Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные этапы истории Элама. Переселение иранских племен. История Мидийского царства в VII-VIвв. до н.э




Благоприятные природные условия способствовали раннему переходу племен, населявших территорию

Западного Ирана, к земледелию и скотоводству. Так, на западе, в горных районах Курдистана, первые поселки

общин, начавших заниматься этими новыми видами хозяйства, относятся еще к VIII—VI тысячелетиям до н. э.

В VI—V тысячелетиях до н. э. племена оседлых земледельцев и скотоводов широко расселяются по территории

Иранского плато, минуя лишь пустыни. Наличие месторождений медной руды способствовало раннему раз

витию металлургии, и уже в VI тысячелетии до н. э. из меди стали изготовлять проколки, булавки, бусы и

другие украшения. Раннеземледельческие общины делали разнообразную глиняную посуду, нарядно укра

шенную геометрической росписью и рисунками животных: козлов, барсов, быков, птиц, собак, змей.

Постепенно по уровню развития все более выдвигаются племена, обитавшие на юго-западе страны в

плодородньгх долинах Каруна и Керхи. Там уже в начале IV тысячелетия до н. э. развивается поливное

земледелие, появляются крупные населенные пункты, окруженные глинобитными стенами. В середине IV

тысячелетия до н. э. отмечается значительный прогресс ремесел: керамика изготовляется с помощью гончар

ного круга, распространяются литые металлические топоры и булавы с навершием в виде животных,

цилиндрические печати. На

некоторых из них изображены крупные храмовые постройки, что свидетельствует о существовании

монументальной архитектуры. Идет и социальное расслоение, обособляется общинная знать во главе с вож

дями-правителями. Погребения правителей в специальных гробницах в сопровождении запряженной быками

повозки и насильственно умерщвленного возницы напоминают обряд захоронения в царских гробницах Ура в

Месопотамии. В результате равнинная часть Юго-Западного Ирана, носящая название Сузиана, постепенно

превращается в настоящую житницу страны, где выращивали обильные урожаи ячменя, полбы и фруктов. На

печатях, которые датируются примерно 3000 годом до н. э., встречаются изображения плуга. В это же время

установились прочные торговые связи с Месопотамией. Вавилоняне и ассирийцы называли Юго-Западный

Иран Эламту («горная страна»). Это название сохраняется и в современной науке.

К началу III тысячелетия до н. э. в Эламе возникли раннегосударственные объединения. Столицей одного из

этих объединений стали Сузы, крупный город в долине Каруна и Керхи, на месте скрещивания важнейших

торговых путей, соединявших Элам с Месопотамией, а также с Северным и Восточным Ираном. Кроме Суз

существовали также небольшие государства (Аван, Аншан, Симаш и др.), из которых наибольшее значение

имел Аншан. Позднее все эти области были включены в единое государ-

ство, столица которого находилась в Сузах, а в отдельные периоды — в Аншане.

Эламская цивилизация оказывала значительное влияние на племена других областей Ирана, развивавшихся

в условиях первобытнообщинного строя. Так, таблички с эламской рисуночной письменностью были найдены в

Центральном (Сиалк) и в Юго-Восточном (Яхья-тепе) Иране. Возможно, эти находки отражают стремление

эламитов утвердиться на торговых путях, по которым в это время в Переднюю Азию доставлялись различные

товары, в том числе лазурит. Во второй половине III тысячелетия до н. э. на севере и востоке Ирана отмечается

интенсивная социальная дифференциация, выделение ремесел и формирование крупных центров городского

типа (Шахри-Сохте и др.).

Элам во второй половине III тысячелетия — первой половине П тысячелетия до н. э. История Элама на

всем своем протяжении была тесно связана с историей Двуречья. В XXIV—XXII вв. до н. э. он находился в

прямой политической зависимости от Аккадского царства. В этот период большинство документов и надписей

в Эламе составлялись на аккадском языке, эламские цари ставили в Сузах статуи аккадского царя Маништушу,

посвятив их местным богам. Около 2230 г. до н. э. эламский правитель заключил договор с аккадским царем

Нарам-Суэном. В нем эламит, в частности, заявляет: «Враг Нарам-Суэна—мой враг, друг Нарам-Суэна — мой

друг». В начале XXII в. до н. э. весь Элам стал единым и независимым государством. Но вскоре в страну

вторглись племена кутиев, обитавшие в горных районах Загроса, и подчинили ее себе. При царях III династии

Ура (конец XXII—начало XX в. до н. э.) Элам снова попал в зависимость от Двуречья, но уже в конце X X I в. до

н. э. добился самостоятельности и даже на время подчинил себе Ур. В конце XVIII в. до н. э. эламиты вновь

вторглись в Месопотамию и на целое столетие «наложили руки на святилища Аккада и превратили Аккад в

прах».

В III—II тысячелетиях до н. э. выработалась характерная для эламитов система государственной

организации. Наряду с верховным правителем всей страны, который носил шумерский титул суккалмах («ве

ликий посланец») и пребывал в Сузах,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 766 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2336 - | 2136 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.