Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Позитивизм, его сущность и исторические формы (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм)




Основоположние – французский философ О.Кант. Первоначально Кант начал дистанцироваться от гегелевского учения. Идеал позитивизма – положительные значения. Гегель развивал натур.философию и пренебрежительно относился к науке. О.Кант начал с отрицания натур.философии. Кант считал, что человечество в своём развитии прошло три стадии?

1.Мировоззрение мифологическое 2.Метафизическая стадия – мир объясняется с помощью метафизики, с помощью первоначал (например, гегелевский мировой разум). 3. Позитивная стадия

Основная особенность позитивизма – антиметафизическая направленность. Наука – сама себе философия. Вторая особенность позитивизма – феноменализм (наука в своём понимании реальности должна описывать явления, а не отрешиться (?) к метафизике; философия –, допускается, инструмент, который помогает науке получить дополнительные знания). Кант и позитивизм в целом отводили философии роль науки. Философия должна заниматься обобщением срезов реальности, которые дают разные науки. Исторические формы позитивизма:

1)1-ая форма позитивизма - позитивизм Конта, Миля и Спенсера. Они считают, что фил. должна обобщать научные знания. 2)Эмпириокритицизм (Макк и Авенариус):

Основоположник – Э. Мах. Другим известным представителем был Авенариус. Это учение возникло в начале ХХ века. В это время были сделаны многие важные научные открытия. Махири пытался дать теоретическую базу для нового естествознания. Э. Мах считал, что ему удалось открыть элементы мира – ощущения. Ощущения – это нейтральные по своей природе элементы. Любое явление – это комбинация ощущений. Для Маха метафизика – это наука о природе ощущений. Поэтому мах отвергал этот вопрос. 3)Неопозитивизм. Основоположник – Бертран Рассел, Карнап. Фил. должна заниматься изучением природы научного знания. Критерий истины - опыт. 4) Пост позитивизм. Исследует соц. природу научного знания и эффективность научной теории.

Философия структурализма.

Структурализм – комплекс научных и философских идей, связанных с применением структурного метода и получивших наибольшее распространение в 60 – ее годы во Франции. Основные представители структурализма: К. Леви - Стросс и Мишель Фуко. Основу структуралистического метода образует выявление структуры как совокупности отношений инвариантных при некоторых преобразованиях. Изучение структур обеспечивает научную объективность исследования. Объект исследования – культура как совокупность знаковых систем. Важнейшая из которых – язык, в который также входит наука, искусство. Мифология, религия и т.д.В противоположность экзистенциалистам, которые ставили в центр исследования человека и его отношения с обществом, структуралисты предметом своего анализа сделали так называемые объективные связи. Они считали, что человеческая мысль и деятельность жёстко предопределены безлично объективными структурами и законами их функционирования. Экзистенциализм был реакцией на глубочайшее потрясение, постигшее общество в результате двух мировых войн. Структурализм же стал отражением противоречий позднекапиталистического общества в условиях развёртывания научно – технической революции. Одно из её следствий – широкое проникновение в науку о человеке и обществе методов, разработанных в естественных и технических науках. Основная проблема – проблема метода исследования. По мнению структуралистов, нет никакой разницы между науками о природе и науками о человеке, следовательно, метод познания должен быть единым. Социально – гуманитарные знания лишь тогда могут считаться научными, если приобретут как и естественные знания формализованный вид. Тогда они будут строгими и доказательными. Структурализм абсолютизирует социальные структуры. Человек рассматривается как пассивный объект, бессознательный исполнитель правил, по которым функционируют эти социальные структуры. Представители данного направления внесли значительный вклад в исследование логической структуры языка и мышления, литературы, искусства и других явлений культуры.

 

24. Антропологические направления: философия экзистенциализма, герменевтика.

Термин «экзистенциализм» происходит от позднелатинского existentia – существование – «философия существования».Первоначальные форма экз-ма возник в России: Бердяев, Шестов. После 1ой мировой получил широкое распространение в Германии и во Франции. Различают немецкие и франц.ветви. Основными нем.: Ясперс и М.Хайдеггер, М.Бубер. Французск.ветвь: Марсель, Калиго. После второй мировой войны философия экз-ма получает широкое распространение по всему миру. Различают религиозные и атеистические. Предшественником экзистенциалистов в 19 веке был датский философ Кьеркегор. Кьеркегор выделял три стадии человеческого развития: 1.чувственная(символ-ДонЖуан)2.этическая(чувство долга)3.стадия страдания

Центральной философской проблемой экз-ма является индивидуальное бытие человека: смысл жизни, свобода и ответственность, жизненный путь и человеческая судьба. Эта тема близка художникам, музыкантам, писателям. Экзист.получила распространение в среде творч. интеллигенции.

Основным понятием выступает «экзистенция»(Э.), призванное раскрыть сущность индивидуального бытия человека. Э. означает способность чел.осуществить свой выбор, раскрыть свои возможности, не каждый человек обладает Э-цией. Представители религиозного экз.утверждают, что бытие человека – нулевая степень Э-ции и только религ.существование - полное осуществление Э-ции. Люди принципиально одиноки, обречены на взаимное непонимание, каждый человек – целый мир, но эти миры не сообщаются друг с другом. Центральная проблема, на которой сосред. своё внимание Э. – как стать человеком? С этой проблемой связаны и все остальные проблемы. Одной из таких проблем явл. проблема отчуждения человека от общества. Эту проблему подробно исследовал Маркс. Задача философии состоит в том, чтобы помочь человеку, охваченному трагическими умонастроением, искать и находить своё «Я», смысл своей жизни даже в самых трагических ситуациях. «Э.» (существование) выражает единственность, уникальность жизни каждого человека: его индивидуальную судьбу, сокровенные глубины своего «Я». Экзистенциалисты настаивают на необходимости сохранения личной уникальности в ее первозданном состоянии, в ее нетронутости, в ее «неприобщенности» социально-историческому контексту. Экзистенциалисты утверждают, что каждый человек абсолютно свободен, абсолютность свободы означает независимость от общества, от моральных норм, семейных вещей и т.д. Каждый сам стоит для себя мораль. Моральный выбор – это акт свободного творчества, подобный созданию произведения искусства. Однако, за сделанный выбор человек должен расплачиваться, нести ответственность. Совершая выбор, человек сам создаёт мир, в котором живёт. Проблема бытия чел. Экзистенциализм выделяет 2 вида бытия: подлинное и неподлинное. Понимается как интенсивное внутренние переживание своей неповторяемости. Наше конкретное бытие неподлинное, мы не выбираем, когда появиться на свет, зависит от предметов и др. людей. Заброшены в этот мир помимо нашей воли и вернёмся к подлинному бытию – необходимо перестроить свой внутренний мир – возможно в условиях неограниченныйх ситуаций.

Герменевтика – своими корнями уходит в античность Греции. Наука о понимании, истолковывании текстов. Как философское направление Г. оформилась в 70-е годы 20 в. Разработка философии Г-ки была начата немецким философом Гадамером.Он понимал Г-ку как учение о бытии. Согласно Гадамеру, основу исторического познания всегда соответствует предварительное понимание, заданное традицией. Носителем понимания или традиции являлся по Гадамеру – язык. Для современной Г. основной проблемой также явл. проблема языка. Центральным понятием философии Г. выступает понятие интерпретации. Этот термин использовался в современной западной философии в начале как синоним понимания, как обозначение полиса глубинного смысла текста, а в дальнейшем как особый метод трансформации символов, необходимый для всех общественных, а затем и естественных наук. Представители Г-ки считали, что интерпретация и понимание могут быть достигнуты путём вживания исследования в коллективное «Я» культуры его времени. Основное внимание Г-ка уделяет методологическим приёмам психол-го и исторического познания. Представители данного направления счит., что не преобр-ния соц.отношений, а понимание понимания в языке является спасением от бедствий, подстерегающих человека в современном мире.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 914 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2366 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.