Большое внимание международному арбитражу уделяется на региональном уровне в рамках таких международных организаций, как Лига арабских государств (ЛАГ), Организация американских государств (ОАГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Совет Европы (СЕ), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Процедура арбитражного рассмотрения споров регламентируется в многосторонних международных договорах, принятых под эгидой этих региональных международных организаций, а именно в Боготинском пакте о мирном разрешении международных споров 1948 г. (ОАГ), Протоколе о Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу 1964 г. (ОАЕ), Европейской конвенции о мирном разрешении международных споров 1957 г. (СЕ), Конвенции по примирению и арбитражу в рамках ОБСЕ 1992 г. В рамках Лиги арабских государств отсутствует детальная регламентация арбитражной процедуры. В статье 5 Пакта Лиги арабских государств от 22 марта 1945 г. в качестве арбитра определяется Совет Лиги для разрешения споров, которые обе стороны добровольно передали в Совет. Следовательно, систему Пакта ЛАГ следует рассматривать как довольно несовершенную концепцию арбитража21.
С арбитражной процедурой урегулирования споров в соответствии с перечисленными региональными международными документами тесно соприкасается проблема разграничения юридических и политических споров. В международно-правовой литературе существует мнение, что международный арбитраж должен использоваться преимущественно для разрешения неюридических (политических) споров22. Такая концепция отражена в Европейской конвенции о мирном разрешении международных споров 1957 г. В статье 1 главы I Европейской конвенции зафиксировано положение о том, что международно-правовые споры, указанные в статье 36 (2) Статута Международного суда ООН, передаются на рассмотрение Международному суду. Оговорки государств к этим положениям, согласно статье 34 Европейской конвенции, недопустимы (обязательная юрисдикция Международного суда).
В соответствии со статьей 19 главы III Европейской конвенции стороны представляют в арбитраж все неюридические споры, которые не были урегулированы посредством примирения. Кроме того, стороны, не прибегая к примирению, сразу могут передать спор в арбитраж.
Если ничего не оговорено в специальном соглашении или если специальное соглашение (компромисс) не заключалось вовсе, статья 26 Европейской конвенции предусматривает, что учрежденный сторонами в споре арбитражный трибунал разрешает спор по справедливости и доброй совести (ex aequo et bono), опираясь на общие принципы международного права, уважая договорные обязательства и окончательные решения международных судов, которые обязательны для сторон. Рассмотрение неюридического спора, если иное не установлено в специальном соглашении сторон, осуществляется согласно разделу IV Гаагской конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1907 г. В соответствии со статьей 34 государствам предоставляется право при депонировании документа о ратификации Конвенции сделать заявление о нераспространении на них действия главы III (Арбитраж) Европейской конвенции 1957 г.
Европейская конвенция о мирном разрешении международных споров 1957 г. вступила в силу в отношении 13 государств, из которых 6 не приняли главу III об обязательном арбитраже (Австрия, Германия, Швейцария, Люксембург, Дания и Норвегия)23.
Разграничение в Европейской конвенции споров на юридические и политические оправдано с позиций укрепления авторитета Международного суда ООН, но с точки зрения специфики международно-правовых отношений оно неприемлемо, так как допускает возможность того, что международное право по своей сути несовершенно, не может служить основой для вынесения решения, содержит пробелы и вообще не носит законченного характера, в то время как тезис о законченности и цельности системы современного международного права создает потенциальные возможности для урегулирования практически любого межгосударственного спора на основе права и справедливости. Кроме того, разграничение понятий споров юридических и политических не поддается точному определению, поскольку юридические и политические аспекты взаимосвязаны практически в любом межгосударственном споре. Необходимо также обратить внимание на то, что международный арбитраж может успешно применяться для разрешения как юридических, так и политических споров. Вместе с тем можно говорить о преобладании того или иного аспекта в споре. Международный арбитраж свидетельствует в пользу возможности урегулирования споров, где превалируют политические аспекты24.
Из концепции о разграничении споров на юридические и политические исходит Боготинский пакт о мирном разрешении международных споров 1948 г. Однако в Боготинском пакте не исключается возможность разрешения юридических споров посредством арбитража. Другой отличительной чертой Боготинского пакта является положение о том, что если юридический спор не удалось разрешить путем примирения и отсутствует компромисс о его арбитражном разбирательстве, любая из сторон в споре в одностороннем порядке может обратиться в Международный суд ООН, как это предусмотрено в статье 36 (2) Статута Международного суда. Если же Международный суд заявит об отсутствии юрисдикции по переданному ему юридическому спору, спор передается в обязательный арбитраж (стст. 31—38 Пакта). Боготинский пакт содержит подробную регламентацию арбитражной процедуры, которая носит в нем доминирующий характер.
Спецификой отличается арбитражная процедура в рамках ОАЕ. В соответствии со статьей 19 Хартии ОАЕ от 25 мая 1963 г. предусмотрено учреждение Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу. Состав и функции Комиссии определяются в Протоколе от 21 июля 1964 г., который является неотъемлемой частью Хартии. По некоторым характеристикам Комиссия по посредничеству, примирению и арбитражу напоминает Постоянную палату третейского суда в Гааге. Комиссия состоит из лиц, которые готовы сотрудничать в целях урегулирования международных споров. Согласно статьям 2 и 3 Протокола Комиссия состоит из 21 члена, избираемых сроком на пять лет и могущих быть переизбранными. Процедура арбитража четко отграничивается от посредничества и примирения. Для осуществления арбитражного разбирательства в каждом отдельном случае учреждается арбитражный трибунал. Он формируется из членов Комиссии, имеющих правовую квалификацию. В состав трибунала входят по одному арбитру, назначаемых сторонами, и избранный последним председатель.
Обращаться в Комиссию за разрешением спора имеют право не только государства — участники ОАЕ, но и ее органы. Обращение к арбитражу носит добровольный характер. Арбитражное разбирательство осуществляется на основе заключаемого сторонами компромисса.
Особый интерес вызывает европейская система урегулирования межгосударственных разногласий, разработанная в рамках ОБСЕ. Центральным звеном этой системы должен стать Суд ОБСЕ по примирению и арбитражу, учрежденный согласно Конвенции по примирению и арбитражу 1992 г.
Конвенция по примирению и арбитражу является результатом двадцатилетних усилий государств — участников общеевропейского процесса по разработке универсальной системы мирного разрешения международных споров. Работа над созданием европейской системы урегулирования споров началась в 1973 г. с рассмотрения швейцарского проекта конвенции по мирному урегулированию споров, а затем продолжалась на регулярных встречах государств — участников ОБСЕ, а также на четырех специальных совещаниях экспертов (Монтре — 1978 г., Афины — 1984 г., Валетта — 1991 г., Женева — 1992 г.).
Конвенция по примирению и арбитражу в рамках ОБСЕ принята Советом ОБСЕ на Стокгольмской встрече 15 декабря 1992 г. и вступила в силу 5 декабря 1994 г. По данным на май 1998 г. Конвенция вступила в силу в отношении 25 государств из 36 подписавших. Данную Конвенцию следует характеризовать как наиболее совершенный региональный документ, посвященный арбитражному разбирательству. Предусмотренная Конвенцией процедура разрешения международных столкновений с привлечением беспристрастной третьей стороны может внести важный вклад в урегулирование споров на европейском пространстве, способствовать укреплению стабильности и доверия в Европе.
В этой связи представляется важным более подробно остановиться на некоторых положениях Конвенции.
Согласно Конвенции Суд по примирению и арбитражу может рассматривать любые споры между государствами, которые не были урегулированы дипломатическими средствами (ст. 18 Конвенции). Рассмотрение споров осуществляется в Примирительной комиссии или арбитражном трибунале (ст.2 Конвенции).
Примирительная комиссия образуется по одностороннему заявлению любого государства-участника Конвенции. Примирительная комиссия оказывает помощь сторонам в поисках урегулирования спора в соответствии с международным правом и их обязательствами в рамках ОБСЕ.
Процедура примирения предполагает, что если стороны придут к взаимоприемлемому урегулированию, то условия этого урегулирования фиксируются в резюме выводов, подписываемом представителями сторон и членами Комиссии. На этом разбирательство заканчивается. В случае несогласия сторон Комиссия составляет заключительный доклад с предложениями по мирному урегулированию спора и доводит его до сведения сторон. Если в течение 30 дней стороны не соглашаются с предложенным урегулированием, доклад передается в Совет ОБСЕ (стст. 22—25 Конвенции).
Арбитражный трибунал принимает дело к рассмотрению по обоюдному обращению спорящих сторон. В то же время государства — участники Конвенции могут в любое время посредством уведомления, направляемого депозитарию, заявить, что они, ipso facto, и без специального соглашения признают обязательной юрисдикцию арбитражного трибунала при условии взаимности. Такое заявление может быть сделано без ограничения срока или на определенный срок. Оно может распространяться на все споры или исключать споры, касающиеся территориальной целостности государства, его национальной обороны, права на суверенитет над территорией суши или одновременных притязаний на юрисдикцию над другими районами (ст. 26 Конвенции).
Просьба об арбитраже против государства — участника Конвенции, сделавшего заявление о признании обязательной юрисдикции арбитражного трибунала, может быть представлена только по истечении 30 дней после представления доклада Примирительной комиссией Совету ОБСЕ. Решение арбитражного трибунала имеет обязательную силу для сторон в споре.
В состав Суда входят лица, обладающие признанной компетенцией в области международного права, международных отношений или урегулирования споров. Спорящие стороны вправе выбирать любых арбитров и мировых посредников из списка, составленного секретарем Суда на основании назначений, произведенных государствами — участниками Конвенции. В настоящее время свои назначения в списки Суда произвели 13 государств.
Суд ОБСЕ по примирению и арбитражу состоит из Президиума, председателя Суда, заместителя председателя Суда. Местопребыванием Суда является г. Женева.