В марксистско-ленинской литературе обычно подчеркивается, что специфика социальных явлений заклю-чается в общественной деятельности людей и в порож-денных этой деятельностью общественных отношениях. При этом чаще всего ссылаются на подчеркнутую Ф. Энгельсом качественную особенность целесообразной деятельности людей: «В природе... действуют одна на другую слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и появляются общие законы... Наоборот, в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели» *.
Следует напомнить и о другой идее классиков марксизма-ленинизма, о том, что представляет собой общество: «Что же такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей. Свободны ли люди в выборе той или иной общественной формы? Отнюдь нет»2.
Подчеркнутое в этих высказываниях отличие человеческого общества от «чистой» природы ярко и достаточно, чтобы точно выделить круг объектов изучения для общественных наук. В общественных науках исследуются «в их исторической преемственности и современном состоянии условия жизни людей, общественные отношения, правовые и государственные формы с их идеальной надстройкой в виде философии, религии, искусства и т. д.» 3. Любая общественная наука выделяет свой круг объектов и исследует его специфические закономерности. Но поскольку речь идет о закономерностях и понятиях исторического материализма, в которых отражено развитие общества в целом, включая анализ происхождения и движущих сил общественной деятельности, то здесь недостаточна констатация определяющей роли общественных отношений и общественной деятельности для установления качественного отличия круга объектов общественных наук. На философском уровне анализа общества критерии самого качественного отличия общественной деятельности от общественных отношений следует охарактеризовать конкретнее. Каковы главные атрибуты человеческой деятельности и общественных отношений, лежащие в основе качественной специфики социальных явлений?
Прежде всего понятие «социальные явления» связано с представлением о том, что все эти явления возникли первоначально не в природе, а в человеческом обществе. Для всех отдельных наук об обществе, как уже было сказано, человеческая деятельность является не анализируемой предпосылкой. В марксистской философии — во избежание опасности скатиться на субъективистские и идеалистические позиции в объяснении общественных явлений — они трактуются как естественно-исторический процесс.
Домарксовский материализм в борьбе с теологией и клерикализмом подчеркивал идею природного происхождения человека. При всей непоследовательности этого воззрения, которое лишь односторонне осознавало природу человека и в результате этого суть общественных институтов объясняло волей и сознанием людей, его основные тезисы были достаточно боеспособны в борьбе против любого вида теологии. К. Маркс тоже пользуется обогащенной идеями гуманизма Людвига Фейербаха аргументацией в целях критики гегельянства «как выраженную в мыслях и логически систематизированную религию» \ однако, как мы увидим, с существенными ограничениями и оговорками. Человек, конечно, отличается от других живых существ своей способностью с помощью орудий труда сознательно воздействовать на природу (мысль, которая встречается еще у английских экономистов и у Гегеля). Но эта способность не дар божий, не порождение абсолютной идеи или же необъяснимого феномена. Как в самом человеке, объясняет К. Маркс, так и в его «искусственных органах» нет ничего, что бы полностью не подчинялось законам природы. К. Маркс подчеркивал, что «физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой» 1.