Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О городских коммунах и их правах




1)

Из газеты «Известия» от 6 октября 1993 г.

Фрагменты гражданской войны на сей раз предстали перед нами не по рассказам очевидцев и участников… Мы могли видеть своими глазами то, что происходило в Москве, вдруг ставшей фронтовым городом…

Чудесами заморской техники эта война была предъявлена нам в прямой трансляции с места событий. И хотя велась она порой в присутствии многочисленных «болельщиков», разместившихся на стоячих местах у Белого дома, - это была настоящая война…

Глубокий раскол в верхах породил раскол в умах и душах. Многие живут в ошибочном убеждении, будто даже убить того, кто говорит что- то не то, кто думает не так, как ты, просто думает, - значит поступить по справедливости, способствовать установлению общественного порядка, приближению желанного для себя самого, да и для всего народа будущего.

Увы, как часто мы плохо знаем тех, кого считаем врагами, испытывая ненависть к достойному сострадания... Октябрьская жатва ненависти и ожесточения оказалась весьма и весьма обильной. В таких сражениях абсолютных победителей быть не может. 4 октября – это не день победы. Это день нашей трагедии.

Вопросы:

1. Кто, по вашему мнению, больше повинен в том, что в Москве произошли события, приведшие к человеческим жертвам? При каких условиях можно было бы достичь компромисса и избежать вооруженного столкновения?

2. Согласны ли вы с тем, что произошедшие кровавые события октября 1993 г. были настоящей гражданской войной? Обоснуйте свое мнение известными вам фактами.

 

2)

Из письма Д.М. Дудаева Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину от 30 марта 1993 г.

Уважаемый господин Президент! Выражаю свое высокое почтение, желаю здоровья и благополучия Вам и Вашей семье, мира и процветания российскому народу. Обращаюсь к Вам от имени всего чеченского народа по вопросу, имеющему судьбоносное значение для взаимоотношений между нашими государствами…

Обращаюсь к Вам с предложением обсудить вопрос о признании Российской Федерацией суверенной Чеченской Республики. Разрешение данного вопроса сняло бы все препятствия на пути преодоления многих проблем во взаимоотношениях наших государств. Российская федерация приобретет в лице Чеченской Республики надежного партнера и гаранта политической стабильности на всем Кавказе.

Уверен, что Вы как Президент Великой державы проявите присущую Вам политическую мудрость и сделаете все возможное для решения вопроса о признании Российской Федерацией Чеченской Республики. Наша совесть будет чиста и перед историей, и перед будущими поколениями, если мы сумеем наладить отношения между нашими народами, обеспечим равноправие и взаимовыгодное сотрудничество между нашими государствами…

Примечание. За все время чеченского кризиса 1991 – 1994 гг. никто из первых лиц Российского государства не вступил в контакт с президентом Чечни Д. Дудаевым, который стремился к встрече «на равных». Шесть раз делались попытки организовать его встречу с Ельциным. Дудаев соглашался на переговоры только лично с Ельциным и только по вопросу о признании Москвой независимости Чечни. Стиль этого письма продемонстрировал верх любезности и политической бескомпромиссности. Амбициозность и отсутствие культуры политического компромисса и самоограничения у двух главных лидеров, по мнению В. А. Тишкова, - трагический момент в эскалации кризиса.

Вопросы:

1. Выделите ключевое положение в содержании документа. Как вы считаете, следовало ли Президенту Российской Федерации идти на личные контакты с Дудаевым в поисках приемлемых решений чеченской проблемы?

2. Спрогнозируйте, смог бы Ельцин в случае состоявшейся встречи согласиться на признание РФ Чеченской Республики?

3)

ТАЦИТ «О ПРОИСХОЖДЕНИИ И МЕСТОЖИТЕЛЬСТВЕ ГЕРМАНЦЕВ»

Гл. XIII. [Германцы] не решают никаких дел, ни обществен­ных, ни частных, иначе, как вооруженные. Но у них не в обычае, чтобы кто-нибудь начал носить оружие раньше, чем племя при­знает его достойным этого. Тогда кто-нибудь из старейшин, или отец или сородич в самом народном собрании вручает юноше щит и фрамею [дротик длиной около полутора метров с тонким и острым наконечником]; это у них заменяет тогу1, это является первой по­честью юношей: до этого они были членами семьи, теперь стали членами государства2. Большая знатность или выдающиеся за­слуги отцов доставляют звание вождя даже юношам; прочие при­соединяются к более сильным и уже давно испытанным [в боях], и нет никакого стыда состоять в [чьей-нибудь] дружине. Впрочем, и в самой дружине есть степени по решению того [вождя], за кото­рым она следует. Велико бывает соревнование среди дружинни­ков, кому из них занять у своего вождя первое место, и среди [самих] вождей, у кого более многочисленная и удалая дружина. В ней его почет, в ней его сила: быть всегда окруженным большой толпой избранных юношей составляет гордость в мирное время и защиту во время войны. И не только у своего, но и у со­седних племен вождь становится знаменитым и славным, если его дружина выдается своей многочисленностью и доблестью: его домогаются посольства, ему шлют дары и часто одна слава его решает исход войны.

1- У римлян облачение юношей в мужской плащ (тогу) — являлось об­рядом признания совершеннолетия.

2- В то время государства у германцев еще не было. Тацит переносит на них римские порядки. Имеется в виду племя.

Вопросы:

  1. Какую роль играли в обществе древних германцев военная дружина и народное собрание?
  2. Как называется подобный общественный строй? Можно ли сказать, что у древних германцев была государственная организация?

 

4)

Королевский юрист Филипп де Бомануар (1247—1296) сос­тавил в 1282 г. запись обычного права «Кутюмы Бовези».

О городских коммунах и их правах

Городские коммуны и даже города, не имеющие прав коммун, а также простой народ должны охраняться законами таким об­разом, чтобы никто их не обидел и чтобы они никого не смогли обидеть. Коммунальные хартии должны храниться как доказа­тельство привилегий, которые не могут быть нарушены, так как столь же мало стоит печь, негодная к обжигу кирпича, сколь и хартия, повседневно непроводимая в жизнь.

По новым правилам во Франции ни один город не может стать коммуной без разрешения короля, ибо всякие новшества без согласия короля запрещены. Если же король пожелает пре­доставить какому-либо городу это право или предоставил его, это должно быть записано в хартии вольностей, выданной королем городу по этому случаю. Но это должно быть сделано без ущем­ления прав церкви и дворянства, так как не могут и не должны быть отягощены церкви и уменьшены владения дворян.

Каждый сеньор, имеющий в своей власти город-коммуну, дол­жен ежегодно узнавать, в каком состоянии находится город и как им управляют мэры и те, которые поставлены его охранять и им управлять. Пусть богатые не сомневаются, что если они на­рушают закон, они будут наказаны, и пусть бедняки указанных городов могут мирно зарабатывать себе на пропитание.

Вопросы:

1. Что представлял собой средневековый город-коммуна? Назовите известные вам города коммуны европейского средневековья.

2. На какие условия, необходимые для объявления города коммуной, указывает юрист?

 

5)

Погребальные обычаи первобытных людей (по Э. Тайлору)

Тасманиец, у которого спросили, почему копье зарывается в могилу умер­шего, отвечал: «Чтобы сражаться и охотиться, когда он умрет». Многие грен­ландцы полагали, что лук и стрелы, и вообще оружие, положенные в могилу мужчины, швейные принадлежности, положенные в могилу женщины, бу­дут служить им в будущем мире. Они должны служить им на том свете для поддержания жизни. А краска, которую клали в гроб ирокеза, предназнача­лась для того, чтобы он мог явиться в другой мир в приличном виде.

Подобные обычаи имели место в древних государствах Юго-Восточной Азии. Когда там тело великого предводителя положили в гроб, вместе с ним положили множество предметов, которые должны были служить ему в дру­гом мире: корону, чалмы, всевозможные одежды, золото, серебро, другие драгоценные вещи, рис и другие съестные припасы. Когда гроб поставили в склеп, то позади этого здания на большом костре сожгли груды лодок, сто­ликов и всех предметов, служивших при обряде похорон, а также все пред­меты, которые покойный употреблял при жизни: шахматные доски, музы­кальные инструменты, веера, ящики, зонтики, ковры, сети, экипажи и, нако­нец, лошади и слоны из дерева и картона. В течение нескольких месяцев после погребения в лесу около пагоды сооружались из дерева искусные мо­дели великолепных дворцов, подобных тому, в которых жил покойник. В каждом из этих зданий было по 20 комнат. Затем они были сожжены с боль­шими торжествами. Таким образом, громадные богатства были отданы в жертву пламени из-за нелепого верования в то, что они будут служить по­койнику в другом мире.

Вопросы:

1. Почему первобытные и древние люди хоронили вместе с человеком множество вещей? Какие верования отражает этот обычай?

2. Согласны ли вы с мнением этнографа Э. Тайлора, что эти верования нелепы? Свое мнение обоснуйте.

 

6)

Из поучения знатного египтянина своему сыну

Сделайся писцом! Он освобожден от повинностей, он охранен от всяких работ, он удален от мотыги и кирки. О, если бы я мог заставить тебя полю­бить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой. Лучше это всех других должностей. Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается он, чтобы надеть передник.

Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я ви­дел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра. Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепа­шец. Поле его — дерево, оружие его — металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки. И ночью зажигает он свет.

Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он заканчивает работу, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты. Брадобрей бреет до вечера. Он бродит с улицы на улицу, чтобы найти, кого побрить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчелам, поедающим свои труды.

У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы, рука его не останавливается. Сандалыцику совсем плохо, он всегда нищенствует. Ему так же спокойно, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жует он кожу. Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом. Не спокойно это заня­тие. Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы.

Смотри, нет должности, где бы ни было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник.

Вопросы:

  1. В чем состоят, по мнению автора письма, преимущества работы писца по сравнению с другими профессиями?
  2. Почему профессия писца в древнем Египте считалась престижной? Что необходимо для овладения этой профессией? Какие функции выполняли писцы в древнеегипетском обществе?

7)

Из законов вавилонского царя Хаммурапи (составлены примерно в 1750-х годах до н. э.)

Введение

Я Хаммурапи,…Благоразумный царь, послушный богу Солнца, могучий... Первейший среди царей, покоривший селения по Евфрату... Когда Главный бог направил меня, чтобы справедливо управлять людьми и дать счастье, тогда вложил я в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей.

Законы

1. Если человек украдет имущество храма или царя, его следует убить, и того, что возьмет украденное, следует убить.

2. Если человек похитит раба или рабыню, его следует убить.

3. Когда человек укрыл беглого раба, его следует убить.

4. Если кто-либо убил чужого раба, то следует отдать раба за раба.

5. Если человек выступил в суде как свидетель о преступлении против жизни человека и слова своего не подтвердил, этот человек должен быть убит.

6. Если же он лжесвидетельствовал по делам о зерне или серебре (т. е.— деньгах), то должен быть наказан по этим делам.

7. Если человек купил из рук воина быков или овец, которых ему дал царь, то купивший теряет свои деньги.

8. Если сын ударил своего отца, то ему следует отрубить руку.

9. Если человек выколол глаз человеку, то и ему следует выколоть глаз.

10. Если человек сломал кость человеку, то должны и ему переломить кость.

11. Если человек или свободная женщина выбьет зуб человеку, то и ему следует выбить зуб.

Заключение

Я — Хаммурапи, царь совершенный... Я — царь, велик среди царей, мои слова отменны, моя мудрость не имеет себе равных!

Вопросы:

1. Каково, согласно источнику, происхождение царской власти, чью волю исполняет царь, проводя в жизнь свои законы?

2. Какие правоотношения регулируют законы Хаммурапи? Приведите примеры соблюдения принципа талиона (око за око) при наказании преступника.

 

8)

Аристотель. «Политика» (отрывок)

Демократию не следует определять, как это обычно делают некоторые в настоящее время, просто как такой вид государственного устройства, при котором верховная власть сосредоточена в руках народной массы, потому что и в олигархии, и вообще повсюду верховная власть принадлежит боль­шинству: равным образом и под олигархией не следует разуметь такой вид государственного устройства, при котором верховная власть сосредоточена в руках немногих...

Итак, скорее следует назвать демократическим строем такой, при котором верховная власть находится в руках свободнорожденных, а олигархичес­ким — такой, когда она принадлежит богатым, и лишь случаю нужно при­писать то, что одних много, а других немного… Государственное устройство означает то же, что и порядок государствен­ного управления, последнее же олицетворяется верховной властью в госу­дарстве, и верховная власть непременно находится в руках либо одного, ли­бо немногих, либо большинства. И когда один ли человек, или немногие, или большинство правят, руководясь общественной пользой, естественно, такие виды государственного устройства являются правильными, а те, при которых имеются в виду выгоды либо одного лица, либо немногих, либо большинства, являются отклонениями. Ведь нужно признать одно из двух: либо люди, участвующие в государственном общении, не граждане, либо они все должны быть причастны к общей пользе. Монархическое правле­ние, имеющее в виду общую пользу, мы обыкновенно называем царской властью; власть немногих, но более чем одного — аристократией (или пото­му, что правят лучшие, или потому, что имеется в виду высшее благо госу­дарства и тех, кто в него входит); а когда ради общей пользы правит боль­шинство, тогда мы употребляем обозначение, общее для всех видов госу­дарственного устройства, — полития. Итак, из приведенных соображений, по-видимому, вытекает следующее: тот признак, что верховная власть нахо­дится либо в руках меньшинства, либо в руках большинства, есть признак случайный и при определении того, что такое олигархия, и при определении того, что такое демократия, так как повсеместно состоятельных бывает меньшинство, а неимущих большинство; значит, этот признак не может служить основой указанных выше различий.

Вопросы:

1. В чем заключается различие между олигархией и демократией, по мнению Аристотеля?

2. Какую форму правления он считает наилучшей и почему?

 

9)

Положение земледельцев Китая во II — I вв. до и. э. (из записок древнекитайского автора)

Вельможа-советник обратился к императору со следующей речью: «Нын­че все стало иначе. Реформы отменили порядки древних государей, народ смог продавать и покупать землю. Поля богатых протянулись и вдоль и по­перек, а у бедных не стало места, чтобы воткнуть шило. Кроме того, у бога­тых выгоды от рек и озер, богатства от гор и лесов. Как может бедный люд не страдать?

Военные и трудовые повинности в году в тридцать раз больше, чем в древности, земельный и подушный налоги, сборы за соль и железо в двад­цать раз больше, чем в древности, некоторые обрабатывают поля крупных землевладельцев за половину урожая. Поэтому бедный народ постоянно одевается в шкуры животных, ест пищу собак и свиней. Это усиливается еще тем, что алчные и жестокие чиновники своевольно приговаривают и убивают их. Погибая от мучений, не имея опоры, народ убегает в леса и го­ры, чтобы стать разбойниками. Полуголых на дороге приговаривают к тюрьме. За год число их достигает тысяч, десятков тысяч.

Хотя сразу вернуться к древности трудно, необходимо приближаться к ней. Ограничить частное владение землей, чтобы уравнить с теми, у кого земли не достаточно. Прекратить захват земли. Отдать народу соль и желе­зо. Отменить рабство. Отменить право на убийство рабов. Облегчить нало­ги, сократить повинности, чтобы облегчить положение народа. Только тог­да можно будет хорошо управлять»

Рассказ древнекитайского историка о торговле рабами

При династии Цинь были созданы рынки для торговли рабами и рабыня­ми, которых помещали в общие загоны с волами и лошадьми. Продавали и похищали мужей, жен и детей.

На протяжении нескольких лет был неурожай, и люди из народа продавали свои должности другим за деньги, закладывали детей и тем находили сред­ства на одежду и пропитание.

В одном районе существовал обычай, по которому продавали детей в раб­ство. Называлось это «закладывать детей», если через три года родители не могли выкупить ребенка, то он становился рабом.

Вопросы:

1. Каковы причины бедственного положения народа, по мнению древнекитайского вельможи? Как он предлагает его улучшить?

2. Как историк характеризует рабство в древнем Китае?

 

10)

Полибий. «Всемирная история» (об управлении римским государством)

В римском государстве было три власти: консулы, сенат и народное соб­рание, но между ними было равномерное и правильное распределение обя­занностей, что невозможно было решить какое это государство: аристокра­тическое, монархическое или демократическое. Власть консулов может по­казаться монархической или царской; сенат и его решения могут создать впечатление об аристократическом управлении; если же примем во внима­ние положение народа и его Народное собрание, то можно признать Рим­ское государство демократическим.

Консулы в мирное время, пока не выступают в поход с легионами, реша­ют все государственные дела. Все магистраты, за исключением народных трибунов, находятся в подчинении консулов. Они же созывают народные собрания, осуществляют приготовления к войне, набирают армию, назнача­ют военных командиров. Исходя из этого, вправе назвать Римское государ­ство монархией, или царством.

Сенат, во власти которого находится казна и все расходы и доходы. Толь­ко постановления сената необходимы на расход денег и их приход. Сенат ведает и всеми опаснейшими преступлениями, как: измена, заговор, злона­меренное убийство, изготовления ядов и др. Отправление и принятие по­сольств и объявление войны также функции сената. Исходя из этого, госу­дарство может показаться аристократическим во время отсутствия консула, ибо почти все дела римлян решаются сенатом.

Что же остаётся для участия народа в государственном управлении? Толь­ко народ имеет право награждать и наказывать. Только народ постановляет смертные приговоры и замену их добровольным изгнанием. Почётные должности гражданам также дарует Народное собрание, оно же решает вопро­сы войны и мира. Следовательно, важнейшая часть управления в Римском государстве принадлежит народу и что такое государство есть демократия.

Вопросы:

  1. Как историк характеризует распределение функций государственной власти в Древнем Риме?
  2. Каковы полномочия и привилегии народного собрания? Кто мог в нем участвовать?

 

11)

Из воспоминаний М. В. Родзянко:

«Петроград перед самой войной был объят революци­онными эксцессами. <...>

Однако за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожаю­щим, когда маленькой братской нам Сербии могущест­венной соседкой Австрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для неё ультиматум, как волшеб­ством сметено было революционное волнение в столице. <...> Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны, я был поражён переменой настроения жителей сто­лицы.

Вместе с этим, в самом начале войны правительство стало на совершенно ложную точку зрения. В целях укре­пления монархического начала и престижа царской власти, правительство полагало, что войну должно и может вы­играть одно оно — царское правительство, без немедлен­ной организации народных сил в целях объединения всех в великом деле войны.

...Я смело утверждаю, что в течение трёхлетней войны это убеждение правительства не изменилось ни на йоту.

Путём здоровой пропаганды не внедрялись в массы народа здоровые понятия о том, что несёт за собою насто­ящая война, какие последствия могут быть от поражения России и насколько необходимо дружное содействие всех граждан, не жалея ни сил, ни средств, ни жизни, ни кро­ви для достижения победы. Ошибочная точка зрения не­правильно понятых своих государственных задач, постоян­ное опасение, как бы путём организации народа не создать почву для революционных очагов, и было роковой и ко­ренной ошибкой всей внутренней политики нашего пра­вительства...»

Вопросы:

1. Определите название и годы войны, о которой идёт речь в воспоминаниях. Назовите причины участия России в этой войне. Кто был царём в этот период?

2. Какие ошибки, с точки зрения автора воспоми­наний, были совершены царским правительством в этой войне и в ходе подготовки к ней? Какие ошибки можете указать дополнительно вы?

 

12)

Из воспоминаний участника строительства Сталин­градского тракторного завода:

«Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельство­вать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строитель­ную площадку. <...> Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своём участ­ке работы делала всё возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек. <...>

Страна была охвачена пафосом строительства. Порази­телен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы и саму жизнь.

...Сейчас уже трудно представить условия, в которых на­чинались эти гигантские работы. Ведь механизации не су­ществовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котло­ванов под фундаменты цехов выполнялись артелями граба­рей. <...> И вся их „техника" состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты. <...>

С развёртыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строи­тельства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: «Догнать и перегнать американские темпы в строи­тельстве". Вот тут и началось социалистическое соревнова­ние. На стройку пришло много молодёжи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад. <...>

Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым её шагом было введение непрерыв­ной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отды­хали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки — не могли смириться с нарушением „завета от­цов"».

Вопросы:

1. Как называется экономический процесс, связанный с первой пятилеткой, участником которой был автор текста? Кто был руководителем страны в эти годы?

2. На основе текста и знаний по истории назовите причины недовольства части рабочих сво­им положением.

13)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 800 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2188 - | 2139 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.