Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Характеристика познания: его ступени, формы, виды истины, роль практики




Прочие формы истины – не застывшее знание. Истина имеет процессуальный характер, что определяется трудностями познания, постепенностью накопления знаний, длительностью их осмысления, классификации, оценки и систематизации. Первым этапом на этом пути является истинаотносительная. Это знание, которое неполно отражает действительность, т.е. представляет собой истину в определенных пределах. В дальнейшем оно может расширять свои границы в связи с тем, что познание безгранично, как и мир, который оно исследует. И это будет движение к абсолютной истине, которая наиболее полно и объективно отражает мир и его закономерности в данный исторический период.

Сущность относительной и абсолютной истин объективна. С развитием общества и познания отдельные положения абсолютной истины могут дополняться, конкретизироваться, все больше приближаясь к истине объективной. Объективная истина наиболее объемно, сущностно и содержательно отражает закономерности объективной реальности.

Относительная и абсолютная истина тесно взаимосвязаны, четкой границы между ними не существует, они переходят друг в друга. В своем единстве они образуют этапы формирования объективной истины. Как абсолютная истина состоит из относительных, так и синтез абсолютных истин образует объективную. Истина всегда конкретна (имеет определенную структуру, связи, пространственно-временные показатели), иначе она не истина, и ее невозможно использовать в практической сфере.

Сложность постижения диалектического характера истины философами демонстрируют различные позиции по данному вопросу. В частности, релятивистыдогматика (греч. dogma – мнение) утверждали в качестве единственно приемлемой истину абсолютную в ранге ее неизменности, вечности. (лат. relativus – относительный) признавали существование только относительных истин, тогда как

Каждое из этих направлений абсолютизировало достоинства своей точки зрения, игнорируя преимущества другой. Релятивисты выявляли ориентацию на агностицизм, догматики – преувеличивали статичность, постоянство истины. Подобное противостояние изобличает метафизичность подходов и отрицание диалектики, т.е. взаимосвязей явлений, их взаимодополнений, взаимовлияний, взаимопереходов и возникающих в результате этого противоречий.

Безусловно, в познании всегда присутствует сомнение, признание исторически обусловленной ограниченности наших знаний, конкретной данности их пределов. Но одновременно обязательным является наличие истин, выступающих теоретической основой практических преобразований, дополнение предметного мира новыми элементами.

В разрешении данного противоречия важен критерий истинности знаний. Им является практика, в связи с тем, что в практических действиях людей осуществляется проверка знаний: либо они не соответствуют объективным законам и тогда не применимы, либо их использование дает ожидаемый результат. Необходимо учитывать, что не сразу могут быть апробированы все приобретенные знания. Это зависит от степени развития общества и самой практики. Когда практическая деятельность была недостаточно развита, тогда и познание не достигало высокого уровня. И наоборот: не все знания могли быть проверены практикой в момент их возникновения. В таком случае правомерно вести речь о том, что практика выступает как относительный критерий. Но со временем человечеству становится доступна проверка всех знаний. Так, атомистическая гипотеза Левкиппа – Демокрита (IV в. до н. э.) была превращена в теорию в связи с экспериментальным доказательством научности этой идеи в XХ в.

Таким образом, истина – это знание, подтвержденное практикой, наиболее верно отражающееобъективную реальность, существующую независимо от нашего сознания. Необходимо учитывать, что практика по отношению к познанию не только выполняет функцию критерия, доказательства объективной истинности знания. Она еще выступает как основа познания. Практическая деятельность создает фундамент познавательных потребностей, познавательных интересов и деятельности. Практика обеспечивает материальными средствами процесс познания, создает материальные и экономические условия научному поиску. Третьей функцией практики по отношению к познанию выступает ее объективное предназначение быть источником исследовательской деятельности. Следует понимать, что противоречия практики, потребности ее развития и совершенствования обусловливают познавательную активность, служат ее движущей силой. Это происходит потому, что практика представляет собой совокупную деятельность людей многих поколений. Это предметная деятельность, благодаря которой человек изменяет мир в различные исторические периоды сообразно своим целям.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 487 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2537 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.