Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Национальное слагаемое процесса формирования гражданского общества в Татарстане




Недавние выборы в Государственный Совет Татарстана еще раз продемонстрировали со всей очевидностью, что никакое гражданское общество и демократия в республике без национальной составной невозможны. Как известно, самое сокрушительное поражение на выборах потерпели демократы русской ориентации (далее - демороссы).[41] Но когда они главную причину своих неудач свели в последних публикациях (одни названия статей чего стоят: "Шулерская игра в демократию", "Горький урок", "Занавес, господа!") к действиям "нынешних властей", они лукавили. На самом деле властвующая элита всего лишь воспользовалась (а чего вы, собственно, ожидали?) фундаментальным политическим просчетом деморосской оппозиции в Татарстане, а именно полным игнорированием этнического слагаемого у складывающегося в республике гражданского общества.

В основе позиции демороссов лежит мнение, что требование уделять особое внимание проблемам (включая предоставление привилегий) какой-либо этнической группы подразумевает отсутствие уважения к другим народам. Сторонники этой позиции (они есть и на Западе) обычно полагают, что особые и равные права изначально являются несовместимыми. Но среди интеллектуалов существует и иной подход, суть которого сводится к тому, что не все политические движения, которые ориентируются на этнические ценности, этнические общности, определяемые с помощью понятия культуры или этничности, обязательно придерживаются политики исключительности, нетерпимости и шовинизма. Короче, сторонники последней точки зрения считают, что национализм - категория полиморфная, включающая как варианты демократии и социальной терпимости, так и авторитаризма и империализма.[42] Поэтому, те разновидности национализма, которые строятся не на принципе исключительности, способны признавать ценности не только своей, но и других этнических культур. Надо быть совершенно слепым, чтобы не видеть очевидного: такие "националистические" движения имеют нечто общее с защитниками прав человека - в обоих случаях присутствует стремление расширить сферу защиты как личности, так и группы от угнетения, ущемления со стороны других, а также увеличить способность личности к большей автономии и самореализации.[43]

Вся предыдущая деятельность демороссов сводилась к минимизации влияния национальных демократов (нацдемов) в политической жизни республики. И это их стремление полностью совпадало с желанием правящей элиты. Никто иной, как И. Грачев, сразу после подписания Договора между Татарстаном и Россией - договора крайне несовершенного и противоречащего долгосрочным интересам республики, ее народа - заявил, что политическая ситуация у нас "развивается в правильном направлении".[44] Между тем, именно после заключения этого договора окрепший номенклатурно-бюрократический режим заставил замолчать на несколько месяцев последний оплот демократии в республике - средства массовой информации. К этому времени здоровое крыло национального движения стараниями демороссов и государственной власти лежало в развалинах. Жалкие остатки этого движения (жалкие прежде всего из-за полного отсутствия всякой связи с интеллектуалами) в очередной раз попытались создать в рамках "Круглого стола" осенью 1994 г. единый блок на предстоящих выборах. Правящая элита, почувствовав опасность, оказала давление на татарское национальное движение через ТОЦ, что хорошо проглядывается по некоторым публикациям в газете "Ватаным Татарстан". Но решающую роль в том, что союз нацдемов и демороссов не состоялся, сыграла все же позиция лидеров блока "Равноправие и законность" - именно они оттолкнули "националов".

Демороссы в своей гордыне забыли простую истину - национальные демократы были на самом деле единственной действительно демократически настроенной частью татарского общества. А развитие местной республиканской демократии было плодом не столько достижений Москвы, сколько результатом борьбы татар за свои национальные права, в т.ч. тяжелой борьбы с собственной правящей элитой, которая никогда не выступала сколько-нибудь последовательно в защиту прав татар. Поражение татарских демократов, а это случилось не в один день и стало реальностью задолго до выборов в Госсовет - с неизбежностью усилило позицию правящей элиты, которая одержала невиданную (и неожиданно легкую для себя) победу на выборах.

На сегодня в Татарстане гражданского общества еще нет, а тенденции общественно-политической динамики последнего времени скорее говорят об усилении номенклатурных черт власти,[45] нежели о демократизации. Очевидно, что главным условием перехода к демократическому обществу у нас является обеспечение такого взаимодействия политических сил в республике, которое бы базировалось на некотором соглашении между властными структурами и политическими силами (партиями, объединениями, профсоюзами и т.д.).[46] Но это должен быть не "общественный договор", как в России, а более конкретный пакет "правил игры" всех сил в политической жизни, с особо тщательной проработкой обязательств политической элиты. Зачатком такого "джентльменского соглашения" был "Круглый стол" политических партий и объединений, возникший осенью прошлого года. Но он, в силу предвыборного характера и из-за близорукости политической элиты, в республике не приобрел институциональную форму, более того, итоги выборов в парламент Татарстана сильно ухудшили возможность нахождения консенсуса между правящей группировкой и оппозицией.[47] Однако, если мы не хотим скатиться к "латиноамериканскому" сценарию с элементами багдадского режима (все-таки восточный - "халифатский" компонент у нас силен), у республики нет другого пути политического развития, как через нахождение общего языка между властью и оппозицией.

Несомненно, согласия всех сторон можно добиться лишь через достижение баланса интересов татар и русских по всем ключевым вопросам становления нового политического облика Татарстана, его экономической структуры и культуры.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 300 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2286 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.