1. XIX в. в России стал временем бурного роста организованного революционного движения. Меньше чем за столетие революционное движение в России прошло эволюцию от тайной деятельности небольшой группы прогрессивных дворян-декабристов до массового участия народа в революционной борьбе, создания революционных политических партий.
В.И. Лениным была дана классификация этапов революционного движения, ставшая распространенной. Так, в революционном движении XIX в. объективно выделялись этапы:
- дворянский;
- разночинский;
- пролетарский.
2. Дворянский этап был характерен для первой трети XIX в. Его особенностью являлась революционная деятельность дворян-одиночек, которые не искали поддержки в широких слоях народа. Ярким примером дворянских революционеров были декабристы, потерпевшие поражение в 1825 г.
3. Разночинский этап длился с 1840-х по 1880-е гг. Его особенностями были.
- увлечение революционными идеями не только дворян, но и представителей "среднего сословия" ("разночинцев"), типичными представителями которого были писатели, публицисты, учителя, студенты, иные представители интеллигенции;
- открытый характер их деятельности, несмотря на преследования властей;
- первые случаи "хождения в народ", попытки привлечь к своей деятельности широкие слои простого народа.
В разночинском этапе революционного движения можно выделить два самостоятельных периода:
- мирный (литературно-публицистический): 1840 — 1860-е гг.;
- террористический: 1860 — 1880-е гг.
В течение первого периода (эпоха Николая I, начало царствования Александра II) революционная борьба шла преимущественно с помощью печатного слова. Наиболее видные представители данного направления:
- А. И. Герцен — распространявший первоначально идеи французских просветителей в России, а в 1848 г. эмигрировавший за границу и издававший революционный журнал "Колокол", в котором обличал самодержавие и крепостничество, и веривший в социалистическое будущее России на основе крестьянской общины;
- славянофилы (А. Хомяков, Н. Данилевский, братья Аксаковы, братья Кириевские) — идеализировали допетровскую Русь; видели спасение России в возрождении исконно русских порядков, защите от иностранного разрушительного влияния;
- западники (И. Тургенев, Б. Чичерин, С. Соловьев, П. Чаадаев), наоборот, выступали за скорейшее объединение России с европейской цивилизацией, введение в России западных демократических институтов;
- петрашевцы (группировались вокруг социалиста-утописта М. Буташевича-Петрашевского) в основном представители интеллигенции — выступали за радикальную отмену крепостного права и скорейшее строительство идеального социалистического общества.
После отмены крепостного права, ослабления реакции, начала зарождения капиталистических отношений в городе и деревне разночинное революционное движение в России вступило в террористическую фазу. Особенностями данного периода были:
- переход от критики существующего строя и литературных публикаций к активным антиправительственным действиям, в том числе террористическим;
- создание революционных организаций;
- "хождения в народ";
- фанатизм в отстаивании своих идей, высокий уровень самопожертвования, идеализм;
- появление новой профессии и образа жизни, в том числе среди молодых людей, — "профессиональный революционер".
Наиболее сильные и известные революционные организации того времени:
- "Земля и воля";
- "Черный передел";
- "Народная расправа";
- движение анархистов и "народников";
- "Народная воля".
3. "Земля и воля" — одна из первых общероссийских радикальных революционно-террористических организаций, возникших в России после декабристов (конец 1861 г.). Ее основными программными требованиями были:
- ликвидация самодержавия;
- наказание крупных чиновников, служащих самодержавию;
- установление в России равенства и справедливости.
Главными средствами борьбы члены "Земли и воли" избрали:
- пропагандистскую деятельность;
- террор.
Наиболее выдающимися революционерами, сформировавшимися в "Земле и воле", были Н. Серно-Соловьевич, М. Михайлов, Н. Обручев, В. Засулич, С. Перовская, А. Желябов, Г. Плеханов в молодые годы, М. Натансон, В. Фигнер.
Деятельность "Земли и воли" подвергалась преследованию со стороны властей. В 1878 г. состоялся открытый политический процесс над 193 народниками — крупнейший в истории России того времени.
В 1879 г. организация распалась — сторонники пропагандистской работы объединились в организацию "Черный передел" (лидер до его эмиграции — Г.В. Плеханов). Члены данной группы организовали "хождения в народ', во время которых народники просвещали крестьян и проводили среди них революционную пропаганду. К "Черному переделу" была близка организация "чайковцев" (лидеры — Н. Чайковский, А. Желябов, С. Перовская). Члены данной организации также осуществляли "хождения в народ" и вели просветительско-пропагандистскую работу. Несмотря на самопожертвование народников-пропагандистов, их работа, в целом, оказалась малоэффективной — крестьяне проявляли инертность, были заняты своими повседневными заботами и, в своем большинстве, не пошли за народниками. Сторонники террористической деятельности в 1879 г. основали свою организацию — "Народная воля". Народовольцы видели свою миссию в проведении террора и физической ликвидации самых одиозных представителей царизма.
Крупнейшей акцией народников было вынесение смертного приговора царю Александру II и приведение его в исполнение. Несмотря на то, что именно Манифестом Александра II крестьяне были освобождены от крепостного гнета, народовольцы считали, что пос,1едовательные убийства нескольких царей подряд, высших чиновников, запугают режим и заставят царей выполнять волю народа. Однако убийство царя Александра II студентом И. Гриневицким 1 марта 1881 г. вызвало противоположный эффект — реформы были прекращены, а по стране стал возрождаться репрессивно-консервативный режим. Однако это не остановило народовольцев — попытки покушений на царя и других должностных лиц продолжались. 1 марта 1887 г. неудачную попытку убийства следующего царя — Александра III ("второе 1 марта") предпринял Александр Ульянов (старший брат В.И. Ленина), за что был казнен. Другой крупной акцией революционеров-террористов стало покушение на ненавистного в народе губернатора Петербурга Трепова, которое осуществила В. Засулич. Сенсацией стало оправдание В. Засулич недавно введенным судом присяжных и ее бегство за границу. Близкую к народовольцам деятельность осуществляла организация "Народная расправа ", руководимая С. Нечаевым. Отличную точку зрения от народовольцев имели революциоиеры-анархисты (лидеры М. Бакунин, М. Лавров, П. Ткачев, А. Кропоткин). Анархисты считали что любая власть всегда будет порочной независимо от режима, монархии или республики, наличия или отсутствия реформ, так как порочность и антинародность заложены в самой природе власти. Взамен анархисты предлагали утопические планы безгосударственного будущего, народных коммун и прямого народного самоуправления. Несмотря на героизм и фанатизм революционеров как пропагандистов, так и анархистов и террористов их деятельность, в итоге, не привела к улучшению жизни народа — наоборот, привела к свертыванию реформ и усилению репрессий. Ставка на террор себя не оправдала. В 1880-е гг. разночинское революционное движение охватил кризис, поскольку оно не пользовалось авторитетом среди широких народных масс и не имело большего числа последователей. На смену ему в 1880-е гг. пришло пролетарское революционное движение.
4. Пролетарское революционное движение имело ряд отличий от всех предыдущих революционных движений в России:
- оно имело самое большое число сторонников;
- формировалось на основе общности классовых интересов быстро растущего класса наемных рабочих;
- имело глубокие народные корни;
- было организованным;
- стало социальной основой для создания и деятельности революционных партий.
Особенности пролетарского революционного движения 1890-х гг.:
- распространение идей марксизма;
- создание марксистских и иных рабочих кружков;
- проведение эффективных мероприятий в защиту своих прав — стачек, забастовок;
- общероссийский характер движения;
- появление у рабочего движения квалифицированных лидеров — Г. В. Плеханова, В. И. Ленина и др.
Вершиной революционного пролетарского движения стало создание массовых революционных партий, куда вошла самая активная часть как городского и сельского пролетариата и которые возглавили революционное движение. Крупнейшими революционными партиями, возникшими в начале XX в. и возглавившими революционный процесс, стали:
- движение (затем партия) большевиков Российской социал-демократической рабочей партии — РСДРП(б), организационно сложившееся в 1903 г.;
- РСДРП (меньшевики);
- партия социалистов-революционеров (эсеров), созданная в 1906 г.
5. В то же время рабочее движение в своих интересах желали использовать не только революционные силы, но и царское правительство. Новым явлением на стыке веков стал "полицейский социализм" wm "зубатовщина". Свое название данное явление получило по имени СВ. Зубатова — сначала провокатора в рабочей среде, и, впоследствии, начальника московского охранного отделения жандармерии. Суть данного явления заключалась в стремлении взять рабочее движение под контроль путем:
- повсеместного внедрения в рабочее движение агентов охранки и продвижения их на руководящие посты (крупнейшим успехом Зубатова стало внедрение в рабочую среду Е. Азефа, ставшего одним из самых влиятельных рабочих лидеров);
- внедрения провокаторов, которые бы направляли рабочие выступления в нужное русло (один из самых известных — поп Гапон, имевший большое влияние на рабочих Санкт-Петербурга, впоследствии разоблаченный и казненный эсерами);
- создания подконтрольных рабочих организаций. Так, Зубатовым были созданы:
- "Общество взаимной помощи текстильщиков";
- "Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве";
- "Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга";
- иные организации.
Несмотря на все его разнообразие, главное значение революционного движения XIX в. было в том, что оно подготовило почву для трех русских революций — 1905 — 1907 гг. и двух 1917 г., и последовавших за ними революционных преобразований.
Вопрос. Другое.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. КОНСЕРВАТОРЫ И ЛИБЕРАЛЫ
Эпоха реформ 60-х гг. XIX в. изменила ход общественно-политической мысли России. С отменой крепостного права в стране возникло принципиально новое общество, основанное на формальном равенстве людей перед законом. На повестку дня встали вопросы предоставления этому обществу гражданских прав и свобод, самоуправления и народного представительства. Традиционно выделяемые в исторической науке три направления общественной мысли второй половины XIX в. (консерваторы, либералы и революционеры) по-разному подходили к решению этих вопросов.
Консервативное направление обычно связывают с политикой, проводившейся под руководством Александра III и Николая II царскими сановниками Победоносцевым, Толстым, Деляновым и др. В целом консерваторы придерживались известной формулы «Самодержавие, православие, народность», выступая за поддержку коллективистских начал в крестьянском хозяйстве и проводя политику русификации окраинных земель империи.
Либеральное направление общественной мысли также было представлено в царском правительстве (Лорис-Меликов, Абаза, Милютин). Кроме того, российский либерализм развивался усилиями земских деятелей Петрункевича, Чичерина, Струве и др.
Отсчет начала русской либеральной идеологии принято вести от конституционного проекта М.М. Сперанского 1809 г. Возникшие в российском обществе на рубеже XVIII–XIX вв. либеральные идеи наметили программу реформ, осуществлявшихся правительством в 1861–1874 гг., которые ставили целью создание правового государства. Либерализм во многом опирался на созданные в России после 1864 г. земские учреждения. В записках и проектах преобразований, неоднократно подававшихся от имени земств императору, часто звучали просьбы выработать план либеральных преобразований, обеспечить права личности свободу слова, созвать всероссийское земское представительское учреждение – прообраз парламента. Во многом схожие планы содержались и в проекте министра внутренних дел России Лорис-Меликова, названном позднее частью русского общества «конституцией Лорис-Меликова». Его суть сводилась к обоснованию образования подготовительных комиссий для рассмотрения законопроектов.
В день своей гибели император вручил министру проект правительственного сообщения о созыве общей комиссии, намеченном на январь 1882 г. Однако после убийства Александра II возобладала позиция консерваторов, склонивших Александра III на проведение охранительного курса, и Лорис-Меликов покинул правительство вместе с другими либеральными деятелями.
В целом либеральная мысль второй половины XIX в. рассчитывала на реформирование старого строя без потрясения его основ. Однако к концу века на политическую сцену России выходит новое, мощное общественное движение – либеральные демократы ведущую роль среди которых играли Струве и Милюков. Новый либерализм заявил собственные претензии на политическое и социальное переустройство России, которое предполагало полновластный парламент, верховный суверенитет народа, широкие свободы и социальные реформы.
50. РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАРОДНИЧЕСТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
Опубликование Манифеста об освобождении крестьян 1861 г. вызвало разочарование в радикальных кругах. Ряд деятелей заявили, что крепостное право вовсе не отменено, а народ в очередной раз обманут царским правительством. Сторонники радикальных взглядов, объединившиеся в общества «Великорусе», «Земля и воля» и ряд подобных, начинают распространение революционных воззваний и прокламаций, призывающих к объединению сил для натиска на самодержавие. Движение, не имея социальной опоры в обществе, было быстро подавлено правительством, а его лидеры Н.Г. Чернышевский М.Л. Михайлов, Д.И. Писарев подверглись различным наказаниям.
Термин «народничество» появился в отечественной литературе в середине 60-х гг. XIX в. и подразумевал стремление к изучению народного быта, желание облегчить тяготы крестьянской жизни. Доктрина народничества сложилось к началу 70-х гг. XIX в., когда в движении возобладала точка зрения, что социальный переворот в обществе может быть произведен силами народных масс, руководимых организацией профессиональных революционеров. Тогда же обозначились и три крыла движения – пропагандистское (с идеологом П.Л. Лавровым), бунтарское (М.А. Бакунин) и заговорщицкое (П.Н. Ткачев).
Массовое «хождение в народ» в 1874 г. было стихийным движением, в котором принимало участие около двух тысяч «пропагандистов». Для пропаганды своих идеалов народники шли работать в деревни, пытаясь распространить социалистические идеи ереди крестьян. Движение потерпело неудачу и после 1877 г. сошло на нет. Сторонники пропаганды создали в 1879 г. организацию «Черный передел» во главе с Г.В. Плехановым и П.Б. Аксельродом.
Последователи М.А. Бакунина считали любую государственную власть источником всех зол и противопоставляли ей федерацию самоуправляющихся сельских общин и производительных ассоциаций. По их мнению, народническая агитация должна быть направлена на бунт и в конечном счете всемирную революцию.
Сторонники террора как средства достижения своих целей образовали в 1879 г. партию «Народная воля» Эта организация требовала созыва всенародного учредительного собрания для осуществления радикальных реформ. Для того чтобы заставить правительство выполнить эти требования, исполнительный комитет «Народной воли» организовал ряд покушений на жизнь высших царских сановников, а в 1881 г. осуществил убийство императора Александа II. Однако это не вызвало предполагавшегося террористами народного восстания, и после суда почти все организаторы убийств были повешены.
С этого времени революционное народничество постепенно сходит с политической сцены, а ведущую роль в движении начинают играть сторонники так называемой «теории малых дел» (Н.К. Михайловский. В.В. Воронцов и др.), выступавшие за мирный путь постепенных социальных преобразований. Параллельно этому в Россию начинают проникать социал-демократические идеи, охватившие в конце XIX в. незначительную часть рабочих крупных промышленных городов.