Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие прогресса и регресса




Законы развития демонстрируют разнообразные количественные, качественные и сущностные изменения в обществе, вызываемые противоречиями между производительными силами и производственными отношениями. Например, закон, определяющий роли экономики в развитии системы образования.

Отмечаются также внутриформационные процессы (например, отличительны особенности раннего и позднего средневековья) и межформационные образования (так называемый азиатский способ производства, содержащий в себе черты первобытной, рабовладельческой и феодальной формаций).

Законы формаций можно классифицировать не только по содержанию, но и по степени распространения: общесоциологические (действуют во всех формациях: определяющая роль производительных сил в способе производства). Специально-социологические (законы нескольких формаций — господство частной формы собственности при рабовладении, феодализме и капитализме).

Частно-социологические законы — устойчивые связи в одной формации. Например: законы господства монополий при капитализме. Таким образом, закон — необходимая, существенная, повторяющаяся связь явлений.

Сходные закономерные процессы в формационном развитии нескольких стран обозначаются понятием «эпоха» (греч. — остановка). Оно характеризует общие тенденции в материальных, политических и культурных преобразованиях. Формационная теория позволяет увидеть целостность, динамизм общественной жизни, устраниться от рассмотрения ее как случайных непознаваемых явлений, выявить в разнообразии процессов и форм бытия единство, обозначить то существенное, что есть у многих народов. Этим преодолевается абстрактный подход, описательность и непонимание того, что история общества — это поступательное движение.

В конце XIX в. — начале XX в. философы вновь обратились к термину «цивилизация»: Н.Данилевский, а позже О. Шпенглер. Своими исследованиями они помогли превращению термина в понятие.

Н.Я.Данилевский дал типологию цивилизаций, утверждая, что всемирной истории не существует, а каждая цивилизация строго единственная в своем роде. О.Шпенглер рассматривал цивилизацию как заключительный этап культуры. По его мнению, для цивилизации XX в. характерна гипериндустрия, гиперурбанизация, техногенность, которые обезличивают культуру народов, обусловливают деградацию искусства, морали и нравственности.

В середине XX в. этим понятием оперировали А.Тойнби и П.Сорокин. А.Тойнби определена 21 цивилизация в истории человечества, а П.Сорокин утверждал о существовании суперсистем общества, в основе которых лежит господствующий тип мировоззрения. Тем не менее перечисленные концепции еще не позволяют говорить о сформированной теории цивилизации.

В 60-х годах XX в. над фазами развития общества работал американский социолог У.Ростоу. Он вычленил несколько «стадий экономического роста»:

1–«традиционная» (от возникновения общества до капитализма),

2–«переходная» (начало капитализма),

3–«сдвига» (расцвет капитализма),

4–«зрелости» (индустриальное общество),

5–«эра высокого уровня массового потребления» (современное развитие США – постиндустриальное общество).

Изменения общества им рассматриваются как результат человеческих желаний и выбора, а не как итог деятельности и производительных, экономических, социальных и политических процессов. Временная произвольность указанных стадий служит доказательством отсутствия критериев их классификации, субъективности, подхода к проблеме.

Движение общества по ступеням развития образует прогресс. Это в том случае, если создается восходящая линия: от низких этапов к высшим. Нисходящая тенденция (от высшего к низшему) обозначается понятием регресс. Еще в древности философы стремились выявить направление общественного развития. Были среди них те, кто утверждал, что история – это регрессивное движение от «золотого века» к более низким стадиям бытия. Капитализм внедрял оптимистическую ориентацию: не прошлое, а будущее более прогрессивно, общество идет к «царству разума». Французский философ этого периода Ж. Ж. Руссо отмечал противоречивость прогресса: преобразование одних элементов идет за счет других, имеются различия в темпах и его направленности. Особые трудности вызывало обозначение критерия прогресса. Многие века господствующими были идеи о морали, разуме, искусстве, нравственности как критериях прогресса.

Принципиально иным было доказательство критерия общественного прогресса как сложного, системного образования, прежде всего, связанного с материальной основой общества и потребностями человека. Установка выглядела значимо: во имя кого он осуществляется и чем характеризуется. В итоге — его одна составляющая: качественные и количественные показатели развития производительных сил и производственных отношений, вторая — степень удовлетворения потребностей человека. Последний показатель — результирующий, так как развитие общества — не самоцель, а необходимое условие совершенствования человека, его способностей и интеллекта.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 484 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.