Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Метод вживания в роль (role-playing)




При использовании этого метода необходимо, чтобы человек, занятый поиском идей, ставил себя на место рассмат­риваемой вещи, идеи или устройства и, отвечая на собствен­ные вопросы, представлял себе, что бы он стал делать в этом случае. Этим методом можно также эффективно пользовать­ся для проверки осуществимости идеи; для этого один чело­век "становится" идеей, а другие задают ему наводящие воп­росы, как защищающие, так и критикующие эту идею. Для проверки возможностей сбыта изделия несколько инженеров или руководителей фирмы берут на себя роль покупателей и критически оценивают это изделие или обдумывают все при­чины возможной коммерческой неудачи своего продукта.

Вживание в роль с целью выработки эффективных идей может быть индивидуальным или в составе группы. Однако для применения этого метода необходима некоторая практи­ка, позволяющая выбрать наиболее продуктивного медиума.

Диаграмма идей

Исключительно трудно думать о нескольких вещах сра­зу, хотя глаз может воспринимать одновременно почти бес­конечное множество предметов и легко отличать один от дру­гого. Метод генерирования идей на основе диаграммы идей своей наглядностью способствует повышению гибкости мыс­ли при отыскании различных вариантов решения проблемы или задания.

Составление диаграммы начинается с перечисления ши­роких областей, которые могут служить источником идей, затем подобластей, более мелких рубрик и т.д. Чем более де­тальной является диаграмма, тем больше вероятность извле­чения из нее полезных идей. Наглядное представление неко­торых идей содействует их более четкому пониманию, что по­буждает конструктора к более творческому подходу.

Матрица идей

Более сложный метод генерирования идей заключается в морфологическом (т.е. относящемся к форме или структуре) анализе независимых переменных, связанных с решаемой проблемой или поставленной задачей. Для каждой из этих переменных рассматриваются различные параметры, типы систем, свойства или методы, и в совокупности эти характе­ристики образуют таблицу, или матрицу.

Различные сочетания указанных характеристик рожда­ют альтернативные идеи или рекомендуемые решения поста­вленной задачи. Таким образом, число возможных комбина­ций здесь больше, чем в случае генерирования идей методом свободных ассоциаций.

Метод мозгового штурма

Мозговой штурм представляет собой метод получения но­вых идей путем творческого сотрудничества отдельных членов организованной группы. Образование термина связано с тем, что группа как единый мозг штурмует творческие реше­ния рассматриваемых проблем. Это необходимо делать энер­гично, причем все члены группы должны сосредоточивать свое внимание на одном и том же вопросе.

Если сеанс мозгового штурма оказывается безуспешным или заканчивается хаосом, то неудачу следует полностью от­нести на счет его руководителя. Ни при каких обстоятельст­вах руководитель не должен подчеркивать свою осведомлен­ность в рассматриваемом вопросе или пытаться подчинить группу своей воле, поскольку это может привести к плачев­ному результату: мало кто отважится выступать. Очень важ­но, чтобы руководитель умел подавлять любую критику, ко­торая может возникать в процессе работы в форме таких за­мечаний: "Это не будет работать", "Это уже продавалось", "Этого никто не купит", "Где ты слышал, чтобы так делали?" Руководитель должен с самого начала потребовать, чтобы идеи, высказываемые во время сеанса, обсуждались не сразу.

Сеанс, проводимый в непринужденной обстановке, когда все участники свободно высказывают идеи по обсуждаемой проблеме, а руководитель выступает в роли арбитра и иногда побуждает членов группы к высказыванию идей, обычно яв­ляется полезным и плодотворным.

Мозговой штурм - это не упражнения в высказывании нелепостей, а целенаправленная работа группы, стремящей­ся найти новые творческие идеи. Каждый член группы дол­жен сосредоточить свое внимание на решаемой задаче и не увлекаться рассуждениями или высказыванием критиче­ских мнений. Наилучшие результаты получают тогда, когда группа в составе 5-10 человек работает не более часа. Если ру­ководитель считает, что число участников больше оптималь­ного, то он может составить из них две конкурирующие груп­пы и посмотреть, какая из них получит большее число идей. Для проведения сеанса мозгового штурма необходим руково­дитель или арбитр и стенографистка (или магнитофон), а один из выделенных членов группы должен первым предла­гать идеи для затравки. В некоторых случаях руководитель может сам выступать в этой роли. Метод основан на том, что одна высказываемая идея базируется на другой, комбинируется с ней и порождает следующую, в результате чего возни­кает поток идей. Члены группы должны высказывать свои идеи абсолютно свободно. Идеи, высказанные во время сеан­са, подвергаются пересмотру, явно плохие отбрасываются, и для более глубокого исследования составляется упорядочен­ный перечень, начинающийся с хороших идей и заканчиваю­щийся неудовлетворительными.

Недопустимость критики идей. Об этом необходимо пре­дупредить в самом начале сеанса, и если происходит наруше­ние, то нарушитель получает замечание либо его просят уй­ти. Критика часто приводит к насмешкам, обрывающим творческий процесс.

Свободное выражение идей. Осборн отмечает: "Чем шире идея, тем лучше; легче сказать банальность, чем что-то при­думать".

Чем больше идей, тем лучше. Как уже указывалось ранее в этой главе, вероятность появления одной или большего чис­ла действительно важных идей прямо пропорциональна об­щему числу получаемых идей.

Обмен мыслями и сочетание идей. Члены группы долж­ны стараться развивать идеи своих коллег, строить одну идею на основе другой и пытаться комбинировать некоторые идеи в других сочетаниях.

Синектика

Синектический подход к генерированию идей напомина­ет мозговой штурм в том отношении, что он также основан на усилиях группы, направленных на получение возможных ре­шений предложенной задачи.

Различие состоит в том, что первоначально ведется поиск лишь небольшого числа идей (двух-трех), которые затем рас­сматриваются детально, при этом в процессе обсуждения ос­новную роль играет руководитель.

Вначале группе (состоящей из руководителя, 5-10 членов и стенографистки) детально объясняется проблема или зада­ние, причем объяснение повторяется до тех пор, пока все не поймут задачу до конца. Затем руководитель начинает сеанс с выбора методики работы. Это может быть вживание в роль (метод, описанный выше), исследование некоторых второсте­пенных деталей проблемы или рассмотрение аналогичной ситуации, которая, однако, не обязательно должна иметь непо­средственное отношение к предложенной проблеме. Когда кто-либо из членов группы высказывает интересную идею, которая может оказаться полезной, руководитель стремится направить обсуждение на развитие, а иногда и на анализ этой идеи.

В общем случае синектический метод опирается на тот факт, что умственная деятельность более продуктивна в но­вой или незнакомой человеку обстановке. Ситуация, анало­гичная рассматриваемой, быстро отвлекает человека от кон­кретных условий исследуемой задачи (с традиционным под­ходом к решению) и требует от него рассмотрения другой за­дачи, связанной с данной. Таким образом, знакомая ситуа­ция превращается в незнакомую.

ПРЕПЯТСТВИЯ ТВОРЧЕСТВУ

Наряду с применением методов генерирования идей и стимулирования творческого процесса необходимо устра­нить многие обычные препятствия, мешающие творческому подходу к проектированию. Эти препятствия могут быть как личного, так и организационного порядка. Перечислим их.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4726 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2213 - | 1960 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.