2.
В современной педагогике существует ряд идей, которыми можно руководствоваться в организации воспитательной работы:
- воспитание - это органическая часть целого, т. е. "образования личности", оно осуществляется и под влиянием внешних факторов социализации, и внутренних процессов саморазвития личности (индивидуализации);
- процесс воспитания - это взаимодействие (сотрудничество взрослых и детей с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов образовательного процесса;
- "реализм целей воспитания" означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности; базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания;
- идея жизненного самоопределения личности воспитанника становится основополагающей для гуманистической ориентации педагога;
- участие детей во внеурочной воспитательной работе школы должно быть добровольным делом каждого и быть органическим звеном целостного образовательного процесса;
- коллективная творческая деятельность ("коммунарская идея") - это совокупность задач, методов, технологий, обеспечивающих создание развивающей гуманистической самоуправляющейся общности детей и взрослых.
Означенные идеи сыграли определенную роль в формировании демократического сознания педагогических коллективов, частично вошли в Закон РФ "Об образовании" в виде таких постулатов: воспитание как часть образования, самоопределение личности как цель образования, добровольность участия детей во внеурочной деятельности и свобода выбора занятий.
Движение школ по пути реформы со всей очевидностью обнаружило реалистичность, возможность осуществления воспитательного идеала, который можно обозначит так: "Свобода и саморазвитие личности!"1
3 Современные концепции воспитания
Периоду разграничения воспитания и образования, доводящего порой проблему до абсурда, похоже приходит конец. Ярким подтверждение связанного служит тот факт, что за какие-то последние пять-шесть лет, появилось более трех десятков различных концепций, в которых процессы воспитания и образования рассматриваются в единстве и взаимосвязи.
Приказом Минобразования России от 18.10.99 г. № 574 утверждена программа развития воспитания в системе образования, имеющая федеральный статус. Реализация программы рассчитана на период 1999–2001 годы; она является основой для разработки региональных и местных программ.
Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе «Об образовании» принципы гуманизма, определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
Программа имеет ведомственный статус и предназначена прежде всего для органов управления образованием, а также образовательных учреждений всех типов и видов.
Цель программы, как сказано в документе, состоит в создании условий для развития воспитания в образовательных учреждениях, содействуя развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала.
В задачу первостепенной важности входит повышение социального статуса воспитания, укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений. В соответствии с Законом «Об образовании» (в редакции Закона от 13.01.96 № 12-ФЗ) воспитание рассматривается как «целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности».
Ожидаемые результаты от реализации программы видятся в том, что комплекс намеченных мер должен обеспечить выполнение поставленных задач, повысить приоритетность воспитания в процессе образования и содействовать достижению единства воспитания и образования как двух взаимосвязанных компонентов.
Кроме Программы развития воспитания в системе образования, реализация которой истекает в 2001 году, подготовлен проект Национальной доктрины образования в Российской Федерации. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования на период до 2025 года, тем самым демонстрирует решимость и волю государства принять на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования.
Доктрина отражает новые рыночные условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров в вопросах качества общего и профессионального образования и воспитания подрастающего поколения.
Названные программные документы относятся к типу стратегических, поскольку определяют воспитательно-образовательную политику в России на ближайшие годы. Наряду с такого рода программами, в настоящее время увидели свет авторские концепции, которые углубляют, конкретизируют многие положения, заявленные в федеральных программах.
Так, концепция Е.В. Бондаревской рассматривает воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Исходной позицией концепции служит положение о том, что воспитание выполняет в обществе прогрессирующую и стабилизирующую функции: – сохранения, воспроизводства и развития культуры; – обслуживания исторического процесса смены поколений; – создание условий для свободного развития личности как субъекта культуры. Собственного развития и жизнетворчества.
В свете такого понимания идеология воспитания в концепции представлена в виде совокупности положений, выражающих интересы детей, молодежи, как определенной социальной группы общества, нуждающейся в социальной защите, обретении прав человека и гражданина на образование и приобщение к ценностям общечеловеческой культуры, на творческое развитие и свободное самоопределение.
Автор определяет воспитательный процесс как целенаправленный, двухсторонний, информационно-деятельности, коллективно-творческий, коммуникативный, управляемый и пр., обращенный к духовному миру личности.
Личностно-ориентированный подход в воспитании – ключевая идея настоящей концепции. Он означает в понимании автора признание ребенка активным субъектом воспитательного процесса. Сформулированность субъектных свойств у подрастающего человека – высший показатель эффективности воспитания. Формированию этих качеств личности способствует усиление нравственных основ образования и воспитания, то есть гуманизация педагогического процесса.
Согласно концепции, человек культуры – это личность гуманная, а гуманность есть вершина нравственности. Человек культуры – личность духовная, с развитой потребностью поиска смысла жизни. Человек культуры – это личность творческая, с выраженной направленностью на созидательную деятельность.
Известный интерес представляет собой программа воспитания школьника, автором которой является Н.Е. Щуркова. Сама Надежда Егоровна оценивает Программу как новое гуманистическое направление в воспитательной деятельности школьных педагогов, которое содействует организации воспитания как фактора вхождения российского общества в контекст мировой культуры. Исходя из этой оценки, основаниями Программы являются:
педагогический взгляд на воспитание с позиции культуры;
представление о слагаемых воспитания как освоение, усвоение и присвоение мира ребенком на уровне современной культуры;
определение содержания воспитания как системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, знаний и умений – как средства проживания ценностных отношений человека к миру и с миром;
максимальное расширение поля воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребенка;
поступательное разворачивание проблем жизни в ходе развития личности ребенка как субъекта собственной жизни;
представление о содержании жизни достойного человека как бесконечной цепи вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, а ставит ряд новых, что означает, что воспитание есть приручение к самостоятельному выбору жизненного пути и образа жизни и ответственности за свой выбор.
В концепции программирование воспитания представлено ценностями культуры в следующей последовательности: жизнь Природы, жизнь Человека, жизнь Общества, образ жизни достойной человека, внутренний мир человека.
Воспитание в контексте культуры рассматривается как апелляция к аккумуляторам культуры – науке, искусству, морали, персоналиям, материальным предметам, выбор которых определяется трехсторонним подходом – ЗНАЮ, УМЕЮ, ЛЮБЛЮ.
О результативности воспитательной деятельности автор предлагает судить по изменившемуся отношению ребенка к ценностям культуры, целенаправленности действий и повышающейся саморегуляции.
Весьма близкой и созвучной по принципиальным подходам к вопросам воспитания с программой Щуркова Н.Е. является концепция, разработанная группой психологов во главе с И.А. Зимней. Ее полное название – «Концепция воспитания как процесса формирования отношений человека к миру».
В данной концепции отношение – ключевое понятие, оно определяется как базисный механизм формирования ценностей. Исходя из того, что отношение всегда имеет определенную направленность на что-либо или кого-либо, то через его эмоциональную окрашенность (положительную, отрицательную или нейтральную) выявляется связь человека с миром. Выбор «отношения» как сущностной категории воспитания на случаен. Он обусловлен еще и тем, что отношение является основой перерастания воспитания в самовоспитание.
В концепции авторы предлагают пятикомпонентную систему воспитания как процесса формирования отношений человека к миру: (1) личность и деятельность учителя, (2) правильная организация социальной ситуации развития, что означает придание воспитанию гуманистического характера, определяющего природу воспитательной среды, (3) сотрудничество, (4) общение, (5) активная деятельность субъекта воспитания, соотносящаяся с типом ведущей деятельности.
Для большей полноты картины о современных концепциях воспитания рассмотрим «Концепцию воспитания жизнеспособных поколений», подготовленную Институтом молодежи (автор И.М. Ильинский и др.) Воспитательная сущность концепции основывается на идее наличия единого воспитательного пространства, мировоззренческого плюрализма, сочетания интересов личности и общества, служения гуманистическим ценностям. Гуманизация воспитательного процесса в изложении авторов предполагает: признание личности как самоценности, создание условий для ее жизнетворчества – самоопределения, самоутверждения, самореализации; гуманизацию межличностных отношений; евроазиатский тип культуры, сочетающий в себе западный и восточный типы культуры, не умаляя роли национального патриотизма.
В формировании общей цели воспитания авторы исходят из представлений об идеале гражданина России, которому присущи стремление к успеху, воля к победе, ответственность. Реальная же цель воспитания сводится к формированию жизнеспособной личности, быстро приспосабливающейся и изменяющимся условиям, обладающей активностью, целеустремленностью и предприимчивостью.
Жизнеспособность авторы определяют как способность выживать, не деградируя. Для того, чтобы быть жизнеспособной, личность переходного периода должна быть включена во все сферы жизнедеятельности общества и быть достаточно жесткой и конкурентоспособной.
Отражением озабоченности проблемой подготовки специалистов в области образования служит появление концепций, посвященных решению этой проблемы в рамках вузов. Имеется в виду «Концепция воспитательной работы со студентами вузов» (автор В.Т. Лисовский) и «Концепция региональных подходов к организации воспитательной работы в Ярославской области» (автор М.И. Рожков и др.). Не вдаваясь в подробный анализ этих концепций, отметим лишь, что весьма своевременный отклик на решение проблемы повышения ответственности вуза за качество профессиональной подготовки и воспитания студенческой молодежи, а также будущих учителей к воспитательной работе со школьниками.
Анализ рассмотренных выше концепций, а также названных в списке литературы, рекомендованной для самостоятельного ознакомления, позволяет сделать некоторые общие выводы. Прежде всего обращает на себя внимание, что в представленных концепциях отсутствует общетеоретический подход к воспитанию как непрерывному процессу – от дошкольного до послевузовского. Это подтверждается тем, что большая часть концепций относится к школьному образованию, гораздо меньшая – вузовскому и еще меньше – к дошкольному. Общим устремлением, объединяющим все концепции, является их ориентация на идею воспитания целостной личности, однако ядром этой целостности у разных авторов выступают разные ценности – Культура, Мир, Человек, Отечество и т.п. Слишком большой разброс мнений присутствует также в определении предмета воспитания: чувства, система социальных ролей, духовность, направленность на успех и др.
Однако несмотря на эти рассогласования, необходимо признать, что проявление авторских воспитательных программ и концепций символизирует собой признание важности воспитания как социокультурного феномена и фактора, способного придать современному образовательному процессу новое качество.
В заключении приведем слова известного историка и культуролога Д.С. Лихачев: «Я мыслю себе XXI век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей... Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести – вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке».
Классификация современных концепций воспитания
В силу специфики жанра для анализа концепций более всего уместен феноменологический подход, суть которого состоит в выявлении смыслов проектируемых изменений в педагогической действительности и углублённом познании внутренних источников, связей, механизмов её развития.
феноменологический метод адекватен гуманистической направленности современных концепций воспитания, он позволяет применить для их анализа иную, отличную от системно-деятельностной, шкалу измерений, где точкой отсчёта является не система, а сам человек (ребёнок, учащийся, студент, преподаватель) в его движении к самому себе, к своей сущности, социальности, индивидуальности, духовности, где система становится не целью, а лишь средством, условием, средой его полноценного личностного развития.
Феноменологический анализ предписывает выявление таких сущностных характеристик концепций, как их направленность на проектирование определённого типа воспитания и соответствующего ему типа личности, обоснование базовых воспитательных процессов и смыслов проектируемых изменений в воспитании. С этих позиций нами выделены следующие виды концепций:
1. Концепции социального воспитания (Б. П. Битинас, В. А. Бочарова, С. В. Дармодехин, А. В. Мудрик, Г. Н. Aилонов, М. И. Шилова и др.), основанные на идеях системно-социального проектирования.
2. Общественно-ориентированные концепции коллективного воспитания (И. А. Зимняя, В. А. Караковский, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, М. И. Рожков, Н. Л. Селиванова, А. И. Шемшурина и др.), основанные на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования и укрепления воспитательных систем.
3. Личностно-ориентированные культурологические концепции (Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, Н. Б. Крылова, В. В. Сериков, Е. Ш. Ямбург и др.), основанные на человекоцентрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах, идеях развития воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации, гуманизации воспитания.
4. Личностно-ориентированные концепции самоорганизуемого воспитания (С. В. Кульневич, Н. М. Таланчук), основанные на идеях синергетического подхода.
Анализ показал, что в кризисном, дестабилизированном обществе утрачивают своё формирующее значение концепции воспитания, ориентированные на социум и передачу социального опыта, поскольку ребёнок мыслится в них как объект воздействия школы, общества, государства, которые, будучи в кризисном состоянии, не имеют для этого ни действенных социально-педагогических механизмов, ни эффективных воспитательных средств. Концепция воспитания в нестабильном, разбалансированном обществе не может быть построена и на идеях абстрактного гуманизма. Она должна, очевидно, базироваться на выявлении реальных особенностей социальной ситуации детства, характерных для современного российского общества, изучении естественных трудностей социокультурной адаптации личности в кризисном обществе, где трудно решаемые экономические, военные, межнациональные и другие проблемы обостряют необходимость поиска вариативных стратегий воспитания детей, имеющих жизненные проблемы. В связи с этим приоритетное значение приобретают концепции, ориентированные на личные жизненные проблемы детей, на педагогическую помощь и поддержку ребёнка в ситуации его собственной жизни, на вовлечение его в жизнетворчество. В кризисной ситуации возникает новый смысл понятия «воспитание», которое из деятельности по управлению развитием личности превращается в гуманитарную практику и реализуется как деятельность по обучению детей жизни, жизнетворчеству, самоорганизации, укреплению духовно-нравственных основ личности.
4. Концепции воспитания.
1) культурологическая концепция личности ориентированного образования (Е.В. Бондаревская) – культурологический подход-методологическая основа образования, ориентированного на человека. Культ-ий подход-видение образования сквозь призму понятия культуры, т.е. его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде. 2) Конц-ция самоорганизуемой пед деят-ти (Кульневич) – ведущей идеей является идея о формировании личн-ых структур сознания студентов и учителей, как источника и механизма самоорганизуемого пед творчества. 3) Конц-ция педагогики свободы и пед поддержки (Газман) – педагогика свободы, изучая человека как субъекта выбора, имеет в виду то, что человек осущ-ет этот выбор по отношению к себе. Без самопознания свобода невозможна. Свобода не исключает отношения человека с