Изучение читателя и чтения в России началось в середине XIX в.
В интересе к этому вопросу тесно переплелись две тенденции: первая – просветительская, основанная на традициях русской либеральной интеллигенции; вторая – пропагандистская, которая была связана с зарождающимся революционным движением и с необходимостью революционной пропаганды среди так называемой «массы», то есть низших слоев общества (крестьян, рабочих, ремесленников). [25]
Первыми исследователями чтения были не библиотекари, как можно было бы ожидать, а педагоги-просветители, писатели, статистики, народники, революционеры-демократы и другие.
Одним из первых к изучению народного чтения обратился Л. Н. Толстой. В конце 50-х – начале 60-х гг. он собирал с помощью учителей начальных школ сведения о народном читателе по специальной программе, напечатанной в журнале «Ясная Поляна».
В 70–80-е видный педагог и организатор народных школ Н. А. Корф изучал доступность книг крестьянам, их читательские интересы, мнения о литературе. Его опыт, методика исследования широко использовалась в Харьковской женской воскресной школе, при которой работал кружок X. Д. Алчевской. Преподавательницы, собиравшиеся в нем, изучали чтение женщин-работниц, вели беседы с читателями о прочитанном, проводили сеансы громкого чтения и т.п. На основе многолетнего наблюдения, анализа записей в дневниках учительниц, изучения отзывов читательниц о книгах был издан трехтомный указатель «Что читать народу?» (1884–1906), в котором были даны оценки книг для народного и детского чтения. Следует сказать, что этот труд был весьма высоко оценен: он получил малую золотую медаль на Первой Всемирной выставке в Париже!
Позже к опыту Х. Д. Алчевской обращались многие.
В 70-е гг. в целях изучения народных настроений предпринималось так называемое «хождение в народ». «Народники» изучали все проявления народной жизни, в том числе и чтение крестьян. При этом использовали такие методы, как беседа, наблюдение за покупателями в книжных лавках, на ярмарках, в крестьянских домах.
Так, в Тверской губернии изучением культурного уровня и читательских интересов крестьянства занимался мировой судья А. П. Мичурин. Он по своей инициативе провел перепись имевшихся у крестьян книг, ознакомился с местной книжной торговлей. Свои наблюдения А. П. Мичурин обобщил и опубликовал в 1881 г.
Читателя-крестьянина изучали исследователи Л. И. Шаховской, А. С. Пругавин, В. И. Орлов, основатель земской статистики, а также некоторые комитеты и общества распространения грамотности в народе.
Наибольший вклад в изучение читателей в России XIX в. внес Н. А. Рубакин (1862–1946). Видный библиограф, библиотековед, книговед, социолог, публицист, популяризатор научных знаний, организатор и теоретик самообразования осуществил централизованное изучение читателей по специально разработанной программе. В его основной работе по данной проблеме – «Этюды о русской читающей публике» (1895) – дана характеристика чтения различных слоев общества. В этом исследовании впервые была сделана попытка социологического подхода к анализу чтения, т.е. взаимосвязь качественных и количественных характеристик чтения и социального статуса читателя, условий его жизни. [2, 15, 21]
После 1917 г. одной из государственных задач стало изучение настроений народа, в том числе и его чтения. Основными организаторами исследований стали библиотеки, которые уже выполняли идеологические функции. Изучались читательские интересы крестьян, молодых рабочих, красноармейцев и т.д. Изучение читателей проводили не только библиотеки, но и издательства, редакции газет и журналов, книжные магазины и т.д. На основе полученных данных в значительной мере формировался и осуществлялся выпуск литературы для массового читателя.
В 30-е гг. в России начали разрабатываться теоретические и методические основы изучения читателей: вопросы психологии чтения и читателя, библиотечной психологии, а также вопросы эффективности применения тех или иных методов изучения читателей. Издавались работы Д. А. Балика, С. А. Вальдгардта, А. Виленкина, А. А. Гайворовского, П. И. Гурова, А. А. Покровского, Я. М. Шафира и других исследователей. К сожалению, их работы не были поддержаны в полной мере. В стране устанавливался тоталитарный режим, при котором изучение общественного мнения, в том числе по поводу прочитанных книг, не поощрялось. Более того, многие из исследователей этой проблематики подверглись репрессиям.
Возвращение к изучению чтения было осуществлено только в годы «оттепели» – в 60-е гг. ХХ в. В это время использовался уже не один-два, как в исследованиях 20–30-х гг., а комплекс методов (опрос, эксперимент, наблюдение, анализ документации и др.).
Вообще, для этого периода характерно проведение централизованных больших исследовательских работ.
Они дали широкую картину чтения в нашей стране. Были изучены читательские интересы и предпочтения молодежи (рабочей и студенческой), школьников, специалистов (учителей, инженеров и др.). Изучались приобщенность к чтению художественной литературы, содержание чтения, «рейтинг», как сказали бы сегодня, популярных авторов.
В этих исследованиях ставился вопрос о соотношении читающей и нечитающей публики, изучались особенности чтения общественно-политической, естественнонаучной и технической, художественной литературы, выявлялись мотивы чтения, критерии оценки прочитанного.
Впервые в нашей стране изучалась роль библиотеки и ее связи с прессой, радио, телевидением в организации чтения, анализировалась система снабжения и обслуживания населения книгой (не только из библиотек).
Наряду с перечисленными изысканиями в стране проводились и другие, локальные исследования, раскрывающие особенности чтения основных социальных групп населения (рабочего класса, колхозников, молодежи, специалистов).
Следует отметить, что опыт российских исследователей по проблемам чтения привлекал внимание и зарубежных коллег. Так, в конце 70-х гг. проводилось международное изучение чтения на тему «Восприятие художественной литературы рабочими социалистических стран», а также международное сравнительное исследование «Динамика чтения и читательского спроса в массовых библиотеках» этих стран.
Со второй половины 80-х гг. в России происходят существенные политические и социально-экономические изменения, оказавшие влияние и на развитие библиотек, и на изучение их читателей. Исследования чтения локализуются. Пожалуй, последним централизованным исследованием, можно считать работу «Чтение в Вашей жизни» (РГБ и ГПБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина – ныне Российская национальная библиотека). РНБ предпринимает также попытки объединить усилия специалистов по изучению библиотечного чтения, осмыслить интеллектуальный опыт, накопленный в этой области. Это в определенной мере реализовано в подготовленном сборнике «Что мы читаем? Какие мы?» (1993), который создан в рамках исследовательской программы «Чтение в России».
Среди организаций, которые в 90-е годы наиболее активно изучали чтение, можно назвать Всероссийский центральный институт общественного мнения (ВЦИОМ), НИИ культурологии, НИИ книги, Фонд «Чтение» им. Н.А.Рубакина, РГБ, Российскую государственную юношескую библиотеку – РГЮБ, Российскую государственную детскую библиотеку – РГДБ, научно-внедренческий центр «Библиомаркет». В их публикациях осмысливается новая ситуация в чтении, дается ее сравнение с прошлым, показывается роль чтения как индикатора глубинных социокультурных процессов. Появились работы, раскрывающие изменение характера чтения в исторической ретроспективе. [4]