Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Познание как предмет философского исследования




Человек, в процессе всей своей жизни взаимодействуя с окружающей действительностью, испытывает потребность в увеличении комфортности бытия, преобразовании природы, постижении ее закономерностей. Для этого он нуждается в большом количестве знаний. Но процесс их накопления сложен и не каждый уровень познания дает истинное знание. Так, вненаучное познание изначально не сориентировано на выявление объективных закономерностей. Обыденный уровень познания скользит по поверхности явлений, довольствуется фактами, не проникает в сущность объекта.

Научный уровень познания начинается с фактов, эмпирических (опытных) данных, а затем выявляя их связь, постепенно создает систему знаний о сущности объекта, его структуре и функциях. Таким образом, научный уровень познанияэто целенаправленная деятельность людей, сориентированнаяна выявление закономерностеймира и поиск истины. Процесс познания всегда сопровождался сомнениями в правомерности позиций, точности полученного знания, определении критерия его истинности. Для него характерно возникновение разного рода противоречий как в отдельных актах познавательной деятельности, так и процессе в целом. Оно не обходится без образования как тупиковых состояний, так и импульсивных всплесков большого числа научных открытий в определенный исторический период. Из этого следует, что противоречия не только возникали, но и со временем разрешались, иначе человечество не создало бы второй мир – предметный, не изменило бы объективную действительность.

Следует, однако, отметить, что не все философы согласны с подобной позицией. Со времен античности существовало философское направление, отрицающее достижимость истины, – агностицизм (греч. a - не, gnosis – знание). Оно прошло ряд этапов, исторически первым среди которых выступил скептицизм (скепсис – сомнение, греч. skeptomai – сомневаюсь). Его представители выражали неуверенность в возможности постижения истины. Дальнейшее развитие скептицизма привело к углублению данной позиции.

Второй этап – юмизм (по имени английского философа Д. Юма) – абсолютизировал биологическое несовершенство человека (высшие животные лучше видят, слышат, обладают более совершенным обонянием и т.д.). Усугубляет ситуацию чрезвычайная сложность мира. И все это вместе взятое не позволяет вести речь о достоверности получаемого знания.

Третий этап – кантианство (по имени немецкого философа и одновременно яркого представителя естественно научного знания XVIII в. И. Канта) ориентировалось на разрешение данных противоречий, но в итоге не смогло окончательно преодолеть гносеологических (теоретико-познавательных, греч. gnosis – знание) трудностей. По мнению И. Канта, наши органы чувств изменяют характеристики предметов и определить степень истинности или неистинности своих ощущений человек не в состоянии. Ориентация в мире осуществляется с помощью априорных (врожденных, доопытных, от лат. a priopri – изначально) знаний. Современная экспериментальная психология, исследуя особенности человеческой психики, выявила ненаучность подобной позиции. Кроме того, успехи научного познания, особенно в XIX – XX вв., не только подтвердили высокую результативность человеческого разума, но и указали на безграничность возможностей познания. Эти успехи связаны с социальным уровнем развития общества, его материальными и экономическими показателями, политической ориентацией. Большое значение имеет и интеллектуальная готовность общества к познавательной деятельности, его способность определить перспективные направления, обозначить приоритеты исследований. Для этого необходимы как владение законами познания, так и умение разрешать его противоречия. Тернистость пути познания детерминируется сложностью объекта познания (предмет реальной действительности, накоторый направлен познавательный интерес), степенью подготовленности субъекта к кропотливому накоплению элементов знания, преодолению затруднений на исследовательской стезе.

Субъект познаниячеловек, представляющий познавательные интересы общества. По существу, общество познает, делегируя того или иного субъекта в сферу изыскательской деятельности. Через индивидуальную деятельность субъекта в итоге формируются новые общественные отношения. Субъект здесь выступает как существо общественное, проявляя социальную и познавательную активность, заинтересованность в повышении результативности своей деятельности.

Диалектическая зависимость объекта и субъекта заключается в том, что объект – объективное образование. Он независим от отдельного человека и подчиняется законам окружающего нас мира. Человек интересуется предметами объективного мира не вообще, а применительно к задачам своей практической деятельности. Вступая во взаимодействие, объект попадает в сферу деятельности субъекта и своими внутренними структурными, функциональными характеристиками во многом предопределяет специфику научной деятельности, особенности этапов и временную протяженность изучения.

Чем сложнее объект, тем больше требуется от субъекта профессионализма, интеллектуальной состоятельности, положительных личных качеств: воли, упорства, преданности истине и т.д.

Противоречия объекта (связь между сущностью и явлением, содержанием и формой и т.д.), противоречия субъекта (трудности решения эпистемологических, т.е. теоретико-познавательных задач, различная степень подготовленности к их решению), а также их зависимость от окружающего мира дополняются еще и процессуальными противоречиями актов, сторон и форм познания.

Начинается познание с компонентов конкретного мышления – ощущений, восприятий и представлений. В своем единении они делают возможным чувственное познание и выступают его формами. Ощущения – самый простой из этих компонентов. Своим источником они имеют объективный мир. И в связи с этим объективны по своему содержанию, так как отражают его особенности. По форме же они субъективны, так как принадлежат конкретному человеку и характеризуют специфику его связи с миром. Ощущения содействуют человеку и в познании мира, и в приспособлении к нему. Но они сообщают только отдельные сведенияо предмете, аттестуя его односторонне. Подобная ограниченность противоречива. Она может быть преодолена более высокой формой – восприятием: синтезом ощущений. Это не механическое объединение ощущений, не их сумма, а сложная связь. Восприятие отражает объект как единое целое, оно значимее ощущения, но менее детализировано. Восприятие связано с настоящим, но не с прошедшим и будущим, и этот момент лимитирует познание.

Данное противоречие «снимается» представлением – воспоминанием о восприятии. Оно преодолевает ограниченность настоящего и позволяет дополнить знания восприятием прошлых состояний, перспективным мышлением. Представление – переходная ступень от чувственного познания к рациональному, более сложному и продуктивному.

Таким образом, противоречия, возникшие на уровне чувственного познания, разрешаются только частично, глубинные зависимости сохраняются и тем самым создается необходимость их анализа на рациональном уровне. Чувственное познание формирует образ объекта, не проникая в его сущность. Эту задачу рациональное познание (лат. rationalis – разумный) посредством абстрактного (отвлеченного) мышления через его формы: понятие (наиболее общие сведения о предмете), суждение (связь понятий), умозаключение (связь суждений и формирование вывода).

Понятие выделяет существенное, всеобщее, концентрирует внимание только на основном, но в нем нет акцента на связях. Устраняет эту узость суждение, но окончательное разрешение противоречий происходит на уровне умозаключения, а затем – гипотезы и теории.

Умозаключение – процесс выведения одних суждений из других. Это система суждений, на основе которой приобретается новое знание. В итоге – выход за пределы того, что предоставило субъекту чувственное познание.

Формы рационального познания образуют остов научной теории, которая выявляет характер явлений, постигает сущность, связи объектов, их взаимодействие, взаимовлияние и развитие, т.е. знания, получаемые рациональным путем, значимее, социально более ценны, их сущность может быть обозначена знаком или системой знаков.

Все формы познания связаны друг с другом, между ними нет четкой границы, они взаимопроникают друг в друга. Более низшая ступень (чувственная) и ее формы подготавливают высшую (рациональную). Она созревает в недрах предыдущей ступени, устраняет однозначность, линейность, привлекает свои методы разрешения противоречий. Способность абстрактного (отвлеченного) мышления в большей мере разрешать противоречия, проникать в сущность объекта объясняется тем, что присущий ему обобщающий, синтезирующий характер отражения развивается в практической деятельности человека.

Можно сделать вывод, что познание представлено обширным количеством форм, единством чувственной и рациональной ступеней, достигаемым с помощью абстрактного и конкретного мышления.

Но объективность их единства была постигнута не сразу. Еще в XVII-XVIII вв. философы (сенсуалисты от лат. sensus – ощущение) находили возможным утверждать, что единственно приемлемым способом познания является чувственное, рационалисты отстаивали приоритет рационального познания, а эмпирики (от греч. empeiria – опыт) отдавали пальму первенства эмпирическому. Они абсолютизировали достоинства каждого из них, отрицая несомненные преимущества остальных. Из-за присущей им метафизичности (метафизика – способ мышления, рассматривающий мир вне развития) они не были сориентированы на их взаимосвязь, на понимание их равной значимости и необходимость комплексного анализа диалектической взаимозависимости чувственной и рациональной ступеней.

Функционирование чувственного и рационального в единстве обеспечивает получение знания, претендующего на истинность. Истина – это объективное знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества, потому что оно отражает объективно существующий окружающий нас мир.

Возникновение истины – длительный процесс, состоящий из нескольких стадий. Простейшей формой истины является истина-факт, регистрирующая хронологические события. Это истины вечные, имеющие конкретные границы использования. Например, годы Великой Отечественной войны – 1941-1945 и т.п.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1184 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.