Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Модель идеального коллективистского государства (Т. Кампанелла)




Учение утопического революционного коммунизма Г. Бабефа

Признанным руководителем и теоретиком тайного об-ва был Гракх Бабёф. Его авторитет был настолько высок, что участников заговора часто называют бабувистами, а разработанную ими доктрину — бабувизмом. Бабёф и его единомышленники писали, что богачи завладели гос-вом "и в роли хозяев диктуют тиранические законы бед­няку, ". Бабувисты ясно выражали мысль, что при сохранении частной соб-ти "для множества людей пользование их пра­вами будет оставаться почти иллюзорным", поэтому рав-во перед законом является "условным рав-вом", "красивой и бесплод­ной фикцией закона".
В самом начале революции будет создана Большая нацио­нальная община, организованная на коммунистических началах. Ей передается имущество национальное, общинное, конфискованное у врагов революции; соб-ть общины постоянно возрастает за счет имущества вступающих в нее гр-н. Национальная община вляется наследником всех собственников. В общину принимаются все желающие, в нее зачисляется молодежь. Национальная община организуется как форма единого в масштабах страны, централизо­ванного и регулируемого гос-вом народного хозяйства. Бабувисты подчеркивали качественно новые задачи гос-ва,.осно­ванного на общ-ой соб-ти.
Теория Бабёфа и его единомышленников была наиболее деталь­но разработанной конц-ей коммунизма, основанного на гос-венном регулировании всех сторон общ-ой жизни, Произ­водство, потребление, воспитание и обучение, общ-ая и лич­ная жизнь гр-н будущего об-ва должны были, по их мне­нию, тотально регламентироваться при помощи права и гос-ва.

 

Бентам

I. половина XIX в: начинает развиваться либеральная концепция мира, в основе кот.: 1. священность и неприк-сть частной собственности 2. неотъем. права и свободы Ч и Г 3. стимулирование активной соц. позиции Г

Иеремия Бентам (П48-1832). «Принципы законодательства», «Фрагмент о правительстве», «Руководящие нормы констит. кодекса для всех государств» Являлся основоположником совр. идей утилитаризма:

1. получение удовольствия и получение страданий - смысл чел. жизни

2. полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи - высший критерий в оценке человеческой деятельности

3. нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья и добра наибольшим количеством людей

4. максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуального и общественного интереса - вот цель человеческой деятельности.

«Не притесняйте индивида, не позволяйте это делать другим, и вы уже достаточно сделаете для общества». Отношение к Т естественного Пи правам человека: «естественные права - чужие, а неотъемлемые права - чепуха. Французская декларация прав человека и гражданина - это метафизическое произведение, статьи которого можно разделить на 3 класса:

а) невразумительные б) ложные в) одновременно невразумительные и ложные».

Выступает за разделение властей. Если у Монтескье - это идея равновесия, у Канта - субординации, то у него это согласование деятельности властей, но не их зависимости. Он отрицает разделение м/у Z и П (хотя разделение рождает понятие справедливости). Выступает против Т общ. договора, т.к. личный интерес основополагающий. Выступал за однопалатный парламент, т.к. палата лордов устаревшее.

Джон Милль (1606-1873). (антипод в Т либерализма Бентому). «О свободе», «Основы пол. экономики» (о влиянии правительства). Осн. идеи:

1. нельзя всю нравственность базировать на постулате «личные выгоды индивида», на вере в то, что личный корыстный интерес каждого отдельного человека и его удовлетворение приведет к благополучию всех. 2. высшим проявлением нравственности и добродетели является подвижничество ради счастья других. 3. индивидуальная свобода личности - это свобода мысли и мнения, свобода действовать сообща с другими, свобода выбора и достижения жизненных целей, самостоятельное устройство личной судьбы. 4. Оптимальная форма правления является та, которая основывается на избираемости и сменности депутатов, непосредственном участии народа и его ответственности.

5. Разделение властей: выделяет 4 функции законодательной власти: а) законотворчество б) Контроль за исполнением законов и деятельностью правительства в) Представительство мнений г) Разрешение жалоб

 

Жан Боден (1530-1596 г). Основные произведения; «6 книг о республике» (его имя это синоним суверенитета)

1. Особенность учения о государстве в том, что рассматривалось государство как семья. Семья - это основная социальная ячейка в обществе. Государство - это множественность семей, управляемая сувереном в соответствии с правом. Организация правления в семье является достаточно оптимальной. Оптимальная форма правления для него это королевская власть с элементами демократии и аристократии. Право и справедливость два взаимосвязанных понятия, но два других понятия: норма и приказ - Право базируется на справедливости, норма на приказе. Суверен не создает право, он создает норму, а значит приказ. Восприятие власти, т.е. государства - народ вправе передать власть от одного гражданина к другому как свое собственное имущество. Поэтому суверен один из граждан.

2. Понятие суверенитета. Суверенитет - длительность, постоянность, неограниченность. Выражается в 5 чертах (т.е. власть суверенна, когда обладает чертами): 1. Издание Z 2. решение Z войны и мира 3. назначение должностных лиц 4. суд последней инстанции 5. П на помилование

3. Выделение 3 типов государства: 1. Законное государство, подданные управляются Z суверена, принимаемыми в соответствии с Z природы, с сохранением естественного П подданных, значит у них есть П убрать суверена, если его Z не соответствуют Z природы. 2. Вотчинное (сеньориальное) государство, правление силой оружия по принципу силы. 3. Тираническое государство - правитель отвергает синьориат, естественное П подданных и распоряжается их имуществом как своим собственным. Для Бодена государство - цель, для Макиавелли - средство.

 

Аруэ Франсуа Мари Вольтер (1694-1776).

Блистательный мыслитель эпохи просвещения. Его незаурядность: 1.Учение о свободе 2. Идея гуманистического развития мира 3. Антикатолицизм

Специальных политических произведений нет, в основном пьесы, статьи, памфлеты.

1. Религия. Был проклят римской католической церковью. «Если бы бога не было, его следовало бы придумать» Он не видел в мире лучшего экономического правительства, нежели религия. Она производит свой товар не отвечая не за что. Церковь необходима как узда для народа. Ненавидел народовластие и демократию: «чернь должна быть там, где она есть».

2. Свобода и равенство. Свобода личности превыше всего, даже свободы общества в целом. Свобода может зависеть только от закона. Там где нет законов, нет и свободы. - Свобода слова - Свобода совести - Свобода печати - Право на труд,

Он воспринимал равенство только в юр. смысле: все должны быть одинаково равны перед Z, одинаково зависимы и одинаково защищены Z. С т.з. равенства предполагал зависимость от имущественного положения. Выступал за ликвидацию сословных привилегий, ликвидацию церковных судов, замену аристократии бюрократией, за допущение адвокатов в судебный процесс, за отмену пыток.

3. Государство. Сторонник просвещенного абсолютизма. Переписывался со многими монархами. Не отдавал предпочтения форме, организации власти, процедуре ее формирования.

 

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) – кабинетный мыслитель, испытал влияние Французской революции. Представитель немецкой классической философии.

Основные произведения: «Философия права», «Философия духа», «Конституционная Германия».

Философия. Гегель – объективный идеалист, рационалист, создатель универсального метода – диалектики, систематик.

Основная категория его философии – абсолютная идея (первичная реальность, то, что не имеет начала). Абсолютная идея – источник всего сущего.

Диалектический метод (метод познания действительности в развитии и самодвижении). Каждое понятие сначала отрицается, порождает свою противоположность, а из сопоставления и борьбы противоположностей возникает новое единство (тезис, антитезис, синтез).

Система знаний. (от низшего к высшему)

I. Логика

II. Философия природы

III. Философия духа

1. Субъективный дух

1) Антропология (душа как чувствующая субстанция тела)

2) Феноменология (превращение души в сознание)

3) Психология (теоретические и практические способности души).

2. Объективный дух

1) Абстрактное право

· Собственность

· Договор

· Неправо (правонарушение)

2) Мораль

3) Нравственность

· Семья

· Гражданское общество

· Государство

3. Абсолютный дух

1) Эстетика (искусство)

2) Религия

3) Философия

Философия права – троичная структура (в сфере объективного духа).

Применение диалектического метода может служить осуществление понятия «право» через три главных формообразования свободной воли (право через свободу): абстрактное право, мораль, нравственность. Движение от абстрактных форм к более конкретным.

1) Абстрактное право – сфера возможного проявления свободной воли человека.

1) Собственность (право осуществляется волей одного лица);

2) Договор (право осуществляется согласованной волей двух или более лиц);

3) Неправо (противоречия воли разных лиц).

2) Мораль – конкретизация понятия права в поступках субъекта, правомерном или неправомерном поведении (субъективное отношение человека к своему поведению).

3) Нравственность – абстрактное право и мораль приобретают свою действительность и конкретность, а свобода конкретизируется в:

1) Семье;

2) Гражданском обществе;

3) Государстве.

Понимание права. Гегель выделяет философское («идея права есть свобода воли») и прикладное (необходимо для практической юриспруденции) понимание права.

Философское понимание: Право определяет сферу разумной свободы лица, ограниченную такой же свободой других лиц. Прикладное понимание: позитивное право (правило поведения превращается в норму права, когда оно признано государством).

Понятие «права» получает следующие значения: 1) право как свобода («идея права»»); 2) право как определенная ступень и форма свободы («особое право»); 3) право как закон («позитивное право»).

Отрицание противопоставления естественного и положительного права - Гегель различает право и закон, но не противопоставляет их. «Право в себе» превращается в закон («особое право», «положительное право») путем законодательствования, что придает праву форму всеобщности и подлинной определенности.

Понимание гражданского общества (институты, способные практически независимо существовать в государстве). Отрицание противопоставления естественного и положительного права приводит к замене понятия «естественное состояние» категорией «гражданское общество» и разграничение его с государством. В гражданском обществе 3 сословия:

1) субстанциональное (крестьяне и дворяне – первооснова);

2) промышленное (рабочие, фабриканты, торговцы);

3) всеобщее (чиновники).

Гражданское общество – экономический закон. Государство не вмешивается в экономику, это этический закон.

Понимание государства. Государство как высшая форма нравственности призвано доминировать над гражданским обществом и обеспечить подлинную свободу индивидов взамен борьбы всех против всех.

Гегель отвергает теорию общественного договора, проявление Бога. Нет ценности выше государства, высшая цель. Свобода начинается с собственности, а реализуется в полном объеме в государстве.

Конституционные взгляды. Отрицает разделение властей. Не считал суд особой ветвью власти. Выделял законодательную, правительственную, королевскую власти. Конституционная монархия – идеальная форма

Представления о войне и мире и международных отношениях. Международное право – недействительное право, так как за ним нет принуждения, гарантии соблюдения его норм. Войны не только неизбежны, но и благоприятны (принесение в себя в жертву государства – долг каждого подданного). Война укрепляет национальное единство, останавливает внутренние беспорядки. Войны должны вестись по правилам.

Всемирная история:

1) Восточный мир (деспотии, Древний Египет) – свобода принадлежит одному;

2) Греко-римский мир – свобода принадлежит нескольким лицам.

3) Германский мир – свобода принадлежит всем.

Гегель делит народы на исторические (оказывают влияние с помощью государства на ход мировой истории) и неисторические.

 

ГАНДИ Ганди внушил стране две идеи: 1) нужно не просить колониальные власти о самоуправлении, а бороться за него; 2) делать это должны не состоятельные люди и чиновники, составляющие большинство в ИНК, а массы. Сумел воплотить эти идеи в жизнь на национальном уровне (превратил ИНК во всенародную, дисциплинированную и способную к действию организацию). Провозглашал ненасилие высшей ценностью (этот принцип приобретал абсолютный характер и не подлежал пересмотру ни при каких обстоятельствах). Ненасилие - не только метод сопротивления, тактика борьбы, но и главный принцип целостного мировоззрения, учения о смысле индивидуальной и общественной жизни, основа социального и политического идеала. Путь индустриализации считает ошибочным (отвергает европейскую цивилизацию с ее стремлением к материальным благам в ущерб духовному росту). Эта цивилизация основана на насилии (оно порождает эксплуатацию человека человеком, капитализм, колониализм и империализм). Картина всеобщего благоденствия - идиллическое изображение простой сельской жизни индустрия сведена к минимуму; каждый трудится для пропитания и пользуется равными правами со всеми. Обычное государство рассматривал как аппарат принуждения, бездушную машину, подавляющую человека. Переходная форма - преимущественно ненасильственное государство (сохраняются вооруженные силы; не упразднено социальное неравенство и эксплуатация). Идеал Ганди - один из вариантов утопического социализма с примесью ненасильственного анархизма.Видел в древней системе четырех варн разумный социальный порядок, основанный на разделении труда, но в то же время не признавал бесчисленных каст, не одобрял запрещение межкастовых браков. Социальные вопросы (ограничивался умеренными требованиями, касающимися частных улучшений жизни и быта трудящихся масс; ради сохранения единства нации в антиимпериалистической борьбе призывал отложить до завоевания независимости попытки реформировать внутренние социально-экономические отношения). Реальная часть политической программы (требования независимости и применение ненасильственных методов борьбы). Ненасильственное сопротивление стало главной формой национально-освободительного движения в Индии (четко отделив национальную борьбу от социальной Ганди сумел обеспечить национальное единство при гегемонии буржуазных кругов, доминировавших в ИНК).

Томас Гоббс (1588-1679 гг.) – английский философ.

Основные произведения: «О гражданине», «Левиафан».

Естественное состояние. Изначально все люди неравны, но компенсируют это физическими или умственными способностями, поэтому все имеют одинаковое «право на все». Однако эгоизм, жажда власти и наживы приводят к «войне всех против всех», что равнозначно отсутствию прав вообще.

Естественное право. Естественный закон. Естественные законы, по Гоббсу, не элемент естественного права. Наоборот, они приходят ему на смену. Право состоит в свободе делать или не делать что-либо, а закон обязывает либо к тому, либо к другому. Естественное состояние и действующее в нем естественное право на все – это неограниченная свобода, а диктуемый разумом естественный закон – это предписание, ограничение закона.

Фундаментальный закон: следует искать мира и следовать ему. Остальные (18) естественных законов можно сформулировать: не делай другому того, чего ты не желал бы по отношению к себе.

Общественный договор. Путем взаимной договоренности индивиды доверяют единому лицу – суверену – верховную власть над собой. Государство и есть это лицо использующее средства всех людей так, как оно считает необходимым для их общей защиты.

Государство – единое лицо. «Государство — это есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты». Аналогия государства с человеком: государство – «искусственный человек» (Левиафан); суверен – душа государства, судебная и исполнительная власть – суставы, тайные агенты – глаза государства, гражданский мир – здоровье, а гражданские войны – болезнь государства. Составляющие государство люди как бы срослись, стали новым организмом, утратили свою первоначальную обособленность. Гоббс отвергает теорию разделения властей, так это означало бы разделение суверенитета. Соотношение государства и закона. Естественные законы сами по себе к исполнению не обязательны, ибо это свобода что-либо делать или не делать. Необходим позитивный закон, лимитирующий право каждого на все и решающий, кому что принадлежит, что право, а что не право. Заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утратили право протеста против решений суверена. Отсутствие суверена оборачивается непрерывной «войной всех против всех». Абсолютная власть государства – гарант мира и реализации естественных законов. Государство издает гражданские законы. По своему содержанию гражданские законы – те же естественные законы, но только подкрепленные абсолютным авторитетом и мощью государства. Формы государства. Выделяет 3 формы государства: демократию, аристократию, монархию. Демократию не одобряет - «черни недоступна большая мудрость»; при демократии возникают партии, что ведет к гражданской войне. Аристократия тем совершеннее, чем меньше походит на народное правление и чем больше сближается с монархией. Монархия – лучшая форма – соответствует идеалу абсолютной и нераздельной власти. Отношения между государствами. Отношения между государствами представлялись Гоббсу сферой, где сохраняется естественное состояние, т.е. идет война всех против всех.

 

Гуго Гроций (1583 – 1645 гг.) – знаменитый голландский доктор права, идеолог нидерландской революции.

Основное сочинения: «О праве войны и мира», «Свободное море».

Учение о праве. Соотношение естественного и позитивного права. Естественное право у Гроция – право «в собственном смысле слова», не зависящие от Бога. Его источник - разумная воля человека с присущим ему «стремлением к спокойному, руководимому собственным разумом общению с себе подобными». Философское основание такого суждения – рационализм. Свет разума, а не божественное откровение может разрешать социально-политические конфликты и быть верховным судьей. Гроций выделяет естественное право и волеустановленное (позитивное). Последнее, в свою очередь делится на божественное (не желал вступать в конфликт с богословием), и человеческое – внутригосударственное и международное (воля людей является источником обязательных правил, установленных соглашением, «договоры должны выполняться»). Нормы, установленные людьми, должны соответствовать принципам естественного права. Естественное право не может быть изменено даже Богом. Естественное право – справедливость между равными, а волеустановленное регламентирует отношения между господами и повинующимися.

Понимание государства. Право предполагает возможность принуждения, осуществляемое государством. Государство – «совершенный союз свободных людей ради соблюдения права и общей пользы». Государство – результат сознательной деятельности людей, оно возникло как следствие общественного договора. До учреждения государства люди находились в естественном состоянии. В начале оно было весьма благополучным, не было частной собственности. С развитием ремесел, искусств, появления частной собственности исчезли равенство, справедливость, а возникли конфликты. Чтобы восстановить чувство безопасности люди заключают общественный договор, т.е. объединяются в государство. Гроций не считал народ носителем суверенитета (он добровольно передал свой суверенитет избранным лицам).

Формы правления. Не делает вывода о том, какая из форм – лучшая. Главное, чтобы она отвечала потребностям народа. Тем не менее симпатии склоняются к аристократическому или монархическому правлению.

Сопротивление власти. С одной стороны, Гроций признает, что никого нельзя принудить подчиняться распоряжениям,противоречащим нормам естественного права. С другой стороны, государство во имя обеспечения безопасности наделяется высшим правом лишать подданных возможности сопротивления. Право народа на восстание допускается лишь в исключительных случаях (не приведет к разрушению государства и к гибели большого числа ни в чем неповинных людей).

Международное право. Считал, что в основе международных отношений должны лежать право и справедливость. Источник этого права – природа и разум человека, а так же соглашения народов. Это часть естественного и часть положительного права. Не всякая война, по мнению Гроция, должна быть запрещена. Война – естественный способ защиты законных интересов государства. Войны делил на справедливые (оборонительные) и несправедливые (завоевательские). Войны должны вестись по правилам, чтоб не страдало мирное население.

 

Декабристы

Павел Иванович Пестель (1793-1826гг.). Общие позиции: Государство всегда должно базироваться на идее равновесия, м/у П и обязанностями личности и собственно государства. Целью гос. устройства д/б возможное благоденствие всех и каждого на основе единого Z.

Выделял 3 категории Z: 1. духовные (священное писание). 2. естественные (требования природы). 3. гражданские (постановления государства)

П на революционное ниспровержение правительства в случае, если его действия противоречат духовному, естественному, гражданскому Z.

Осн. мероприятия по «Русской правде» (план соц. преобразования России):

1. ликвидация крепостного П, безвозмездное наделение крестьян землей; ликвидация крепостного П должна привести не ликвидации П собственности на землю, а превращение этих людей в собственников, а следовательно, должна быть частная собственность (или волостная) на землю. 2. учреждение республики. Принятие высшего Z - который он называл гос. заветом, как высший основной Z.

Разделение властей: • Народное вече - высший законодательный орган, однопалатный; примерно 500 человек; на 5 лет прямым голосованием, участвует взрослое мужское население от 25 и выше. • Державная дума - высший исполнительный орган, состоит из 5 человек; избирали из 5-х президента на год; каждый член думы избирался на 5 лет; назначали министров. • Блюстительная власть или верховный собор; состоит примерно из 1230 человек, которых он называл боярами; назначалось пожизненно народное вече по предложению от губернии. • Проводил юр. экспертизу нормативных актов, принятых народным вече и державной думой. • За каждым из бояр закреплено министерство, подчиненное державной думе

• Назначал главного, а если война выйдет за рубежи, принимал на себя главное командование. • Россия должна стать федеративным государством. Состоять из 10 областей и 3 уделов. Каждая область состоит из 3 губерний, последние делятся на уезды, а уезды - на волости.

Необходимо ликвидировать все гражданские чины и звания. Необходима единая общность - русские; един: язык - русский. Выделял национальное самоуправление только для Польши. Будучи атеистом считал, что необходима гос. поддержка православия и устранение деятельности всех полит. партий в России. Говоря о фазе революционного переворота выделял 2 позиции: а) Необходимость военно-революционного переворота

б) Уничтожение царской семьи. 5. Установление временного правительства диктатором сроком на 10-15 лет (на 14.12,1825г. диктатором был назначен князь Трубецкой)

Никита Михайлович Муравьев (1796-1843). Главная идея: самодержавие - грубейшее нарушение естественных П и свобод человека и гражданина.

Основные идеи: 1. отмена крепостного права с выделением каждому крестьянину двора и 2 десятин. 2. введение единой системы налогообложения с 18 до 60 лет. 3. введение свобод (совести, печати, собрания и т.д.). 4. ликвидация всем дворянских чинов и званий, сословных привилегий

Система органов власти: • высший законодательный орган - 2-х палатный парламент; нижняя палата представителей из 450 депутатов, избранных народом сроком на 2 года; верхняя палата (народное вече) - 45 депутатов, избираемых на 6 лет, после 30 лет, каждый д/ б иметь не менее 6 тыс. серебром, через каждые 2 года ратирование 1/3. Гос. служащие не м/б депутатами, а П законодательной инициативы обладали депутаты палат и министры. • Исполнительная власть принадлежит монарху, который одновременно и главнокомандующий. • Судная власть: низший уровень в уездах - совестные седы, каждый гражданин мог быть судьей и обладать доходом 2 тыс. серебром, несменный до 70 лет; средний уровень - державные или областные суды; высшая судебная инстанция - верховное судилище, которое состояло из 5-7 судей, избираемых народным вече, должны были иметь 15 тыс- серебром, несменны до 70 лет, должны были получать 10 тысяч серебром.

Предлагал фед.е устройство России, кот. должна состоять из держав, в каждой из которых д. быть 2-х палатный парламент: • Державная или областная дума •Палата выборных. С его т.з. весь статус державы, система органов власти должна быть закреплена в федеральной конституции. У державы не д/б П внешних сношений и конституции.

 

Семен Ефимович Десницкий (1740-1789).

Закончил духовную семинарию, академию в Глазго (юр. факультет), первый в России доктор юр. наук, профессор МГУ. Не в полной мере разделял концепцию общ. договора. Главная идея: хронологические этапы человеческого развития определяются видами его деятельности. Выделял 4 вида деятельности: охота, скотоводство и пастушество/хлебопашество (земледелие), коммерция. Первые две начальные формы и характерны для коллективизма; на третьей стадии зарождается частная форма собственности и на четвертой рождается государственность. Главная цель; достичь наибольшего количества благ наибольшим числом людей. Концепция разделения власти (5 ветвей);

1. законодательная: осуществляется монархом + представительный орган (сенат - 600-800 человек - депутатов от всех сословий, небольшой имущественный ценз, срок 5 лет, не > трех созывов)

2. высшая судебная власть принадлежит сенату, но с дозволения монарха

3. исполнительная власть - монарх с правом вето; впервые отделяет судебную власть от административной, но всесословный суд при местной администрации, суд присяжных, гласность, публичность, непрерывность процесса. Он вводит европейские элементы в российскую действительность.

4. наказательная власть: назначается монархом при губернском суде для обжалования действий воеводы.

5. гражданская власть: определяется выборным местным самоуправлением.

Система отраслей права: гос, уг, гр, воинское. Выступал против смертной казни, за исключением случаев умышленного убийства и измены родине.

 

1) Рудольф фон Иеринг (1818 – 1892). ОП: «Дух римского права на различных ступенях его развития», «Борьба за право», «Цель в праве».

Один из крупнейших немецких юристов XIX века. Исходит из философии позитивизма. Он полагает, что в природе действует закон причинности, закон механического свойства, в обществе же действует целевой закон, закон психологического свойства, который гласит: «нет деяния без цели». Возводит стену между природой и обществом и отрицает, что в обществе, как и в природе, независимо от воли и сознания людей действуют определённые закономерности. Телеологический подход. Социальная деятельность обеспечивается двумя факторами – эгоизмом и самоотречением. Признавалось основным моитвом человеческой деятельности эгоизм, но достигая эгоистических целей индивид одновременно удовлетворяет некоторые потребности других членов общества и тем самым содействует достижению общественных целей. Для приведения действий эгоистического индивида в соответствие с целями общества Иеринг предлагает два старых средства: вознаграждение и принуждение (наказание). Вознаграждение осуществляет в сфере гражданского оборота, наказание – гос-вом.

2) Гос-во и право должны обеспечить спокойное существование общества. Учение И. о праве тесно связано с понятием интересов и их обеспечением посредством силы. Формирование права И. представлет соедующим образом. С того момента, когда природа перестала доставлять без всяких усилий со стороны человека достаточное количество средств для поддержания его существования, возникла первая причина для приобретения имущества с целью обеспечения собственной жизни. А без права «нет обеспечения ни для жизни, ни для имущества». Гарантом права первоначально выступает сила отдельного индивида, посредством которой он в случае столкновения с себе подобным решал борьбу в свою пользу благодаря физическому превосходству. И только на высших ступенях человеческого развития право, утверждал Иеринг, есть правильно понятая политика власти, своего рода опыт, который учит адекватному применению силы и власти. И в этом случае право охраняется посредством силы, превосходящей силу каждого отдельного индивида, а именно государственной властью. Право имеет целью условия существования всего общества. Право осуществляет необходимое принуждение и обеспечивает выполнение обязательств в гражданском обороте. Оно позволяет ввести в осуществление эгоистических целей индивидов известный порядок, дать расчётливому эгоизму гарантию практического успеха и одновременно защитить интересы общества. В произведения И. содержится несколько определений права. 1) Право есть совокупность действующих в государстве принудительных норм. 2)Право есть система общественных целей и совокупность жизненных условий общества, обеспечивамых внешним принуждением, т.е. государственной властью, или что право есть юридически защищённый интерес. Также И. пишет, что 2 элемента образуют понятие права: 1)субстанциональный, в котором заключается практическая цель права, а именно: польза, благо, ценность,которые д.б. защищены правом; и 2) формальный, который относится к цели, как к средству.

3)Цели гос-ва и права совпадают. Классовый подход к этим явлениям И. отвергает. Основной идеей гос-ва представляется обеспечение общих всем интересов против угрожающего им частного интереса. Важнейшее свойство гос-ва способность применять принуждение. Но гос-во должно самоограничиваться правом. Учение Иеринга в целом отражало потребности развития германской буржуазии и вполне соответствовало её стремлениям создать сильное национальное гос-во, обеспечивающее условия для успешной экономической деятельности. Его теория называется: «реалистическая теория права».

 

Историческая школа права

1) Возникла в Германии в конце XVIII века и полностью сформировалась к середине XIX столетия. Основоположником исторической школы права (ИШП) был Густав Гуго, профессор Геттингенского университета. В научной литературе она в течение долгого времени рассматривалась как реакция феодалов на идеи и практику Французской революции 1789 года. Но на самом деле доминантой развития пол-прав представлений был сам общественно политический строй Германии. (Феодальный строй, в эк, соц. и полит плане одна из отсталых стран Европы в то время).

2)Густав Гуго (1764-1844). Основные произведения (ОП): «Учебник естественного права как философии положительного права»; «Законы не являются единственным источником юридических истин».

В первом произведении Гуго ставит вопрос о длительном историч процессе формирования права и отвергает мнение, что правовое регулирование может осуществляться сверху.

Закон не единственный источник права. Право образуется не только в результате законотворческой деятельности, но и помимо воли законодателя. Пример: обычное право, преторское право в Риме.

Юриспруденция состоит из: а)юридической догматики; б)философии позитивного права; в)истории права. Первая занимается действующим (позитивным) правом и есть «юридическое ремесло». Вторая – «разумная основа научного познания права» - учёная юриспруденция. Третья показывает, что право складывается исторически, а не создаётся законодателем.

Во второй работе утверждает, что право развивается вместе с языком, и что оно складывается само по себе, без чьих-либо соглашений и приказов. Позитивное право не искусственное. Уподобляет формирование права складыванию правил различных игр. То, что предписывается законно, не всегда совпадает с тем, что осуществляется в действительности.

Комментарий: обычное право складывалось исторически. Это первый этап формирования права. Но впоследствии серьёзную роль в образовании права стали сознательно играть люди. Н-р, римские юристы.

3)Фридрих Карл Савиньи (1779-1861). Известный цивилист, профессор Берлинского университета. ОП: 6-томная «Система современного римского права», книга «Право владения».

Право, как и язык, и нравы определяется своеобразием, свойственным каждому народу. В них находит выражение «общее убеждение» народа. Право не произвольное установление законодателя, а органический продукт «народного духа», народного сознания. Возражая против законодат творчества, Савиньи заявляет, что право само по себе непрерывно и закономерно развивается как продукт действия внутренних, исподволь действующих сил. Не отрицает роли юристов в разработке права. Выделяет 2 главные стадии в развитии права: 1)естественного права (naturaliches Recht); 2)учёного права (gelehrtes Recht). 1)Право живёт в сознании народа и проявляется как обычное право; 2)обнаруживается в трудах учёных юристов, выступающих в роли представителей народа.

Наилучший источник права – обычай, защищает феодальное обычное право Германии. Важно: в 1814 году выступил против сторонника ест-прав доктрины Тибо, который предложил кодификацию немецкого права. Издал брошюру «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению». Ссылался на несвоевременность кодификации, принцип разума не должен подменять принципа историзма.

4)Георг Пухта (1789-1846). ОП: «Обычное право» и «Курс институций».

Право есть результат деятельности народа, продукт народного духа. Правовая ветвь народной жизни. Право есть выражение «общего сознания народа», «общей воли всех участников правового общения». Прав. норма обязательна в силу того признания, которым она пользуется в общем убеждении народа. Органическое развитие права из народного духа. Мышление учёных-юристов оказывает заметное влияние на развитие права.

Государство создано той же силой, что и право – «народным духом». Но в конечном счёте и право и гос-во имеют божественное происхождение.

Пухта сторонник монархического правления.

5) Значение ИШП. Отвергли рационалистический схематизм и антиисторизм, характерный для идеологов эпохи Просвещения. Привлекли внимание к исторической обусловленности и эволюционности пол-прав институтов, к их национальной специфике. Противники реформ. Историзм превратился в средство поддержки старых порядков.

 

Модель идеального коллективистского государства (Т. Кампанелла).

Итальянский социалист Томмазо Кампанелла (1568-1639) изобразил свою утопию в книге "Город Солнца" Город-государство соляриев занимается военным делом (руководит этим правитель Мощь), наукой (под водительством правителя Мудрости), воспроизводством населения, обеспечением его пищей и воспитанием граждан (этим командует правитель Любовь). Во главе управленческой пирамиды города Солнца стоит премудрый Метафизик. В городе Солнца, где нет частной собственности, земледелие, ремесла и прочие занятия являются делом совместного труда соляриев, коим ведают правители с подчиненными им должностными лицами - специалистами по одной из трех областей. Все, в чем солярии (жители города Солнца) нуждаются, "они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получал больше, чем ему следует" Государство вмешивается буквально во все (даже в творчество поэтов), делая это, разумеется, в интересах общего блага, чтобы все были одинаково счастливы. Господствуют здесь установки на аскетизм, авторитаризм, отдельная человеческая личность пренебрегается (так, хоть граждане и участвуют в политическом процессе, на деле им отведена там роль статистов), даже имена детей подбираются "не случайно, но подбираются Метафизиком" Над городом Солнца царит дух однообразия: у всех одинаковые жилье, одежда, пища, занятия, развлечения, строй мысли, обыкновения и пр. Доминируют интересы государства, а интересы частных лиц существуют постольку, поскольку все они являются частичками единого государственно-общественного целого. Нет не то чтобы сфер, даже уголков общественной жизни, скрытых от всевидящего ока государства и лично Метафизика.

 

Иммануил Кант (1724-1804) – кабинетный работник. Представитель немецкой классической философии.

Основные произведения: «Основы метафизики нравов», «Критика практического разума», «К вечному миру».

Философия. Переходный период на рубеже двух эпох – Просвещения и Пессимизма.

Выделяют два периода в развитии философских взглядов Канта: докритический и критический. Это разделение связано с 3 произведениями Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». В докритический период верил в способность человеческого разума познать предметы и явления такими, как они существуют на самом деле. В критический период пересмотрел свои взгляды на человеческое познание (человек не всемогущ).

Кант делит мир на 1) мир феноменов (явлений) и 2) мир ноуменов («вещей в себе», закрытых для человеческого понимания). Феномены – познаваемы (наука), а ноумены – нет (интуиция).

Кант – агностик (мир не познаваем). Кант не является ни материалистом, ни идеалистом.

Этика Канта (Этика – наука о морали, добре и зле).

Кант считает, что человек может быть человеком потому, что от рождения у него есть чувство, что человек – высшая ценность. Порожденные разумом нормы являются императивом, т.е. правилом, «которое характеризуется долженствованием, выражающим объективное принуждение к поступку». Выделяет условный и безусловный императив. Условный (гипотетический) выполняется при наступлении определенного условия. Категорический (безусловный) выполняется безотносительно какого-либо условия. Поведение человека морально только тогда, когда он руководствуется чувством долга. Категорический императив: 1) «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». 2) «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Понятие права. Кант представитель теории естественного права (человек как общественное существо – источник происхождения права; естественное право – покоящееся на одних только априорных принципах, продиктованных разумом).

Право по Канту - совокупность условий, при которых произвол одного лица совмещается с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. Право предполагает идеи равенства. Это буржуазное понимание права. Всеобщий правовой категорический императив: «Поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной с всеобщим законом».

Понятие государства. Кант - подлинный идеолог теории правового государства.

Государство – объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Государство реализуется через право. Говоря о происхождении государства, придерживался теории общественного договора (народ отказывается от своей естественной свободы, но только для того, чтобы вновь обрести ее в качестве граждан государства).

Народный суверенитет. Суверенитет принадлежит народу и выражается в его общей воле. Организация государства: либеральная модель – разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная). Центральная ветвь – судебная.

Форма правления. Согласно количеству носителей высшей власти выделяет 3 формы государства: автократия (шире монархии), аристократия, демократия. При наличии разделения властей – государство республиканское, при отсутствии – деспотическое. Категорический императив означал требование республики.

Изменение форм правления – нормальное явление, но оно должно происходит не путем народного бунта (у народа нет права на восстание), а путем реформ. Но если революция произошла, то следует подчиниться новой власти.

Кант о войне и мире. Кант выделяет правомерные (оборонительные) и неправомерные войны. Кант – пацифист, антимилитарист, борец за мир. Формирует ряд принципов, которые способствуют предотвращению войны. Гарантии мира в республиканском строе, при котором право объявления войны принадлежит законодательному собранию.

Теория вечного мира. Полное торжество мира возможно только при объединении всех государств в федерацию на началах права (каждое государство сохранят свой суверенитет). Вечный мир – это категорический императив, хотя и нереальный.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1204 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2267 - | 2040 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.