Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Две парадигмы общественного развития




СТАРИКОВ Е.Н.

ОБЩЕСТВО – КАЗАРМА ОТ ФАРАОНОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ».

Новосибирск, 1996. – 420с.

Часть I. Казарменный коммунизм (КК) древности.

1. Три типа интеграции социума: реципрокция, редистрибуция,

Товарно-денежный обмен

«Не испытывая никаких симпатий к «торга­шеству»,

я все же хочу знать, почему желание поставить себя выше него

заканчивалось до самого последнего времени

погружением в вар­варство?»

И. М. Клямкин. Почему трудно говорить правду

 

Существующий в обществе обмен деятельностью (и распре­деление произведенного продукта) может проявляться в трех основных формах, являющихся одновременно и историческими типами экономической интеграции социума. Это реципрок­ция, редистрибуция и товарно-денежный обмен.

Реципрокция (от лат. "reciprocare» — возвращать назад, двигать взад и вперед) — термин, введенный крупнейшим этнографом, антропологом и социологом Брониславом Мали­новским. Реципрокция — наиболее ранний тип интеграции экономики, зародившийся еще в эпоху присваивающего хозяй­ства. Это добровольный обмен материальными благами и услу­гами между равноправными членами общества на основе вза­имных обязательств. Характерные признаки рсципрокции — симметричность и горизонтальность.

Редистрибуция (от лат. redistributere — перераспределять) — термин, введенный основоположником субстантивистского направления в экономической антропологии Карлом Поланьи. Отношения редистрибуции возникают на таком этапе развития производящего хозяйства, когда появляется избыточный про­дукт. Редистрибуция — натуральный неэквивалентный верти­кальный продуктообмен в виде принудительного изъятия и концентрации центральной властью прибавочного (а иногда и части необходимого) продукта с целью его последующего на­турального перераспределения. Поскольку при редистрибуции не может быть симметрии и горизонтальности отношений, то есть равенства между партнерами, то появление редистрибу­ции знаменует собой раскол общества на иерархически ранжи­рованные статусные группы с неравенством в правах и обя­занностях, с властью одних над другими, а в более дальней перспективе — и с отношениями эксплуатации и имуществен­ного неравенства. Редистрибуция — мощнейший стимул к по­явлению государства. В настоящее время все более пробивает себе дорогу среди российских ученых мнение, впервые четко сформулированное К. Поланьи, о том, что «зарождающееся го­сударство — в большей мере редистрибутивный аппарат, не­жели орган обороны или классового господства» (С. 13-14).

Третий, наиболее известный тип циркуляции материальных благ и услуг — товарообмен. Зародившись еще в первобытном обществе в виде меновой торговли, товарные отношения пре­вращаются в товарно-денежные в условиях античного способа производства, а своей высшей формы достигают при капита­лизме. Товарно-денежный обмен — это добровольный, гори­зонтальный (ибо товар — всеобщий левеллер), основанный на законе стоимости, то есть эквивалентный обмен между суве­ренными субъектами-товаровладельцами, облекающий отно­шения людей в безлично-вещную форму.

Понятия реципрокции, рсдистрибуции и товарообмена являются ключевыми в созданном К. Поланьи субстантивистском направлении экономической антропологии. Сами по себе эти явления были хорошо известны и до их исследования Кар­лом Поланьи. Даже его терминологическое нововведение — рсдистрибуция — служит для обозначения феномена, описан­ного еще К. Марксом и Ф. Энгельсом в рамках их концепции азиатского способа производства (АСП), изученного затем советскими и зарубежными востоковедами, а применительно к современным индустриальным обществам известного на Западе под названием экономического «дирижизма», а у нас — как административно-командная система. Тем не менее, научная заслуга К. Поланьи велика и несомненна. Она заключается в высокой степени концептуализации известных до него эмпи­рических данных и сведении их в стройную теорию, позволя­ющую по-новому взглянуть на роль и функции государства, на этапы становления товарно-денежных отношений и посте­пенное развитие функций денег, на закономерности социаль­ной дифференциации в обществах с редистрибутивной эконо­микой, на их политические и ментальные структуры.

Весьма интересно и вот что: К. Поланьи не придавал трем основным формам экономической интеграции характера исто­рической стадиальности. «Формы интеграции,— писал он,— не представляют из себя необходимых „стадий развития". Не­сколько подчиненных форм могут присутствовать наряду с господствующей, которая сама может возникнуть снова после временного исчезновения (С. 14-15). Племенные общества — по большей части реципрокативные, хотя до некоторой степени они также дают простор для товарообмена. Реципрокция, которая играет главную роль в большинстве племенных сообществ, выживает в качестве важной, хотя и подчиненной черты в редистрибутивных архаичных империях, где внешняя торговля была все еще по большей части организована по принципу реципрокции. В самом деле, в период критического положения она была введена вновь в большом масштабе в двадцатом веке под названием „ленд-лиз" между обществами, в которых рынок и товарообмен были в других отношениях доминирующими. Редистрибуция — принцип племенных и архаичных обществ, где товарный обмен играл сравнительно незначительную роль,— приобрела огромное значение в поздней Римской империи и даже сейчас добивается все большего перевеса в некоторых современных индустриальных государствах». <…>

Итак, три формы циркуляции материальных благ и услуг — «вечные» и вневременные, стадиально равноправные? Джордж Дальтон — ближайший сподвижник Карла Поланьи, его неутомимый последователь и комментатор — считает иначе (С. 15). Во «Введении» к одному из посмертных сборников сво­его друга он пишет: «В том же самом смысле, в котором мы можем утверждать, что рыночный товарообмен интегрирует капиталистическое хозяйство, мы можем также сказать, что реципрокция и редистрибуция интегрируют примитивные и архаичные хозяйства». Отсюда вывод: три вышеописанные формы — последовательные стадии экономи­ческого прогресса, его типы, привязанные к определенным историческим эпохам. Так кто же прав — Поланьи или его коллега?

На наш взгляд, для всех трех форм не может быть одного общего ответа. Так, реципрокция связана прежде всего (за некоторыми исключениями) с отношениями между людьми в контактных группах — таких, как узкий круг друзей, знако­мых, соседей и, прежде всего, в рамках семьи. Отличительная черта реципрокции — се «погруженность» в ткань социаль­ных отношений в микрогруппах, «растворенность» в социально-психологических, эмоциональных структурах, которые придают ей смысл. Ценность отношений реципрокции для участвующих в ней лиц заключается не только (и зачастую не столько) в получаемых благодаря ей материальных благах и услугах, сколько во взаимной эмоциональной связи, которая устанавливается и поддерживается, пока функционирует реци­прокция как материальное выражение, материальный носи­тель этих самоценных — человеческих связей. Без учета этого глубинного заложенного в рсципрокцию социально-психоло­гического смысла мы ничего не поймем в ней, а чисто внешнее эмпирическое описание циркуляции материальных благ и ус­луг в системе реципрокции без сопутствующей такому описа­нию психологической интроспекции может вообще сбить нас с толку. Так, один из антропологов-субстантивистов приводит следующий пример: женщина дарит мужчине интимную бли­зость, мужчина, в свою очередь, оделяет женщину деньгами или иными материальными ценностями. Что это за отноше­ния? Чисто эмпирическая констатация фактов ничего не даст для их понимания, ибо за внешне одинаковыми явлениями мо­гут скрываться как семейно-брачные отношения, основанные на реципрокции, так и акт купли-продажи человеческого тела, совершаемый между проституткой и ее «клиентом» (то­варно-денежный обмен). Так что понять суть реципрокции и выделить ее из прочих форм циркуляции материальных благ и услуг можно лишь с учетом социально-психологического, личностно-эмоционального фактора, неотделимого от фактора чисто экономического. И поскольку на обозримое будущее семья предстает как «вечная» форма человеческих взаимоот­ношений (так же как и дружеские или соседско-земляческие коллективы), то и реципрокция тоже оказывается вечной об­щечеловеческой формой интеграции социума — не только экономической, но и социально-психологической (С. 16-17).

Реципрокция — материальный субстрат морально-этичес­ких отношений, понижение ее удельного веса в жизни обще­ства тут же приводит к кризису морали, деградации семьи и общества в целом. Так произошло, например, в Нововавилон­ском царстве, где товарно-денежные отношения, глубоко про­никнув в семью, сильно потеснили в ней реципрокцию. «Каждая сделка, будь она самой незначительной и с кем бы она ни заключалась — с близким соседом, родственником, братом, женой, мужем, сыном, дочерью, отцом,— фиксирова­лась письменно. Когда дело доходило до денег, голос крови, дружбы, любви и привязанности у вавилонян замолкал. Поэ­тому вавилонское общество производило отталкивающее впе­чатление на многих иноземцев, которые близко соприкасались с ним. Не случайно в Библии Вавилон стал синонимом неуем­ной «корысти и бессердечия». Ранние формы капи­тализма дают нам образцы явлений того же порядка, что нашло отражение в западноевропейской художественной лите­ратуре XIX века. Сходное явление имело место и в империи инков, только там реципрокция была в значительной степени заменена не товарно-денежными отношениями, как в Вавило­нии, а редистрибуцией («инкский феномен» будет подробнее рассмотрен ниже). Результат тот же — деградация морали, распад общества. Живой пример на ту же тему — исправительно-трудовые колонии (ИТК). Если не считать мелких неформальных групп (на лагерном жаргоне — «семья», «кентовка»), выполняющих функции взаимопомощи и психологической защиты и осно­ванных, т. о., на отношениях реципрокции, в лагерях господ­ствует тотальная редистрибуция, порождающая все прелести архаичного общества с его кастовой иерархией, полным под­чинением личных интересов групповым и т. д. Вот как описы­вает эту «неофициальную» редистрибуцию социолог: «Каждый осужденный... должен сдать все, что имеет, в общий котел, лишаясь права индивидуального пользования своим имуще­ством. „Общий котел" — это материальная база сплочения группы, паразитирующей на идеях коллективизма и товари­щеской взаимопомощи. Наличие „общего котла" предполагает всеобщую деятельность по поддержанию его изобилия, уста­новлению норм распределения, отражающих существующую иерархию». Результат подобной «экономической интеграции по-лагерному» нам хорошо известен — волчьи законы лагерного «общежития», социальное одичание и мо­ральное вырождение (С. 17-18).

Из всего вышесказанного следует, что реципрокция — одна из базисных форм человеческого общежития, лежащая в основе любой социально-экономической формации, столь же вечная, как и общечеловеческие нормы нравственности. Чем выше удельный вес рсципрокации в обществе, тем оно здоро­вее, моральнее, чище (характерный пример: кунакство, т.е. традиция гостеприимства на Кавказе). Идея коммунизма в изложении К. Мар­кса — это прекрасная мечта о всеобщей реципрокции, вытес­нившей все другие формы обмена деятельностью. Ведь комму­нистическое «непосредственно общественное производство» с его прямым продуктообменом по принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям» — не что иное, как реципрокция, вышедшая за пределы семьи и охватившая весь земной шар. Совсем иное дело — незаметная подмена прин­ципов реципрокции принципами редистрибуции — лагерного «общего котла», произошедшая в СССР и в других странах «соцлагеря». Отметим, что относительно реципрокции прав оказался К. Поланьи — она действительно вечна и свойственна (в той или иной про­порции) всем эпохам.

Иначе, на наш взгляд, обстоит дело с редистрибуцией и то­варообменом. Обе эти формы циркуляции материальных благ могут вырастать как из рсципрокции, так и друг из друга, взаимопревращаясь и переходя одна в другую.

Товарообмен зарождается на периферии общин. «Вообще ошибочно,— пишет К. Маркс,— принимать обмен внутри од­ной и той же общины за первоначально конституирующий элемент. Напротив, вначале обмен возникает чаще между различными общинами, чем между членами одной и той же общины».

Связано это как с тем, что в период господства коллек­тивной собственности обмен мог иметь место лишь между разными общинами, так и с тем, что товарообмен всегда пред­полагает наличие разных потребительных стоимостей, проти­востоящих друг другу как товары. Одни и те же вещи, про­изводимые внутри данной общины, могут быть объектом рсципрокции или редистрибуции, но ни в косм случае не товарообмена. Короче говоря, товарообмен предполагает про­изводство различными общинами разных потребительных сто­имостей, т. е. общественное разделение труда. Переходной ступенью от реципрокции к примитивному меновому товаро - обмену является дарообмен (С. 18-19). Недаром первые торговые контак­ты между общинами всегда выступали как обмен подарками.

Если появление избыточного продукта вело на периферии общин к постепенному превращению реципрокции в товаро­обмен, то внутри общин избыток однородных потребительных стоимостей требовал не товарообмена, а концентрации в виде общественных фондов, предназначаемых на случай неурожая, а также для потребления на праздниках и в религиозных целях, для обмена с другими общинами, для помощи нетрудо­способным и на прочие общественные нужды. Функцию цен­трализованного сбора, хранения и перераспределения избы­точного продукта выполнял старейшина общины. За этот управленческий труд — на основании принципа реципрокции — он получал определенную долю богатства общины. Ни о какой эксплуатации простых общинников речи пока не шло. Более того, «настоящие вожди всегда умирали бедными», ибо «имущество такого лидера — нечто вроде страхо­вого банка для коллектива, а подношения ему — тип кредита, причем накопление этого имущества требовало спорадического его потребления, которое традиционно выражалось в форме щедрых раздач, особенно в экстраординарных случаях. Однако это ни в коей мере не меняло того, что старейшина общины тем самым приобретал новое и чрезвычайно важное право — право редистрибуции». И первоначальные эгалитаристские качества, унаследованные юной редистрибуцией от породившей ее реципрокции, не могут заслонить главного — потенциальных возможностей превращения редистрибуции из средства выравнивания имущественных различий в мощней­шее орудие установления социального неравенства. Забегая вперед, скажем, что эти потенции со временем были реализо­ваны, превратив редистрибуцию в систему жесточайшей экс­плуатации трудящихся государственным Левиафаном.

Итак, реципрокция порождает из себя как редистрибуцию, так и товарообмен. Последние могут взаимно переходить друг в друга. Следует ли из этого, что обе формы экономической интеграции стадиально равноправны? На наш взгляд, нет, и здесь мы солидаризируемся с точкой зрения Дж. Дальтона. Но ведь во временном континууме они встре­чаются вроде бы настолько бессистемно, многократно и враз­нобой сменяя друг друга, что трудно вычленить какую-то тен­денцию, указывающую на большую прогрессивность одной формы по отношению к другой,— могут возразить нам. На это мы можем в качестве контраргумента привести многочислен­ные примеры того, как более прогрессивные общественные сил спровоцировал в отношения могут встречаться в седой древности (капитал в своих торговых формах — у финикийцев и других «торговых народов», элементы феодализма — в античной Фессалии и в доримской Галлии) и наоборот, явно пережиточные, реакци­онные формы могут вновь и вновь возрождаться в более позд­ние времена («второе издание» крепостничества в Восточной Европе, рабство в североамериканских южных штатах) (С. 19-21). Озна­чает ли такое временное «смешение» древних и современных общественных форм их стадиальную равноценность? Ответ ясен. Но почему возможно возрождение архаики в более позд­нее историческое время? На наш взгляд, главная причина этого явления в том, что на определенных, довольно узких с исторической точки зрения временных отрез­ках возникают такие ситуации, когда определенные технико-технологические особенности производства, а также обмена и распределения оказываются как бы созвучными ушедшим в прошлое социальным структурам, и возрождение этих струк­тур даст кратковременный (!) положительный эффект, но в долговременном плане приводит к гораздо более тяжелым последствиям, ни в коей мере не компенсируемым этим эф­фектом. Так, потребность в больших объемах («вал») однород­ной продукции, вырабатываемой в базовых отраслях (горно­рудных, сельском хозяйстве и т. д.) путем массового примене­ния неквалифицированной рабочей силы, как бы провоцирует возрождение рабовладельческих производственных отношений (разработка благородных металлов в испанских колониях Южной Америки, колониальное плантационное хозяйство, крепостничество в царской и ГУЛАГ в советской России и т. д.). Точно так же обстоит дело и с редистрибуцией. Где и когда на протяжении нынешнего века встречаем мы редистрибутивныс «вспышки»? — Период экстенсивного внедрения индустриальной, прежде всего конвейерной технологии, свя­занный с доминированием крупных монополий и крупных предприятий с агрегатами больших единичных мощностей и нетоварным, директивным распределением продукции внутри частнокапиталистических или государственных монополий (например, родные для нас «фонды» и «лимиты»). С этим эта­пом, приходящимся на первую половину XX в., связаны идеи фордизма - тэйлоризма, «общества — единой фабрики», «ре­волюции управляющих» и прочие авторитарно-управленчес­кие, государственно-бюрократические ментальные структуры, наиболее полно реализовавшиеся в тоталитарных режимах фашистского и сталинского типа. Этот технико-технологичес­кий этап в развитии производительных сил спровоцировал в первой половине нашего века взрыв средневековья и азиат­чины в самом центре Европы (С. 20-21). Означает ли этот «ренессанс» вассально-ленной системы («фюрер-принцип») в фашистской Германии и бюрократической азиатской деспотии в СССР ста­диальное «равноправие» этих редистрибутивных пережитков варварства и средневековья с демократическими и рыночными структурами современного типа? И достойна ли военизирован­ная экономика кайзеровской Германии с ее карточной редистрибуцией того восхищения, которое выражал по отношению к ней В. И. Ленин в 1918 г.? Встречалось усиление редистрибутивных структур и в 30-50-е годы в стра­нах третьего мира (особенно при популистских режимах в Ла­тинской Америке) на этапе так называемой импортзамещающей стадии индустриализации. Все приведенные выше при­меры показывают, что усиление редистрибуции в нашем веке имело место в связи с определенной, ныне уже пройденной технико-технологической фазой индустриального развития и сопутствующим ей этапом индустриальной гигантомании, экс­тенсивного расширения производства за счет поточного выпус­ка огромных масс качественно однородной стандартизованной продукции, значительного расширения базовых отраслей — металлургических, горнодобывающих, инфраструктурных. (Не случайно опорой фашизма в Италии и Германии, военно-фа­шистского режима в Японии были монополии, подвизавшиеся именно в тяжелой индустрии, а в СССР наиболее свирепый разгул сталинщины падает на начальный период индустриали­зации.) Если на эту технико-технологическую фазу наклады­ваются различные экстремальные состояния социума (война или подготовка к ней, форсированное «догоняющее» развитие и т. д.) плюс наличие в обществе авторитарных и дотоварных традиций, то реанимация редистрибутивных структур гаранти­рована. Но то, что хронологически они появились в XX веке, отнюдь не означает, что их историческое время относится к XX веку, что стадиально они ничуть не устарели. В XX веке захват редистрибуцией ведущей роли в экономике той или иной страны — это явный прорыв архаики в современность (или откат современности в архаику, что в общем-то одно и то же) (С. 21). <…>

 

Две парадигмы общественного развития

Что лучше: страна, где «всё продается»,

или страна, где не продается ничего?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1094 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2684 - | 2249 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.