ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Специфика и принципы средневековой философии.
2. Исторические этапы развития средневековой философии.
2.1. Апологетика, патристика. Философское учение А. Августина.
2.2.Схоластика и философия Фомы Аквинского.
3. Дискуссионные проблемы средневековой философии: соотношение веры и разума, спор о природе универсалий.
4. Философия эпохи Возрождения: специфика и основные проблемы.
Специфика и принципы средневековой философии.
Средневековая философия – этап развития западноевропейской философской мысли 2 – 14 вв.
– зарождается в недрах античной культуры и во многом опирается на философское наследие античных мыслителей;
– определяется христианской религиозной традицией, распространившейся в 1 – 2 вв. по всему Средиземноморью
Принципы и специфика средневекового философского мировоззрения:
1. Теоцентризм – принцип средневекового мышления, согласно которому источником и причиной всего сущего выступает Бог как абсолютное бытие, высшая ценность и конечная цель всякого существования.
2. Креационизм (от лат. creatio – творение, создание) – учение о том, что Бог сотворил мир «из ничего» действием своей свободной воли.
3. Идея откровения заключается в том, что Бог непосредственно обращается к человеку, «открывая» себя и свою волю как абсолютную истину через «слово Божие». Для христианства высшее откровение есть Иисус Христос, в личности которого непосредственно раскрыты как абсолютное бытие, так и абсолютная истина этого бытия, его смысловая формула – Логос. Откровением является и Священное Писание – Ветхий и Новый Завет. Постижение Божественных истин Священного Писания было связано с искусством истолкования и интерпретации священных текстов – экзегетикой.
«Истины откровения» непостижимы с помощью разума (ему отводится лишь служебная роль принимать и разъяснять «слово Божие»), раскрыть их человек может только в акте веры.
4. Учение о человеке как образе и подобии Божьем. Человек – личность, обладающая бессмертной душой, наделенная свободной волей, разумом, способностью к творчеству, тем самым он возвышается над всем остальным миром и призван повелевать им. Однако изначальная природа человека была повреждена им в акте грехопадения. Человек, нарушив повеление Бога, стал смертен и привнес в мир зло и страдание. Сын Божий – Иисус Христос, вочеловечился, чтобы своей смертью на кресте искупить грехи человеческого рода и таким образом даровать людям спасение.
5. Провиденциализм (от лат. providentia – провидение) – истолкование истории как осуществления божественного плана, промысла Бога, спасительно направляющего человечество к высшей цели – Царству Божьему.
6. Эсхатологи я (греч. eschatos – последний, logos – учение) – учение о конечной судьбе мира и человеческой истории. Согласно христианскому вероучению, предустановленный свыше конец истории будет ознаменован вторым пришествием Христа и связан с преобразованием мира в «новое небо и новую землю» и наступлением «будущего века» (вечности).
2. Исторические этапы развития средневековой философии.
В развитии средневековой философии принято выделять три периода:
апологетика (2 – 3 вв.);
патристика (4 – 8 вв.);
схоластика (9 – 14 вв.).
Апологетика, патристика. Философское учение А. Августина.
Апологетика (от греч. apologeticos – защищающий, оправдывающий)– учение ранних христианских мыслителей, которое было направлено на защиту христианства от нападок язычников.
Представители | Основные темы и проблемы |
Тертуллиан, Климент Александрийский, Юстин, Ориген и др. | 1.защита христианства от нападок язычников; 2.проблема соотношения христианства и греческой философии, веры и разума. |
Тертуллиан утверждал несовместимость веры и разума credo qiua absurdum – «Верую ибо абсурдно».
Патристика (от лат. pater – отец) связана с деятельностью Отцов Церкви, которая была направлена на борьбу с ересями, разработку и утверждение догматов (основ вероучения) христианства.
Представители | Основные темы и проблемы | |
восточная | Василий Великий, Григорий Богослов, Псевдо-Дионисий Ареопагит и др. | - борьба с ересями и разработка христианских догматов; - систематизация христианского вероучения; - интерес к философии Платона и неоплатонизма; - проблема Богопознания; - проблема соотношения веры и разума. |
западная | Аврелий Августин |
Восточная патристика.
Восточные Отцы Церкви (каппадокийский кружок: Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов; Псевдо-Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин и др.) сыграли ключевую роль в разработке тринитарного догмата (учения о Св. Троице). Они выразили смысл христианского догмата о триединстве Бога Отца, Сына и Духа в формуле: «одна сущность – три ипостаси». Благодаря Отцам Церкви был разрешен спор и о природе Иисуса Христа. Христологический догмат, определяет, что во Христе «нераздельно и неслиянно» соединены две природы – Божественная и человеческая.
Значительное место в восточной патристике занимает учение о Богопознании. Богопознание есть смысл и цель человеческого существования, ведущая его к спасению и «обожению» – соединению с Богом. Отцами Церкви были концептуализированы два пути Богопознания – катафатический (положительный) и апофатический (отрицательный).
В основекатафатического богословия лежит утверждение о том, что весь мир, все существующее есть некий образ или изображение Божие. Поэтому посредством познания тварного мира через последовательное возвышение всех определений, прилагаемых к творению, возможно восхождение к Творцу.
Однако высший путь Богопознания – это путь апофатического богословия, который утверждает непостижимость и невыразимость Бога, противопоставляя Его миру.
Западная патристика.
Аврелий Августин Aurelius Augustinus (354 - 430)
«О бессмертии души», «Об истинной религии», «О свободной воле», автобиографическое произведение «Исповедь», «О Троице», «О граде Божьем».
Темы творчества Августина – Бог,человек и его душа,человеческая история.
Бог. Религиозное мировоззрение Августина теоцентрично. Бытие Бога – исходная высшая реальность, характеризующаяся вечностью и неизменностью (существованием вне времени); бесконечностью, нематериальностью и бестелесностью (существованием вне пространства) – есть абсолютное Благо, Истина и Любовь.
Бог как личность является источником и творцом мира и человека (креационизм), через Него получает бытие все, сотворенное из ничего.
Проблема времени. Ни прошедшее, ни будущее не имеют действительного существования. Есть только актуальное созерцание – настоящее, в зависимости от которого может быть осмыслено как прошедшее, так и будущее. С этой точки зрения, прошедшее обязано своим существованием человеческой памяти, а будущее – надежде.
«Истина пребывает внутри человека». В безднах души человека идет постоянная драматическая борьба божественного и греховного.
Добро и зло. Августин полагает, что зла как субстанции, абсолютно противостоящей добру и от него не зависящей, не существует. Зло – лишь нехватка и недостаток добра, его отсутствие, а не нечто, существующее само по себе. Источником морального зла является человек и его свободная воля. После грехопадения, она постоянно влечет человека к тому, что он преступает божественный закон и впадает в грех. Грех же состоит в привязанности к земным, телесным благам, в самонадеянности человеческой гордыни, которая воображает, что может полностью овладеть миром и не нуждается в божественной помощи. Грех – бунт смертного тела против бессмертной души.
Историю человечества – постоянная борьба двух градов: «града земного» и «града Божьего». Существование этих двух градов является выражением двух видов любви: «град земной» (светское государство) основан «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу», а «град Божий» (духовная общность людей) – «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе».
Схоластика (греч. schola – ученая беседа, школа и лат. scholastica – ученый) – этап в развитии средневековой философии, формирование которого было обусловлено возникновением средневековой системы образования – монастырских и городских школ, а с 12 в. и первых университетов (Болонский, Парижский, Оксфордский и др.)
Представители | Основные темы и проблемы |
Ансельм Кентерберийский, Иоанн Росцелин, Петр Абеляр, Фома Аквинский, Уильям Оккам и др. | - рациональное обоснование и систематизация западно-христианского вероучения; - интерес к философии Аристотеля; - интерес к логике как инструменту мыслительной деятельности; - проблема соотношения веры и разума, теологии и философии; - проблема универсалий |