Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мировоззрение, его основные типы: мифологическое, религиозное, художественное, научное




ФИЛОСОФИЯ

Конспект лекций

Учебное пособие

 

Екатеринбург

Национальный проект «Образование»

 

Инновационно-образовательная программа УГТУ–УПИ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ НА ОСНОВЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА»

 

Составители: В.М. Селезнев, А.М. Конашкова, Я.А. Макакенко,
Н.А. Скоробогацкая

 

Научный редактор: проф., к.ф.н. Н.П. Коновалова

 

Философия. Конспект лекций:учебное пособие. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. – 195 с.

 

Конспект лекций является частью инновационного учебно-методического комплекса по дисциплине «Философия» для подготовки бакалавров и специалистов негуманитарных вузов. Цель конспекта лекций – приобщение к философской культуре мышления, формирование социально-личностных и общекультурных компетенций. Конспект лекций по курсу философии может быть охарактеризован следующими особенностями. Во-первых, разработчики выделяют и проводят ряд сквозных проблем истории философии: понимания условий становления и возможности теоретического мышления; осмысления проблемы человека в различные периоды развития философии; содержательный анализ структуры философского знания и т.п. Во-вторых, работа углубляет культурный контекст философской проблематики: лекционный цикл построен на анализе культурно-исторических типов рациональности и типов философствования, начиная с ранней античности и до современности. В-третьих, в работе проводится антропологический подход как методологический принцип анализа эволюции философского и научного знания, перспектив научно-технического и культурно-цивилизационного развития.

Пособие предназначено для работы на семинарских занятиях и для самостоятельной работы студентов.

 

© Уральский государственный

технический университет – УПИ, 2008

 

Содержание

Лекция 1. Философия и мировоззрение. Специфика философского знания…....4

Лекция 2. Предмет философии и место философии в культуре………………...9

Лекция 3. Античная философия. Досократики………………………………….14

Лекция 4. Философия софистов и Сократа……………………………...……….21

Лекция 5. Философия Платона…………………………………….……………..24

Лекция 6. Философия Аристотеля………………………………………………..31

Лекция 7. Философия европейского средневековья…………………………37

Лекция 8. Философия эпохи Возрождения………………………………………41

Лекция 9. Человек и мир человека в философии Нового времени………….…46

Лекция 10. Проблема метода познания: Ф. Бэкон и Р. Декарт………………….60

Лекция 11. Философская система Иммануила Канта ……………………….…..68

Лекция 12. Философская система Гегеля.……………………………….…….…74

Лекция 13. Гегель о человеке, обществе, истории………………………………79

Лекция 14. Философия марксизма……………………………………….………86

Лекция 15. Русская религиозная философия второй половины XIX – начала XX веков…………………………………………………………………………………91

Лекция 16. Русский марксизм……………..………………………………….…100

Лекция 17. Феноменология………………………………………………………104

Лекция 18. Философская антропология ХХ века (Г. Плеснер, А. Гелен)..……111

Лекция 19. Движение и развитие как философские категории. Материя и движение………………………………………………………………………..…119

Лекция 20. Проблема сознания в философии…………..………………………127

Лекция 21. Научное знание как феномен культуры и фактор развития техногенной цивилизации………………………..………………………………134

Лекция 22. Научное знание как система, его структура, функции, развитие…147

Лекция 23. Наука и техника. Основные противоречия научно-технического развития……………………………………………………………………………161

Лекция 24. Проблема истины. Методология научно-познавательной деятельности………………………………………………………………………170

Лекция 25. Общество как объект философского анализа……………………177

Лекция 26. Аксиология – теория ценностей………………………………….…190

ЛЕКЦИЯ 1. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Вопросы:

Мировоззрение, его основные типы: мифологическое, религиозное, художественное, научное.

2. Философия как специфический способ духовного освоения мира.

 

Мировоззрение, его основные типы: мифологическое, религиозное, художественное, научное.

Приступая к изучению философии, мы должны дать себе отчет в том, что философия – научная и учебная дисциплина особого рода. Исток этой особенности философии связан с тем, что она представляет собой способ человеческого самопознания. Че­ловеческая личность – основная цель философии и ее главный результат.

Отличительная черта человека как сознающего себя существа, как ли­ч­ности – наличие мировоззрения. Под мировоззрением понимается со­во­купность наиболее общих представлений человека об окружающем его ми­ре, о человеке и о месте человека в ми­ре. Знания о мире – это, в первую оче­редь, естествознание; знание о человеке – био­ло­гия, медицина, психология и цикл гуманитарных наук. Система знаний о мире и о че­ловеке как части этого мира – научная картина мира, которая и лежит в основе ми­ро­воззрения. Но картина мира для нас – одна, а мировозззрение имеет индивидуальные особенности. У человека в процессе его жизни формируется позиция по отношению к миру, она складывается под влиянием общих (социальных, экономических, ку­ль­­ту­р­ных) условий, в которых живет человек. Но в большей степени на ее формирование ока­зывают личные качества человека и обстоятельства его жизни, то что называется биографией. Эта позиция включает в себя 1) оценку (+, –,0) которую мы даем окружающему нас с точки зрения своих интересов и потребностей, целей и ожиданий, и 2) отношение человека к действительности (активное или пассивное, положительное или отрицательное). Эта оценка и это отношение придают сумме наших знаний и представлений о мире индивидуальную конфигурацию, которую мы называем мировоззрением личности.

В истории известны несколько типов мировоззрения.

Мифологическое мировоззрение (миф) свойственно человеку родового общества и пер­вых ступеней его превращения в классовое – рабовладельческое общество. Для мифа характерны следующие особенности: 1) синкретизм (целостный характер вос­при­ятия, в котором даны в единстве религиозные, научные, практические и худо­же­ст­вен­ные представления); 2) невыделенность личного Я, отсутствие индивидуального от­но­шения и оценки; 3) слит­ность, нераздельность реального и воображаемого; 4) кос­мо­гонизм (рассказ о про­ис­хождении мира). Этот тип мировоззрения в более поздние эпо­хи существует в виде эпических сказаний, легенд, ска­зок, поговорок и пословиц. Он со­ставляет культурную почву, на которой возникают религия, искусство, философия и наука.

Религиозное мировоззрение (религия) – это совокупность верований, сопровож­даемых эмоциональным переживанием мистического сое­ди­нения с Богом. К его хара­к­те­рным признакам относятся: 1) вера в сверхъестественное начало – Бог, абсолют, ко­то­рый выступает как Творец ми­ра; 2) трансцендентность абсолюта (недоступность, вне­мир­ность Бо­га, дан­ного человеку в откровении); 3) сознание личности, Я как прин­цип мо­ральной от­ветственности индивида перед Богом за все поступки и помыслы; 4) дог­матизм (пер­венство веры перед знанием, строгое следование Пи­санию, подчинение че­ловека воле Бога, послушание).

Художественное мировоззрение складывается на основе искусства и представляет собой эстетически-образное отношение к миру. Его отличительными признаками являются: 1) образный, чувственно-конкретный хара­к­тер представлений; 2) творческое преобразование реальности, ее идеализация (“воз­вы­шенный” характер художественного образа); 3) мера (пропорция, гармония, целесообразность) как прин­цип соотношения час­тей = красота, прекрасное; 4) созерцательность (отрешенность и эстетическая неза­ин­­тересованность восприятия, объективирование Я – способность человека преклоня­ть­­ся перед идеалом – прекрасным и возвышенным).

Научное мировоззрение формируется на основе науки и является теоретическим отношением человека к миру. Это – совокупность систематизированных знаний о за­ко­номерностях существования и развития действительности, о сущности человека и за­ко­номерностях его бытия в мире. Оно характеризуется следующими чертами: 1) отражение мира в аб­страктных понятиях; 2) упорядочение знаний о мире и человеке с по­мо­щью принципов историзма, системности, объективности, практики; 3) стре­мление к ис­ти­не; 4) перерастание знаний в убеждения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 5188 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2209 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.