формы:
- монархическая форма правления феодального государства периода абсолютизма «тяготеет» к унитарной, централизованной форме государственного устройства и автократическому политическому режиму;
- республиканские формы правления государства соответствуют
демократическим политическим режимам;
- наличие двух и более наций в обществе способствует образованию федеративного государства.
Форма государства | ||
Форма правления | Форма государственного устройства | Политический режим |
монархия | унитарное | демократический |
республика | федеративное | антидемократический |
конфедеративное |
Вопросы для самоконтроля:
1. Из каких элементов складывается форма государства?
2. Каково соотношение формы и содержания государства?
3. Можно ли федерацию считать промежуточной формой между унитарным государством и конфедерацией?
РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИЯ ПРАВА
ТЕМА 11. ПРАВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ
Юристы «до сих пор все еще ищут и не могут найти
определения для своего понятия понятия права»
Е. Б. Пашуканис
«...ибо от слов своих оправдаешься... «
(Матф., 12, 36-37)
История возникновения права:
- В начале цивилизации право было устным (т.е. неписанным).
- Устное, неписанное право (jus поп scriptum) составило фундамент права писанного.
- Древние воспринимали право в трех значениях: а) как искусство (ars); б) как науку; в) как сведения.
- В основании права лежало религиозное начало, поэтому право в целом консервативно.
Правопонимание
Право по Гегелю - это «есть царство реализованной свободы духа, порожденный им самим как некая вторая природа». — (Гегель. Философия права Т. VII. М, 1934. С. 31).
Право по К. Марксу и Ф. Энгельсу - это «возведенная в закон воля... класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни... класса. — (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 4. С. 443). 1
Право по Г. Ф. Шершеневичу - «это правила общежития, поддерживаемые государственной властью» - (Шершеневич Г.Ф. Общая теорияправа. М., 1910. С. 368).
Право по В. С. Соловьеву - это «равновесие двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» - (Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия/ Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1988.С. 41).
Право по В. Соловьеву - это «есть низший предел или некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный» - (Соловьев В. Право и нравственность. Очерки по прикладной этике. СПб., 1899. С.26).
Право по Н. М. Коркунову — это «не всякая охрана интереса, хотя бы отдельно взятого, а только охрана интереса в отношении к другому».- (Коркунов Н.М.. Указ и закон. СПб., 1894. С. 237).
Право по В. И. Ленину - это «есть применение одинакового масштаба к различным людям». - (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С.93).
Право по П.И. Стучка — это «...система (или порядок) обществ
отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая организационной силой его (т. е. этого класса)» - (Стучка П.И. Революционная роль советского права. М., 1931. С. 7).
Право по Е. Б. Пашуканису — «есть способ общения разъединенных социальных элементов». — (Пашуканис Е.Б. Избр. труды по общей теории права и государства. М., 1980. С. 128).
Право по В. С. Нерсесянцу - «это всеобщий масштаб и равная мера свободы индивидов). — (Нерсесянц В.С.. На путях к праву: от социализма к постсоциализму // Советское государство и право. 1991.№2. С. 61);
Право по С. С. Алексееву - «это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся обязательным, нормативно-государственным критерием правой дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения»". Алексеев С.С. Теория права. М., 1993. С. 123).
Итак, для «глубокого познания права все определения, если они отражают хоть какую-то часть реалии, полезны. Для практического использования пригодно единое понимание права».- (Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М, 1992. С. 114).
Все научные подходы к определению понятия права в теории государства и права принято делить на следующие научные школы:
1. Нормативистская (право - это правила поведения, изложенные в законах и иных нормативно-правовых актах, которые устанавливаются и охраняются государством. Представители: Р..Штамм, П. И. Новгородцев, Г. Кельзен);
2.Естественно-правовоая (право - это не тексты законов, а форма общественного сознания или система общественных понятий о правах, свободах и обязанностях граждан. Законы могут совпадать с данной системой или не совпадать. Представители: Ж.Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, А. Н. Радищев);
3. Социологическая (право — система правоотношений, проявляющаяся в поведении людей. Представители: С.М. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич, Л. Дюги).
4. Классовая (право — воля экономически и политически господствующего класса общества. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).
5. Психологическая (право – это переживания человека, которые учитывают чьи-либо обязанности или чьи-либо притязания на осуществление определенных действий. Представители: Л.И.Петражицкий, Н.М.Коркунов, Ф.Ф.Кокошкин, М.А.Рейснер и др.).
В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях:
- право как естественные притязания человека (на жизнь, честь, достоинство и т. п.);
- право как система юридических норм, установленных государством (право в объективном смысле, т. е. действует независимо от воли лица);
- право как система всех правовых явлений общества (правовые системы);
- право как официально признанные возможности государства, общества (право в субъективном смысле, т. е. принадлежащем отдельному лицу — субъекту права).
Сущность права ( т. е. то главное, основное в праве) — это признанная обществом мера социального мира и форма социальной организации, согласия, направленная на регулирование общественных отношений, oxрану естественных прав и свобод человека.
Признаки (свойства) права:
- объективная обусловленность;
- нормативность;
- интеллектуально-волевой характер права, т. е. право как проявление воли и сознания людей;
- общеобязательность;
- системность;
- формальная определенность;
- государственная защищенность.
В то же время, право это:
- не абсолютная ценность общества;
- динамичная, переходящая форма социальной организации;
- социальный регулятор, сочетающий в себе как объективные, так и
субъективные свойства.
Принципы права - это руководящие идеи, характери-зующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.
Виды принципов права:
- общеправовые (действуют во всех отраслях права);
- межотраслевые (действуют в нескольких отраслях права);
- отраслевые (действуют в рамках одной отрасли права);
- принципы правовых институтов (действуют в рамках института права).
Общеправовые принципы права:
- демократизм;
- законность;
- гуманизм;
- справедливость;
- юридическое равенство;
- социальная свобода;
- истинность;
- взаимная ответственность государства и личности.
Межотраслевые принципы права:
- состязательность (в гражданском и уголовном процессе);
- материальная ответственность (в гражданском, финансовом праве и др.);
- диспозитивность (в гражданском, трудовом праве).
Отраслевые принципы права:
- равенство супругов (в семейном праве);
- презумпция невиновности (в уголовном праве и процессе);
- оплата по количеству и качеству труда (в трудовом праве) и др.
Принципы правовых институтов:
- неотвратимость, своевременность, обоснованность, индивидуализация и др. (институт юридической ответственности);
- равенство всех форм собственности (институт собственности) и др.
В зависимости от понимания права, выделяют следующие модели соотношения права и государства:
- тоталитарная (государство как суверенная организация политической власти, выше права, создает право своей волей);
- либеральная (право выше государства и «связывает» его);
- прагматическая (право - это система юридических норм, создаваемых государством, но в то же время само государство «связано» правом).
Соотношение права и государства:
- право возникло до появления государства (и закона) и cyществовало в форме нравственных постулатов;
- право - порождение общества, закон – государства.