Китайско-тибетская (она же сино-тибетская) семья занимает второе место в мире по числу говорящих после индоевропейской. Около 300 китайско-тибетских языков распространены в Восточной и Южной Азии. Общее число говорящих на них оценивается в 1,3 млрд человек, в т.ч. на китайском - 1,1 млрд.
Китайско-тибетские языки подразделяются на китайскую ветвь, состоящую из китайского и дунганского языков, и тибето-бирманскую ветвь (все остальные языки).
Китайский язык фактически представляет собой группу диалектов, разошедшихся настолько сильно, что если бы не наличие в Китае наддиалектной письменной нормы и единой государственности, то их следовало бы считать самостоятельными языками. Дунганский, распространенный помимо КНР в Киргизии и Казахстане, является единственным китайским "диалектом", за которым признан статус отдельного языка.
Морфема, а зачастую и слово, в «идеальном» китайско-тибетском языке обычно равна слогу. Словоизменения (склонения, спряжения) нет, а для выражения синтаксических отношений используются служебные слова и порядок следования слов в составе словосочетания и предложения. Классы слов (части речи) выделяются исключительно на синтаксических основаниях. При этом широко распространена конверсия. Служебные морфемы чаще бывают постпозитивными и могут оформлять не только слова, но и словосочетания.
Реально многие китайско-тибетские языки от этого эталона в той или иной степени отличаются - в них наблюдаются элементы словоизменения (в классическом тибетском, например, в глаголе различалось несколько основ, для образования которых использовались неслоговые и поэтому заведомо входившие в состав слога-основы префиксы и суффиксы).
Синтаксис китайско-тибетских языков достаточно разнообразен. Многим из них присуще построение предложения не в соответствии со структурой «подлежащее – сказуемое», а в соответствии со структурой «топик – комментарий» («тема – рема»): слово, занимающее в предложении синтаксически выделенную первую позицию, может находится в совершенно различных смысловых (т.н. ролевых: производитель действия, адресат, претерпевающий и т.д.) отношениях к глаголу-сказуемому; важно, что это слово называет предмет речи и тем ограничивает сферу применимости того, что будет сказано дальше.
В русском языке таковы просторечные конструкции с «именительным падежом темы» типа Универмаг «Москва» я доеду? (вместо нормативного Я доеду до универмага «Москва»?). А в китайско-тибетских языках (по крайней мере в некоторых из них: китайском, лису, лаху – так называемые «языки с выдвижением топика») такие конструкции являются нормой.
Письменность на китайском языке (иероглифическая) используется с XIV–XIII вв. до н.э.
Для тангутского языка с 1036 года использовалась также иероглифическая письменность (самый ранний памятник – 1094 г.).
Для тибетского языка с VII в., а для бирманского - с XI в. используются слоговые письменности индийского происхождения, в свою очередь послужившие основой для ряда других письменностей, в частности письменности ронг, известной с конца XVII в.
С XII в. известно письмо невари; в прошлом существовала письменность на мейтхей.
Дунганский язык использует алфавит на базе кириллицы.
МОНГОЛЬСКАЯ ЯЗ СЕМЬЯ
одна из языковых семей Старого Света. Несмотря на небольшое число говорящих (ок. 6,8 млн. человек) и малое количество входящих в состав семьи языков, ареал их распространения охватывает обширную территорию от северо-восточных провинций КНР до междуречья Дона и Волги.
Рассмотрим кратко каждый из языков монгольской языковой семьи.
Бурятский язык (бурят-монгольский) – язык республики Бурятии, которая входит в состав России. На этом языке говорят не только в Бурятии, но и в Агинском Национальном округе, (Читинская область в Российской Федерации), Усть-Ордынском Национальном округе (Иркутская область РФ), в двух округах на севере Монголии, в Хулунбуирском округе Внутренней Монголии. Число носителей языка на территории России по данным 1989 года составляет 417 425 человек, из них считают бурятский язык родным более 2/3 числа всех носителей. В Монголии и Китае проживают примерно по 65 000 бурят.
Калмыцкий язык (ойратско-калмыкий, монгольско-калмыцкий) распространен в Калмыцкой республике (РФ), в Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях России. Калмыцкие поселения существуют в Соединенных Штатах Америки, в Германии, на Тайване, в Киргизии (р-н озера Иссык-Куль). Калмыки (ойраты) пришли на правый берег Волги с северо-запада Китая (Джунгарии) в XVII столетии. Существуют три основных диалекта: сарт-калмк (Киргизия), торгутский и дербетский.
Баоаньский язык – язык мусульман, проживающих на территории Баоаньско-Дунсянского уезда автономного округа провинции Ганьсу и уезда Тунжень, находящегося в провинции Цинхай. Люди в этих областях говорят соответственно на дахэцзянском и тунжэньском наречиях. В этом языке также отсутствует письменность, и используются китайские иероглифы.
Дагурский (даурский, дахурский) язык распространен в Китае, в провинции Хэйлунцзян (центр древней Маньчжурии) и в Хулунбурском р-не Внутренней Монголии. Этнических дагуров по данным 1990 года около 121 000, причем около 85 000 из них говорят на дагурском языке. Язык подразделяется на 4 диалекта – бухтарский, хфйларский, синцзянския и цицикарский. Язык не имеет письменности. Было несколько попыток создать ее, но ни одна не увенчалась успехом. Для письменных целей используется китайский язык.
Дунсянский язык (санта, саньта) употребляется в Баоаньско-Дунсянском уезде автономного округа Линься и на юго-западе провинции Ганьсу Китайской Народной республики. Диалектов языка нет по одним сведениям, а по другим – существуют 3 диалекта, почти не отличающиеся друг от друга. Для письма используется китайский письменный язык. В лексике дунсянского языка почти 1/3 часть заимствований составляют китайские слова, и молодые представители этой народности даже в разговорной речи часто пользуется китайским языком.
Монгорский язык (широнгол-монгольский) – язык, на котором говорят жители двух провинций Китая Цинхай и Ганьсу. Язык подразделяют на два диалекта – хуцзу и минхэ, – которые очень сильно отличаются друг от друга. В языке нет письменного варианта и, поэтому используется китайская письменность.
Могольский язык считали исчезнувшим языком в 50-е годы XX века. На сегодняшний день существует небольшая группа людей в Афганистане (около двухсот человек), говорящих на нем. Моголы являются потомками могольских воинов, которые поселились в этой стране в XIII столетии. Письменности как во многих языка монгольской языковой семьи нет.
Шира-югурский язык принадлежит народности, которая носит название юйгу, которая занимает территорию на северо-западе провинции Ганьсу в Китае. Более 12 000 человек принадлежит к этой народности и только 3 000 из них – «восточные» юйгу употребляют шира-югурский язык, остальная часть говорит на тибетском и китайском языках. Последний принят как письменный язык.
Киданьский (кидании или китайцы) и сяньбийский (племя сяньби) языки являются «мертвыми» языками. Киданьский язык был распространен в северо-восточной части Китая, где была основано провинция Ляо, затем после войны с чжурчженями кидании перекочевали в Семиречье, расположенное на юго-востоке нынешнего Казахстана. Там они образовали государство, которое исчезло во времена нашествия Чингисхана (1211 год).
Сяньбийский язык существовал при китайской династии Тоба в области, расположенной на землях нынешней Внутренней Монголии. Диалектом языка считается табгачское наречие.
Языков и языковых групп в монгольской языковой семье насчитывается не много, но все они объединены общими корнями и имеют одну многовековую историю, связывающую их между собой.