План
1. Существующие направления процесса обучения чтению и литературе.
2. Учебный материал для чтения и литературоведческой пропедевтики в начальных классах
3. Роль взрослого в формировании ребенка-читателя
4. Организация творческой деятельности детей в системе литературного образования
Литература
1. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М., 1994.
2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: изд-во «Академия», 2000 – 472с
3. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальной школе. М.: Просвещение, -1987. –С.106-112
1. Существующие направления процесса обучения чтению.
На современном этапе следует говорить о двух направлениях процесса обучения чтению:
1) собственно обучение чтению, которое ведется на трех уровнях:
а) формирование и совершенствование навыка чтения,
б) обучение чтению и восприятию художественного текста,
в) формирование читательской самостоятельности;
2) получение ребенком литературного знания.
Названные тенденции проявились в новых программах. Они различаются следующими параметрами.
Программы: а) В.Г. Горецкого иЛ.Ф. Климановой «Литературное чтение», б) О.В. Джежелей «Чтение и литература», в) программа по литературному чтению О.В. Кубасовой, г) программа по чтению и начальному литературному образованию для 1-4 классов общеобразовательной школы Р.Н. и Е.В. Бунеевых связаны с традициями начальной школы.
Программы: а) Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла», б) В.А. Левина «Начальное литературное образование», в) программа литературного образования в гуманитарных школах и классах «Азбука словесного искусства» Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко включают в свое содержание литературное образование детей.
2. Учебный материал для чтения и литературоведческой пропедевтики в начальных классах
В современных программах прослеживается тенденция объединения процесса обучения чтению с литературоведческой пропедевтикой. Универсальным учебным материалом для решения такой обоюдной задачи являются малые фольклорные жанры и детская классическая поэзия.
Произведения УНТ дают младшему школьнику возможность наблюдать единство формы и содержания, так как форма в фольклорном произведении, во-первых, очень устойчива, а во-вторых, строго функциональна. В таких жанрах, как голосилки, скороговорки, сечки, дразнилки, считалки, на первый план выступает звуковая оболочка слова. Здесь важно или звукоподражание (голосилка), или ритм (сечка, считалка), или звуковой рисунок (скороговорка), или рифма (дразнилка). Отличительной чертой потешки, страшилки, колыбельной, молчанки, эаклички, приговора является ведущая роль действия, которое сопровождается словом. Лексическое значение слова является определяющим в прибаутках, небылицах, перевертышах, побасенках. В этих жанрах ведущим уровнем становится содержание, а форма соотносится с содержанием.
Произведения малых фольклорных жанров помогают:
1) увязать в сознании ребенка житейскую ситуацию с образами художественного мира;
2) на практическом уровне дать возможность постичь единство формы и содержания произведения.
Малый объем текста фольклорного произведения позволяет формировать и совершенствовать навык чтения. Насыщенность текста знакомыми словами, повторяющимися словесными формулами будет способствовать пониманию текста, его узнаванию, а значит, и его правильному интонированию, правильному выбору соответствующей сопроводительной пластики. Эти детали покажут учителю уровень восприятия текста художественного произведения, понято произведение или нет. Детская книга с произведениями малых фольклорных жанров может стать первым опытом общения ребенка с жанровым сборником.
Фольклор - не единственный учебный материал, на котором может осуществляться пропедевтическая литературоведческая работа с учащимися. Детская классическая поэзия может служить основой для знакомства с такими понятиями, как «ритм», «рифма», «звукопись», «звукоподражание», «инструментовка» и др. Произведения русской классической литературы помогут формировать эстетический вкус младших школьников.
3. Роль взрослого в формировании ребенка-читателя
Надо отметить, что в центр подготовки по чтению и литературе современные методисты ставят формирование читателя. Такая цель обучения выдвигается в программах О.В. Джежелей, Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской. Другие программы делают акцент на исследовании специфики литературы как вида искусства (программа Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко) или на коммуникативных свойствах искусства вообще и литературы в частности (программа В.А. Левина). В системе развивающего обучения Л.В. Занкова провозглашается идея познания широкой картины мира на основе чтения литературных произведений разных видов и типов (З.И. Романовская). Литературоведческий принцип выдвигается как один из ведущих принципов обучения чтению и литературе в программе В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой «Литературное чтение».
На современном этапе обучения чтению меняется роль взрослого в организации деятельности детей. Во-первых, взрослые участвуют в обучении детей чтению, во-вторых, помогают правильному восприятию окружающей действительности, в-третьих, организуют творческую деятельности детей.
Остановимся на каждом из этих аспектов. Обучение чтению предполагает работу над навыком чтения, над восприятием художественного текста и работу с детской книгой. В результате такой целенаправленной работы на завершающем этапе обучения в начальной школе будет сформирован квалифицированный читатель. Квалифицированный читатель эточитатель, который владеет всем набором необходимых навыков для продуктивного чтения. Чтение взрослого в присутствии ребенка, вместе с ним, совместные переживания, вызванные произведением, обсуждение прочитанного - все это способствует началу литературного развития и образования ребенка. В связи с этим, в программе В.А. Левина «Начальное литературное образование» выделяется два ряда задач, одни из которых нацелены на привитие умений и навыков деятельности с произведением, на формирование коммуникативного отношения к искусству, а другие призваны сохранить непосредственное эмоционально-целостное восприятие художественного произведения, уточнить и проявить индивидуальную реакцию на прочитанное, развить способность чувствовать гармонию произведения и радоваться ей, пробудить стремление свободно действовать с условным художественным миром, выстроенным автором. Для выполнения этого ряда задач необходимо «просто чтение» взрослого вместе с детьми, когда взрослый читает произведение не для ребенка, а для себя вместе с ребенком, когда ребенок имеет возможность сопереживать героям произведения вместе со взрослым, обсуждать читаемое, делиться своими чувствами, вызванными прочитанным. При чтении взрослый должен соблюдать некоторых методические условия.
1. Отобранные для чтения произведения должны быть подлинно художественными.
2. Манера чтения выбранного художественного произведения не должна излишне театральной. Учитель должен выбрать нужную интонацию и читать с соблюдением орфоэпических норм.
3. При чтении необходимо улавливать настроение детей, замечать, все ли понятно. Если произведение не заинтересовало детей, и они не включаются в его восприятие, чтение нужно прекратить и возвратиться к этому тексту только по просьбе детей.
4. Чтение следует сопровождать вопросами, формирующими умение вести диалог с текстом, и направленными на прогнозирование ситуации (например: Как вы думаете, что будет дальше?).
5. Детям должна быть предоставлена возможность оставаться с прочитанным произведением наедине, по возможности и по желанию перечитывать его, рассматривать книгу, в которой оно помещено.
6. Надо вовремя завершать чтение, пока детям не надоело слушать.
Чтение вслух вместе с детьми отражено во всех программах, предполагающих литературное образование младшего школьника. Несовершенство навыка чтения будет компенсироваться чтением художественного произведения учителем.
4. Организация живых впечатлений и творческая деятельность детей в системе литературного образования
Занимаясь литературным образованием ребенка, необходимо целенаправленно работать над развитием и накоплением читательских и жизненных впечатлений. Грамотно организованное учителем «просто чтение» расширяет читательский кругозор детей и включает их в полноценную читательскую деятельность.Но необходимо обеспечить ребенка разнообразными жизненными впечатлениями. Не случайно в программе «Литературное чтение» В.Г. Горецкого иЛ.Ф. Климановой один из трех разделов посвящен развитию опыта «направленного эмоционально-чувственного отношения к действительности». В рамках этого раздела программой задана целенаправленная деятельность по формированию у школьников «способности воспринимать красоту человека, природы и предметного мира», по развитию воображения, фантазии, образного восприятия окружающей действительности. Программой предусмотрены специальные упражнения по наблюдению и освоению природы, предметной реальности. Так, на первом году обучения предлагается «выполнение заданий типа «с чем можно сравнить данный предмет?», «на что похожи предметы?» или на втором и третьем годах обучения - «рассмотрение и описание сходных и различных предметов (например, ромашки и календулы, мыши и льва)»
Обязательным компонентом системы начального литературного образования младшего школьника общепризнанна творческая деятельность ребенка. Традиционное обучение чтению предполагает использование таких творческих видов деятельности, как чтение по ролям, творческий пересказ, графическое и словесное рисование, постановка живых картин, пантомима, драматизация. Однако в школьной практике творческие работы проводятся редко, их выполнение не привлекает внимание детей к жанру, структуре и пр. В контексте же литературного образования творческая деятельность ребенка признается, во-первых, строго обязательной, во-вторых, предполагающей собственное авторское творчество, в-третьих, фиксирующей внимание на форме произведения.
Интересна с этой точки зрения системаГ.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла». Авторы программы считают, что детское художественное творчество нужно самому ребенку для развития его воображения, эмоционально-эстетической сферы, овладения речью.
В программеЛ.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко «Азбука словесного искусства» также заложено обязательное написание сочинений-подражаний с установкой на определенный сюжет, жанр, стиль, характер персонажей и т.п.
В.А. Левин подчеркивает, что одной из важных задач учителя является забота о детском литературном творчестве.
Программа «Литературное чтение» В.Г. Горецкого иЛ.Ф. Климановой содержит блок «Обогащение и развитие творческой деятельности, опыта направленного эмоционально-чувственного отношения к действительности». Работа по программе в этом направлении начинается с «развития у школьников способности радоваться и удивляться в процессе общения, замечать красивое в окружающем мире», программа нацеливает на формирование умения «выразить в слове свои впечатления, свое видение предмета, состояния природы и человека» и предлагается активизировать «способность учащихся полноценно воспринимать художественное произведение на основе целенаправленной деятельности». Программа предусматривает упражнения, направленные на развитие умения использовать метафоры при составлении собственных загадок (3-й год обучения), «заполнение пропусков в художественном описании предмета, сравнение своих вариантов подбора слов с авторским описанием» (2-3-й годы обучения), написание сочинений по предложенному учителем началу или «первые пробы пера» (3-й год обучения)
В программе О.В.Джежелей «Литература и чтение» творческая деятельность детей предполагается на уроке творчества.
Почти все программы предлагают коллективное обсуждение созданных текстов.
По программеВ.А. Левина проводится цикл уроков «Секреты стихов». После одного из них дети получают задание: «придумать историю, например, о корове, или о скрипучей двери, или о громе, или о барабане, используя мычащие, скрипящие, гремящие, лающие, визжащие и другие звучные слова».
Критерием самооценки литературного творчества может быть реакция слушателей. Критериями оценки должен владеть и сам маленький «писатель» и его товарищи, а обсуждение сочинений должно происходить в коллективе в деловой и доброжелательной атмосфере. За творческие работы не следует ставить отметки. Лучшей формой поощрения может стать своеобразный альманах детских произведений, куда будут помещаться тексты, признанные удачными при коллективном обсуждении в классе.
Итак, современное обучение чтению ребенка младшего школьного возраста не мыслится без целенаправленной работы по его литературному развитию и образованию. Начальное литературное образование предполагает на пропедевтическом этапе обучения тщательный отбор учебного материала, в состав которого должны быть включены произведения малых фольклорных жанров и детская классическая поэзия. Педагогические усилия по формированию навыка чтения и читательских умений должны реализовываться на фоне обязательного «просто чтения» взрослого вместе с детьми высокохудожественных произведений. Кроме того, взрослый (учитель) должен позаботиться об организации условий, в которых учащиеся смогут получать яркие живые впечатления от общения с окружающим миром, а также учить детей читать детские книги по силам и интересам. Необходимым компонентом литературного образования признается творческая «писательская» деятельность детей, результаты которой должны коллективно обсуждаться и регулярно отражаться в сборниках ученических произведений.
Тесты и задания к лекции №1.
Современная система обучения чтению и литературе
1. На современном этапе следует говорить о двух направлениях процесса обучения чтению: А) собственно обучение чтению, Б) получение ребенком литературного знания, В) пропедевтическая работа.
11. Назвать, в каких программах ставится задача получения ребенком литературного знания А) В.Г. Горецкий иЛ.Ф. Климанова «Литературное чтение», Б) Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла», В) О.В. Джежелей «Чтение и литература», Г) Программе литературного образования «Азбука словесного искусства» Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко, Д) Программа по литературному чтению О.В. Кубасовой, Е) Программа по чтению и начальному литературному образованию Р.Н. и Е.В. Бунеевых., Ж) Программа «Начальное литературное образование» В.А. Левина, З) Программа «Литературное чтение. Родное слово» М.Г.Грехневой, К.Е.Кореповой.
111.. Цель обучения - формирование читателя - выдвигается в программах: А) О.В. Джежелей «Чтение и литература», Б) «Литературное чтение. Родное слово» М.Г.Грехневой, К.Е.Кореповой, В) Программа по чтению и начальному литературному образованию Р.Н. и Е.В. Бунеевых, Г) Программе литературного образования «Азбука словесного искусства» Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко, Д) Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла»,
1У. Какая деятельность ребенка является обязательным компонентом системы начального литературного образования младшего школьника: А) слушание, Б) творческая деятельность, В) рассматривание иллюстраций; Г) составление плана прочитанного
У. Задача – развитие творческой деятельности – представлена в программах: А) в программе литературного образования в гуманитарных школах и классах «Азбука словесного искусства» Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко Б) Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла», В) в программе по литературному чтению О.В. Кубасовой. Г) в программе «Начальное литературное образование» В.А. Левина, Д) в программе О.В.Джежелей «Литература и чтение». Е) в программе «Литературное чтение. Родное слово» (М.Г.Грехнева, К.Е.Корепова). Ж ) в программе «Литературное чтение» В.Г. Горецкого иЛ.Ф. Климановой.
Лекция №2