Хронологические рамки культуры Возрождения – XIV – XVI в. (в Италии), XV – XVI в. (в странах Северного Возрождения).
Религиозность в эпоху Возрождения по-прежнему сохраняла власть над умами, однако «в изменившемся мире богу остаётся меньше места». В коротком рассказе одного их итальянских авторов XV века есть слова, в которых образно выражено кредо той эпохи: «… не следует так много смотреть на небо, ибо человек ступает по земле».
Обращённость к земному предопределила светский характер культуры Ренессанса и гуманистическое видение мира, рождение индивидуалистического сознания, интерес к природе, доступной для созерцания и исследования. Ключевыми понятиями, ярко характеризующими эпоху Возрождения, являются античность, гуманизм, антропоцентризм. Одним из существенных аспектов восприятия действительности в это время являлось восприятие эстетическое, поэтому искусство выполняло роль ведущей формы культуры. В отличие от средневекового искусства, с его отрешённостью от реального мира и обращением к сверхчувственному, ренессансный художник стремился изображать видимый мир. Последнее оказало огромное влияние на развитие искусства эпохи (утверждение реалистичности как принципа изображения в противовес символической и декоративной условности Средневековья) и её эстетическую проблематику.
Проблемное поле ренессансной эстетики.
В культуре, освободившейся от сильного влияния церковной идеологии, в творческой личности стали цениться иные качества: не приверженность традиции, а острота художественного взгляда на мир и человека.
Поскольку больше всего художников эпохи Ренессанса интересовала задача иллюзорного изображения реальности (подражание природе), искусство неминуемо должно было сблизиться с науками. Именно художники и архитекторы стали открывателями и провозвестниками новых принципов искусства.
В XV в., в тесной связи с математикой и оптикой, итальянцами была открыта линейная перспектива. Её законы впервые применил в своих фресках Мазаччо. Художники изучали перспективу с необычайным энтузиазмом, что заметно и по их произведениям, в которых изображение часто выстраивалось таким образом, чтобы его автор имел возможность продемонстрировать себе и окружающим владение этим способом создания трёхмерного пространства на плоской поверхности.
Другой значимой эстетической проблемой для Ренессанса была пропорция(закономерное соотношение частей предметов или явлений между собой и целым), внимание которой уделяли Альберти и Леонардо да Винчи. Рационализм, стремление путём расчёта передать перспективу, пропорции, движение человеческого тела, объёмность и пластичность изображения не означали подмену вдохновения расчётом. Такая «трезвость» эстетики Возрождения диктовалась жаждой точного познания и совершенства.
Интерес к земной жизни обусловил внимание философов, писателей и художников к человеку. Для эстетических трактатов и произведений искусства эпохи Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного. Если в средневековом портрете сходство с оригиналом не имело значения, то теперь свою задачу художник видел в передаче индивидуальных черт модели, раскрытию сложного мира эмоций и чувств. При этом реалистичность в изображении человека сочетали с его героизацией. Иное значение приобрёл жест. Если в средние века жесты имели определённое символическое значение, то в эпоху Возрождения жестикуляция была призвана передать душевное состояние персонажей.
Тема 2.4: Эстетика барокко и классицизма
План.
1. Общая характеристика культуры Нового времени.
2. Эстетические принципы барокко.
3. Эстетика классицизма.