только к образам.

Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или от­брасывает идеи целиком. Она не переносит ни споров, ни противоре­чий. Рассуждения толпы основываются на ассоциациях, но они связа­ны между собою лишь кажущейся аналогией и последовательностью. Толпа способна воспринимать лишь те идеи, которые упрощены до предела. Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения.

Толпа никогда не стремится к правде. Она отворачивается от очевидности, которая не нравится ей, и предпочитает поклоняться заблуждениям и иллюзиям, если только они прельщают ее.

Для толпы, неспособной ни к размышлению, ни к рассуждению, не существует ничего невероятного, однако невероятное-то и поражает всего сильнее.

В толпе- нет предумышленности. Она может последовательно пе­режить и пройти всю гамму противоречивых чувствований, но всегда будет находиться под влиянием [возбуждений минуты. Ассоциация разнородных идей, имеющих лишь кажущееся отношение друг к другу, и немедленное обобщение частных случаев — вот характерные черты

• Толпа постоянно подпадает под влияние иллюзий.

Некоторые ва°кные особенности мышления толпы следует выделить особо.

Категоричность. Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость.

Консерватизм. Будучи в основе своей чрезвычайно консерватив­на, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испыты­вает безграничное благоговение перед традициями.

Внушаемость, Фрейд выдаинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существем-ное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению.

Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе,, она при­нимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсо­лютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям.

Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

Толпе очень легко внушить, например, чувство обожания, заставляющее ее находить счастье в фанатизме, подчинении и с готовностью жертвовать собой ради своего идола.

Как бы ни была нейтральна толпа, она все-таки находится в состоя­нии выжидательного внимания, которое облегчает всякое внушенке. Рождение легенд, легко распространяющихся в толпе, обусловливается ее легковерием. Одинаковое направление чувств определяется внушением. Как у всех существ, находящихся под злиянием внушения, идея, овладевшая умом, стремится выразиться в действии. Невозможного для толпы не существует.

Заражаемость. Психологическое заражение способствует образо­ванию в толпе особых ■свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения и верования распространяются в толпе путем заражения.

Для эмоционально-волевой сферы толпы характерны также многочисленные психологические особенности.

Эмоциональность. В толпе имеет место такое социально-психо­логическое язление, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в эксцессе, не просто соседствуют друг с другом. Они заражают окружающих и сами заражаются от них. Термин «резонанс»

к такому явлению применяется потому, что участники толпы при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием. [Наступлению эмоционального взрыва способствуют определенные психологические условия поведения личности в толпе.

Высокая чувственность. Чувства и идеи отдельных лиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Рождается коллективная душа, имеющая, правда, временный характер. Толпе знакомы только простые и крайние чувства.

Различные импульсы, которым повинуется толпа, могут быть, смотря по обстоятельствам (а именно зо характеру возбуждений), ве-ликодушнымл или злыми, героическими или трусливыми, но они всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить.

В толпе преувеличение чувства обусловливается тем, что само это чувство, распространяясь очень быстро посредством знушения и заражения, вызывает всеобщее одобрение, которое и содействует в значительной мере возрастанию его силы.

Сила чувств толпы еще более увеличивается из-за отсутствия от­ветственности. Уверенность в безнаказанности (тем более сильная, чем многочисленнее толпа) и сознание значительного (хоти и времен­ного) могущества дают возможность скопищам людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека.

Какими бы ни были чувства толпы, хорошими или дурными, ха­рактерной их чертой является односторонность. Односторонность и преувеличение чувств толпы ведут к. тому, что она не ведает ни сомнений,ни колебаний.

В своей вечной борьбе против разума чувство никогда не было побеждено.

Экстремизм. Силы толпы направлгнылишь на разрушение. Инс­тинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но находясь а безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать веле­нию своих инстинктов. В толпе малейшее пререкание или прекословие со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, — это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения.

. Особенность толпы состоит и в специфике социально-психологи­ческих явлений, определяющих единообразие поведения ее участников. Дело в том, что толпа создается главным образом на базе противопоставления данной обшности объекту недовольства. Толпу делает общностью нередко именно го, что «против» «них». Это, ко­нечно, не слепая ненависть ко воему, с чем люди себя не идентифи­цируют. Тем не менее, в толпе противопоставлгние «мы» и «они» достигает социально значимой, нередко весьма опасной величины.

У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует «нарциссизм» — «мы» безупречны, во всем виноваты «они». «Они» отливаются в образ врага. Толпа считается только с силой, к доброта ее мало трогает, для толпы доброта — одна из форм слабости..

Мотивация. Личный интерес очень редко бывает могущественным
двигателем^ толпе, в то время кате у отдельного человека он стоит на
первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстными,
они все же продолжаются не долго, и толпа так же мало способна
проявить настойчивую волю, как и рассудительность. \

Безответственность. Она порождает нередко невероятную жесто-; кость агрессивной толпы, подстрекаемой дематогами и провокатора-; ми. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными.

В темпераментальной сфере психологические особенности толпы проявляются в физической активности и диффузности.

Физическая активность. Стремление немедленно превратить в действия внушенные идеи — характерный признак толпы.

Диффузность. Возбудители, которые действуют на повинующуюся им толпу, весьма разнообразны — этим объясняется ее чрезвычайная изменчивость. Над прочно установившимися верованиями толпы лежит поверхностный слой мнений, идей и мыслей, постоянно нарождающихся и исчезающих. Мнение толлы непостоянно.

Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают наиболее важное свойство толпы — ее легкую превращае­мость из одного вида (или подвида) в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно. Знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях либо в целях сознательного предотвраще­ния ее особо опасных действий.

В моральной сфере психологические особенности толпы чаще всего обнаруживаются в моральности и религиозности.

Моральность. Толпа может иногда демонстрировать очень высо­кую нравственность, очень возвышенные проявления: самоотвержен-

ность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство спра­ведливости и др.

Религиозность. Все убеждения толпы имеют черты слепого под­чинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой неистовой пропаганде, что присуще религиозному чувству.

Толпа нуждается в религии, так как все верования усваиваются ею лишь в том случае, если они облечены в религкозную оболочку, не допускающую оспаривания. "Верования толпы всегда имеют религиозную форму.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 469 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2773 - | 2335 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.