Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Законы диалектики как всеобщие принципы развития




природы, общества и мышления

В основе диалектики как особой модели философ­ского подхода к миру лежат выделенные Гегелем ос­новные законы диалектики. Гегель выделяет три закона диалектики: «за­кон отрицания отрицания», «закон перехода количества в качество», «закон единства и борьбы противополож­ностей». Эти законы не существуют оторванно друг от друга, а реализуются как компоненты единого общего процесса развития. Любой предмет, явление представ­ляет собой некоторое качество, единство его сторон, которые в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие, и развитие пред­мета осуществляется через отрицание данного каче­ства, но с сохранением некоторых свойств в образо­вавшемся новом качестве.

Закон перехода количества в качество выражает взаимосвязь между количественными и качественны­ми изменениями и говорит о том, что в процессе раз­вития «количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество по­рождает новые возможности и интервалы количествен­ных изменений».

Качественное изменение обозначает возникновение нового объекта, предмета, явления. Понятие «качество» следует отличать от свойств предмета.

Качество — это внутренняя определенность предмета, некоторая сово­купность свойств, без которых предмет уже перестает быть данным предметом. А свойство более элементар­но, это — как бы одна сторона качества.

Изменение свойств, их накопление характеризу­ют количественные накопления в рамках одного каче­ства. Количество — это внешняя определенность по степени раз­личения предмета со стороны его пространственно-временных характеристик (размеров). Поэтому коли­чество не выражает сущность предмета, а лишь его выделенные количественные свойства. Если качество предмета принадлежит только одному предмету, то количественные параметры различных предметов и явлений могут совпадать, например, у разных предме­тов могут быть одинаковые размеры. Мы можем, на­пример, сравнивать слона с неодушевленным предме­том, например, со столом. Но сравнение это идет лишь по их количественным характеристикам, которые без­различны в данном случае к качеству данных объек­тов, т.е. к тому, что одно из них есть живое существо, а другое нет.

Качество отражает сущность предмета, а количество, в первую очередь, его форму. В реальнос­ти, выделение качества и количества объекта является лишь операцией абстрактного мышления. Нет качества без предшествующих ему и происходящих в нем все­гда количественных изменений, так же как любое количественное изменение является результатом какого-то качественного изменения.

Поэтому Гегель в качестве понятия, фиксирующе­го единство количественных и качественных измене­ний в одной системе, выделял «меру», которая и выс­тупала пунктом перехода (разумеется, лишь мыслимо­го) от количества к качеству, отражающего сущность объекта. Таким образом, качество, количество и мера суть лишь ступени развития, формы бытия.

Закон перехода количества в качество говорит о том, что в любом предмете как определенном качестве происходит накопление количественных изменений, которые на определенном уровне развития предмета (перешагнув меру) приведут к изменению его качества, т. е. возникнет новый предмет. В свою очередь этот новый предмет, новое качество порождает серию но­вых количественных изменений, делая тем самым про­цесс развития бесконечным.

Закон перехода количества в качество характеризует сам механизм процессов развития. При этом скорость протекания процесса развития конкретных объектов может быть различной. Развитие может носить как эволюционный, постепенный, так и скачкообразный характер. Напри­мер, в социальной практике резкий революционный переход («скачок») сопряжен со сложностями восста­новления равновесия в общественном развитии, т. е. обеспечения его недостающими количественными из­менениями.

Закон единства и борьбы противоположностей выражает сущность процесса развития. Он говорит о том, что развитие основано на наличии в любом пред­мете противоречивых сторон. Это обусловлено неодно­родностью и бесконечностью свойств, частей, сторон любого предмета или явления. На определенном уров­не они могут находиться в гармоничном единстве, тож­дестве. Последнее является таким состоянием предмета или явления, когда внутренние противоречия их скрыты, существуют в потенциальной форме. Однако постепенно, за счет количественных накоплений раз­личия между противоречивыми сторонами предмета или явления усиливаются и на определенном уровне достигают такой степени, что начинают отрицать друг друга. Противоречия, которые до этого находились в единстве, начинают выступать как противоположнос­ти, что приводит к разделению единого предмета на противоположные стороны. Внутренние тенденции развития этих сторон усиливаются, вплоть до конф­ликта. Происходит разрешение противоречий, кото­рое может иметь разные варианты: от эволюционной адаптации противоречивых сторон предмета друг к другу до их полного разрыва и создания противопо­ложных предметов с собственными новыми качества­ми. Таким образом, развитие представляет собой про­цесс не только разрешения противоречий, но и созда­ние новых, и весь диалектический путь повторяется заново. Именно поэтому процесс развития носит бес­конечный характер.

Закон отрицания отрицания означает, что в любом процессе развития каждая последующая ступень яв­ляется, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой — отрицанием этого отрицания, т. к. воспро­изводит в изменившемся предмете, на новой ступени, в новом качестве некоторые свойства и качества отри­цаемого предмета. В процессе любого развития диалек­тически сочетаются моменты разрушения элементов старой системы и моменты преемственности, т. е. со­хранения свойств старой системы при обогащении их новым качеством. Закон отрицания отрицания высту­пает прежде всего как синтез, т. е. достижение нового качественного содержания не путем простого их суммирования, а за счет преодоления противоречивых сторон предмета. Это дает основания в более общей форме обозначать его как «закон диалектического син­теза». Это обеспечивает, с одной стороны, измене­ние и появление нового предмета, а с другой, сохраня­ет его генетическую связь с предшествующими явле­ниями и предметами.

Таким образом, в процессе развития закон отрицания отрицания характеризует направленность из­менений, их преемственный характер и бесконеч­ность. Поскольку граница перехода от одного качества к другому представляет собой некое посредствующее качество, соединяющее в себе старые качества пред­мета и потенциальные качества нового предмета, то старое качество и новое качество в этом смысле тож­дественны, находятся в рамках единства.

Проанализированные законы диалектики тесно взаимосвязаны между собой, являясь сторонами одно­го процесса развития, характеризуя его с разных сто­рон. Мы не можем говорить о переходе, например, количества в качество без рассмотрения вопроса об отрицании старого качества и возникновении нового, что, в свою очередь, нельзя объяснить, не выявив те противоречивые тенденции, которые заложены в лю­бом предмете и явлении. В то же время каждый из этих законов характеризует вполне конкретную сторону процесса развития, которую можно рассмотреть отно­сительно обособленно.

Законы диалектики являются важ­ной частью определенной философской культуры. Они образуют своеобразный понятийный каркас, позволя­ющий нам диалектически смотреть на мир, описывать его с помощью данных законов, не допуская абсолю­тизации каких-то процессов или явлений мира, рас­сматривать последний как развивающийся объект. И в данном случае даже не важно, строится ли это пони мание на идеалистической основе, когда мир выступа­ет в качестве инобытия абсолютного духа, как это было у Гегеля, и когда данные законы суть лишь законы развития понятий, или, на материалистической основе, когда законы диалектики трактуются как общефилософ­ские законы самой действительности. И в том, и в дру­гом случае ценность и эффективность диалектического подхода заключается в целостном понимании мира, в котором все его части органически взаимосвязаны.

Противоположными диалектическим принципам яв­ляются метафизические принципы. Учение о движении и развитии, исходящее из данных принципов, называется метафизикой. Метафизические принципы состоят в следующем:

(A) Основными источниками движения признаются только внешние причины. Это утверждение ведет либо к отрицанию причин движения вообще, либо к введению существования перводвигателя, который движет все, а сам неподвижен. Такое логически противоречивое поня­тие вводил Аристотель. Вышеприведенный метафизический принцип не совместим с принципом взаимопроник­новения противоположностей, который говорит о том, что основными причинами движения являются внутрен­ние причины (а именно взаимопроникновение противо­положностей). Разумеется, диалектика не отрицает и внешних причин.

 

(Б) За основные принимаются количественные изме­нения, а не качественные. В яркой форме этот принцип был выдвинут преформизмом. Подобный принцип не­совместим с диалектическим принципом перехода количественных изменений в качественные.

(B) Утверждается, что в процессе развития отсутст­вует преемственность между старым и новым. Примером реализации этого принципа является теория катаклиз­мов Кювье. Подобный принцип несовместим с диалекти­ческим законом отрицания отрицания.

Принцип детерминизма

Следующий круг философских вопросов в теории диалектики связан с решением проблемы обусловленности существования и развития мира. В сво­ей наиболее общей, предельной форме это есть вопрос о том, выступает ли бытие неким упорядоченным образо­ванием или представляет собой неупорядоченный хаос.

Любое явление можно проанализировать через действие некоторых причин, приведших к его возник­новению, также как и само оно может исследоваться как причина других явлений. Философские позиции здесь могут значительно отличаться друг от друга, особенно когда речь заходит о предельных основаниях обусловленности мира. У одних философов существо­вание мира связано с естественными причинами, у других творцами его являются бог или мировой разум. Таким образом, любая будь то идеалистическая или материалистическая философская система, построен­ная на принципах рационального объяснения бытия, необходимо затрагивает проблему всеобщей обуслов­ленности явлений и процессов в мире, которая и обо­значается понятием «детерминизм».

В основе детерминистического подхода лежит по­нимание того, что любое событие, любой факт, явление и т. д. имеют свою причину и могут выступать причи­ной другого события, факта или явления.

Понятие при­чины является центральным в детерминизме и высту­пает как генетическая связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием. Т. е., иначе говоря, во взаимодействии между различными явлениями можно выделить разные типы таких взаимодействий, одним из которых являет­ся причинно-следственное.

В диалектическом подходе к миру это реализуется в выделении принципа причинности. Главным признаком причинной взаимосвязи выступает порождающий харак­тер причины по отношению к наступающему след­ствию, ее необходимый характер и то, что причинно-следственные отношения реализуются в определенной пространственной и временной непрерывности. Пере­носимое вещество, энергия или информация изменяют­ся при взаимодействии с другим объектом, что является фактором появления новых предметов.

Понятие «детерминизм» шире по­нятия «причинности», т. к. сюда включаются, напри­мер, непричинные типы обусловливания. Причинность -–это связь порождения. Такие связи как «функциональная связь», «связь состояний», «вероятност­ная детерминация», «целевая детерминация» не могут считаться причинными связями, хотя это детерминация.

Детерминистический подход к анализу любых яв­лений составляет важную часть особой диалектичной культуры мышления, важнейшим признаком философского объяснения мира, моментом философской рефлексии. Диалектическое проведение принципа детерминизма осуществляется через систе­му категорий, некоторые из которых называются пар­ными категориями, отражающими двойственный ха­рактер любого объекта, содержащего в себе находящи­еся в единстве противоречивые стороны и тенденции Это — рассматриваемые в отдельности полярные ва­рианты разных тенденций.

В некоторых случаях отноше­ния детерминации принимают повторяемый и упорядо­ченный характер, что придает им характер определен­ных закономерностей. Закономерность является харак­теристикой причинного типа детерминации, когда все явления и события в мире объясняются через реальные, объективные взаимосвязи и отношения между ними. Детерминация в этом случае реализуется через объек­тивные законы. Таким образом, закономерность высту­пает как проявление взаимосвязанного и упорядочен­ного характера во взаимодействии предметов, явлений, событий в мире и связана с выявлением законов этого взаимодействия как существенной, повторяющейся, необходимой и устойчивой связи между ними.

Законы могут быть самыми различными и отли­чаться друг от друга по степени общности (от наиболее общих, абстрактных, философских до конкретно-эмпи­рических), по сферам бытия, по предметам исследова­ния в разных науках (законы общественные, законы природные, законы мышления, законы конкретных наук и т. д.), по детерминационным отношениям (статисти­ческие или динамические).


4. Категории диалектики как ступени углубления познания.

Категории в философии – это общие, фундаментальные понятия, отражающие и выражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения в реальной действительности и в познании. Категории – это формы и организующие принципы мышления, они выражают свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и концентрированной форме.

Философские категории необходимости и случай­ности характеризуют противоречивость детерминационных отношений в мире. С одной стороны, причин­ная обусловленность и закономерность базируются на необходимости наступления тех или иных событии, следствий, в результате действия каких-то причин. С другой стороны, в мире присутствует фактор случай­ности. В истории философии это приводило к прямо противоположным концепциям: либо создавались философские системы, в которых либо абсолютизировалась роль необходимости, а случайность рассматривалась как выражение конкретно-исторической непознанности объектов, либо, напротив, абсолютизировалась роль случайности, что вело к отрицанию детерминизма в мире и, как следствие, к отрицанию его познаваемости.

С диалектических позиций случайность и необхо­димость взаимосвязаны и представляют собой две сто­роны одного процесса развития. Развитие не носит однолинейного характера, оно осуществляется в реаль­ном мире, и на него могут воздействовать как внутрен­ние причины, так и внешние обстоятельства. В этом плане можно было бы сказать, что наличие случайно­сти в мире необходимо. Так уже Гегель отмечал, что данные категории нельзя мыслить друг без друга, они предполагают друг друга. Любой процесс развития, выступая как необходимый, т. е. подчиняющийся зако­нам, реально осуществляется через массу случайных отклонений. Таким образом, необходимость означает, что обусловленное законами событие обязательно на­ступит, а случайность это нечто такое, что может быть и может также и не быть, может быть тем или иным. Преодоление этого случайного есть задача познания. Случайность определяет время и форму проявления событий, отражая фактор неоднозначнос­ти развития, которое выступает как целый спектр воз­можностей и вариантов реализации закономерностей. Необходимость прокладывает себе путь через массу случайностей, т. к. определяющие характер ее реали­зации внешние обстоятельства могут быть недоступны нашему познанию.

Возможность и действительность. Данная пара категорий затрагивает еще один момент относитель­ности мира. Действительность — это все то, что нас окружает, то что уже существует, или, как отмечал Гегель, это «наличное бытие объекта». Можно сказать, что это актуальное бытие. Возможность же — это по­тенциальное бытие, т. е. еще нереализованное бытие. Это некоторая тенденция развития, которая может реализоваться, а может и не реализоваться. Возмож­ность и действительность взаимосвязаны. С одной сто­роны, действительность содержит в себе самые разно­образные возможности развития того или иного про­цесса, его потенциальное будущее. С другой стороны сама действительность есть результат реализации од­ной из возможностей. Количественная оценка возмож­ности осуществления случайных событий связана с категорий вероятности как своеобразной меры воз­можности, когда мы можем говорить о наступлении того или иного события и формах его проявления с определенной долей вероятности.

Свобода и необходимость. Эти категории отража­ют особенности человеческой деятельности в рамках взаимоотношения Человека и Мира. Существуют кон­цепции, которые отрицают свободу человека в силу того, что он включен в систему детерминационных отношений, а следовательно, все его поступки обуслов­лены и зависят от соответствующих причин. Д аже если человек думает, что он поступает свободно, всегда можно показать зависимость этой свободы от других людей, от обстоятельств и многих других факторов (позиция метафизического детерминизма). Этому про­тивостоят концепции, говорящие о том, что, поскольку человек обладает разумом и может сам влиять на из­менение цепочки событий, даже противостоять им, то в мире может быть реализована абсолютная свобода воли человека (экзистенциализм). Правда, философы оговариваются, что условием этого должны быть опре­деленные, часто экстраординарные условия.

По-видимому, правы и те, и другие, а, следователь­но, в абсолютном отношении -— никто. Действительно, при желании любые, даже самые иррациональные действия человека можно объяснить и выстроить сис­тему детерминант, приведших к ним. В мире нет ниче­го абсолютного, в том числе и свободной воли, т. к. в мире все взаимосвязано. Как отмечал Гегель, свобода воли это не просто голый произвол, который представ­ляет собой лишь формальную свободу. «Свобода, не имеющая в себе никакой необходимости, и одна лишь голая необходимость без свободы суть абстрактные и, следовательно, неистинные определения. Свобода су­щественно конкретна, вечным образом определена в себе и, следовательно, вместе с тем необходима». Но в то же время также нельзя говорить и об абсолютной зависимости человека. Ведь он имеет возможность выбора, возможность альтернативных действий и по­ступков, и для этого вовсе необязательны экстраорди­нарные условия (как на этом настаивает экзистенци­ализм), хотя они могут обострить ситуацию выбора, как бы подтолкнуть человека к тому или иному решению, не столько на основе рациональных рассуждений, сколько под воздействием эмоций и инстинктов. Таким образом, выбор — это предпосылка свободы и то об­щество, которое дает наибольшие возможности для выбора, является более прогрессивным.

Сущность и явление. Существующие в мире детерминационные отношения позволяют особым обра­зом характеризовать процесс познавательной деятель­ности человека. С одной стороны, человек стремится познать сущность вещи, предмета, явления, события, с другой стороны, эта сущность как бы закрыта от него массой случайного, несущественного для данного объекта. По­этому сущность вынужденно проявляется для познаю­щего своей отдельной стороной, постигая совокупность которых, человек приближается и к познанию сущно­сти как таковой.

В этом плане сущность — это всегда нечто абсо­лютное, а поэтому полностью недостижимое. Мы мо­жем, например, считать, что абсолютно познали зако­ны природы, приняв какую-то физическую концепцию (например, Ньютона). Но проходит время и оказывает­ся, что наши знания о физическом мире были весьма неточны и неполны и что возможно другое физическое описание мира. Познаем ли мы в этом плане сущность или нет? С одной стороны, конечно, познаем, на этой основе можем прогнозировать и объяснять те или иные явления. А с другой, наше знание остается относитель­ным, т. к. эту сущность мы познаем через явления, которые доступны для нас настолько, насколько позво­ляют наши возможности и зачастую непредсказуемая глубина и сложность объекта познания.

Поэтому полная или абсолютная сущность, как от­мечал Гегель, это само бытие. Таким образом, познавая явления, мы тем самым познаем и какие-то стороны сущности, приближаемся к ее глубинам. Это определяет относительность наших знаний о бы­тии в целом, и в то же время это означает, что мы тем не менее познаем мир и можем получить знание о раз­личных его аспектах.

Форма и содержание — еще одна реализующаяся в данной паре категорий сторона диалектики познава­тельной ситуации. Любое явление проявляется для нас в определенной форме. Форма фиксирует разными выразительными средствами содержание и характери­зует тем самым момент устойчивости познанных нами существенных черт объекта. Форма подчеркивает устой­чивость содержания, момент его статичности, опреде­ленности. Это — оформление сущности в конкретно-исторический момент ее познания, улавливание тех повторяющихся и необходимых связей, которые мы считаем закономерностью. Поэтому как форма не мо­жет существовать без содержания, также и содержа­ние без формы. Содержание всегда каким-то образом оформлено, а форма всегда оформляет некоторое содер­жание. Это общефилософская закономерность подтвер­ждает себя и в объективном мире, что позволяет гово­рить о соотношении формы и содержания в материаль­ных системах. В этом случае содержание — это все то, что имеется в материальной системе, включая как ее элементы, так и структурные связи, а форма — это внеш­нее выражение, конкретная реализация типа существо­вания данной системы. Поэтому одно и то же содер­жание может иметь разные формы своего выражения. Например, демократическое устройство ряда госу­дарств может выражаться как в парламентской, так и в монархической форме. И напротив, за одинаковой фор­мой может быть скрыто различное содержание.


Категории диалектики как ступени углубления познания.

Категории в философии – это общие, фундаментальные понятия, отражающие и выражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения в реальной действительности и в познании. Категории – это формы и организующие принципы мышления, они выражают свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и концентрированной форме.

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ - филос. категории, отражаю­щие всеобщие формы объективного мира, его познания и практич. деятельности людей.

Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.

Явле­ние - то или иное обнаружение предмета, внешние, непосредственно-данные формы его существова­ния.

В мышлении категории сущность и явление выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутр. содержанию и единству - к понятию. Постижение сущ­ности предмета составляет задачу науки.

В античной философии сущность мыслилась как «на­чало» понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление — как видимый, ил­люзорный образ вещей или как то, что существует лишь «по мнению». Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из к-рых она составлена. По Платону, сущность («идея») несводима к телесно-чувственному бытию, т.е. совокупности конкретных явлений; она имеет сверхчувств. нематери­альный характер, вечна и бесконечна. У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность («форма вещей») не су­ществует отдельно, помимо единичных вещей; с другой стороны, сущность, по Аристотелю, не выводится из той «материи», из к-рой строится вещь. В ср.-век. философии сущность резко противопоставляется явлению: носителем сущности выступает здесь бог, а земное существование рассматривается как неистинное, иллюзорное. В фило­софии Нового времени противопоставление сущности и явления приоб­ретает гносеологический характер и находит своё выражение в концепции первичных и вторичных качеств.

Кант, признавая объективность сущности («вещи в себе»), считал, что сущность принципиально не может быть познана человеком в ее самобытном существовании. Явление, согласно Канту, есть не выражение объектив­ной сущности, а лишь вызванное последней субъектив­ное представление. Преодолевая метафизич. противопо­ставление сущности и явления, Гегель утверждал, что сущность явля­ется, а явление есть явление сущности. Вместе с тем в диалектич. идеализме Гегеля явление истолковыва­лось как чувственно-конкретное выражение «абсолютной идеи», что влекло за собой неразрешимые противоречия.

Диамат: сущность и явление— уни­версальные объективные характеристики предметного ми­ра; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта.

Категории сущность и явление всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлении. Явление богаче сущности, оно включает в себя не только обнаружение внутр. содержания, существенных связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, измен­чивы, в то время как сущность образует нечто сохраняю­щееся во всех изменениях. Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития. «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА - филос. категории, во взаи­мосвязи к-рых содержание, будучи определяющей сто­роной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ су­ществования и выражения содержания.

В истории философии понятие «форма» долгое время выступало в единстве с понятием «материя», означающим сохраняю­щийся субстрат всех изменений.

В Новое время Ф.Бэкон, исходя из многокачественности «материи», утверждал примат последней над фор­мой. Кант выдвинул тезис, согласно к-рому форма есть принцип упорядочивания, синтезирования «материи», понимаемой как чувственно данное многообразие. Кант выдвинул на первый план новый аспект — вопрос о содержании и форме мышления. Для более адекватного вы­ражения сущности отношения между «материей» и фор­мой Гегель ввёл категорию «содержание»: содержание объемлет собой как форму, так и «материю». По Гегелю, от­ношение между содержанием и формой есть взаимоотношение диалектических противоположностей, т. е. их взаимопревращение.

Маркс и Энгельс развили введённое Гегелем раз­личение содержания и материального субстрата вещи («ма­терии»). Марксизм понимает развитие как борьбу содержания и формы, составными моментами к-рой являются взаимопереход содержания и формы и «наполнение» старой формы новым содержанием. Разрешение противоречий между С. и ф. может протекать по-разному — от полного отбрасы­вания старой формы, переставшей соответствовать но­вому содержанию, до использования старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ - филос. категории, отоб­ражающие одну из форм всеобщей связи и взаимодейст­вия явлений. Под причиной понимается явление, действие к-рого вызывает, определяет, изме­няет, производит или влечет за собой другое явление; по­следнее называют следствием.

Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следст­вия. Различие между причиной и условием относитель­но. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответствующем отношении есть следствие. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые при­чины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В области обществ. наук причины отличаются от поводов — процессов, способствующих их проявлению.

Причина и следствие суть отдельные стороны, моменты, звенья универсального взаимодействия. Только мысленно изолируя отдельный его акт и абстрагируясь от обратного влияния, произведенного на источник порождения, можно говорить оо одностороннем действии причины на следствие. В ре­альных процессах следствие не является пассивным, оно может воздействовать на свою причину.

В природе и обществе существует бесчисленное мно­гообразие форм взаимодействия, взаимосвязи и взаимо­обусловленности явлений и соответственно — многооб­разие причинно-следственных зависимостей. В совр. науке классификация причинно-следственных связей проводится по различным признакам.

Понятие причинно-следственной связи выполняет важную методологич. функцию, ориентируя исследователя на прог­рессивное движение познания по причинно-следств. це­пи — от случайности к необходимости, от единичного к особенному и общему, от формы к содержанию, от явления к сущности.

Классическая физика основывалась на механическом понима­нии причины: изменения всех параметров объектов определяются строго однознач­но. Предсказания солнечного и лунного затмений, време­ни противостояния планет и т.п. служили важным обос­нованием этой концепции.

Развитие современой физики, и прежде всего становление и развитие квантовой механики, связано с признанием фундаментальной значимости нового класса теорий — статистических теорий, к-рые принципиальным образом вклю­чают в свою структуру вероятностные представления. В классической физике предполагалось, что все связи между параметрами объекта определены в коли­чественном отношении строго однозначно (т. н. лапласовскпй детерминизм). В структуру же статистических теорий вклю­чены неопределённость и неоднозначность.

Познание причин явлений направлено прежде всего на раскрытие их сущности.

В ходе развития совр. науки раскрывается всё боль­шее многообразие форм связи явлений, выражающихся в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера. На основе такой тенденции у нек-рых философов и ученых стало складываться ошибочное впе­чатление, будто вообще изучение причинных связей от­ступило на задний план и уже не составляет существенной за­дачи научного исследования. Существуют также представле­ния, сближающие причинность с фатализмом. Но оба эти подхода несостоятельны. Изменяя условия, можно изменить и следствия данной причины; создавая условия, при к-рых возникают противоборствующие причинные тенденции, можно даже пресекать ранее сложившийся ход событий, останавливать действие прежней причины и создавать новые возможности. Указывая на те или иные возможности, причинность даёт реальную опору для человеческой свободы.

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ - соотносительные филос. категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании.

Необходимость — отражение преимущественно внутренних, устойчивых, повторяю­щихся, всеобщих отношений действительности; это движение познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; это также способ превраще­ния возможности в действительность.

Случайность — отражение внешних, несуществен­ных, неустойчивых, единичных связей действительности; начальный пункт познания объекта; это способ превращения возможности в действительность, при к-ром в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; это форма проявления необходимости.

Необходимость вызывается регулярными и постоянными причинами процесса, выражает устойчивое, не изменяющееся в струк­туре объективного мира, характеризуется строгой одно­значностью (часто неизбежностью). Случайность появляется в резуль­тате действия отдалённых, нерегулярных, непостоянных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределён­ностью своего протекания. Один и тот же комплекс причин может обусловливать необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной системе связей и од­новременно вызывать случайности на другом уровне или в другой системе связей.

В ходе развития научного познания представления о соот­ношении и природе необходимости и случайности претерпели существенные из­менения. Модель мира, созданная в классической механике, отвергала объективные основы случайности, ориентировала познание лишь на раскрытие необходимости— строго однозначных связей и отношений в природе. Развитие термодинамики и утверж­дение статистических идей и методов привело к концептуаль­ной перестройке в науках о природе, к-рая основыва­лась на признании случайности как самостоятельного начала, элемента строения и фактора эволюции материального мира. Иссле­дование эволюционных процессов (прежде всего дарвиновская модель развития) показало роль случайности (как отражения реаль­ного разнообразия) в развитии живой природы. Для по­нимания природы случайности важное значение имело создание квантовой механики, к-рая раскрыла вероятностный (случайностный) характер поведения микрообъектов, а также глубокую диалектическую взаимосвязь необходимости и случайности в кванто­вых процессах. Изучение физических основ процессов самоорга­низации (синергетика) привело к разработке бифуркационных моделей развития, к-рые рассматривают случайность как нелинейную характеристику материальных взаимо­действий, порождающую в точках ветвления (бифуркации) процесса новую линию эволюции.

В обществе необходимость действует главным образом в виде стихийной силы, проклады­вающей себе путь через бесконечное множество случайностей, и обнаруживает себя лишь как конечный результат практических действий людей.

 

2. Законы диалектики как всеобщие законы развития природы, общества и мышления

Законы диалектики – это диалектические принципы. Они получили названия: закона взаимопроникновения противоположно­стей, закона перехода количественных изменений в каче­ственные, закона отрицания отрицания. Наука, изучающая наиболее общие свойства движе­ния и развития и исходящая из данных принципов, назы­вается диалектикой.

Раскроем содержание законов диалектики и попытаемся обосновать их истинность.

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Вначале разъясним категории качественного и коли­чественного изменений.

Качественные изменения —изменения сущности системы.

Количественные изменения —изменения системы, не вызывающие изменения ее сущно­сти.

Закон состоит в том, что количествен­ные изменения в процессе движения системы в конечном итоге вызывают ее качест­венные изменения. Например, объединение объ­ектов в систему приводит к возникновению сущест­венно новых свойств, не присущих этим объектам в отдельности. Так, увеличение массы урана-235 вплоть до критической не вызывает существенных изменений.

Переход количественных изменений в качественные происходит при определенной мере количественных из­менений.

Мера —граница, за которой количественные измене­ния переходят в качественные.

Переход количественных изменений в качественные характеризуется скачком.

Скачок —фаза (период времени), в которой проис­ходят изменения качественного состояния.

Формы скач­ков:

1) относительно быстрые (медленные),

2) непрерывные и дискретные.

Непрерывный имеет место тогда, когда количественные изменения без про­межуточных существенно иных качественных состояний вызывают качественный переход (т. е. нет перерыва между количественными и качественными изменениями). Переход количественных изменений в качественные в этом случае совершается без длительного накопления элементов нового качества (т. е. признаков существенно новой системы). Например, изменения числа атомов в молекуле сразу дает другую молекулу.

Дискретный скачок имеет место тогда, когда качест­венным изменениям предшествует накопление количест­венных изменений. Однако это различие относительно, ибо непрерывный скачок можно рассматривать как мно­жество дискретных.

Различение качественных и количественных измене­ний тоже относительно, так как количественные измене­ния в одном аспекте в то же время являются качественными в другом аспекте. Не только количест­венные изменения приводят к. качественным, но и качественные оказывают влияние на количественные. Например, качественное изменение производственных отношений приводит к ускорению темпов развития общества.

Закон взаимопроникновения проти­воположностей.

Противоположность (диалектическая)—такие объек­ты системы, которые взаимно исключают (или отрица­ют) друг друга по каким-либо свойствам и в то же время по другим свойствам предполагают друг друга.

Противоречие (диалектическое) — взаимосвязь диа­лектических противоположностей в рамках одной систе­мы в одно и то же время, являющаяся источником дви­жения и развития системы.

Заметим, что диалектическое противоречие отличается от формальнологического противоречия и путать их не следует. Однако формальнологическое противоречие по отношению к науке играет в определенном смысле роль движущей силы в развитии данной науки и является ба­зой возникновения диалектического противоречия. Суть дела здесь состоит в том, что возникают взаимопротиво­положные «силы», с одной стороны, стремление устранить из теории формальнологическое противоречие, а с другой стороны, трудность такой перестройки теории в этих целях, чтобы она не устраняла существенные сто­роны этой теории. В результате борьбы этих «сил» тео­рия развивается в разных направлениях. Подобные ситуации известны в развитии математических теорий (математического анализа, теории множеств и т. п.

Относительно данной системы диалектические проти­воречия могут подразделяться на:

а) внутренние (в рамках этой системы),

б) внешние (между системами).

Примеры диалектических противоположностей, обра­зующих диалектические противоречия:

1. Во всех материальных системах—изменчивость и устойчивость. Диалектическое противоречие заключает­ся здесь во взаимосвязи двух сторон материальных объектов — относительном сохранении некоторого со­стояния и тенденции его изменения. Оно проявляется в самых различных формах, в частности:

а) В физических системах в виде физического взаи­модействия или сил, стремящихся вывести данную систему из равновесного состояния, и сил, обеспечи­вающих сохранение этого состояния, которыми, напри­мер, являются притяжение и отталкивание в их разнообразных формах.

Противоречие это обеспечивает существование устой­чивых систем самой различной природы и осуществляет­ся с помощью самых различных взаимодействий. На­пример, благодаря этому противоречию существуют атомы, молекулы, солнечная система и т. п.

б) В системах органической природы—ассимиляция и диссимиляция. Это противоречие проявляется в про­цессе взаимосвязи организмов с внешней средой и таким образом обеспечивает существование и развитие живого мира.

— наследственность и изменчивость. Это противоре­чие обеспечивает приспособляемость биологических ви­дов к внешней среде.

в) В обществе—противоположные классовые инте­ресы. Они бывают неантагонистическими (например, пролетариата и крестьянства) и антагонистическими (например, пролетариата и буржуазии).

— Консервативные и прогрессивные общественные силы.

— Старые производственные отношения и новые про­изводительные силы. Старые производственные отноше­ния, с одной стороны, сдерживают развитие данных про­изводительных сил, а с другой стороны, являются до некоторых пор условием развития этих же производи­тельных сил при условии их существования.

Закон состоит в том, что внутренними определяющими источниками движения и развития системы являются ее диалекти­ческие противоречия.

То, что определяющая роль в движении и развитии системы принадлежит внутренним противоречиям, соз­дает условия относильной автономности ее движения и развития. Внутренние противоречия, являющиеся опре­деляющим фактором движения и.развития системы, сле­дует искать среди основных, специфических свойств и отношений системы. Например, внутренние источники общественного движения лежат в факторах, специфиче­ских только для общества: производительных силах и производственных отношениях, которые среди других специфических для общества факторов, являются опре­деляющими.

Движение и развитие, имея основой внутренние фак­торы, являются в этом смысле самодвижением и само­развитием.

Противоречия, обусловливая движение системы, при­водят к ее качественному изменению. Тогда данные противоречия сменяются новыми, присущими новой системе.

Разрешение всех противоречий невозможно, так как уничтожение одних противоречий означает возникновение других.

Закон отрицания отрицания.

Отрицание (диалектическое) — переход системы в иное качественное состояние, предполагающий не только появление нового (новых свойств и отношений), но и сохранение положительных элементов старого.

Закон состоит в том, что в процессе развития одно диалектическое отрицание необходимо сменяется другим.

Закон отрицания отрицания говорит, таким образом, не только о неизбежности гибели всех существующих форм и замены их новыми, но и об определенной преем­ственной связи между новым и старым. При этом преемственность может иметь различные виды: а) некоторые свойства, присущие системе на одном этапе, сохраняются и на следующем этапе, б) некоторые свойства, присущие системе на данном этапе, на последующих этапах исче­зают, а затем вновь возникают, хотя и в измененном виде, но с сохранением существенных черт, аналогичных свойствам первоначального этапа (возврат к «якобы старому»). В последнем случае повторяемость свойств имеет разнообразные формы: повторение происходит после второго отрицания (в форме триады: тезис-антите­зис-синтез), повторение происходит после многократ­ного отрицания. Гегель считал триаду универсальной формой закона отрицания отрицания.

Теория круговоротов абсолютизирует повторяемость, истолковывая ее как полный возврат к исходной точке, как абсолютную повторяемость. Подобной теорией, на­пример, является теория «пульсирующей Вселенной». Неправомерность теории круговоротов вытекает из сле­дующих факторов: а) Вселенная не является замкнутой системой. Она вообще не является (физической) систе­мой, поэтому не является и замкнутой системой. Гово­рить о круговороте имеет смысл только то отношению к замкнутой физической системе; б) число внутренних состояний системы не является конечным ввиду неисчер­паемости материи вглубь, и вряд ли имеет смысл гово­рить о возврате к исходному состоянию.

Поэтому, образно выражаясь, развитие идет не по кругу, а по спирали, т.е. не с полным возвратом к исход­ному состоянию, а лишь к состоянию с относительным возвратом к старому. Завершение существования систе­мы не есть полное уничтожение результатов ее разви­тия, ибо некоторые из этих результатов являются факто­рами в развитии более общей системы.

На этом мы закончим изложение и обоснование исходных принципов диалектики.

Их обоснование опирается на многочисленные данные современной науки и на общественно-историческую прак­тику (мы коснулись только лишь некоторых примеров, обосновывающих истинность этих принципов).

Противоположными диалектическим принципам яв­ляются метафизические принципы. Учение о движении и развитии, исходящее из данных принципов, называется метафизикой.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2340 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2523 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.