7 июля 1938 года — день рождения Ленинградского телевидения, в этот день вышла в эфир первая постановочная передача, а с августа начались регулярные передачи. До этого, с 1937 года работал Ленинградский опытный телевизионный центр на улице Академика Павлова. С момента основания и до начала 90-х годов Ленинградское телевидение называлось Отделом Телевизионного вещания ЛКРИ (Ленинградского Комитета радиоинформации), осуществляло всесоюзное вещание, а затем, вплоть до 1998 года, — и всероссийское.Ленинградское телевидение во всем было первым. 1 мая 1949 года впервые в СССР в Ленинграде был показан телевизионный репортаж с Дворцовой площади. Первый отечественный видеомагнитофон был испытан при создании программ Ленинградского телевидения. Ленинградские телевизионщики участвовали в проведении первых телерепортажей из космоса.
В 1960-е годы Ленинградское ТВ открыло жанр «телеигры» — передача «Один за всех, и все — за одного». Первое отечественное музыкальное шоу — передача «Музыкальный ринг» — также появилась на Ленинградском телевидении.В 1961 году был построен новый универсальный телевизионный центр на улице Чапыгина, 6. В 1962 году в трех студиях на Чапыгина было установлено первое экспериментальное оборудование цветного телевещания. В 1964 году Ленинградский центр телевидения был полностью оборудован и укомплектован. Техническая база позволяла транслировать как студийные, так и внестудийные телевизионные программы.В 1965 году в эфир вышли первые молодежные программы, первые викторины и конкурсы, первые программы «обратной связи». С 1985 года телемосты и теледебаты стали стандартной практикой.
4.2. Молодежная программа «Горизонт» В 60-е годы.
"Горизонт" - это был тележурнал для юношей и девушек. Там рассказывали и о молодых передовиках производства, и о моде. Там выступали талантливые эстрадные исполнители, устраивались поэтические и музыкальные конкурсы, в передаче "Музыковедческая лаборатория" рисковали рассказывать о нерекомендованном властями джазе.Именно 40 лет назад в Ленинграде молодежная редакция «Горизонт» выпускала передачи-аналоги «Фабрики» — «Пожалуйста, микрофон Вам!» и «Школа бальных танцев». Цель была та же — найти таланты среди молодежи. Передачи имели высокие рейтинги, привлекали участников со всего Союза. Конкурс певцов отбирал самых талантливых и давал им возможность выступить в эфире. «Школа бальных танцев» шла другим путем: сначала телезрителям преподавались уроки бальных танцев, а затем проводился конкурс. Думаю, что поучительным будет начать разговор с того, как создавался «Горизонт». Говорят, что ни одна талантливая идея не возникает на голой почве. Появлению молодежной редакции «Горизонт» предшествовали длительные дискуссии с психологами и социологами, учителями и секретарями обкомов и, конечно же, с самой молодежью. Люди разных профессий: ученые, филологи, журналисты, инженеры — составляли его мощное творческое ядро, наполняли богатым личностным опытом. Авторы «Горизонта» вышли из Телевизионного клуба молодежи (ТКМ), популярного в то время цикла передач для людей самых разных интересов и возрастов. Популярные циклы передач «Горизонта» сначала покорили Москву, затем вышли на Союз и Интервидение. Тысячи писем приходили в редакцию после передач «Каким ты станешь, парень?» — о проблемах подростков-беспризорников в трудовом лагере, который создал один из авторов «Горизонта», Виталий Вишневский. Большой зрительский резонанс получали выпуски «Музыковедческой лаборатории» Григория Франка о джазе и «Школы бальных танцев». Горизонтовцы всегда искали проблемную тему, яркую форму, способную увлечь и заинтересовать. Своими главными принципами они считали публицистичность, замес увлекательного в серьезное и принцип серийности. На экран не могла выйти ни одна передача, которая не несла бы в себе проблематику, актуальность. Используя принцип замеса увлекательного в серьезное, молодежная редакция придерживалась политики совмещения передач, доступных массовому телезрителю, с передачами, к которым не все еще подготовлены. И наконец, принцип серийности заключался в том, чтобы каждая передача имела продолжение во временном или событийном плане, а не оказывалась одноразовым эпизодом. Ведущие приходили в дом, как старые знакомые, продолжающие, а не начинающие разговор. Спустя почти 30 лет после закрытия «Горизонта» я встретилась с теми, кто стоял у истоков молодежной редакции, был ее идейным и творческим вдохновителем. Главный редактор Галина Познякова, режиссер Ирина Жарова и ведущий популярного в то время цикла «Музыковедческая лаборатория» Григорий Франк поделились воспоминаниями, открыли свои секреты молодежного телевидения. Галина Познякова — главный редактор «Горизонта» с 1965 по 1972 г., заслуженный работник культуры. Для своего творческого коллектива она была главным новатором и идейным лидером, по сути задавала тон работе всей редакции. — Галина Юрьевна, в чем «Горизонт» видел свою главную задачу и ответственность перед зрителем? — Мы не стремились поразить телезрителя каким-то невиданным фактом, чтобы заработать популярность, нет, мы старались через свои передачи помочь молодежи найти критерии в жизни, раскрыть более далекие перспективы. Мы назывались «Горизонтом» и обязаны были раскрывать перед зрителем жизненные горизонты. В передачах мы приглашали поговорить о личностях, о том, что такое найти себя. Наши рубрики были рассчитаны на самый широкий круг интересов молодежи. «Пожалуйста, микрофон Вам» (конкурс самодеятельных певцов), «Молекулярное кафе» (научно-фантастический клуб), «Муж да жена» (передача для молодоженов), «Веришь — не веришь» (о религии), «Каким ты станешь, парень?», «О человеке, за человека» (цикл о людях интересной судьбы), «Поэтический турнир» — это лишь небольшой перечень популярных рубрик «Горизонта». Мы знакомили молодежь с известными именами — певцами Эдитой Пьехой, Миррей Матье, Ладой Десковар, кубинской балериной Менией Мартинес и многими другими.
5.1.
5.2.