Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теоретические и эмпирические источники социальной психологии




Существуют разные взгляды на историю развития социальной психологии. Считается, что первыми историческими формами социально-психологического знания стали: теория психологии народов (Германия), теория психологии масс (Италия, Франция), теории социальных инстинктов (Англия, США).

В теории психологии народов (Ф. Гегель, М. Лазарус, Г. Штейн-таль) нация (народ) рассматривается как «сверхиндивидуальнай целостность», личность наделяется «сверхиндивидуальной душой», и вторая находится в подчиненном отношении к первой. Иначе говоря, теория психологии народов исходила из того, что главная сила истории — это народ, «дух целого», который выражает себя в религии, языке, мифах, обычаях, искусстве и т.п., а индивидуальное сознание есть его продукт. Задача социальной психологии состоит в том, чтобы психологически познать сущность духа народа, открыть законы духовной деятельности народа. Позднее (в работах В. Вундта) концепция психологии народов с отказом от не вполне определенного понятия «дух целого» приобрела более реалистический вид, но так или иначе основная мысль в этой теории сводилась к тому, что, кроме индивидуального сознания, существует нечто, характеризующее психологию группы и индивидуальное сознание, и в конечном счете это предопределяется психологией группы. В теории психологии масс (работы Г. Тарда, С. Сигеле, Г. Лебона) сновополагающими были идеи об активной роли иррациональных моментов в социальном поведении и об активной роли подражания. Иррационализм в социальном поведении прослеживался на примере аффективного поведения уголовных преступников, а позднее (преимущественно в работах Г. Лебона) — в поведении больших скоплений людей, «людских масс». Главное отличие психологии масс и том, что человек «толпы», человек «массы» теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам и легко поддается различным иррациональным действиям. В рамках концепции психологии масс формально признавался некоторый примат индивида над обществом, однако само общество произвольно сводилось к толпе и описывалось также весьма односторонне, главным образом в состоянии паники. Теория социальных инстинктов (В. Макдугалл, Э. Росс, Д. Болдуин) исходит из того, что социальное поведение определяется врожденными инстинктами, стремлением к цели, что свойственно как человеку, так и животному. Это стремление, желание, порыв выступает в психике человека как движущая сила характера формирующая социальное поведение. Авторы теории считают, что всё происходящее в области сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Сформулированы несколько пар связанных между собой инстинктов и эмоций. Среди них — инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев и страх, инстинкт самосохранения и соответствующее ему чувство бегства, инстинкт строительства и чувство созидания, стадный инстинкт и чувство принадлежности, инстинкт воспроизведения рода и ревност ь, инстинкт приобретения и чувство собственности. В конечном счете, концепция теории инстинктов объясняет социальное поведение с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели и утверждает значение иррациональных и бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. К философским истокам и предпосылкам развития социальной психологии относят:

— идеи Платона об иррациональности поведения масс, присущего демократии (эти идеи легли в основу теории массовых социальных движений);

— идеи Аристотеля об общественных инстинктах, объединяющих людей;

— идеи Гельвеция о социальной детерминации (предопределенности) развития личности;

— идеи Фейербаха о роли и сущности социально-психологического общения людей как единственного способа проявления человеческой сущности;

— идеи российских революционных демократов и философов о социальных настроениях, об общественном мнении, о нравах, об обычаях и т.п. Американский социальный психолог С. Сэржент считает, что социальная психология берет свое начало от идей и теорий школ:

— социальной философии (Платон, Монтескье, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.);

— социальной антропологии (М. Лазарус, В. Вундт, Ф. Тейлор и др.);

— английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г.Спенсер и др.).

К эмпирическим предпосылкам возникновения и развития социальной психологии относят:

— ораторское искусство Древней Греции, развившее приемы управления вниманием и эмоционально-психологическим состоянием больших и малых человеческих групп;

— действа жрецов, шаманов, ведунов, развившие приемы суггестивного (внушающего) воздействия на аудиторию;

— взаимодействия различных религиозных конфессий со своей паствой, развившие приемы формирования установок;

— культурно-психологические традиции чень-буддизма, развившие приему психотренинга и психорегуляции.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 325 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2456 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.