Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Примеры тестовых заданий для проведения




РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

 

Тестовое задание включает в себя перечень вопросов, каждому из которых следуют четыре варианта ответа. Правильным является один вариант из четырех. При проведении тестирования студент отмечает в бланке теста тот вариант ответа, с которым он согласен более всего. Та или иная оценка по результатам рубежного контроля выставляется в соответствии с количеством правильных ответов на вопросы задания.

Пример 1: Этот философ впервые употребил формулировку «война против всех» для характеристики изначального (естественного) состояния человека. Источник этого – равенство способностей индивидов и естественное право (право всех на все). Именно война всех против всех делает неизбежным договор о создании государства и возникновение морали(точнее – морально-правовой системы). Это –

1) Т.Гоббс, 2) Д.Локк, 3) Г.Лейбниц, 4) Ж.Руссо;

Пример 2: Добро и зло являются соотносительными категориями в этике. Какое понимание добра и зла утверждается в христианстве и, в конечном счете, в европейской этике:

1) добро абсолютно, зло относительно; 2) добро и зло равноправны;
3) добро и зло абсолютны; 4) добро и зло относительны.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Преподавание профессиональной этики предполагает знание основных, базовых для данной учебной дисциплины понятий и категорий общей этики. По этой причине начальные темы посвящены рассмотрению проблем общей этики.

Определенная сложность при работе над учебным материалом состоит не столько в его содержании, сколько в отсутствии почвы для его восприятия. Философия с ее понятийным аппаратом, на который опирается этика, еще не изучена, изучение нравственно-этической проблематики профессиональной деятельности также не находят опоры ни в опыте работы (его просто нет и быть не может, за исключением некоторых заочников), ни в знаниях тех требований, которые предусмотрены административным, уголовно - и гражданско-процессуальным законодательством.

Самым сложным при изучении данного учебного курса представляется, на наш взгляд, уяснение того, чем, собственно, занимается этика, каковы основные проблемы теории морали?

Тема 1 тематического плана дисциплины, давая ответ на этот вопрос, задает направление мысли и действий не только на период изучения данной учебной дисциплины (на 1 семестр), но и на все остальное время пребывания в вузе и за его пределами.

Будучи практической философией, давая людям практическое знание о моральных требованиях, знание, побуждающее действовать, этика не учит морали, а способствует научению морали на основе самосовершенствования человека. Рационально, теоретически можно обосновать даже преступление, а вот теорему добра создать и доказать не удается. В этике, в отличие от математики, нельзя получить однозначный, логично доказанный и экспериментально проверенный ответ. Можно логически доказать, почему не надо отдавать долги (денежные, например). Но мораль, а вслед за ней и этика, не прибегая к силлогическим упражнениям, говорят: долги следует отдавать. Мораль при этом исходит не из действительного положения вещей, а из должного, не из того, что есть, а из того, как должно быть. На этом же принципе базируется и наиболее обобщенное требование морали в так называемом «золотом правиле нравственности»: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Главный выбор в поступках человек делает сам, никто его принудить не может. Значит ли это, что человеку дается карт-бланш для произвола, поступков, совершаемых по принципу: что хочу, то и ворочу? Нет. Нравственный человек делает лишь необходимое, правильное, достойное, совестливое. Чтобы разобраться, почему так происходит, необходимо рассмотреть природу морали. А она очень противоречива, антиномична. Таких противоречий в природе морали несколько.

Противоречие 1. Нравственные требования, нормы поведения личности исходят от общества, но при этом общество может быть устроено плохо и руководствоваться аморальными принципами (тоталитарное государство, криминальная среда и т.п.), а человек, входя в противоречие с обществом, ведет себя высокоморально и является моральным авторитетом. Так кто же является творцом норм и правил нравственности?

Противоречие 2. У каждого народа, класса, сословия, коллектива своя мораль, свои представления о добре и долге, своя правда. Однако, «золотое правило нравственности» касается всех без исключения людей, кем бы они ни были. Как же нравственность может быть одновременно и разнообразной, и всеобщей?

Противоречие 3. Подлинно моральным считается поступок, совершенный бескорыстно, без особой цели: добро совершается ради него самого, по доброй воле. Таким образом, мораль как бы задает человеку цель – вый ти за пределы его биологического, животного состояния, стать человеком, совершенствуясь благодаря нравственным поступкам. Как же человеку одновременно быть и рациональным, а значит расчетливым и корыстным, и нравственным, а значит добрым и бескорыстным?

Противоречие 4. Человека воспитывают и родители, и окружающая среда, и общество в целом. Постепенно человек усваивает некоторые стандарты поведения и следует им в своей жизни, демонстрируя свое единство с другими людьми, выступая, как представитель разумного мира, как его универсальная единица, утверждающая своим поведением нравственную общность человечества. И тогда возникает вопрос: а как же в таком случае нравственное поведение индивида может противоречить общественной морали?

Противоречие 5. Мораль является причиной, порождающей определенные действия. Но вот какие конкретные причины лежат в основе нравственного поступка – определить не представляется возможным. Высоконравственный человек способен поступать вопреки обстоятельствам, логике, общественному мнению, своим привычкам, т. е. мотивация такого поведения ни к чему не привязана, ничем не обусловлена, она свободна от всего и всех. Эта свобода есть автономия личности, и в этом проявлении морали – ее величайшее достоинство. Но эта же самая свобода, дарованная моралью, накладывает на человека обязанность совершать нравственные поступки. А это уже несвобода.

Как же в одно и то же самое время можно быть свободным в совершении нравственных поступков и обязанным их совершить?

Ответы на эти и другие вопросы, включающие не только логическую цепь силлогизмов, но и отклик в душах студентов, могут быть даны при проникновении в суть этических учений, начиная с древности и вплоть до настоящего времени.

Нравственно зрелому человеку не составит труда выбрать нравственно безупречное поведение в сфере профессиональной деятельности, если он будет знать о ситуациях и коллизиях, с которыми сталкиваются люди данной профессии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 472 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2348 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.